«Совет по воспитанию детей от классиков отечественной педагогики для родителей»
консультация

Спицына Оксана Сергеевна

«Совет по воспитанию детей от классиков отечественной педагогики для родителей»

Какой родитель не мечтает достойно воспитать своих детей? А как это сделать? На этот вопрос ответ нужно поискать у выдающихся педагогов.  Нам, взрослым, нужно учиться мудро воспитывать своих детей, изучая и применяя в воспитании советы и наставления великих педагогов прошлого. К классикам нужно возвращаться вновь и вновь...

Обратите внимание на слова В.Г. Белинского: «Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь – не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим – бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется – пустотою же; выгоните одну, явится другая». Вот самая главная истина в воспитании ребенка. Необходимо любить ребенка и наполнять радостью семейного счастья сердце и разум ребенка. Ведь нет ничего страшнее, чем пустой внутри ребенок: не способный чувствовать, сопереживать и искренне радоваться.

«Только личность может влиять на воспитание, развитие другой личности». К.Д. Ушинский.  Он подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненного опыта ещё недостаточно, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Именно наблюдение является оптимальным «инструментом» обучения с точки зрения психологии. Ребенку что-то легче сделать, если он видел, как это делают другие люди: мама, папа дедушка, учителя, соседи, сверстники.

«Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи». Л. Н. Толстой

Вот что говори Лев Николаевич Толстой о воспитании: «Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».

Очень частая ошибка современных родителей — это то, что они «перелюбили» свое чадо, вырастили эгоиста. А.С. Макаренко говорит об этой проблеме следующее: «Настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живет полной человеческой гражданской жизнью. Мать, которая ограничивает свои обязанности простым прислуживанием детям, — это уже раба своих детей, а не мать, воспитывающая».

Молодым родителям не следует отдавать себя без остатка своему ребенку. Работа, увлечения и общественная жизнь родителей должна быть ярким примером в глазах детей. Проблемам семейного воспитания великий педагог посвятил немало трудов.

Также А.С. Макаренко говорил: «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Слова А.С. Макаренко также подтверждает В.А. Сухомлинский: «Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда» В результате можно вырастить социально неадаптированного человека, который привык к тому, что все его проблемы решают родители, потакая каждому его желанию. По его мнению, «главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

Видно, что воспитание ребенка, не такая уж и легкая задача. У некоторых родителей просто не хватает знаний для комфортного развития детей. Родители не всегда осознают, что уже в дошкольном возрасте у детей возникает множество проблем со здоровьем и развитием. Зачастую они забывают о том, что есть очень хороший помощник – детский сад.

Итак, можно сделать вывод, что подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Поэтому основные усилия педагогического коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Что значит любить ребенка?»

Одни считают, что любить ребёнка — это значит заранее подготовить его к самостоятельной жизни, имея ясное представление, какого человека они хотят вырастить.

Другие уверены, что любить ребенка — это значит холить и нежить его, опекать и страховать от всяческих усилий – и физических и моральных.

Какие же это близкие слова «дети» и «любовь», на протяжении всей своей жизни человек несет их в своем сердце. Но иногда происходит обратный процесс нашего современного общества, зачастую взрослые люди, погрязшие в рутину обыденных проблем, перестают уделять своему ребенку необходимое количество внимания, ласки, а постепенно и любви.

«Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый», - писал Ж. Сесброн.

Кто-то из родителей, конечно, прислушается, к написанному выше, но кто-то посчитает, что намного важнее обеспечить ребенка материальным благом, нежели подарить ему частичку своего внимания и любви.

Уважение к ребенку как к личности, вот еще одна из важных составляющих родительской любви к детям. Каждый человек, имея даже небольшой жизненный опыт — это личность.

Я. Корчак писал «Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!». Так давайте прислушаемся к этому великому человеку. Мы, взрослые люди, должны постараться оградить ребенка от этого жестокого мира, мира, полного лжи и предательств. Пусть ребенок узнает об этом как можно позже, пусть он проживет счастливое детство! Для каждого из нас, детство — это самая лучшая пора в жизни, рядом любящие тебя родители.

 «Родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо все это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека», писал Я.Н. Коменский- великий чешский педагог, демократ, гуманист, самоотверженный борец за мир между людьми. Его руководство по воспитанию детей до школы – «Материнская школа» — это тщательно разработанная программа, методика воспитания и обучения маленьких детей.

Выдержка из главы книги «Материнская школа»:

Глава I. Так как дети являются драгоценнейшим даром божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью.

«Для родителей дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни. Золото и серебро происходят из земного праха, дети – из самой нашей сущности. Следовательно, они часть нашей сущности, и их следует нам любить не меньше, чем самих себя. Серебро, золото, драгоценные камни не могут научить нас ничему иному, чему учат других творения, а именно – божественной мудрости, могуществу, благости. А дети нам даются как зерцало скромности, приветливости, доброты, согласия.»

