«Развитие познавательного интереса старших дошкольников при ознакомлении их с мифологией»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

План-программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_programma_podgotovitelnyy_vozrast.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Развитие познавательного интереса старших дошкольников при ознакомлении их с мифологией».

Задачи работы

Занятия

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Продолжать знакомить детей с мифами и мифологией.

1 раз в месяц на занятиях познавательного цикла

- Частично использовать дополнительные знания по теме на занятиях разного направления.

Рассматривание иллюстраций из книг по мифологии.

Подбор иллюстраций и открыток к понравившимся былинам.

На родительском собрании познакомить родителей с планом работы с детьми по методической теме.

Познакомить детей с появлением мифов в образах и произведениях искусства, архитектуры.

Занятия по развитию речи:

- Рассказывание детям с показом и рассматриванием иллюстраций.

- Беседы о прочитанном, рассказанном.

- Составление рассказов на заданную тему по мифологии.

Чтение художественной литературы мифологического содержания

Организация библиотеки книг для детей мифологического содержания.

Оформить для родителей рекомендации, советы, предложения.

Учить детей рассказывать и рассуждать.

На занятиях по ручному труду совместное  изготовление атрибутов к играм древних времён.

Прослушивание АУДИО

Оформление понятийного словаря

Организовать папки – передвижки по методической теме.

Развивать у детей навыки связной речи.

- Рисование по представлению.

- По замыслу.

- На заданную тему.

- Раскраски на мифологическую тему.

Просматривание ВИДИО

Изготовление макетов – фрагментов полюбившихся былин.

Организация для родителей дня открытых дверей.

Обогащать словарный запас за счёт слов мифологического лексикона.

Работа с детьми в рабочих тетрадях.

Изготовление макетов – фрагментов полюбившихся былин.

Подбор АУДИО и ВИДИО материалов.

Организация фото – выставки.

Кубики «Мифы Древней Греции».

Консультации в течение года на закрепление материала.

Дидактические и развивающие игры на мифологические темы.

Воспитывать у детей интерес к мифологии.

Вечер развлечений «Герои мифов».

Постановка танцев изображающие движения древних богов.

Экскурсии по городу и в музеи совместно с родителями

Физкультурные занятия. Спортивные развлечения: «Играем в Олимпиаду»

Организация выставки детских рисунков на мифологическую тематику.

Экскурсии по городу и в музеи города.

Просмотр слайдов.

План работы с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Развитие познавательного интереса старших дошкольников при ознакомлении их с мифологией».

Месяц

Занятия

Связь с другими видами деятельности

Развивающая среда

Работа с родителями

Сентябрь

Тема: «Скульптуры Летнего сада» (Амур, Психея, Нимфа, Ночь, утро).

«Боги Древней Греции и убранство Санкт-Петербурга».

Цель: знакомство с видом искусства – Скульптурами. Рассматривание скульптур.

- Экскурсия в Летний сад (Римско-греческая скульптура).

Цель: учить узнавать в скульптуре божественные образы.

Узнавать в архитектурном убранстве города Греческих богов.

- Рисование по теме: «Скульптура Летнего сада».

 - В.Г. Байденко «Мифы и животные».

- Рассматривание иллюстраций.

- Рассматривание экспозиций Эрмитажа, связанные с Римской, Греческой и др. мифологией.

- Рассматривание слайдов, открыток, репродукций со скульптурами римских и греческих богов.

- Прослушивание АУДИО записей.

- Просмотр ВИДЕО записей.

На родительском собрании познакомить родителей с планом работы по разработанной теме на учебный год.

Октябрь

Тема: «Бабочки затворницы» (Амур и Психея).

Цель: познакомить детей с Амуром и Психеей.

- Экскурсия в музей (Римская скульптура). Познакомить детей с Амуром и Психеей.

- Знакомство с видом искусства – Скульптурами.

Рассматривание скульптур.

- В.Г. Байденко «Мифы и животные».

- Рассматривание иллюстраций.

- Рассматривание экспозиций Эрмитажа, связанные с Римской, Греческой и др. мифологией.

- Рассматривание слайдов, открыток, репродукций со скульптурами римских и греческих богов.

- Прослушивание АУДИО записей.

- Просмотр ВИДЕО записей.

Папка – передвижка по теме: «Скульптуры Летнего сада и греческая мифология».

Ноябрь

Тема: «Аргонавты. Плавание за золотым руном».

Цель: познакомить детей, кто такие Аргонавты. Сформировать представления о их путешествиях.

