Программа "Волшебные пальчики"
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Саркисян Арминэ Гургеновна

В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построенна с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний,умений и навыков.

Все темы входящие в программу изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Рабочая программа является открытой и предусматривает вариативность и интеграцию изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnye_palchiki.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 4"

«ПРИНЯТО»

На заседании педагогического совета  

Приказ №    от

«УТВЕРЖДАЮ»

Старший воспитатель  

_________________ Е.В.Ливинская

 Программа

«Волшебные пальчики»

Группы № 4

(возраст от 2 до 3 лет)

составитель

Воспитатель первой квалификационной категории

А.Г.Саркисян

Бердск 2017

Наименование разделов

Целевой раздел

1.

Пояснительная записка

1.1.

Введение

1.2.

Цели и задачи рабочей программы

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

1.4.

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей младшего возраста. (Возрастные особенности, индивидуальные особенности)

1.5.

Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками данной программы

Содержательный раздел

2.1.

Содержание воспитательно-образовательной области художественно-эстетическое развитие работы по образовательным областям (обязательная часть)

Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям (формируемая часть)

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

2.2.

Планирование работы с детьми в группе:

-календарно-тематическое планирование

(нод и совместная деятельность)

3

Организационный раздел

3.1

Материально-технические Программно-методическое обеспечение

1.Пояснительная записка

Цели и задачи реализации рабочей программы.

 Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.

В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

Все темы,  входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Актуальность.                                                                                                                                      

Заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:

Умение одухотворять живую и неживую природу

Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира

Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им

Стремление заботиться о других

Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное

Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним

Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства

С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:

Учится быть оригинальным

Учится использовать средства выразительности

Учится давать оценку своей и чужой деятельности

Учится проявлять инициативу, самостоятельность

Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник                                                               

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности

 Основная цель программы.

Создание условий для развития мелкой моторики у детей  через нетрадиционные техники рисования. Формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи.

Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.
Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.

Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).

Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.

Новизна и отличительные особенности программы.

 Программа   носит инновационный характер, так как                приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография ,монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. Техника рисования.

В ходе  реализации программы, дети знакомятся со следующими техниками рисования: 

Кляксография с трубочкой: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск печатками: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка )до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.

Принципы программы.

системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Подходы и методы результативности программы:

Систематические занятия.

Игры, игровые приемы.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Рассматривание репродукций картин.

Организация и оформление выставок детских работ.

Индивидуальная работа.        

Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Используемые методы позволяют:

развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности, от 2-х до 3-х лет (1 младшая группа).

Возрастные особенности детей 2- 3 лет

В этом возрасте ребенок еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В этом возрасте ребенку важно:

- Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а так же осваивает окружающее пространство.

- Осваивать мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики напрямую связанно с развитием мозга и речи.

- Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов, всегда меньше, чем количество понимаемых.

- Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру ребенок осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

- Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вмести».

- Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2-3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

- Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует совпадение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

- То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то. Что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Рекомендации для родителей:

- Родителям важно понимать, что энергичный и активный ребенок – это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому родителям нужно быть готовым к этому и по возможности организовать безопасное пространство, в котором ребенок мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Было бы прекрасно, если б именно родитель,  хотя бы иногда был бы партнером по игре.

- Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого.

- Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или, в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми и взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

- Предоставить возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры ребенок чаще всего нуждается в компании мамы или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

- Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

- Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать ребенка возможности открытия нового и интересного. Родительская тревога не должна замещать возможности развития для ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

- Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И попытки родителей аппелировать даже к ближайшему будущему ими совершенно не воспринимаются.

- Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание. 

Организация образовательного процесса в первой младшей группе.

Образовательные область художественно эстетическое развитие Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Приобщение к искусству

В группе раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Развивать художественно восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующим возрасту детей. Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

Изобразительная деятельность

В группе раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно, то одной, то другой рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.

Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, воском кисти). Учить следить за движением карандаша на бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызвать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Знакомить детей  с различными цветами карандашей, фломастеров, правильным их названием , рисованием разных линиий (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам; ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчикам и др. Подводить детей к рисованию округлой формы.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует ребенок.

Формировать бережное, отношение к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.

Формировать правильное умение держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше отточенного конца, кисть чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть; макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Форма организации детей на занятии.

 Комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Направления работы.

Программа содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу. Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 Качество детских работ зависит от:

грамотного методического руководства со стороны взрослых;

уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.)

степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;

развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.

План работы с родителями:

Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

Формы работы с родителями:

1. Родительское собрание «Игры с красками»

2. Анкетирование «Развитие творческого потенциала ребёнка»

3. Показ презентации «Нетрадиционные техники рисования»

4. Консультация «Творчество детей».

Перспективное тематическое планирование занятий

Тема занятия

Программное содержание

сентябрь

1, 2 ,3

«Как мы рисуем» 

(знакомство с разными техниками рисования)

Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами: держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Познакомить с разными нетрадиционными техниками рисования.

4, 5

«Домашние животные»

 (рисование кистью, аппликация)

Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать кисть в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности.

6

«Орехи для белочки» 

(рисование поролоновым тычком)  

Познакомить детей с гуашевыми красками; продолжать учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

7, 8

«Осенние листочки»

 (отпечаток листьев)

Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками. Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь, учить различать кленовые листья; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

октябрь

1, 2

«Дождливая погода за окном» 

(рисование пальчиками; кистью)  

Учить рисовать пальчиками. Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

3, 4

«Поможем жучкам спрятаться в траве» (рисование восковыми мелками; дорисовка

 деталей)

Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами.

