Овладение навыком письма в дошкольном возрасте
статья (старшая, подготовительная группа)
Подготовка руки к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенности старшего дошкольника, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, поэтому старшему дошкольнику необходимо создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golikova_statya_2.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Овладение навыком письма в дошкольном возрасте
«История письма ребенка начинается
значительно раньше того момента,
когда учитель впервые вкладывает
ему в руки карандаш и показывает,
как надо писать буквы»
Л.С. Выготский.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.
Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного мышления. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе, комплекс трудностей.
Практика показывает, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением навыков письма Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.
Подготовка руки к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности старшего дошкольника, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, поэтому старшему дошкольнику необходимо создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Умение выполнять мелкие движения развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 ˗ 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не
был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.
Поэтому работа по подготовке к письму должна начинаться задолго до поступления ребёнка в школу.
Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Отечественные исследователи по дошкольной педагогике рассматривают целый спектр вопросов, касающихся готовности (социальной, психологической, познавательной) ребенка-дошкольника к обучению в школе (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, А.К.Маркова, Т.В.Марцинковская, Д.Б.Эльконин, и др.).
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухо-моторных (М.М.Безруких, Е.Н.Соколова, Л.Я.Желтовская, С.О.Филиппова, и др.).
В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графо-моторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А.Агаркова, М.М.Безруких, О.Б.Иншакова, Р.Д.Тригер, Н.С.Пантина, О.С.Филиппова, и др.).
Наряду с указанными выше интегративными умениями одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитых функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также базовых графических умений и навыков (Н.Г.Агаркова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова, С.О.Филиппова, и др.).
К базовым графическим умениям и навыкам относятся:
- сформированность функций ведущей руки и согласованность действий обеих рук;
- ориентировка на листе бумаги;
- правильный захват пишущего предмета (карандаша, фломастера, ручки);
- нажим грифелем карандаша на лист бумаги;
- действия с карандашом - проведение различных линий (прямых, ломанных, волнистых) в заданных направлениях; работа на тетрадных листах по образцу (копирование, штриховка, обводка) и речевой инструкции.
Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет социальную ситуацию в его развитии. Детский сад является первой ступенью в системе государственного образования и играет важную роль по подготовке детей к школе.
Готовность к обучению старших дошкольников включает в себя формирование и развитие важных компонентов: общей и мелкой моторики, координации движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, визуально-пространственные представления и сформированность фонематической системы.
Важным положением для овладения речью (как устной, так и письменной), значится развитие двигательных навыков, как общей, так и мелкой моторики, речевых моторных навыков. В работах В. М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Н. Анохина доказано воздействие манипулирования руками на развитие высшей нервной деятельности, главным образом на развитие речи.
M. M. Кольцовой установлено, что уровень развития детской речи непосредственно зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев. Учёные подчёркивают, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей осуществляется под влиянием кинестетических импульсов из рук. Большая степень развития мелкой моторики, сообщает о функциональной зрелости коры головного мозга, тем самым и о психологической готовности ребенка к обучению.
Игры и упражнения, которые способствуют развитию тонких моторных навыков, представляют собой средство поддержания тонуса и эффективности коры головного мозга. В процессе таких игр внимание детей, слух и визуально ˗ моторная память улучшаются.
Чтобы научить писать детей старшего дошкольного возраста, необходимо также сформировать пространственные представления. Пространственные представления включают в себя не только определение формы, величины, местоположения и движения предметов относительно друг друга и их собственного тела, но также последовательность букв и звуков в слове в процессе написания.
Важным компонентом готовности к обучению письму является чувство
ритма, которое происходит в самых разных сферах человеческой деятельности. По формулировке И. Н. Садовниковой, чувство ритма ˗ это умение, которое обнаруживается в воспроизведении ритмически организованных частях временного ряда.
K.Д. Ушинский, анализируя проблему освоения графических навыков, свидетельствует, что одной из части точного каллиграфического почерка оказывается ритм движения пальцев во время процесса написания. Ритм движения процесса письма остается в его конечном результате. В то время, как все частички букв равноудалены, имеют одинаковую высоту, одинаково наклонены, это письмо создает впечатление ритмического рисунка. Координация движений приходится еще одной частью готовности к
обучению письму. Это скоординированная работа всех мышц тела, а в последствии этого, движения получаются измеренными, пластичными, экономичными и в то же время незаметно, что отдельные мышцы действуют в противоположном направлении.
Как отмечал Э. В. Гурьянов, большой проблемой первоклассников является неспособность организовывать движения звеньев руки, пальцев, кисти, предплечья и плеча. Невозможность организовывать движения различных частей руки, может привести к остановке, выходу черты за строку, неточности движений или подергиванию руки в момент написания.
Э.В. Гурьянов подчеркивает необходимость создания благоприятных психофизиологических условий для написания: устранение ненужного мышечного напряжения, повышение подвижности руки путем правильной координации движений её частей.
Таким образом, овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс. Помогут в этом грамотно подобранные приёмы и упражнения, направленные на развитие у старшего дошкольника мелкой моторики, координации движения руки, формирования навыков анализа, сравнения, распознавания, а также развитие зрительного восприятия, произвольного внимания.
Источники
- Венгер, Л.А. Психология. - М.: Дрофа, 2015. - 336 с.
- Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций/ Л. С. Выготский. ˗ М.:2016. ˗ 580 с
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Мозаика-Синтез, 2006, - 180 с.
- Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков / Е. В. Гурьянов ˗ М.: АПН РСФСР, 2014. ˗230 с.
- Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов: - Мн.: Университетское, 2015. – 95 с.
- Кудинова, М. И. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений. Современные наукоемкие технологии / М. И. Кудинова. ˗ М.: 2016. ˗ 364 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Academia, 2004. - 352 с.
- Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. ˗ М.: ИЦ «Академия», 2002. ˗ 77 с.
- Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / под ред. Т.А.Марковой. - М.,2012. – 165 с.
- Педагогика: учебник для бакалавров / под общ. Ред. А.С. Подымовой, В.А. Сластёнина. – М.: Издательство Юрайт, 2014. - 332 с.
- Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / Н. Я. Семаго. ˗ М.: Айрис ˗ пресс, 2007. ˗ 112 с.
- Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Н. Подьякова, Н.Я. Михайленко. - М., 2005. - 190 с.
- Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г. - 34 с.
- Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л. С. Цветкова. ˗ М.: «Юристъ», 1997. ˗ 256 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: Академия, 2011. - 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подготовка руки ребенка к овладению навыками письма"
Письмо - сложный координационный навык, требующий работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем д...
" Подготовка детей к овладению навыком письма, как один из факторов обеспечения успешности в школе".
Данная консультация направлена на ознакомление родителей с понятием мелкая моторика. В ней описана зависимость интеллекта от уровня развития мелкой моторики. Конусльтация направлена на фор...
Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...
Методические рекомендации для родителей «Ловкие пальчики или игровые упражнения для простого овладения навыком письма старшими дошкольниками с ОВЗ»
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного вос...
Состояние предпосылок к овладению навыком письма у дошкольников с общим недоразвитием речи
В данной статье освещается вопрос о формировании письменного навыка у детей с общим недоразвитием речи. Также приведены данные научного эксперимента по изучению сформированности невербальных про...
Проблема влияния невербальных функций на овладение навыком письма у детей с общим недоразвитием речи
В статье приведен обзор исследований разных авторов о становлении навыка письма. Описывается проблема несформированности предпосылок готовности к овладению письмом у дошкольников с общим недоразвитием...
«Специфика овладения навыками ориентировки детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения»
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, словесные об...