Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников
проект (старшая группа)

Никульченко Людмила Анатольевна
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников Проект «Опытно-экспериментальная деятель-ность дошкольников в детском саду и дома, как одна из форм сотрудничества с семьями воспитанников» Актуальность На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множе-ство новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содейство-вать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие лично-сти ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение моти-вации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная дея-тельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требова-ний к универсальности знаний. Детское экспериментирование - это активная деятельность правиль-ной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предмет-но-практической деятельности и познания «Активный делатель» - источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, созна-тельной и творческой свободой, т. е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любо-знательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приве-дёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Задачи проекта: 1. Расширить представления детей об окружающем мире через зна-комство с элементарными знаниями из различных областей наук; 2. развивать у детей элементарные представления об основных физи-ческих свойствах и явлениях окружающего мира. ; 3. развивать элементарные математические представления. 4. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т. д.). 5. Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощника-ми при проведении игр-экспериментов (лупы, микроскопы, пинцет, пипет-ка, воронка и др.) 6. Развивать у детей умственные способности: - развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формировать способы познания путём сенсорного анализа, - развивать речевую деятельность. 7. Развивать самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляци. своих действий. 8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. 9. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 10. формировать умение самостоятельно зарисовывать графически результаты своих наблюдений. 11. Привлекать родителей к совместной с детьми деятельности по экспериментированию. Общая характеристика проекта: Тип проекта: Долгосрочный (срок реализации: сентябрь – май, информационно-практико-ориентированный. Сроки проекта: Проект рассчитан на один учебный год для детей подготовительной к шко-ле группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в 2 недели по 30-35 минут. Вид проекта: Исследовательский Форма работы: 1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. 2. Фронтальная работа. 3. Индивидуальная работа. Формы взаимодействия: • С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность. • С родителями: консультации; открытые показы итоговых занятий. • С педагогами: семинары; открытые занятия; консультации. Предполагаемые промежуточные и конечные результаты: 1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире. 2. Создание единого инновационного пространства. 3. Чёткое выполнение поставленной задачи. 4. Повышение уровня мотивации к занятиям. Гипотеза: Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста будет оптимальной при условии теоретического изучения особенностей экспериментального обучения, пере-хода в режим экспериментального функционирования и включения детей в культурно-образовательные виды деятельности Участники проекта: воспитанники подготовительной дошкольной группы с ОНР, педагоги, родители. Методы проведения: • Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и экспе-рименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы; • Проведение опытов (практических); • Беседы (конструктивные). Реализация проекта: 1 этап – подготовительный: 1.1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педаго-гике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме иссле-дования. 1.2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей. 1.3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов. 1.4. Определение основных форм работы с детьми. 1.5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования. 1.6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно- экспериментальной деятельности детей, оснащение угол-ка экспериментирования: - специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки); - природный материал (камешки, песок, семена и т. п); - утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки); - прочие материалы - лупы, термометры. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспери-ментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. 1.7. Подборка практического материала, включающего: Работу с детьми: -перспективное планирование проведения образовательной деятель-ности по опытно-экспериментальной деятельности и подбор конспектов; - перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов; - диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной де-ятельности; - картотеку опытов и экспериментов; - картотека игр по экспериментированию. Работа с родителями: - консультации для родителей по данной теме; - памятки, - семинары практикумы, -открытая образовательная деятельность детей и их родителей; - организация конкурса среди семей «Конкурс исследовательских работ «Я исследователь». Работа с воспитателями: - консультации - открытые образовательные деятельности, - печатная информация о реализации проекта в газете ДОО «Не-величка. RU». 2 этап – основной: Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах: - образовательная деятельность; - совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником. Образовательная деятельность. Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фо-кусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испыты-вают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Для организации самостоятельной познавательной деятельности де-тей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, нали-чие модели последовательности деятельности помогает детям самостоя-тельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями. Совместная деятельность наиболее привлекательна форма организа-ции работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности. Позитивные моменты: - закрепление ранее полученного (усвоенного) материала; - продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях; - свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана); - роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер); - в процессе экспериментальной деятельности дети получают воз-можность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно). Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут. Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня разви-тия и познавательных интересов детей. Методика проведения опытов и экспериментов. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспери-ментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем пе-дагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или за-дачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собствен-ные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспери-ментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т. е. оформление в рисунках, схе-мах. Работа с родителями Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа под-держивали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Организовать конкурс среди семей «Конкурс исследовательских работ «Я исследователь». Предложить детям дома проделать ряд опы-тов с водой, воздухом, природным материалом, провести исследования, снять видеосюжет. Родители помогают, направляют детей на выполне-ние заданий. Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на про-гулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними пи-томцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье. 3 этап – заключительный: В конце года проводится повторное обследование детей. Диагности-ка покажет динамику развития детского экспериментирования. Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу. Дальнейшее развитие проекта 1. Развитие поисково-познавательной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста: 1) создание условий в группах среднего возраста для поддержания и развития познавательного интереса; 2) разработка перспективного планирования по развитию поисково-познавательного интереса детей среднего возраста; 3) организация совместной деятельности детского сада и семьи по данной тематике. Работа коллектива ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: 1) разработка рабочих программ дополнительной образовательной деятельности для воспитанников старшего возраста «Секреты живой при-роды»; 2) оборудование «Метеостанции», обучение воспитанников способам и приемам работы на ней. приложение. Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Месяц 2 неделя 4 неделя Сентябрь Образовательная деятельность: «Знакомство с песком и его свойствами» Цель: познакомить детей с песком и его свойствами (сыпучий, движется, пропускает воду, имеет форму (песчинки, свойства "рассеянного" песка, свойство мокрого песка. Задачи: выявить свойства песка; познакомить с песочными ча-сами; устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес к познавательной деятельности, обогащать словарный запас детей, песок-песчинка, форма ромба, сыпучий, конус, сплывы, рассеянный песок, плотнее, своды и тоннели, песочные часы, лупа, секундомер, воронка, сито; развивать речь, мышле-ние, внимание, наблюдательность. Образовательная деятельность: «Свойства воды». Цель: уточнить знания детей о свойствах твёрдых, жидких и газообразных тел. Задачи: Дать представления о трёх состояниях воды и при-чинах перехода одного в другое, формировать представление детей о неживой природе, упражнять в зарисовке своих наблюдений. Октябрь Образовательная деятельность «Состав и свойства почвы» Цель: Способствовать развитию у детей познавательной актив-ности, любознательности. Задачи:-познакомить детей со свойствами природных матери-алов: почвы, песка, глины; -учить детей способам исследования окружающего мира на при-мере проведения опытов с природным материалом; -приучать ребенка зарисовывать и отмечать результаты наблю-дений. -развивать любознательность, интерес к исследовательской дея-тельности, логическое мышление и речь. -воспитывать бережное отношение к природе. Открытая образовательная деятельность "Сладкие опы-ты" Цель:Способствовать развитию у детей познавательной ак-тивности, любознательности. Задачи:1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы. 2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека. 3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности. 4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром. 5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анали-зировать, делать выводы. 6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности. Упражнять в составлении полных ответов на вопросы. 7. Учить отвечать полным ответом на вопрос. 8. развивать слуховое внимание. Ноябрь Образовательная деятельность: «Живая и неживая природа. Взаимосвязь живой и неживой природы» Цель: Ознакомление детей с живой и неживой природой. Задачи: научить детей отличать природные объекты от искус-ственных, созданных человеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представ-ление о неразрывной связи человека с природой, что мы—люди—являемся частью Природы, что для роста и развития жи-вых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, пита-ние, любовь и бережное отношение окружающих. Образовательная деятельность: «Вода – растворитель. Очищение воды». Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исче-зают, а растворяются. Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Вы-явить вещества, которые не растворяются в воде. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Создать условия для выявления и проверки различных спосо-бов очистки воды. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при рабо-те с различными веществами. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования про-блемных ситуаций и их решения. Закреплять в речи детей слова : фильтр, водопровод, воронка. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами. Де-кабрь Образовательная деятельность: «Эксперименты с мукой» Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Задачи: Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых куль-турах. Познакомить со свойствами муки. Продолжать формировать у детей умение предвидеть послед-ствия действий. Развивать познавательный интерес к экспери-ментированию, умение делать вывод, развивать слуховой, зри-тельный, тактильный анализаторы. Развивать внимание, мышление, память. Образовательная деятельность: «Извержение вулкана» Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: Познакомить детей с понятием «вулкан», дать пред-ставление о происхождении и строении вулкана. Стимулировать желание детей экспериментировать; Развивать положительное отношение к познанию окружающе-го мира. - Развивать аккуратность и взаимопомощь - Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной дея-тельности. - Воспитывать бережное отношение к природе. Январь Образовательная деятельность: «В гости к Архимеду» Цель: формирование целостного мировидения. Задачи: развитие наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение); установление при-чинно – следственной зависимости природных явлений; созда-ние предпосылок формирования учебной и умственной деятель-ности. Образовательная деятельность: «Мир пещер». Цель: Продолжать формирование представлений о пещерах. Задачи: Сформировать представление о пещерах; ввести понятие о ста-лактитах и сталагмитах. Развивать внимание, память, логиче-ское мышление, наблюдательность. Развивать связанную речь, обогащать словарь детей: пещеры, спелеология, дождевая капля, каменная сосулька, колонна, ста-лагнаты, сталагмиты, сталактиты, памятники природы, атмо-сфера. Воспитывать интерес к истории, любознательность. Бе-режное отношение к природе. Фев-раль Образовательная деятельность: «Интересное рядом» Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспери-ментальной деятельности. Задачи:1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом. 2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребён-ка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий. 3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы. Образовательная деятельность: «Природные красители» Цель: Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде. Задачи: Активизировать субъектный опыт детей. Продолжать учить детей выделять признаки исследуемого объ-екта, проверяя свои предположения экспериментальным пу-тем. Развивать умения работать в парах. Формировать умение самостоятельно отбирать средства и ма-териалы для проведения опытов, фиксировать результаты экс-периментов. Развивать восприятие, мышление, речь (словес-ный анализ, речь-суждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий с исследуемым материалом. Март Открытая образовательная деятельность «Путеше-ствие капельки или что такое КЛИМАТ» Цель: Дать представление детям о понятии «климат», на основе стимулирования полученных знаний, приобре-тенного личного опыта. Задачи: Закреплять знания детей о природном окруже-нии, о сезонных признаках изменения природы, о четко устоявшихся погодных явлениях кубанской земли для усвоения понятия «климат». Помочь лучше узнать и оценить особенности климата той местности, где живут дети. Обратить внимание на красоту и неповторимость родной земли. Вызвать желание сделать все, чтоб она становилась красивее и лучше. Образовательная деятельность: «Секретные записки». Цель: установление простейших причинно - следственных связей. Задачи: 1. Продолжать развивать у детей познавательные способности, само-стоятельность. 2. Выявить возможность использования различных веществ, способы их проявления. 3. Воспитывать аккуратность, интерес к экспериментам. Апрель Образовательная деятельность: «Волны невидимки» Цель: формировать понятие «звуковая волна» . Задачи: помочь детям получить ответы на вопросы: «Как распространяется звуковая волна, выявить причи-ны усиления звука, выделить характерные звуки стек-лянных предметов, используя разные способы обозначе-ния. Формировать желание заботится об органах слуха – уши, развивать фантазию, способствовать импровиза-ции. Образовательная деятельность: «Волшебные свойства магнита». Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе знаком-ства со свойствами магнитов. Задачи: способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах; · учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выде-ляя выраженные качества и свойства; · развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, де-лать выводы; ·аинтересовать детей практической деятельностью, способствовать вос-питанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения. Май Образовательная деятельность: ««Свойства копиро-вальной бумаги». Цель: Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги. Задачи: Развивать умение обследовать предметы с раз-ных сторон, подбирать материал, продолжать ход дея-тельности для получения желаемого результата, позна-комить детей со свойствами копировальной бумаги че-рез опыт; развивать умение организовывать свою дея-тельность; воспитывать чувство взаимопомощи Образовательная деятельность: «Электрические чудеса» Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружа-ющего мира через организацию опытно- экспериментальной деятель-ности. Задачи: познакомить детей с достижением человечества – электриче-ством; обобщать знания детей об электрических приборах и их исполь-зовании человеком, познакомить с понятием «статическое электриче-ство», закреплять правила безопасного обращения с электроприборами, способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности, вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека. Литература: 1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и экспери-менты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетини-на. –М. : ТЦ «Сфера», 2005. 2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013. 3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в дет-ском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004. 4. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. № 5. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз-раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995. 6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997 . 7. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2. 8. Рыжова НА. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2. 9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1. 10. Интернет ресурсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников

Проект

«Опытно-экспериментальная деятель-ность дошкольников в детском саду и дома, как одна из форм сотрудничества с семьями воспитанников»

Актуальность

На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множе-ство новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содейство-вать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие лично-сти ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение моти-вации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.

Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная дея-тельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требова-ний к универсальности знаний.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правиль-ной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предмет-но-практической деятельности и познания «Активный делатель» - источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, созна-тельной и творческой свободой, т. е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Цель проекта:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любо-знательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приве-дёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи проекта:

1. Расширить представления детей об окружающем мире через зна-комство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2. развивать у детей элементарные представления об основных физи-ческих свойствах и явлениях окружающего мира. ;

3. развивать элементарные математические представления.

4. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т. д.).

5. Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощника-ми при проведении игр-экспериментов (лупы, микроскопы, пинцет, пипет-ка, воронка и др.)

6. Развивать у детей умственные способности:

- развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формировать способы познания путём сенсорного анализа,

- развивать речевую деятельность.

7. Развивать самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляци. своих действий.

8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

9. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

10. формировать умение самостоятельно зарисовывать графически результаты своих наблюдений.

11. Привлекать родителей к совместной с детьми деятельности по экспериментированию.

Общая характеристика проекта:

Тип проекта:

Долгосрочный (срок реализации: сентябрь – май, информационно-практико-ориентированный.

Сроки проекта:

Проект рассчитан на один учебный год для детей подготовительной к шко-ле группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в 2 недели по 30-35 минут.

Вид проекта:

Исследовательский

Форма работы:

1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

2. Фронтальная работа.

3. Индивидуальная работа.

Формы взаимодействия:

• С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.

• С родителями: консультации; открытые показы итоговых занятий.

• С педагогами: семинары; открытые занятия; консультации.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2. Создание единого инновационного пространства.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

Гипотеза: Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста будет оптимальной при условии теоретического изучения особенностей экспериментального обучения, пере-хода в режим экспериментального функционирования и включения детей в культурно-образовательные виды деятельности

Участники проекта: воспитанники подготовительной дошкольной группы с ОНР, педагоги, родители.

Методы проведения:

• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и экспе-рименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;

• Проведение опытов (практических);

• Беседы (конструктивные).

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный:

1.1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педаго-гике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме иссле-дования.

1.2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.

1.3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

1.4. Определение основных форм работы с детьми.

1.5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

1.6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно- экспериментальной деятельности детей, оснащение угол-ка экспериментирования:

- специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);

- природный материал (камешки, песок, семена и т. п);

- утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки);

- прочие материалы - лупы, термометры.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспери-ментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

1.7. Подборка практического материала, включающего:

Работу с детьми:

-перспективное планирование проведения образовательной деятель-ности по опытно-экспериментальной деятельности и подбор конспектов;

- перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;

- диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной де-ятельности;

- картотеку опытов и экспериментов;

- картотека игр по экспериментированию.

Работа с родителями:

- консультации для родителей по данной теме;

- памятки,

- семинары практикумы,

-открытая образовательная деятельность детей и их родителей;

- организация конкурса среди семей «Конкурс исследовательских работ «Я исследователь».

Работа с воспитателями:

- консультации

- открытые образовательные деятельности,

- печатная информация о реализации проекта в газете ДОО «Не-величка. RU».

2 этап – основной:

Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

- образовательная деятельность;

- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

Образовательная деятельность.

Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фо-кусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испыты-вают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности де-тей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, нали-чие модели последовательности деятельности помогает детям самостоя-тельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

Совместная деятельность наиболее привлекательна форма организа-ции работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.

Позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- в процессе экспериментальной деятельности дети получают воз-можность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня разви-тия и познавательных интересов детей.

Методика проведения опытов и экспериментов.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспери-ментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем пе-дагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.

Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или за-дачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собствен-ные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспери-ментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т. е. оформление в рисунках, схе-мах.

Работа с родителями

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа под-держивали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Организовать конкурс среди семей «Конкурс исследовательских работ «Я исследователь». Предложить детям дома проделать ряд опы-тов с водой, воздухом, природным материалом, провести исследования, снять видеосюжет. Родители помогают, направляют детей на выполне-ние заданий.

Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на про-гулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними пи-томцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

3 этап – заключительный:

В конце года проводится повторное обследование детей. Диагности-ка покажет динамику развития детского экспериментирования.