- Аппликация. «Корабль для аргонавтов.

- Ручной труд. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы Аргонавты».

- Организовать с детьми небольшой макет для игры.

- Рисование. Раскраски на морские темы.

- Игровая деятельность детей.

- Детская энциклопедия.

- С.И. Дубкова «Сказки звёздного неба»

- Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

- Кубики «Собери картинку»

- Организовать с детьми небольшой макет для игры.

Советы и консультации для родителей, какие книги можно приобрести и почитать для закрепления знаний дома.

Декабрь

Тема: «Удивительные приключения Одиссея».

Цель: познакомить детей с греческим героем и его путешествиями.

- На занятиях по развитию речи провести с детьми беседу на тему мужества, связав с мифологическим образом героя.

- В рисовании использовать раскраски.

- Рисование на заданную тему и по замыслу.

- Внести в книжный уголок Детскую энциклопедию «Мифы и легенды народов мира»

- А. Лярский. «Одиссея Гомера».

- Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

- Иллюстрации, открытки.

- Рассматривание слайдов, видеозаписей.

Выставка детских работ «Корабль для Аргонавтов».

Январь

Тема: «Афина – ночная воительница».

Цель: познакомить детей с Афиной богиней разума, справедливости в ведении войны.

- Беседы по развитию речи.

- Составление рассказов на заданную тему о мифах.

- На занятиях по художественному творчеству фрагментарно использовать мифологическую тематику.

- В.Г. Байденко «Мифы и животные».

- С.И. Дубкова «Сказки звёздного неба».

- Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

- Иллюстрации с изображением Афины.

- Щит Афины.

Порекомендовать родителям книги

- В.Г. Байденко «Мифы и животные».

- С.И. Дубкова «Сказки звёздного неба».

- Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

Февраль

Тема: «Небесный зоопарк».

Цель: познакомить детей с созвездиями, которые можно встретить в наших широтах зимой.

- Рассматривание с детьми карты звёздного неба.

- Беседа по карте.

- Рисование красками звёздного неба, созвездий.

- Аппликация на тему: «Знакомые созвездия».

- Внести в книжный уголок карту звёздного неба.

- Книги и журналы с иллюстрациями Ночного звёздного неба.

- С.И. Дубкова «Сказки звёздного неба».

- Просмотр слайдов, видео записей.

Порекомендовать родителям книгу

- С.И. Дубкова «Сказки звёздного неба».

- Карту звёздного неба.

Март

Тема: «Волшебное царство полезных приборов».

Цель: познакомить детей с красивыми названиями, которые стали присваивать вновь открывшимся созвездиям (циркуль, микроскоп, телескоп, часы).

- Математика. Знакомство с циркулем, часами.

- Рисование карандашами, штриховка, закрашивание. Обводка приборов.

- Карта звёздного неба.

- Т.А. Шорыгина «О космосе».

- С.И. Дубкова «Сказки звёздного неба».

- А.Бонов «Мифы и легенды о созвездиях».

- Д/и «Собери созвездие».

Консультации с родителями по вопросам мифологии в домашних условиях для детей.

Апрель

Тема: «Как представляли Землю и небеса люди в древности. Круг зодиака».

Цель: закрепить знания детей о том, как представляли Землю и небо древние греки. Что думали об убранстве Земли и неба древние славяне.

Познакомить детей со знаками Зодиака, дать представления о том, кто их предсказал (Египетские жрецы и вавилонские звездочёты).

- Аппликация из засушенных листьев. Коллективная работа «Знаки зодиака».

- И.А. Лыкова «Листик, листик – вот и я».

- Карта звёздного неба.

- Т.А. Шорыгина «О космосе».

- С.И. Дубкова «Сказки звёздного неба».

- А.Бонов «Мифы и легенды о созвездиях».

- Д/и «Собери созвездие».

Продолжать консультации с родителями по вопросам мифологии в домашних условиях для детей.

Май

Итоговое занятие - КВН «Триста вопросов и ответов».

В совместной деятельности закреплять представления детей о мифах народов мира.

Коррекционная работа с детьми подготовительной к школе группы по теме:                                                                                                                                                                                    «Развитие познавательного интереса старших дошкольников при ознакомлении их с мифологией».

I – квартал.

Развитие общих речевых навыков

Развитие языкового анализа и синтеза

Лексико – грамматический строй речи

Формирование элементарных математических представлений

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

1.Продолжать работу по развитию  речевого дыхания, правильной голосоперпедачи.

