Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument.odt | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников
Проект
«Опытно-экспериментальная деятель-ность дошкольников в детском саду и дома, как одна из форм сотрудничества с семьями воспитанников»
Актуальность
На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множе-ство новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содейство-вать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие лично-сти ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение моти-вации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.
Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная дея-тельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требова-ний к универсальности знаний.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правиль-ной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предмет-но-практической деятельности и познания «Активный делатель» - источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, созна-тельной и творческой свободой, т. е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Цель проекта:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любо-знательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приве-дёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи проекта:
1. Расширить представления детей об окружающем мире через зна-комство с элементарными знаниями из различных областей наук;
2. развивать у детей элементарные представления об основных физи-ческих свойствах и явлениях окружающего мира. ;
3. развивать элементарные математические представления.
4. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т. д.).
5. Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощника-ми при проведении игр-экспериментов (лупы, микроскопы, пинцет, пипет-ка, воронка и др.)
6. Развивать у детей умственные способности:
- развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формировать способы познания путём сенсорного анализа,
- развивать речевую деятельность.
7. Развивать самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляци. своих действий.
8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
9. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
10. формировать умение самостоятельно зарисовывать графически результаты своих наблюдений.
11. Привлекать родителей к совместной с детьми деятельности по экспериментированию.
Общая характеристика проекта:
Тип проекта:
Долгосрочный (срок реализации: сентябрь – май, информационно-практико-ориентированный.
Сроки проекта:
Проект рассчитан на один учебный год для детей подготовительной к шко-ле группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в 2 недели по 30-35 минут.
Вид проекта:
Исследовательский
Форма работы:
1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
Формы взаимодействия:
• С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.
• С родителями: консультации; открытые показы итоговых занятий.
• С педагогами: семинары; открытые занятия; консультации.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2. Создание единого инновационного пространства.
3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
Гипотеза: Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста будет оптимальной при условии теоретического изучения особенностей экспериментального обучения, пере-хода в режим экспериментального функционирования и включения детей в культурно-образовательные виды деятельности
Участники проекта: воспитанники подготовительной дошкольной группы с ОНР, педагоги, родители.
Методы проведения:
• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и экспе-рименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
• Проведение опытов (практических);
• Беседы (конструктивные).
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный:
1.1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педаго-гике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме иссле-дования.
1.2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.
1.3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
1.4. Определение основных форм работы с детьми.
1.5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.
1.6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно- экспериментальной деятельности детей, оснащение угол-ка экспериментирования:
- специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
- природный материал (камешки, песок, семена и т. п);
- утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки);
- прочие материалы - лупы, термометры.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспери-ментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
1.7. Подборка практического материала, включающего:
Работу с детьми:
-перспективное планирование проведения образовательной деятель-ности по опытно-экспериментальной деятельности и подбор конспектов;
- перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;
- диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной де-ятельности;
- картотеку опытов и экспериментов;
- картотека игр по экспериментированию.
Работа с родителями:
- консультации для родителей по данной теме;
- памятки,
- семинары практикумы,
-открытая образовательная деятельность детей и их родителей;
- организация конкурса среди семей «Конкурс исследовательских работ «Я исследователь».
Работа с воспитателями:
- консультации
- открытые образовательные деятельности,
- печатная информация о реализации проекта в газете ДОО «Не-величка. RU».
2 этап – основной:
Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
- образовательная деятельность;
- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.
Образовательная деятельность.
Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фо-кусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испыты-вают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Для организации самостоятельной познавательной деятельности де-тей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, нали-чие модели последовательности деятельности помогает детям самостоя-тельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
Совместная деятельность наиболее привлекательна форма организа-ции работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.
Позитивные моменты:
- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);
- в процессе экспериментальной деятельности дети получают воз-можность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут.
Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня разви-тия и познавательных интересов детей.
Методика проведения опытов и экспериментов.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспери-ментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем пе-дагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.
Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или за-дачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собствен-ные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспери-ментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т. е. оформление в рисунках, схе-мах.
Работа с родителями
Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа под-держивали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
Организовать конкурс среди семей «Конкурс исследовательских работ «Я исследователь». Предложить детям дома проделать ряд опы-тов с водой, воздухом, природным материалом, провести исследования, снять видеосюжет. Родители помогают, направляют детей на выполне-ние заданий.
Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на про-гулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними пи-томцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
3 этап – заключительный:
В конце года проводится повторное обследование детей. Диагности-ка покажет динамику развития детского экспериментирования.
Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
Дальнейшее развитие проекта
1. Развитие поисково-познавательной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста:
1) создание условий в группах среднего возраста для поддержания и развития познавательного интереса;
2) разработка перспективного планирования по развитию поисково-познавательного интереса детей среднего возраста;
3) организация совместной деятельности детского сада и семьи по данной тематике.
Работа коллектива ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:
1) разработка рабочих программ дополнительной образовательной деятельности для воспитанников старшего возраста «Секреты живой при-роды»;
2) оборудование «Метеостанции», обучение воспитанников способам и приемам работы на ней.
приложение.
Перспективный план работы опытно –
экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Месяц 2 неделя 4 неделя
Сентябрь Образовательная деятельность: «Знакомство с песком и его свойствами»
Цель: познакомить детей с песком и его свойствами (сыпучий, движется, пропускает воду, имеет форму (песчинки, свойства "рассеянного" песка, свойство мокрого песка.
Задачи: выявить свойства песка; познакомить с песочными ча-сами; устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес к познавательной деятельности, обогащать словарный запас детей, песок-песчинка, форма ромба, сыпучий, конус, сплывы, рассеянный песок, плотнее, своды и тоннели, песочные часы, лупа, секундомер, воронка, сито; развивать речь, мышле-ние, внимание, наблюдательность. Образовательная деятельность: «Свойства воды».
Цель: уточнить знания детей о свойствах твёрдых, жидких и газообразных тел.
Задачи: Дать представления о трёх состояниях воды и при-чинах перехода одного в другое, формировать представление детей о неживой природе, упражнять в зарисовке своих наблюдений.
Октябрь Образовательная деятельность «Состав и свойства почвы»
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной актив-ности, любознательности.
Задачи:-познакомить детей со свойствами природных матери-алов: почвы, песка, глины;
-учить детей способам исследования окружающего мира на при-мере проведения опытов с природным материалом;
-приучать ребенка зарисовывать и отмечать результаты наблю-дений.
-развивать любознательность, интерес к исследовательской дея-тельности, логическое мышление и речь.
-воспитывать бережное отношение к природе. Открытая образовательная деятельность "Сладкие опы-ты"
Цель:Способствовать развитию у детей познавательной ак-тивности, любознательности.
Задачи:1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.
3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анали-зировать, делать выводы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Упражнять в составлении полных ответов на вопросы.
7. Учить отвечать полным ответом на вопрос.
8. развивать слуховое внимание.
Ноябрь Образовательная деятельность: «Живая и неживая природа. Взаимосвязь живой и неживой природы»
Цель: Ознакомление детей с живой и неживой природой.
Задачи: научить детей отличать природные объекты от искус-ственных, созданных человеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представ-ление о неразрывной связи человека с природой, что мы—люди—являемся частью Природы, что для роста и развития жи-вых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, пита-ние, любовь и бережное отношение окружающих.
Образовательная деятельность: «Вода – растворитель. Очищение воды».
Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исче-зают, а растворяются.
Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Вы-явить вещества, которые не растворяются в воде. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
Создать условия для выявления и проверки различных спосо-бов очистки воды.
Закрепить знания о правилах безопасного поведения при рабо-те с различными веществами.
Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
Развивать логическое мышление путем моделирования про-блемных ситуаций и их решения.
Закреплять в речи детей слова : фильтр, водопровод, воронка.
Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
Де-кабрь Образовательная деятельность: «Эксперименты с мукой»
Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Задачи:
Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых куль-турах. Познакомить со свойствами муки.
Продолжать формировать у детей умение предвидеть послед-ствия действий. Развивать познавательный интерес к экспери-ментированию, умение делать вывод, развивать слуховой, зри-тельный, тактильный анализаторы.
Развивать внимание, мышление, память.
Образовательная деятельность: «Извержение вулкана»
Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
Задачи: Познакомить детей с понятием «вулкан», дать пред-ставление о происхождении и строении вулкана.
Стимулировать желание детей экспериментировать;
Развивать положительное отношение к познанию окружающе-го мира.
- Развивать аккуратность и взаимопомощь
- Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной дея-тельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Январь Образовательная деятельность: «В гости к Архимеду»
Цель: формирование целостного мировидения.
Задачи: развитие наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение); установление при-чинно – следственной зависимости природных явлений; созда-ние предпосылок формирования учебной и умственной деятель-ности.
Образовательная деятельность: «Мир пещер».
Цель: Продолжать формирование представлений о пещерах.
