РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
рабочая программа (младшая группа)
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_volshebnye_palchiki.doc | 469.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом учреждения Заведующий протокол № _____ ________ МБДОУ детский сад № 5
_________Н.М.Давыдова
Приказ №__ от ____
ПРОГРАММА
« ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОРАСТА
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 5
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ____________
РАЗРАБОТЧИКИ: ВОСПИТАТЕЛЬ: АРАПОВА В.И.
КАФАРОВА А.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
1.2 ЦЕЛЬ
Создание условий для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.
1.3 ЗАДАЧИ
Обучающие:
1. Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук).
2. Формировать практические умения и навыки.
3. Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
3. Развивать произвольное внимание, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, фантазию.
4. Развивать речь детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность;
3. Воспитывать и развивать художественный вкус.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 1.5-3 лет
1.4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- правила техники безопасности;
- некоторые виды бумаги;
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- основные правила склеивания;
- некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и т.п.);
- несколько пальчиковых игр.
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- работать с различными предметами;
- правильно держать кисть, карандаш;
- повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
- понятие «конструктор», «мозаика»;
к концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений; повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями; дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.; станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
1.5 ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 2 года обучения
«обучение проводится с 1,5 летнего возраста;
« занятие по данной программе проводится в игровой форме 1 раз в неделю
« занятие проводится в группах 7-8 человек по 9 мин.
1.6 КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Январь:
Цель: Укрепление мышц и развитие и развития силы рук, а так же предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений, развитие ловкости движений пальцев и кистей рук.
1. «Крутись карандаш»
2. «Непослушные макаронины»
3. «Гречневый массажёр»
Февраль:
Цель: Развитие ручной ловкости. Развитие согласованных движений обеих рук.
- «Где же наши ручки?»
- «Прячем ручки»
- «Аплодисменты»
Март:
Цель: Развитие заинтересованности в играх с руками. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.
- «Дай пять»
- «Спрячь в ладошку»
- «Утёнок-пищалка»
Апрель:
Цель: Развитие хватания. Развитие силы рук. Развитие согласованных движений обеих рук. Развитие точных и дифференцированных движений кистей пальцев рук.
- «Кусачки».
- «Ловим раков»
- «Жучки играют в прятки»
Май
Цель: Формирование навыка действий с прищепками. Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления
- «Животные на свободе»
- «Маленький веер».
Сентябрь Цель: Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса. Формирования навыка действий со скрапками.
1. «Вот так улов»
2. «Бусы для красавицы»
3. «Шляпки и короны»
Октябрь
Цель: Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев. Развитие мышления
1. «Кочки на болоте»
2. «Картинка из пуговиц»
3. «Что внутри»
Ноябрь Цель: Развитие соотносящих действий рук. Развитие ручной ловкости; развитие бытовых навыков и самостоятельности.
1. «Секретики»
2. «Веселый карнавал»
3. «Идем в магазин»
Декабрь
Цель: Развитие тонких и дифференцированных движений пальцев рук; развитие силы рук; развитие хватания; обучение умению отщипывать маленькие кусочки теста или пластилина от большого куска.
1. «Спрячь губку»
2. «На суше и воде»
3. «Покормим птичек»
Январь
Цель: Развитие осязания, развитие навыка использования различных инструментов-совка, ложки, воронки и др., развитие силы рук.
1. «Прячем ручки»
2. «Пересыпаем крупу»
3. «Бумажные снежки»
Февраль
Цель: Развитие усидчивости, чувства цвета и размера, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие эстетического вкуса, развитие произвольных движений пальцев рук.
1. «Веселый шнурок»
2. «Поиграем в Золушки»
3. «Забавные косички»
Март
Цель: Развитие усидчивости, чувства цвета и размера, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие тонких и дифференцированных движений пальцев рук, развитие соотносящих движений рук.
1. «Превращение палочки»
2. «Погремушка из камешков»
3. «Ягодки для птички»
Апрель
Цель: Развитие мелкой моторика пальцев рук, активизировать движения пальцев рук, координацию движений, развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий, развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание
1. «Банка с витаминами»
2. «Сортировка вкусов»
3. «Макароны перемешались…»
Май
Цель: Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета, развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук.
1. «Бабочки и гусеницы»
2. «Котенок»
3. «Разборные картинки»
Сентябрь
Цель: Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета, развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение
1. «Живая кукла»
2. «Украшения»
3. «Юла и волчок»
Октябрь
Цель: Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев.
Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления, совершенствование движений рук, воспитание усидчивости; совершенствование координации и движений пальцев рук. Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса
1. «Волшебные куклы»
2. «Заводная птичка»
3. «Разложи палочки по цвету»
Ноябрь
Цель: Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления
1. «Картинки из палочек»
2. «Бусы для куклы»
3. «Новогодняя елка»
Декабрь: Цель: Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Развитие согласованных движений обеих рук.
1. Теневой театр «Собака»
2. Теневой театр «Гусь»
3. Теневой театр «Паучок»
4. Теневой театр «Сердечко»
СПИСОК ДЕТЕЙ
1. Буйлина Варвара
2. Василевский Давид
3. Дудин Илья
4.Курашева Ева
5. Лутохин Тимофей
6. Муращенкова Вероника
7.Морозова Ульяна
8.Павлова Ева
9.Прохоров Михаил
10. Пушкинская Теона
11. Попов Савелий
12. Романов Егор
13. Тарасенко Тимофей
14. Шевкунов Дима
15.Шумилин Виктор
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1-3 года.»- ООО «Издательство ВЛАДОС», 2017
2. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.» – М.: ТЦ Сфера, 2007.
3. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. сост. В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – с. 79.
4. Смирнова Е. А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.» – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.
5. Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психо -эмоционального и скелетно-мышечного напряжения.»– Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
6. Тышкевич И.В. «Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет.» – Минск: «Попурри», 2010.
7. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей.» – М.: Мозаикасинтез, 2009.
8.Борисенко М. Г. «Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики).» / М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб: «Паритет», 2002
9.Гаврилова С.Е. «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.» - Ярославль: Академия развития, 2009
10.Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики». - Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Волшебные пальчики». Для второй группы раннего возраста. Составитель: Коваленко Ирина Анатольевна
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.В.А.Сухомлинский.Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные от...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Актуальность. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работе речевых и мыслительных ...
Кружковая программа "Волшебные пальчики"
Создание условий для творческого развития воспитанников, их самореализации и социальной адаптации средствами рисунка пластилином. Развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторик...
Программа "Волшебные пальчики"
В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построенна с учетом принципов послед...
Программа "Волшебные пальчики"
Программа направлена на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста...
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Рабочая программа "Волшебные пальчики"
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку или карандаш, другие: соб...