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Дальнейшее развитие проекта

1. Развитие поисково-познавательной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста:

1) создание условий в группах среднего возраста для поддержания и развития познавательного интереса;

2) разработка перспективного планирования по развитию поисково-познавательного интереса детей среднего возраста;

3) организация совместной деятельности детского сада и семьи по данной тематике.

Работа коллектива ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:

1) разработка рабочих программ дополнительной образовательной деятельности для воспитанников старшего возраста «Секреты живой при-роды»;

2) оборудование «Метеостанции», обучение воспитанников способам и приемам работы на ней.

приложение.

Перспективный план работы опытно –

экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Месяц 2 неделя 4 неделя

Сентябрь Образовательная деятельность: «Знакомство с песком и его свойствами»

Цель: познакомить детей с песком и его свойствами (сыпучий, движется, пропускает воду, имеет форму (песчинки, свойства "рассеянного" песка, свойство мокрого песка.

Задачи: выявить свойства песка; познакомить с песочными ча-сами; устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес к познавательной деятельности, обогащать словарный запас детей, песок-песчинка, форма ромба, сыпучий, конус, сплывы, рассеянный песок, плотнее, своды и тоннели, песочные часы, лупа, секундомер, воронка, сито; развивать речь, мышле-ние, внимание, наблюдательность. Образовательная деятельность: «Свойства воды».

Цель: уточнить знания детей о свойствах твёрдых, жидких и газообразных тел.

Задачи: Дать представления о трёх состояниях воды и при-чинах перехода одного в другое, формировать представление детей о неживой природе, упражнять в зарисовке своих наблюдений.

Октябрь Образовательная деятельность «Состав и свойства почвы»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной актив-ности, любознательности.

Задачи:-познакомить детей со свойствами природных матери-алов: почвы, песка, глины;

-учить детей способам исследования окружающего мира на при-мере проведения опытов с природным материалом;

-приучать ребенка зарисовывать и отмечать результаты наблю-дений.

-развивать любознательность, интерес к исследовательской дея-тельности, логическое мышление и речь.

-воспитывать бережное отношение к природе. Открытая образовательная деятельность "Сладкие опы-ты"

Цель:Способствовать развитию у детей познавательной ак-тивности, любознательности.

Задачи:1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.

2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.

3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.

4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.

5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анали-зировать, делать выводы.

6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Упражнять в составлении полных ответов на вопросы.

7. Учить отвечать полным ответом на вопрос.

8. развивать слуховое внимание.

Ноябрь Образовательная деятельность: «Живая и неживая природа. Взаимосвязь живой и неживой природы»

Цель: Ознакомление детей с живой и неживой природой.

Задачи: научить детей отличать природные объекты от искус-ственных, созданных человеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представ-ление о неразрывной связи человека с природой, что мы—люди—являемся частью Природы, что для роста и развития жи-вых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, пита-ние, любовь и бережное отношение окружающих.

Образовательная деятельность: «Вода – растворитель. Очищение воды».

Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исче-зают, а растворяются.

Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Вы-явить вещества, которые не растворяются в воде. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

Создать условия для выявления и проверки различных спосо-бов очистки воды.

Закрепить знания о правилах безопасного поведения при рабо-те с различными веществами.

Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.

Развивать логическое мышление путем моделирования про-блемных ситуаций и их решения.

Закреплять в речи детей слова : фильтр, водопровод, воронка.

Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

Де-кабрь Образовательная деятельность: «Эксперименты с мукой»

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Задачи:

Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых куль-турах. Познакомить со свойствами муки.

Продолжать формировать у детей умение предвидеть послед-ствия действий. Развивать познавательный интерес к экспери-ментированию, умение делать вывод, развивать слуховой, зри-тельный, тактильный анализаторы.

Развивать внимание, мышление, память.

Образовательная деятельность: «Извержение вулкана»

Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

Задачи: Познакомить детей с понятием «вулкан», дать пред-ставление о происхождении и строении вулкана.

Стимулировать желание детей экспериментировать;

Развивать положительное отношение к познанию окружающе-го мира.

- Развивать аккуратность и взаимопомощь

- Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной дея-тельности.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Январь Образовательная деятельность: «В гости к Архимеду»

Цель: формирование целостного мировидения.

Задачи: развитие наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение); установление при-чинно – следственной зависимости природных явлений; созда-ние предпосылок формирования учебной и умственной деятель-ности.

Образовательная деятельность: «Мир пещер».

Цель: Продолжать формирование представлений о пещерах.

Задачи:

Сформировать представление о пещерах; ввести понятие о ста-лактитах и сталагмитах. Развивать внимание, память, логиче-ское мышление, наблюдательность.

Развивать связанную речь, обогащать словарь детей: пещеры, спелеология, дождевая капля, каменная сосулька, колонна, ста-лагнаты, сталагмиты, сталактиты, памятники природы, атмо-сфера. Воспитывать интерес к истории, любознательность. Бе-режное отношение к природе.

Фев-раль Образовательная деятельность: «Интересное рядом»

Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспери-ментальной деятельности.

Задачи:1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.

2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребён-ка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы. Образовательная деятельность: «Природные красители»

Цель: Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде.

Задачи: Активизировать субъектный опыт детей.

Продолжать учить детей выделять признаки исследуемого объ-екта, проверяя свои предположения экспериментальным пу-тем. Развивать умения работать в парах.

Формировать умение самостоятельно отбирать средства и ма-териалы для проведения опытов, фиксировать результаты экс-периментов. Развивать восприятие, мышление, речь (словес-ный анализ, речь-суждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий с исследуемым материалом.

Март Открытая образовательная деятельность «Путеше-ствие капельки или что такое КЛИМАТ»

Цель: Дать представление детям о понятии «климат», на основе стимулирования полученных знаний, приобре-тенного личного опыта.

Задачи: Закреплять знания детей о природном окруже-нии, о сезонных признаках изменения природы, о четко устоявшихся погодных явлениях кубанской земли для усвоения понятия «климат». Помочь лучше узнать и оценить особенности климата той местности, где живут дети. Обратить внимание на красоту и неповторимость родной земли. Вызвать желание сделать все, чтоб она становилась красивее и лучше. Образовательная деятельность: «Секретные записки».

Цель: установление простейших причинно - следственных связей.

Задачи:

1. Продолжать развивать у детей познавательные способности, само-стоятельность.

2. Выявить возможность использования различных веществ, способы их проявления.

3. Воспитывать аккуратность, интерес к экспериментам.

Апрель Образовательная деятельность: «Волны невидимки»

Цель: формировать понятие «звуковая волна» .

Задачи: помочь детям получить ответы на вопросы: «Как распространяется звуковая волна, выявить причи-ны усиления звука, выделить характерные звуки стек-лянных предметов, используя разные способы обозначе-ния. Формировать желание заботится об органах слуха – уши, развивать фантазию, способствовать импровиза-ции.

Образовательная деятельность: «Волшебные свойства магнита».

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе знаком-ства со свойствами магнитов.

Задачи: способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;

· учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выде-ляя выраженные качества и свойства;

· развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, де-лать выводы;

·аинтересовать детей практической деятельностью, способствовать вос-питанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Май Образовательная деятельность: ««Свойства копиро-вальной бумаги».

Цель: Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги.

Задачи: Развивать умение обследовать предметы с раз-ных сторон, подбирать материал, продолжать ход дея-тельности для получения желаемого результата, позна-комить детей со свойствами копировальной бумаги че-рез опыт; развивать умение организовывать свою дея-тельность; воспитывать чувство взаимопомощи

Образовательная деятельность: «Электрические чудеса»

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружа-ющего мира через организацию опытно- экспериментальной деятель-ности.

Задачи: познакомить детей с достижением человечества – электриче-ством; обобщать знания детей об электрических приборах и их исполь-зовании человеком, познакомить с понятием «статическое электриче-ство», закреплять правила безопасного обращения с электроприборами, способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности, вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.

Литература:

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и экспери-менты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетини-на. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в дет-ском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

4. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

5. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз-раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997 .

7. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

8. Рыжова НА. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Поиск современных форм сотрудничества с семьями воспитанников по формированию социально-нравственных качеств дошкольников».

Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлени...

Активные формы сотрудничества с семьями воспитанников по духовно - нравственному воспитанию дошкольников

Представлена система работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников  в рамках семейного клуба «Наседки»....

Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"

Обобщение опыта работы "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду"...

Родительское собрание «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников в детском саду и дома»

Родительское собрание  «Познавательно- исследовательская деятельность  дошкольников в детском саду и дома«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что то одно, но открыть ...

Традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в рамках детско-родительского клуба "Шире круг"

Традиционные и нетрадиционные мероприятия для детей старшего дошкольного возраста и семей воспитанников...

Обобщение опыта работы «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду».

         Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, ...