«Развитие познавательного интереса старших дошкольников при ознакомлении их с мифологией»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Работа с детьми старшей группы по теме: «Развитие познавательного интереса старших дошкольников при ознакомлении их мифологией».
Задачи работы | Занятия | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
Дать представления детям о мифах народов мира. | 1 раз в месяц на занятиях познавательного цикла решать задачи по формированию у детей представлений о мифах народов мира. | Рассматривание иллюстраций из книг по мифологии. | Подбор иллюстраций и открыток к понравившимся былинам. | На родительском собрании познакомить родителей с планом работы с детьми по методической теме. |
Сформировать представления детей о возникновении мифов и их особенностях. | А) Дать представления детям о мифах народов мира. | Чтение художественной литературы мифологического содержания | Организация библиотеки книг для детей мифологического содержания. | Оформить для родителей рекомендации, советы, предложения. |
Познакомить детей с мифами Древней Греции. | Б) Сформировать у детей представления о мифологии плодородия. | Прослушивание АУДИО | Оформление понятийного словаря | Организовать папки – передвижки по методической теме. |
Дать детям представления о том, что мифы бытуют во всех сторонах нашей жизни. | В) Сформировать у детей представления о мифологии растений, животных. | Просматривание ВИДИО | Изготовление макетов – фрагментов полюбившихся былин. | Организация для родителей дня открытых дверей. |
Обогащать словарь детей за счёт слов мифологического лексикона. | Г) Сформировать у детей представления о героях Древней Греции (Подвигах Геракла). | Изготовление макетов – фрагментов полюбившихся былин. | Подбор АУДИО и ВИДИО материалов. | Организация фото – выставки. |
Кубики «Мифы Древней Греции». | Консультации в течение года на закрепление материала. | |||
Дидактические и развивающие игры на мифологические темы. |
План работы с детьми старшей группы по теме: «Развитие познавательного интереса старших дошкольников при ознакомлении их мифологией».
Месяц | Занятия | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда | Работа с родителями |
Сентябрь | Знакомство с мифологией мира и мифами Древней Греции. Цель: сформировать у детей представление о мифах и мифологии. | На занятиях по изобразительной деятельности учить рисовать детей окружающую действительность, а также мифологические образы. Используя раскраски. | - Подбор иллюстраций к понравившимся былинам. - Организация книжной странички мифологического содержания для детей. Детская энциклопедия: Мифы и легенды народов мира». | 1.На родительском собрании познакомить родителей с планом работы по разработанной методической теме. |
Октябрь | Б) Сформировать у детей представления о мифологии плодородия. Цель: познакомить детей с могущественной великой богиней плодородия Деметрой. | - Чтение детской художественной литературы. Познакомить детей с могущественной великой богиней Деметрой, богиней плодородия и богом растительности Дионисом. - Изобразительная деятельность. Аппликация по мотивам древнегреческой росписи. | - Подбор иллюстраций к понравившимся былинам. - Организация книжной странички мифологического содержания для детей. | 2.Оформить папки – передвижки мифологического содержания. |
Ноябрь | В) Сформировать у детей представления о мифологии растений, животных. Цель: познакомить детей с растительным и животным миром – флорой и фауной. Показать, как описаны растения и животные в мифологии. | - Художественное творчество. В рисовании использовать фрагменты (элементы) мифологической растительности. - На музыкальных занятиях составить танец и придумать костюмы с элементами богов плодородия. | - Внести в книжный уголок для рассматривания детьми книг:
| 3.Консультации и беседы, какие книги и игры можно приобрести и придумать для закрепления знаний дома. |
Декабрь | Знакомство с героями Древней Греции («Подвиги Геракла»). Цель: сформировать у детей представления о Геракле, сильном и отважном герое Древней Греции. | - На занятиях по развитию речи провести с детьми беседу на тему мужества, связав с мифологическим образом героя Древней Греции Гераклом. - В рисовании использовать раскраски. | - Внести в книжный уголок книгу Филиппа Ардах «Мифы и легенды Древней Греции» о подвигах Геракла | Предложить родителям приобрести книгу Филиппа Ардах «Мифы и легенды Древней Греции» о подвигах Геракла |
Январь | Закрепить знания и представления детей о том, что узнали о мифах, героях Древней Греции. | - Беседы по развитию речи. - Составление рассказов на заданную тему о мифах… - На занятиях по художественному творчеству фрагментарно использовать мифологическую тематику. | - Подбор иллюстраций к понравившимся былинам. - Организация книжной странички для детей мифологического содержания. Детская энциклопедия «Мифы и легенды народов мира». - Раскраски на мифологические темы. - Иллюстрации костюмов древних богов. | Предложить родителям приобрести книгу Филиппа Ардах «Мифы и легенды Древней Греции» о подвигах Геракла |