Одним из первых чешский педагог посоветовал учитывать возрастные и индивидуальные особенности, призывал серьёзнее относиться к физическому воспитанию детей. Родители должны заботиться о здоровье своего чада, обеспечивать ему должное питание, организовывать двигательный режим. 

Игра, по мнению Я. А. Коменского, — это необходимая форма деятельности для ребёнка. Педагог советовал родителям обеспечить детей подвижными и, в то же время, полезными играми.

С раннего возраста родители должны воспитывать в ребёнке трудолюбие, смелость, аккуратность, честность, вежливость, уважение к старшему поколению. 

Умственное воспитание, как считал Коменский, а точнее его основа, должна быть заложена матерью. Современные родители часто думают, что умственное развитие большей частью принадлежит детскому саду и школе.

Знакомство же с трудами чешского педагога, предоставило бы родителям возможность узнать тот минимум знаний, который они должны передать ребёнку.

Так же особую роль в семейном воспитании отводил матери известный швейцарский педагог Песталоцци. По его мнению, мать на инстинктивном уровне лучше всех знает, что её дитя чувствует, что ему необходимо, на что он способен. Песталоцци разработал свою методику семейного воспитания на его начальном этапе. Педагог считал, что воспитание в семье должно быть направлено на гармоническое формирование и развитие всех качеств детей. И именно мать должна с раннего возраста прививать ему трудолюбие, способствовать развитию физических данных, воспитывать в нём терпимость, гуманность, чувство уважения к другим людям, знакомить его с окружающей действительностью. 

Особую ценность имеет пособие «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить», составленное Песталоцци.

Песталоцци выдвигал всем матерям, независимо от их принадлежности к социальным слоям, овладеть наиболее важными методами и средствами воспитания ребёнка в семье. В современном мире изменились многие ценности, нормы, требования. Но есть вопросы, которые были и остаются актуальными, которые требуют серьёзных подходов для их решения. Одним из них является вопрос о семейном воспитании.

Ребёнок — это сосуд, который взрослые могут наполнить всем, чем посчитают нужным. Значение родителей в формировании личности и воспитании очень велико. Атмосфера в семье оказывает прямое влияние на ребёнка, его здоровье как физическое, так и духовное. Родители, воспитывая детей, закладывают фундамент их всей дальнейшей жизни. Во всём этом можно убедиться в очередной раз, делая обзор трудов и мнений величайших педагогов не только отечественных, но и зарубежных. 

Большую роль отводили институту семьи в воспитании ребенка во все времена, независимо от принадлежности к социальным слоям и народностям. Воспитать ребёнка не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Родителям необходимо подготавливать себя к такому важному и ответственному делу. Главное, что должны усвоить все мамы и папы, что только в семейной любви, уважении и взаимопонимании вырастают хорошо развитые дети, с устойчивой и здоровой психикой, с позитивным отношением к жизни.

Мы предлагаем вам ознакомиться с лучшими мыслями и советами по развитию, воспитанию и взаимодействию с детьми от Марии Монтессори.

Мария Монтессори — итальянский педагог и детский врач, философ, писатель. Школы, работающие по принципам Марии Монтессори, есть сейчас во всем мире. Ее главный постулат заключается в том, чтобы создавать правильную развивающую среду для ребенка, не мешать ему в исследовательской деятельности, а только направлять и поощрять. Мария Монтессори создала уникальную методику воспитания ребенка, которая помогает ему развиваться, опираясь на его внутренний потенциал.

*Родителям нужно помнить, что ребенку важно побольше двигаться, изучать окружающие его вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции – ему необходимо исследовать соотношение предметов разной величины. Ведь правильно и с пользой можно использовать только те предметы, о назначении которых ты знаешь.

*Мышление ребенка – это губка, которая без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Исходя из этого все, что окружает ребенка, приобретает огромное значение.

*И если мы хотим, чтобы ребенок хорошо развивался, то мы должны создать вокруг него такую среду, в которой тот мог бы найти все, что нужно для полноценного развития: огромное количество разнообразных впечатлений, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы положительного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами. И, кроме всего прочего, у ребенка должна быть возможность «впитать» правильную речь.

*Свобода – не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного ответственного решения.

*Ребенок – это личность, имеющая право на собственное мнение. Конечно, с таким ребенком труднее. Он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснить каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре с взрослым. Вместе с тем с таким ребенком проще: он уважает не только себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он способен сотрудничать со взрослыми, а впоследствии – принимать решения и нести ответственность за них.

*В родительском доме окружающий ребенка мир взрослой жизни должен быть упорядочен и созданы безопасные условия для развития.

*Также следует помнить: чтобы не одергивать ребенка различными и бесконечными «нельзя», нужно создать для него безопасные условия.

*В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

*Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы. Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать.

*Если к нам когда-нибудь и придут помощь и спасение, то принести их могут только дети, ведь именно они вырастают в человечество.

*Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

*Будьте готовы откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в вас, всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

*Никогда не помогайте ребенку делать то, что он, как ему кажется, может сделать сам.

*Никогда не говорите плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

*Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно строго останавливайте любое некорректное поведение и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей.

*Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.