2.Учить детей произвольно изменять силу голоса и говорить в спокойном  темпе.

- Разучивание стихов и пословиц по теме.

- Продолжать учить пользоваться громким и тихим голосом.

1.Продолжать упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. Гласные звуки  – пропеваем, согласные пропеть не можем.

- «Потянем песенку».

- «Назови слова начинающие на гласные звуки».

- Выделение гласного звука в начале слова в середине, в конце.

- Упражнять в подборе слов на заданный звук.

- Закреплять умение проводить звуковой анализ двухсложных слов.

- Закреплять навык слогового  анализа слов, также предложений.

1. Закреплять и расширять знания детей о скульптурах на мифологическую тему.

- Развивать у детей стремление обсуждать увиденное.

Активизировать слова: существительные – скульптор, скульптура, Аврора, Ночь, Амур, Психея;

прилагательные – красивая, изящная, мраморная, прекрасная, мощная, стройная;

глаголы – стоять, любить, беречь, охранять.

2.Закреплять знания детей о произведениях искусства на мифологические темы.

- Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах их мифах, пересказывать понравившиеся  мифологические истории.

1.Учить детей в распознавании геометрических фигур и их названии: квадрат, прямоугольник, овал, треугольник т. д.

2.Уточнить и расширить знания о количественных  отношениях в пределах 10. Закрепить знание чисел.

3.Уточнить представление о времени, временных отношениях.

1.Учиить детей передавать форму величину цвет, композицию в рисунке, рисовать предмет с натуры.

2. Развивать воображение в конструировании – тема: «Скульптура Летнего сада» и в рисовании, лепке, аппликации.

3.Закреплять навык создавать объёмные и рельефные изображения, используя разнообразные  материалы: вату, поролон, бумагу, салфетки, глину для лепки.

Тема: «Аргонавты».

- Использование игр на моторику:

  • «Лабиринты»,
  • «Дорисуй картинку»,
  • «Сложи картинку из частей»,
  • «Обводки»,
  • «Печатание букв и слов».

1.Сформировать на занятиях правильную осанку.

 Тема: «Скульптуры летнего сада».    

Обратить внимание детей на стройность всех статуй.

2.Закреплять физические качества в спортивных упражнениях, совершенствовать технику их выполнения.

3.Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении цели Тема: «Аргонавты».

4. Совершенствовать ходьбу, бег, прыжки, лазание, добиться точности и лёгкости в выполнении упражнений. Пример из жизни героев Древней Греции: Одиссей,  Геракл…                    

Коррекционная работа с детьми старшей группы по теме:                                                                                                                                                                                    «Развитие познавательного интереса старших дошкольников при ознакомлении их с мифологией».

II – квартал.

Развитие общих речевых навыков

Развитие языкового анализа и синтеза

Лексико – грамматический строй речи

Формирование элементарных математических представлений

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

1.Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.

- «Скажи тихо».

- «Скажи громко».

2.Совершенствовать умение произвольно менять силу голоса, говорить в спокойном темпе.

3.Совершенствовать выразительность в речи при заучивании стихов.

1.Закреплять умение производить звуковой анализ слов: Куст, лист.

2.Выделять первый и последний звук в словах: храм, парк, сад и т.д.

3.Совершенствовать навык звукового анализа слов и анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Задания:

- Раздели слова на слоги.

- Сколько слов в предложении.

- Назови слова по порядку.

- Назови предлог.

- Составь схему предложения.

1.Расширять представления детей о подвигах героев Древней Греции.

Тема: «Удивительные приключения Одиссея».

Существительные: Одиссей, циклопы, сирены.

Прилагательные: красивые, сильные, мужественные, героические.

Глаголы: плыть, сражаться, побеждать, сходить на берег.

2.Расширять представления детей о богах Древней Греции.

Активизировать слова:

Существительные: Афина, храм, гончар, копьё, щит;

Прилагательные: сильный божественный, красивая;

Глаголы: прясть, ткать, защищать, строить.

3.Закреплять и расширять знания детей о звёздном небе.

Тема: «Звёздный зоопарк».

Активизировать слова: существительные: созвездия, Феникс, единорог, скорпион, звезда;

Прилагательные: большие (крупные), маленькие (мелкие), яркие.

Глаголы: падать, сверкать, искрится.

4.Согласование глаголов с существительными ед. и мн. числа «Веселый счёт».

- Один город, два города…

- одна звезда, две звезды, много звёзд.

