Мастер – класс для педагогов « Путешествие в сказку »
методическая разработка

Калиниченко Надежда Валентиновна

Мастер – класс для педагогов « Путешествие в сказку »

 

Цель: Обучение приемам работы со сказкой, для использования их в условиях семейного воспитания.

Задачи:

  • Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность;
  • Познакомить с приемами работы со сказкой;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_puteshestvie_v_skazku.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов « Путешествие в сказку »

Выполнила воспитатель д.с «Светлячок»

Калиниченко Надежда Валентиновна

Цель: Обучение приемам работы со сказкой, для использования их в условиях семейного воспитания.

Задачи:

  • Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность;
  • Познакомить с приемами работы со сказкой;

Методическое и техническое  оборудование:  Мультимедиа,  ТСО, миски с молоком, жидкие пищевые красители, зубочистки, кисти для рисования , моющее средство, ватные палочки, влажные салфетки.

Ход проведения:

Теоретическая часть

Воспитатель: Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер - класс по сказкотерапии «Путешествие в сказку! »

  Что такое сказка? (ответы педагогов)

Важны ли сказки для ребенка? (рассуждения педагогов)

Общее мнение педагогов: сказки взывают к светлым созидательным сторонам души человека.

Актуальность:

Я хочу вам рассказать сказку о сказкотерапии.

Сказка о сказкотерапии.

В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях - и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.

Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…

И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер с различными стрелялками. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной

Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек. Сразу же их любимые детки превращались в страшных человечков, и их общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни.

И никто не знал, как ему помочь…

Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка.

Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были… », а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве… », а затем «жили-были старик со старухой… ».

И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!

Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребенка. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Необходимо помнить, что сказка сказке рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы.

2. Потребность в знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает.

    Моя работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

   Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Это использование волшебных предметов: волшебная свеча, волшебный клубочек, волшебная палочка, волшебная шкатулка, волшебная книга, проговаривание волшебных заклинаний.

  Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Роль проводника играют куклы бабушки – старушки, Феи, Гномики, Эльфы. Наши сказочные путешествия наполнены играми, позволяющими ближе познакомиться со сказкой.

Практическая часть

Наша работа будет проходить по принципу игры-путешествия, что поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.

Уважаемые педагоги я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…

 Приветствие. Сегодня наше путешествие я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет своё имя, а затем своего любимого сказочного героя.

Приветствие: «Здравствуйте, меня зовут… »

  Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.

Сегодня ночью ко мне прилетела Фея снов, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную историю. А я поведаю ее вам, слово в слово.

СКАЗКА

На одной сказочной поляне жила – была Фея цветов. И росли у неё прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.

Подползет  Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание…

И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.

Прискачет Зайка-Трусишка, на сказочную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом. И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.

Но однажды, случилось несчастье!

Узнала про эти «чудо - цветы» злая колдунья.

И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.

Но Фея Цветов отказалась помогать злой колдунье.

Она страшно разгневалась. «Ах, так! » – закричала колдунья.

«Если ты отказываешься исполнять мои желания» - сказала она.

«Тогда твои цветы больше не смогут помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание…

В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…

- Вот какая произошла грустная история!

- А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь?

(педагоги выдвигают гипотезы)

Воспитатель: У меня есть волшебные краски… Эти краски живые. Вы рисовали когда-нибудь живыми красками?

И с их помощью мы сможем оживить Чудесные цветы.

Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…

Ритуал «входа» в сказку

 

Воспитатель:  Проводит нас в сказку волшебная свеча. Огонь может творить чудеса: если смотреть на него, не отрываясь, то перенесёшься куда захочешь! Но для начала мы должны её зажечь. Для этого мы должны произнести волшебное заклинание – «Раз – два – три – волшебная свеча гори!

Сказочная музыка превращение

- Ну вот, мы и в сказке. Тихим голосом, поблагодарите волшебную свечу.

- Посмотрите, какие здесь красивые бабочки. Но почему они грустные?

Ответы педагогов

- Давайте поможем нашим бабочкам: развеселим их, подуем на них. Для этого делаем вдох через нос и выдох через рот. Так чтобы тонкая струйка воздуха щекотала наши губы.

Дыхательная гимнастика  «Подуй на бабочку» Повторяется 3 – 4 раза

Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть цветам волшебную силу.

Сейчас мы проживем следующий этап – это решение проблемы. И наша с вами задача - расколдовать волшебные цветы.

- Но злая колдунья забросала тропинку огромными и тяжелыми камнями. Что же нам делать?

Ответы педагогов

- Правильно нам нужно убрать их с дороги, освободить путь.

Психогимнастика «Тяжелый камень»

- Молодцы! Мы и освободили путь лишь благодаря тому, что работали с вами дружно.

А теперь самое главное - рисование живыми красками

(На столах приготовлены миски с молоком, жидкие пищевые красители, зубочистки, кисти для рисования , моющее средство, ватные палочки,, влажные салфетки).

- Колдунья спрятала чудесные цветы. Но когда волшебная краска попадет в миску с молоком, они оживут.

Вы можете играть с красками, добавлять цвета, добавить немного моющего средства с помощью ватной палочки. Мир, который мы творим внутри и вокруг себя, не может быть черно-белым. Он цветной, многогранный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя краски.

Видео «Цветы моего сердца» под музыку Шри Чинмоя https://youtu.be/L5Ah3QSe2kk

Воспитатель: Пробуждается жизнь на сказочной полянке. Мы настоящие добрые волшебники. Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность…

Развивающий элементы самосознания.

- Я вам предлагаю напоследок побывать в сказочном саду, послушать, как весело радуются маленькие феи, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.

Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!

Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!

- Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!

Ритуал «выхода из сказки»

И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.

- Но для того чтобы вернуться мы должны погасить волшебную свечу. Раз – два – три – свеча не гори!

Заключительный этап – рефлексия.

- Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель?

- Сейчас мы будем передавать свечу, и расскажем, какие чувства мы испытывали в процессе путешествия, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить.

(передаем свечу по кругу)

- Уважаемые педагоги, мне было с вами приятно сотрудничать.

Благодарю за внимание и участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Работа со сказкой"

Цель данного мастер-класса рсширить представления педагогов о методах и приемах работы с русской народной сказкой, показать возможность использования текста сказки для решения тврческих ир азвивающих ...

Мастер - класс для педагогов "Расскажи мне сказку..."

Консультация о том как нужно читать детям сказки, какие и в каком возрасте...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Песочная сказка"

Мастер-класс для педагогов младшей группы ДОУ по песочному рисованию...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Сочиняем сказку" с использованием СуДжок терапии

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию ь как можно использовать   Су-Джок терапию в своей работе. Буду рада, если данные активные  методы пригодятся вам в жизни и...

мастер -класс с педагогами "Путешествие в сказку" с применением технологии ТРИЗ

Цель: практическое освоение игровой технологии ТРИЗ.Задачи:  продолжить знакомство  педагогов с игровыми приемами ТРИЗ технологии; формировать у детей навыки общения друг с другом и со взрос...

Мастер-класс для педагогов Путешествие в сказку ТЕРЕМОК

Мастер-класс по работе с квадратом Воскобовича...