Сообщение "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в логопедическую практику ДОУ"
консультация по логопедии на тему

Лактионова Ирина Владимировна

Направления применения ИКТ в практике ДОУ:

- методическая работа;

- профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Внедрение информационно-коммуникационных  технологий

в логопедическую практику ДОУ»

 Мы живем в век информации. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (в дальнейшем сокращенно ИКТ)

По определению Германа Константиновича Селевко, информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Надо понимать, что ИКТ это не только компьютеры и их программное обеспечение. Здесь подразумевается использование Интернет-ресурсов, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования и др.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.

Современные исследования медиков показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если соблюдается ряд требований: гигиенические (высокий уровень освещённости, четкое и контрастное изображение на экране, оптимальное расстояние глаз до экрана 55-65 см., удобная поза) и эргономические (длительность игровых занятий не должна превышать 10-15 минут) требования. Для снятия мышечного напряжения у детей после работы (игр, занятий) на компьютере, необходимо проводить пальчиковую и глазо-двигательную гимнастику.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии широко применяются и в работе учителя-логопеда ДОУ. Применение ИКТ осуществляется в различных направлениях. Мы рассмотрим каждое в отдельности.

 

1. Методическая работа.

Работа в программе  MicrosoftOffice (Excel, Word, PowerPoint). Оформление отчетной и  текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм.

Использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике).  Создание медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям, а так же  собственных презентаций, фотоальбомов.

2.Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.

При реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ есть возможность включать в занятие разнообразные компьютерные программы. В своей работе я использую материалы из программ «Учимся говорить правильно» и «Увлекательная грамота для детей 5-7 лет». Хоть эти программы и рассчитаны на старший дошкольный возраст, однако здесь можно выбрать хороший материал и для среднего возраста.

Программно-методический комплекс «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки,  звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи.   

Дети очень любят эти программы, так как в них присутствуют и отличные рисунки, и анимация объектов, и звуковое сопровождение действий, и игровая форма подачи учебного материала.

Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира, знакомство со звуками мира природы); 

Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов); 

Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка);

Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста); 

Программно-методический комплекс «Увлекательная грамота для детей 5-7 лет» является мультимедийным сопровождением образовательной деятельности педагога при работе с детьми старшего дошкольного возраста в областях «Познание», «Коммуникация», «Речевое развитие». Программа состоит из перспективного планирования занятий , 35 презентаций и трёх игр-тренажёров.

Также в своей работе активно использую интерактивные игры по различным направлениям: лексические темы, автоматизация звуков.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные альбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение логично и научно. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.  Яркие мультимедийные презентации, особенно с эффектами анимации позволяют привнести эффект наглядности, повысить мотивационную активность, способствовать более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.  (На слайде представлены сайты, где можно скачать для работы  готовые презентации )

Такие презентации легко создаются в программе PowerPoint. Следовательно, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

В паузах между играми, занятиями мы с детьми очень любим просматривать различные видео проекты, понемногу занимаемся мелодекламацией, что даёт дополнительную возможность развивать у детей фонематический слух, моторику, речь.

Недавно я приобрела такие обучающие игры-мультфильмы, как «Медвежонок Винни. Учимся и играем», «Мурзилка. Сделай сам», «Смешарики. Считаем вместе» и др. Вместе с любимыми героями малыши смогут изучать и быстрее запомнить буквы и цифры, потренировать память и внимание.

                

Работа с коллегами (учителя-логопеды ДОУ, школ)

Использование информационных интернет – ресурсов (Дошкольник, Все для детского сада, Социальная сеть работников образования, Логопедия для всех, Дошколенок, Логорина и другие),  где можно найти интересующую методическую литературу, представленную в электронном виде; необходимый картинный материал для создания игр, звуковые и анимационные эффекты для создания яркой мультимедийной презентации. 

Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты.

Создание своего блога, интернет-сайта, участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций, вебинаров даёт возможность обмениваться с коллегами опытом и получать много занимательной и полезной информации. 

 Работа с родителями группы ДОУ.

Создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями, проведение для родителей тренингов по артикуляционной и дыхательной гимнастике.

 

Учитель-логопед Лактионова И.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электронные образовательные и информационные ресурсы в работе с детьми с ТНР Из опыта работы учителя-логопеда Лактионовой И.В.

Слайд 2

Использование современного оборудования в детском саду Компьютеры Интерактивная доска Видеокамера Фотокамера Магнитофоны Телевизоры с DVD приставками

Слайд 3

Применение ИКТ в различных направлениях Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми Работа с коллегами (учителя-логопеды ДОУ, воспитатели) Работа с родителями Методическая работа: планирование, диагностика

Слайд 4

Диагностика (таблицы)

Слайд 5

Диаграммы

Слайд 6

Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми (компьютерные программы)

Слайд 7

Программно-методический комплекс «Увлекательная грамота для детей 5-7 лет»

Слайд 8

Интерактивные игры по лексическим темам

Слайд 9

Интерактивные игры по автоматизации звуков

Слайд 10

Авторские презентации

Слайд 11

Презентации на образовательных сайтах http://viki.rdf.ru/ http://logoped18.ru/

Слайд 12

Использование DVD, CD дисков и аудиозаписи - видео проекты от Матвиенко Е.Ю.; - мелодекламация ;

Слайд 13

Видео проекты: - «Обучающие машинки»; - «Весёлая песенка»

Слайд 14

Работа с коллегами Использование информационных интернет – ресурсов www.doshkolnik.ru (Дошкольник) www.maaam.ru (Все для детского сада) www.nsportal.ru (Социальная сеть работников образования) www.dohcolonoc.ru ( Дошколенок.ру ) www.logolife.ru ( Логопедия для всех) www. logorina.r u ( Логорина ) www.logoped.ru ( Логопед.ру ) maam.ru (Международный образовательный портал) Группы в социальных сетях: « ЛОГОрадуга », «Логопедия и Дефектология», «Логопедам в помощь», « ЛОГОпособия » и др.

Слайд 15

Создание своего блога maam.ru (Международный образовательный портал)

Слайд 16

Создание своего мини – сайта Международный образовательный портал maam.ru

Слайд 17

Мини сайт «Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Слайд 18

Публикации на сайтах

Слайд 19

Работа с родителями: тренинги и консультации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике"

Перед специалистами-логопедами, работающими в сфере дошкольного специального образования, постоянно встают вопросы совершенствования приемов преодоления речевых нарушений.В этом плане определенные рес...

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике

Материал опубликова в рамках конкурсного задания "Методический семинар" на конкурсе "Учитель года 2016"...

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи де...

«Информационно-коммуникационные технологии в логопедической практике»

Цель: оказание теоретической помощи педагогам в вопросе применения ИКТ, являющимися одним из эффективных способов формирования у детей правильной речи и коррекции ее недо...