Еще хочется познакомить с наиболее полезными цитатами французского мыслителя Жан-Жак Руссо, автор трудов о воспитании, государстве, культуре.

  •  Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, — это приучить его не встречать ни в чем отказа.
  • Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
  • Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
  • Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость.
  • Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!
  • Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его малому инстинкту! Кто из вас не жалел о том возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа наслаждается постоянно миром?
  • Дайте детству созреть в детстве.
  • Жалкое заблуждение — воображать, что телесные упражнения вредят умственным занятиям! Как будто эти два дела не должны идти рядом, как будто одним не должно направляться другое!
  • Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам.

Родители! Давайте не скупиться на добрые слова для своих детей, давайте дарить им тепло и поддержку, давайте уважать их, прислушиваться к ним и быть с ними честными, ведь дети могут нас очень многому научить, и показать мир в совершенно других красках! Давайте любить своих детей, и получать эту любовь взамен, ведь делиться любовью – это и есть настоящее счастье.

«Совет по воспитанию детей от классиков отечественной педагогики для родителей»

Какой родитель не мечтает достойно воспитать своих детей? А как это сделать? На этот вопрос ответ нужно поискать у выдающихся педагогов.  Нам, взрослым, нужно учиться мудро воспитывать своих детей, изучая и применяя в воспитании советы и наставления великих педагогов прошлого. К классикам нужно возвращаться вновь и вновь...

Обратите внимание на слова В.Г. Белинского: «Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь – не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим – бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется – пустотою же; выгоните одну, явится другая». Вот самая главная истина в воспитании ребенка. Необходимо любить ребенка и наполнять радостью семейного счастья сердце и разум ребенка. Ведь нет ничего страшнее, чем пустой внутри ребенок: не способный чувствовать, сопереживать и искренне радоваться.

«Только личность может влиять на воспитание, развитие другой личности». К.Д. Ушинский.  Он подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненного опыта ещё недостаточно, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Именно наблюдение является оптимальным «инструментом» обучения с точки зрения психологии. Ребенку что-то легче сделать, если он видел, как это делают другие люди: мама, папа дедушка, учителя, соседи, сверстники. 

«Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи». Л. Н. Толстой

Вот что говори Лев Николаевич Толстой о воспитании: «Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».

Очень частая ошибка современных родителей — это то, что они «перелюбили» свое чадо, вырастили эгоиста. А.С. Макаренко говорит об этой проблеме следующее: «Настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живет полной человеческой гражданской жизнью. Мать, которая ограничивает свои обязанности простым прислуживанием детям, — это уже раба своих детей, а не мать, воспитывающая».

Молодым родителям не следует отдавать себя без остатка своему ребенку. Работа, увлечения и общественная жизнь родителей должна быть ярким примером в глазах детей. Проблемам семейного воспитания великий педагог посвятил немало трудов.

Также А.С. Макаренко говорил: «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Слова А.С. Макаренко также подтверждает В.А. Сухомлинский: «Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда» В результате можно вырастить социально неадаптированного человека, который привык к тому, что все его проблемы решают родители, потакая каждому его желанию. По его мнению, «главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

Видно, что воспитание ребенка, не такая уж и легкая задача. У некоторых родителей просто не хватает знаний для комфортного развития детей. Родители не всегда осознают, что уже в дошкольном возрасте у детей возникает множество проблем со здоровьем и развитием. Зачастую они забывают о том, что есть очень хороший помощник – детский сад.

Итак, можно сделать вывод, что подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Поэтому основные усилия педагогического коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Советы по воспитанию детей от К. Д. Ушинского и других классиков педагогики»

Какой родитель не мечтает достойно воспитать своих детей? А как это сделать? На этот вопрос ответ нужно поискать у  выдающихся педагогов.  Нам, взрослым, нужно учиться мудро воспитывать...

Совет по воспитанию детей от великих классиков отечественной педагогики

Совет по воспитанию детей от великих классиков отечественной педагогикиДокладЛошкаревой Елены Александровны...

Воспитание детей на основе отечественной и зарубежной литературы как необходимое условие полноценного развития личности

Доклад на тему: "Воспитание детей на основе отечественной и зарубежной литературы как необходимое условие полноценного развития личности"...

Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию «Детям о Великой Отечественной войне» в старшей группе (ко Дню Победы)

middot;        Познакомить детей с Великой Отечественной войной·        Воспитывать  уважение к Защитникам Родины на ...

Родителям: 8 полезных советов по воспитанию детей

Каждый родитель мечтает воспитать здорового, счастливого и гармоничного развитого ребенка. На этом пути он сталкивается с препятствиями и вопросами, на которые нет ответа. Или, наоборот, слишком много...

Конспект ОД по патриотическому воспитанию «Детям о Великой Отечественной войне» в старшей группе (ко Дню Победы)

Задачи:1.Обогащать знания детей  о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом народа;2.Развивать представления о разных родах войск.3.Воспитывать  уважение к з...

Памятка для родителей. Советы по воспитанию детей.

- Родители — первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает ...