Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду
проект (подготовительная группа)
Актуальность экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду и дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыты и эксперименты с детьми | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность в детском саду
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста это один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Актуальность в том, что
ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.
А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.
Новизна состоит в том, что данная технология формирует первоначальные исследовательские умения детей, включает дошкольников в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую, через интеграцию образовательных областей. Технология направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты. Поисково-познавательная деятельность проводится в форме совместной деятельности один раз в неделю: с детьми младшей групп 3-4 лет, с детьми средней группы, старшей группе, подготовительной. Обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей необходимо проводить 2 раза в год.
Задачи:
- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, через исследовательскую деятельность;
- продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность;
- развивать мышление, память;
- формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы;
- через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов;
- уточнять представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы;
- помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе;
-показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Основываемся на принципах
Научности и предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; соответствие содержания работы основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; возможность реализации в практике дошкольного образования.
Целостности и основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса в поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Систиматичности и последовательности и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развивая поисково-исследовательскую деятельность дошкольников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Индивидуально-личностной ориентации воспитания и обеспечивает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и готовности к дальнейшему ее развитию; обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт; создает условия для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Доступности и предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности воспитанников;
Активного обучения и предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Креативности и предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Результативности и предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме, независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Используем традиционные методы:
- наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
- словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
- практические методы.
Большое значение придается игре: игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ.
А также инновационные методы
- элементы ТРИЗ;
- приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;
- инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников.
В процессе экспериментирования применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Соблюдаем правила выбора темы: интересная для ребенка; доступна для изучения; приносит пользу участникам исследования; оригинальна с элементами неожиданности и необычности; выполнялась относительно быстро.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
2. Состояние и превращение вещества.
3. Движение воздуха, воды.
4. Свойства почвы и минералов.
Структура детского исследования (по А.И. Савенкову)
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Выработка гипотез и предложений;
- Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Сбор материала;
- Обобщение полученных данных;
- Подготовка материалов исследования к защите (доклад, сообщение);
- Защита.
Большое внимание в исследовательской деятельности уделяется организации развивающей среды в группе. Должна быть создана мини-лаборатория (центр науки), где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращивают растения. В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей.
Необходимо постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.
Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке экспериментирования могут «жить» персонажи, которых можно придумать и сделать совместно с детьми и родителями. Дети дошкольного возраста задают много вопросов. Часто этим же занимается веселый, озорной и любопытный Незнайка, который приходит в группу из волшебного Цветочного города. Он «участвует» в экспериментах, «приносит» интересные вещи юным исследователям. У Незнайки есть яркие нарукавники и фартук для нужных и интересных вещей. Всё это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Можно создать уголок «Школа Незнайки» для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности.
Исследовательская деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Толчком к началу исследования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.
Этапы исследовательской деятельности:
В младшем дошкольном возрасте начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
В среднем дошкольном возрасте – этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: Как это сделать.
В старшем дошкольном возрасте в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Рекомендации по организации исследовательской деятельности:
- Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.
- Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.
- Подходите ко всему творчески.
Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для этого необходимо использовать не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. С детьми более старшего возраста можно организовать «мини-лаборатории», в которых собраны и постоянно дополняются новыми различные интересные предметы, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов.
На развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение зачастую репродуктивных методов обучения; авторитарность и доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Все это приводит к потере любопытства и познавательного интереса детей. Обращаем внимание на развитие некоторых умений у детей.
- Видеть проблемы;
- Задавать вопросы;
- Выдвигать гипотезы;
- Давать определение понятиям;
- Классифицировать;
- Наблюдать;
- Структурировать полученный в ходе исследований материал;
- Делать выводы и умозаключения;
- Доказывать и защищать свои идеи.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
- особенностями изучаемого явления,
- наличием свободного времени,
- состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим нужно оформить центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.
При оборудовании мини-лаборатории учитывать следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения.
Опыты и эксперименты.
Опыт №1. Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка. Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.
Опыт №2. Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».
Опыт №3. Нужно взять свечу на блюдце и зажечь. Когда свеча разгорелась, накройте её стаканом. Что происходит? Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из воздуха. Когда мы накрываем стаканом свечу, мы перекрываем доступ кислорода к пламени, и огонь гаснет.
Опыт №4. В следующем опыте со своими исследователями мы используем дрожжи, сахар и тёплую воду. Необходимо некоторое время для того чтобы дрожжи растворились и началась реакция, только тогда шарик начнёт надуваться.
Вывод:
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.
Приёмы работы по развитию связной речи в процессе детского экспериментирования. Из опыта работы....
Тема проекта: «Организация экспериментальной деятельности детей в детском саду»
Тема проекта: «Организация экспериментальной деятельности...
Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"
Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"...
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников Проект «Опытно-экспериментальная деятель-ность дошкольников в детском ...
Мастер – класс по экологии для педагогов «Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду – «Радуга в стакане».
Мастер – класс по экологии для педагогов«Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду – «Радуга в стакане»....
мастер -класс по экологии для педагогов ДОУ "Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"
мастер -класс по экологии для педагогов ДОУ "Экспериментальная деятельность в детском садмастер -класс по экологии для педагогов ДОУ "Эксперементальная деятельность в детском саду"у&quo...
Обобщение опыта работы «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду».
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, ...