Мастер – класс для педагогов « Путешествие в сказку »
методическая разработка
Мастер – класс для педагогов « Путешествие в сказку »
Цель: Обучение приемам работы со сказкой, для использования их в условиях семейного воспитания.
Задачи:
- Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность;
- Познакомить с приемами работы со сказкой;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_puteshestvie_v_skazku.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов « Путешествие в сказку »
Выполнила воспитатель д.с «Светлячок»
Калиниченко Надежда Валентиновна
Цель: Обучение приемам работы со сказкой, для использования их в условиях семейного воспитания.
Задачи:
- Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность;
- Познакомить с приемами работы со сказкой;
Методическое и техническое оборудование: Мультимедиа, ТСО, миски с молоком, жидкие пищевые красители, зубочистки, кисти для рисования , моющее средство, ватные палочки, влажные салфетки.
Ход проведения:
Теоретическая часть
Воспитатель: Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер - класс по сказкотерапии «Путешествие в сказку! »
Что такое сказка? (ответы педагогов)
Важны ли сказки для ребенка? (рассуждения педагогов)
Общее мнение педагогов: сказки взывают к светлым созидательным сторонам души человека.
Актуальность:
Я хочу вам рассказать сказку о сказкотерапии.
Сказка о сказкотерапии.
В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях - и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…
И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер с различными стрелялками. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек. Сразу же их любимые детки превращались в страшных человечков, и их общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни.
И никто не знал, как ему помочь…
Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были… », а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве… », а затем «жили-были старик со старухой… ».
И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!
Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребенка. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Необходимо помнить, что сказка сказке рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы.
2. Потребность в знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает.
Моя работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.
Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Это использование волшебных предметов: волшебная свеча, волшебный клубочек, волшебная палочка, волшебная шкатулка, волшебная книга, проговаривание волшебных заклинаний.
Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Роль проводника играют куклы бабушки – старушки, Феи, Гномики, Эльфы. Наши сказочные путешествия наполнены играми, позволяющими ближе познакомиться со сказкой.
Практическая часть
Наша работа будет проходить по принципу игры-путешествия, что поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.
Уважаемые педагоги я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…
Приветствие. Сегодня наше путешествие я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет своё имя, а затем своего любимого сказочного героя.
Приветствие: «Здравствуйте, меня зовут… »
Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.
Сегодня ночью ко мне прилетела Фея снов, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную историю. А я поведаю ее вам, слово в слово.
СКАЗКА
На одной сказочной поляне жила – была Фея цветов. И росли у неё прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.
Подползет Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание…
И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.
Прискачет Зайка-Трусишка, на сказочную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом. И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.
Но однажды, случилось несчастье!
Узнала про эти «чудо - цветы» злая колдунья.
И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.
Но Фея Цветов отказалась помогать злой колдунье.
Она страшно разгневалась. «Ах, так! » – закричала колдунья.
«Если ты отказываешься исполнять мои желания» - сказала она.
«Тогда твои цветы больше не смогут помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание…
В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…
- Вот какая произошла грустная история!
- А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь?
(педагоги выдвигают гипотезы)
Воспитатель: У меня есть волшебные краски… Эти краски живые. Вы рисовали когда-нибудь живыми красками?
И с их помощью мы сможем оживить Чудесные цветы.
Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…
Ритуал «входа» в сказку
Воспитатель: Проводит нас в сказку волшебная свеча. Огонь может творить чудеса: если смотреть на него, не отрываясь, то перенесёшься куда захочешь! Но для начала мы должны её зажечь. Для этого мы должны произнести волшебное заклинание – «Раз – два – три – волшебная свеча гори!
Сказочная музыка превращение
- Ну вот, мы и в сказке. Тихим голосом, поблагодарите волшебную свечу.
- Посмотрите, какие здесь красивые бабочки. Но почему они грустные?
Ответы педагогов
- Давайте поможем нашим бабочкам: развеселим их, подуем на них. Для этого делаем вдох через нос и выдох через рот. Так чтобы тонкая струйка воздуха щекотала наши губы.
Дыхательная гимнастика «Подуй на бабочку» Повторяется 3 – 4 раза
Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть цветам волшебную силу.
Сейчас мы проживем следующий этап – это решение проблемы. И наша с вами задача - расколдовать волшебные цветы.
- Но злая колдунья забросала тропинку огромными и тяжелыми камнями. Что же нам делать?
Ответы педагогов
- Правильно нам нужно убрать их с дороги, освободить путь.
Психогимнастика «Тяжелый камень»
- Молодцы! Мы и освободили путь лишь благодаря тому, что работали с вами дружно.
А теперь самое главное - рисование живыми красками
(На столах приготовлены миски с молоком, жидкие пищевые красители, зубочистки, кисти для рисования , моющее средство, ватные палочки,, влажные салфетки).
- Колдунья спрятала чудесные цветы. Но когда волшебная краска попадет в миску с молоком, они оживут.
Вы можете играть с красками, добавлять цвета, добавить немного моющего средства с помощью ватной палочки. Мир, который мы творим внутри и вокруг себя, не может быть черно-белым. Он цветной, многогранный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя краски.
Видео «Цветы моего сердца» под музыку Шри Чинмоя https://youtu.be/L5Ah3QSe2kk
Воспитатель: Пробуждается жизнь на сказочной полянке. Мы настоящие добрые волшебники. Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность…
Развивающий элементы самосознания.
- Я вам предлагаю напоследок побывать в сказочном саду, послушать, как весело радуются маленькие феи, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.
Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!
Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!
- Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!
Ритуал «выхода из сказки»
И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.
- Но для того чтобы вернуться мы должны погасить волшебную свечу. Раз – два – три – свеча не гори!
Заключительный этап – рефлексия.
- Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель?
- Сейчас мы будем передавать свечу, и расскажем, какие чувства мы испытывали в процессе путешествия, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить.
(передаем свечу по кругу)
- Уважаемые педагоги, мне было с вами приятно сотрудничать.
Благодарю за внимание и участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Работа со сказкой"
Цель данного мастер-класса рсширить представления педагогов о методах и приемах работы с русской народной сказкой, показать возможность использования текста сказки для решения тврческих ир азвивающих ...
Мастер - класс для педагогов "Расскажи мне сказку..."
Консультация о том как нужно читать детям сказки, какие и в каком возрасте...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Песочная сказка"
Мастер-класс для педагогов младшей группы ДОУ по песочному рисованию...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Сочиняем сказку" с использованием СуДжок терапии
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию ь как можно использовать Су-Джок терапию в своей работе. Буду рада, если данные активные методы пригодятся вам в жизни и...
Мастер-класс для педагогов «Путешествие по сказочным областям технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
материал для педагогов ДОУ...
мастер -класс с педагогами "Путешествие в сказку" с применением технологии ТРИЗ
Цель: практическое освоение игровой технологии ТРИЗ.Задачи: продолжить знакомство педагогов с игровыми приемами ТРИЗ технологии; формировать у детей навыки общения друг с другом и со взрос...
Мастер-класс для педагогов Путешествие в сказку ТЕРЕМОК
Мастер-класс по работе с квадратом Воскобовича...