Февраль | Тема: «Олимпиада и спорт» (Рождение олимпиады). Цель: познакомить детей, откуда к нам пришла Олимпиада; что необходимого и интересного в ней происходило; какую роль играли боги. | Чтение мифологии об олимпиаде древних и современной олимпиады. Сравнить. - Проведение игр – эстафет на занятиях по физической культуре. | - Внести в книжный уголок для рассматривания иллюстраций «Секреты исчезнувших цивилизаций». Книги и журналы с иллюстрациями современной олимпиады и их спортсменами. - Внести детям открытки и изображением Олимпийских игр. | Предложить родителям приобрести книги об олимпийских играх и познакомить детей с их героями. |
Март | Тема: «История костюма» Цель: познакомить детей с одеждой древней Эллады. | - Д/и «Подбери ткань богине или богу». - Художественное творчество. Рисование карандашами, штриховка. | - Развивающие д/игры: «Составь костюм», лабиринты «Подбери платье». - Книги: А. Ю. Андреева, Г.И. Богомолова «История костюма», «Эпоха, стиль, мода». - Подбор иллюстраций, картинок с изображением моды. | Папка – передвижка «Костюмы древних людей» |
Апрель | Тема: «Как представляли Землю и небеса люди в древности». Цель: познакомить детей с тем, как представляли Землю и небо древние греки. Что думали об убранстве Земли и неба древние славяне. Почему они называли Землю – Матерью? | Художественное творчество. Рисование гуашью «Звездное небо». | - Карта звездного неба. - Т.А. Шорыгина «О космосе», С.И. Дубкова «Сказки звёздного неба», А.Бонов «Мифы и легенды о созвездиях». - Д/и «Собери созвездие» | Рекомендовать родителям приобрести карту звездного неба. |
Май | Тема: «Закрепление пройденного материала за учебный год». Занятие - конкурс «Ожившие чудеса». Цель: закрепить знания детей о мифологии. | - Повторение прочитанных книг за учебный год. - Художественное творчество. Аппликация и ручной труд – изготовление атрибутов к играм по театрализации. | - Н.Н. Иванов «300 вопросов и ответов о мифологии» - Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции». - Дидактическое пособие - панно «Боги Олимпа». - Мифологические рассказы. | Папка – передвижка «Интересные новости о мифологии». |
Коррекционная работа с детьми старшей группы по теме: «Развитие познавательного интереса старших дошкольников при ознакомлении их мифологией».
I – квартал.
Развитие общих речевых навыков | Развитие языкового анализа и синтеза | Лексико – грамматический строй речи | Формирование элементарных математических представлений | Художественно – эстетическое развитие | Физическое развитие |
1.Работа над речевым дыханием: - Вырабатывать длительность выдоха. - Надуваем мыльные пузыри. - Вдох носом – выдох ртом. 2.Работа с детьми над силой голоса. - «Скажи тихо – громко». 3.Работа над интонированием речи и паузами. - Скажи с восклицанием. - Спроси. 4.Продолжать отработку шёпотной речи. Слова: ветер, туча…. | 1.Закрепить представления детей о гласных и согласных звуках и их различиях (гласные звуки – пропеваем, согласные – не возможно). 2.Развитие слухового внимания. - «Где звучало?» - «Где стучало?» - «Слушай внимательно». 3.Развивать у детей фонематический слух. Определение заданного звука в словах (начало, середина, конец). 4.Выделение ударного гласного звука. | 1.Сформировать представление у детей о мифологических названиях растений, дошедших до наших времён. 2.Вести в активный словарь. 3.Закрепить формы единственного и множественного чисел. 4.Упражнять детей в употреблении падежей, имён существительных. 5.Сформировать представления о мифологических названиях животных. | 1.Учить детей количественному и порядковому счёту. 2.Учить сравнению и классификации, по свойствам предметов. Форма, размер, объём, вес и т.д.. | 1.Формировать умение детей соотносить увиденное и услышанное с собственным опытом. 2.Учить создавать орнаменты, узоры. - Декоративное рисование – рисование элементов и фрагментов древней росписи. 3.Учить использовать цвета, овладевать техникой. 4.Формировать умение конструирования построек (из большого и мелкого строителя: дворцы, храмы для богов и героев). 5.Д/и «Собери дворец». | 1.Сформировать первоначальное представление о разнообразии и спортивных игр и упражнений и сравнений с Олимпийскими играми Древней Греции. 2.Закреплять навыки у детей ходить, бегать, прыгать, метать, сохранять равновесие. 3.Проведить игры – соревнования. |
Коррекционная работа с детьми старшей группы по теме: «Развитие познавательного интереса старших дошкольников при ознакомлении их мифологией».
II – квартал.
Развитие общих речевых навыков | Развитие языкового анализа и синтеза | Лексико – грамматический строй речи | Формирование элементарных математических представлений | Художественно – эстетическое развитие | Физическое развитие |
1.Продолжать работу над речевым дыханием. Использовать в работе с детьми скороговорки. 2. Развивать интонационно-выразительную речь. 3.Совершенствовать навык правильной голосопередачи. 4.Учить создавать выразительные образы, выразительные средства в речи, мимике и в движении. 5. Продолжать работу по развитию силы голоса и тембра. 5.Рассказывание стихотворений, отработка ритма хлопками в ладоши и бубен. | 1.Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (подбор слов из мифологии). 2.Упражнять детей в выделении согласных и гласных звуков (словесные игры по содержанию). - «Подними руку, если услышишь в слове заданный звук». - «Покажи картинку с изображением предмета, в названии которого есть заданный звук. - «Выделение гласного звука в заданных словах (использовать слова, относящиеся к мифологии)». | 1.Сформировать представления детей о средствах передвижения в далёкой древности. 2.Ввести в активный словарь слова: колесница, миф, бог и др. 3.Продолжать работу по согласованию слов в предложении. 4.Сформировать представления о спорте и его роли в жизни древних греков. Активный словарь: спартанцы, олимпийцы, силачи, герои и т.д. 5.Сформировать представление об искусстве Древней Греции. Активный словарь: архитектура, Аполлон, лира и т.д. | 1.Обучать счёту одинаковых объектов. 2.Упражнять в сравнении фигур, предметов по форме, величине, размеру и т.д. 3.Закреплять навык в ориентировке детей в пространстве времени. - Во времени: скоро, вчера, сегодня, раньше, в прошлом, в древности. - В пространстве: вокруг себя, до горизонта. | 1.Расширять представления детей об искусстве на основе мифологической лексики. 2.Совершенствовать изобразительные навыки при интегрированной работе с детьми по мифологической тематике. Использовать в работе с детьми пальчиковые игры, разнообразные мозаики, разрезные картинки связанные с мифологией. 3.Учить создавать в рисунке выразительные образы герое. | 1.Развивать умение анализировать, сравнивать и оценивать движения и движения древних спартанцев. 2.Закреплять навыки у детей: ходить, бегать, прыгать, метать, сохранять равновесие. Игры – соревнования. 3.Учить сочетать замах и бросание диска и копья. 4.Проводить игры – эстафеты. |
Коррекционная работа с детьми старшей группы по теме: «Развитие познавательного интереса старших дошкольников при ознакомлении их мифологией».
III – квартал.
Развитие общих речевых навыков | Развитие языкового анализа и синтеза | Лексико – грамматический строй речи | Формирование элементарных математических представлений | Художественно – эстетическое развитие | Физическое развитие |
1.Продолжать совершенствовать интонационную выразительность в речи каждого ребенка. 2.Упражнять детей в чёткости дикции, голосоведения. 3.Продолжать развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру. 4.Продолжать следить за правильным речевым дыханием. | 1.Совершенствовать навык фонематического анализа однослоговых слов: сад, мир, миф. 2.Научить звуковому анализу и синтезу слов типа: жук, рак и т.д. 3.Выделение звуков и слогов в словах. - Подними руку, если услышишь в слове заданный звук. - Покажи картинку с изображением предмета, в названии которого есть заданный звук. - «Выделение гласного звука в заданных словах (использовать слова, относящиеся к мифологии)». | 1.Продолжать представления детей об одежде древних греков и римлян. Активизация словаря: плащ, сандалии, панцирь. 2.Закреплять навык согласования прилагательных с существительными по лексическим темам. 3.Расширять знания о представлении древнейшими людьми звёздного неба, планет, космоса. Ввести в активный словарь слова - существительные: звёзды, небо, созвездия, планеты, мифы, боги, Пегас, Феникс, павлин; - прилагательные: древний, божественный, мифический, и т.д. | 1.Продолжать обучать счёту одинаковых предметов (звёзды, планеты, созвездия и т.д.). 2.Учиться ориентироваться по плану: в комнате, на улице. 3.Закрепить знания количественного состава (в пределах десятка). 4.Упражнять в делении на части, уравнивании множеств. | 1.Расширять и углублять представления детей о разных видах и жанрах изобразительного искусства, используя в частности мифологию. 2.Учить рисовать с натуры, передавать форму, пропорции, цвет, композицию предметов. 3.Учить составлять узоры, развивать чувство цвета. 4.Закреплять навык работы с карандашом, используя обводки, штриховки. | 1.Продолжать совершенствовать двигательные умения. 2.Формировать правильную осанку достойную древних богов, героев, воинов Древней Греции. 3.Развивать быстроту, ловкость, выносливость, выдержку, так свойственную героям Древней Греции. 4.Проводить игры – эстафеты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление интеллектуальных способностей и развитие познавательных интересов старших дошкольников на занятиях по ФЭМП
консультация для педагогов...
«Развитие познавательных интересов старших дошкольников через ознакомление с космосом».
опыт работы воспитателя по познавательному развитию...
Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе...
Выступление на XXI Всероссийской научно-практической конференции "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом"
Аликина А.Ю.воспитательМБДОУ №27г.Канск Проект "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом" для ...