Задачи:
Сформировать представление о пещерах; ввести понятие о ста-лактитах и сталагмитах. Развивать внимание, память, логиче-ское мышление, наблюдательность.
Развивать связанную речь, обогащать словарь детей: пещеры, спелеология, дождевая капля, каменная сосулька, колонна, ста-лагнаты, сталагмиты, сталактиты, памятники природы, атмо-сфера. Воспитывать интерес к истории, любознательность. Бе-режное отношение к природе.
Фев-раль Образовательная деятельность: «Интересное рядом»
Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспери-ментальной деятельности.
Задачи:1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребён-ка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы. Образовательная деятельность: «Природные красители»
Цель: Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде.
Задачи: Активизировать субъектный опыт детей.
Продолжать учить детей выделять признаки исследуемого объ-екта, проверяя свои предположения экспериментальным пу-тем. Развивать умения работать в парах.
Формировать умение самостоятельно отбирать средства и ма-териалы для проведения опытов, фиксировать результаты экс-периментов. Развивать восприятие, мышление, речь (словес-ный анализ, речь-суждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий с исследуемым материалом.
Март Открытая образовательная деятельность «Путеше-ствие капельки или что такое КЛИМАТ»
Цель: Дать представление детям о понятии «климат», на основе стимулирования полученных знаний, приобре-тенного личного опыта.
Задачи: Закреплять знания детей о природном окруже-нии, о сезонных признаках изменения природы, о четко устоявшихся погодных явлениях кубанской земли для усвоения понятия «климат». Помочь лучше узнать и оценить особенности климата той местности, где живут дети. Обратить внимание на красоту и неповторимость родной земли. Вызвать желание сделать все, чтоб она становилась красивее и лучше. Образовательная деятельность: «Секретные записки».
Цель: установление простейших причинно - следственных связей.
Задачи:
1. Продолжать развивать у детей познавательные способности, само-стоятельность.
2. Выявить возможность использования различных веществ, способы их проявления.
3. Воспитывать аккуратность, интерес к экспериментам.
Апрель Образовательная деятельность: «Волны невидимки»
Цель: формировать понятие «звуковая волна» .
Задачи: помочь детям получить ответы на вопросы: «Как распространяется звуковая волна, выявить причи-ны усиления звука, выделить характерные звуки стек-лянных предметов, используя разные способы обозначе-ния. Формировать желание заботится об органах слуха – уши, развивать фантазию, способствовать импровиза-ции.
Образовательная деятельность: «Волшебные свойства магнита».
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе знаком-ства со свойствами магнитов.
Задачи: способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;
· учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выде-ляя выраженные качества и свойства;
· развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, де-лать выводы;
·аинтересовать детей практической деятельностью, способствовать вос-питанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
Май Образовательная деятельность: ««Свойства копиро-вальной бумаги».
Цель: Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги.
Задачи: Развивать умение обследовать предметы с раз-ных сторон, подбирать материал, продолжать ход дея-тельности для получения желаемого результата, позна-комить детей со свойствами копировальной бумаги че-рез опыт; развивать умение организовывать свою дея-тельность; воспитывать чувство взаимопомощи
Образовательная деятельность: «Электрические чудеса»
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружа-ющего мира через организацию опытно- экспериментальной деятель-ности.
Задачи: познакомить детей с достижением человечества – электриче-ством; обобщать знания детей об электрических приборах и их исполь-зовании человеком, познакомить с понятием «статическое электриче-ство», закреплять правила безопасного обращения с электроприборами, способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности, вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.
Литература:
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и экспери-менты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетини-на. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.
3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в дет-ском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
4. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
5. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз-раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997 .
7. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
8. Рыжова НА. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Поиск современных форм сотрудничества с семьями воспитанников по формированию социально-нравственных качеств дошкольников».
Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлени...
Письменный отчёт об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО педагога дополнительного образования -хореографа Л.Н.Котко МБДОУ ЦРР – детский сад № 6 ст. Старощербиновская
Материал для педагогов - хореографов в ДОУ...
Активные формы сотрудничества с семьями воспитанников по духовно - нравственному воспитанию дошкольников
Представлена система работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников в рамках семейного клуба «Наседки»....
Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"
Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"...
Родительское собрание «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников в детском саду и дома»
Родительское собрание «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников в детском саду и дома«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что то одно, но открыть ...
Традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в рамках детско-родительского клуба "Шире круг"
Традиционные и нетрадиционные мероприятия для детей старшего дошкольного возраста и семей воспитанников...
Обобщение опыта работы «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду».
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, ...