октябрь

5, 6

«В мире грибов» 

(рисование кисточкой; ватной палочкой)

 

Предложить рассмотреть картинку мухомора (обратить внимание на белые точки на шляпке гриба). На вырезанных из картона грибах они отсутствуют. Предложить детям нарисовать их, объяснить технику рисования пальчиком (примакивание). Развивать воображение, мелкую моторику рук, художественное восприятие.

7, 8

«Пушистые облака» (аппликация, примакивание)

Рассмотреть иллюстрации облаков. Беседа с детьми о технике рисования пальчиком. Учить располагать рисунки (облака) по всему листу бумаги (небо). Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус.

ноябрь

1, 2

«Вот такие овощи»

(рисование кисточкой; штамп)

Формировать умение компоновать изображения в ограниченном пространстве, формировать видение композиции, развивать воображение и фантазию.

3, 4

«Ягодки на веточках»

(рисование пальцами; дорисовка

 деталей)

Продолжать учить детей рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

5, 6

«Цветы»

(Рисование мелками, рисование ладошками)

Формировать умение смешивать основные цвета и получать новые. Совершенствовать умения в техниках, Вызвать интерес к рисованию, стремление

7, 8

«Птички на веточке»

(рисование штампом; рисование по трафарету)

Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

декабрь

1, 2

«Вот и зима наступила» (рисование кисточкой)

Учить проводить линии сверху вниз по ворсу; обмакивать кисть в краску по мере надобности; воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность. Продолжать совершенствовать умения в разных техниках рисования

3, 4

«Снег идёт»

 (рисование ватными палочками)

Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

5, 6

«Ёлочка - зелёная иголочка»

 (рисование фломастерами)

Упражнять детей в рисовании хвои штрихами, используя фломастеры; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми.

7, 8

«Открытка к Новому году» 

(рисование пальцами; дорисовка

 деталей)

Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

январь

1, 2

«Зимний узор»

 (рисование восковыми карандашами)

Продолжать учить детей правильно держать карандаш; закреплять приобретённые ранее навыки рисования; закреплять знания цветов (синий, белый); продолжать формировать интерес к рисованию; развивать эстетическое восприятие.

3, 4

«Снеговик и его друзья»

(рисование кисточкой)

Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно.

5, 6

«Покормим птичек»

(рисование кисточкой, рисование крупой)

Закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая всё пространство листа; познакомить с чёрным цветом; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

7, 8

«Украсим зимнюю одежду»

(рисование кисточкой; дорисовка деталей)

Учить детей правильно держать кисть, ритмично наносить мазки на силуэт; развивать восприятие цвета; закреплять знание основных цветов; развивать интерес и желание рисовать.

февраль

1, 2

«Лесные звери»

 (рисование кисточкой; дорисовка

 деталей)

Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета.

3, 4

«Снежинки»

(рисование мятой

бумагой)

Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки - рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

5, 6

«Рисуем подарок для папы»

 (рисование кисточкой, разные техники

рисования)

Продолжать учить детей пользоваться кисточкой, рисовать круги от пятна, повторять изображение, заполняя свободное пространство листа; поддерживать игровое отношение к образу.

7, 8

«Рыбки разные в аквариуме»

(рисование ладошками, обрывная аппликация)

Продолжать учить детей аккуратно наносить краску на ладонь и делать отпечаток,;; закреплять знания цветов; воспитывать эстетическое восприятие.

1, 2

«Букет для мамы» 

(рисование карандашами)

Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его.

март

3, 4

«Светит солнышко в окошко»

 (рисование кисточкой; дорисовка деталей)

Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много».

5, 6

«Капель»

 (рисование кисточкой)

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков.

7, 8

«Домашние животные» 

(рисование кистью; рисование по трафарету)

Закреплять с детьми умение рисовать замкнутые линии, похожие на круги; учить вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирая краску на кисть; вызывать интерес к полученному результату.

апрель

1, 2

«Плывёт кораблик по весенним ручейкам»

 (рисование кисточкой)

Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию.

3, 4

«Яблоки» 

(рисование фломастерами; дорисовка деталей)

Продолжать учить детей правильно держать в руке фломастер, рисовать небольшие по размеру круги, располагать круги равномерно, не выходить за пределы контура; формировать интерес к рисованию.

5, 6

«Трава на лужайке»

(рисование кистью, рисование пальчиками)

Упражнять детей в быстрых, ритмичных изобразительных действиях кистью; продолжать учить рисовать вертикальные линии (траву); воспитывать любовь к живой природе.

7, 8

«Деревья проснулись» 

(рисование кистью; рисование по мятой бумаге)

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.

май

1, 2

«Бабочки и стрекозы»

(рисование кистью;)  

Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.

3, 4

«Забавные зверюшки - полосатые игрушки»

(рисование кистью;

 разные техники

рисования)

Закреплять умение рисовать кисточкой; проводить прямые линии в разных направлениях (слева направо и сверху вниз), соблюдая движение кисти по ворсу; воспитывать у детей отзывчивость.

май

5, 6

«Цветочная поляна» 

(рисование ватными палочками, рисование по мокрой бумаге)

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

7, 8

«Цветущая весна»

(оттиск пенопластом, техника набрызг, тычок жесткой кистью)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. Учить рисовать щетинной кистью цветы цветущих деревьев (черёмуха, жасмин); вызвать желание полюбоваться цветущей веткой, желание нарисовать; воспитывать эстетическое восприятие.

Список литературы

Веселя школа живописи для детей от 4-х лет. Алекс Бернфельс Издательство «Ниола-пресс».2010.

Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: « Издательство Скрипторий 2003»,2010.- 72с.

Изобразительная деятельность в детском саду. И.А.Лыкова. Издательский дом «Цветной мир». Москва 2012.

Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.

 «Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой

Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Л. А. Парамоновой. Москва. ОЛМА Медиа Групп. 2011г.

Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)

 «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой Москва 2005

 «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

 « Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003

Шайдурова Н.В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

 «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...