5.Согласование прилаг. с существительными.

6. Продолжи предложение – Афина – победительница…

- Небо усыпано…

7.Составление сложно-подчинённых предложений и сложно-сочинённых предложений.

8.Подбор родственных слов к заданному.

1.Учить детей классифицировать геометрические фигуры по признакам.

2.Упражнять в сложении, вычитании, пересчитывании при решении арифметических задач.

3.Закреплять представления о последовательности дней недели, месяцев года и их названии.

4.Закреплять навык измерять длину, ширину, высоту предметов условной меркой. Активизировать слова: уже, выше, ниже, больше, меньше, длиннее, короче.

1.Учить передавать динамику и статику при создании изображений в лепке, рисунке.

Тема: «Одиссей».

Обучать способам работы с различными инструментами: ножницами, иголкой, линейкой.

Тема: «Небесный зоопарк».

Формировать навык освоения техники многослойного и фигурного вырезывания.

Тема: «Афины».

Вырезывание одежды для богов.

- Лабиринты.

- Мозаики.

- Обводки.

- Закрашивание и штриховка контуров.

- составление картин из готовых форм.

- Составление узоров из элементов.

- Игры по карте звёздного неба.

- Кубики.

1.Совершенствовать координацию движений и равновесие.

2.Воспитывать честность, дружелюбие, самостоятельность в процессе игр и выполнении различных физических упражнений.

Коррекционная работа с детьми старшей группы по теме:                                                                                                                                                                                    «Развитие познавательного интереса старших дошкольников при ознакомлении их с мифологией».

III – квартал.

Развитие общих речевых навыков

Развитие языкового анализа и синтеза

Лексико – грамматический строй речи

Формирование элементарных математических представлений

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

1.Развивать длительность речевого выдоха.

2.Продолжать работу над темпом, ритмом, чёткостью дикции, а также силой и высотой голоса.

Словесные игры:

- «Скажи тихо»

- «Скажи громко».

Разучивание стихов из мифов, пословиц, поговорок.

3.Учиться выразительности речи, читая стихи с движениями.

1.Закрелять умение проводить звуковой анализ и синтез слов: трава, маска.

2.Совершенствовать слоговой анализ одного – двух -трёхсложных слов и учить делить слова на слоги.

3.Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с предлогами.

Словесные игры.

- «Где звук?»

- «Назови ударный звук».

- «Назови конец слова».

- «Определи звук в слове».

- «Раздели слова на слоги».

- «Сколько слов в предложении».

- «Составь схему предложения»

1.Познакомить детей с приборами, которые позволяют ориентироваться в пространстве, узнавать время и др.

Активизировать слова: циркуль, часы, телескоп.

2.Совершенствовать навык пересказа, составление описательного рассказа, рассказа по картине.

3.Закрепить и расширить занятия детей о звёздном небе.

Тема: «Круг зодиака».

4.Закреплять знания детей по пройденным лексическим темам.

Тема: «Боги и герои Древней Греции».

Побуждать детей к высказываниям и описательным рассказам полюбившихся фрагментов, эпизодов мифологических рассказов.

1.Учить подбирать предметы по образцу и называть предметы определённой формы.

2.Закреплять термины: формы, величина, площадь, объём, масса, фигура.

3.Упражнять детей в сложении, вычитании по 2 при решении арифметических задач.

4.Закреплять представление об отношениях во времени:

- минута – час;

- неделя – месяц;

- месяц – год.

1.Продолжать развивать моторику, используя пальчиковую гимнастику, также при использовании работы с трафаретами, циркулем, линейкой.

Тема: «Волшебное царство приборов».

2.Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах (рисование, аппликация - обрывная).

3.Закреплять навыки создания из различных строительных материалов, сооружений, макетов, например одежду по моделям, по схемам.

4.Использовать в работе с детьми обводки, штриховку, закрашивание предметов.

- Разрезные картинки.

- Вырезывание по контуру.

- Рисование по клеточкам.

- Графический диктант.

- Печатание букв, слов.

1.Совершенствовать координацию движений и равновесие.

2.Воспитывать честность, дружелюбие, самостоятельность в процессе игр и выполнении различных физических упражнений.

3.Совершенствовать навыки использования спортивных снарядов.

4.Поддерживать интерес к различным видам спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на XXI Всероссийской научно-практической конференции "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом"

        Аликина А.Ю.воспитательМБДОУ №27г.Канск   Проект "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом" для ...