Мастер-класс для педагогов "Работа со сказкой"
методическая разработка на тему

Орлова Елена Борисовна

Цель данного мастер-класса рсширить представления педагогов о методах и приемах работы с русской народной сказкой, показать возможность использования текста сказки для решения тврческих ир азвивающих задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

 «Работа со сказкой»

Цель:   развивать профессиональную компетентность, творческий потенциал педагогов.

Задачи: 

– расширить представления педагогов о методах и приемах работы с русской народной сказкой;

– показать возможность использования текста сказки для решения творческих и развивающих задач;

Материал:   иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями, символы для составления пространственно-временной модели, аудиозапись, слайдовая презентация, фишки (силуэт гуся).

Ход:

1. Уходящая корнями в культуру, язык народа, сказка представляет  определённый интерес для педагога, открывая новые возможности в его практической деятельности. Для ребёнка нет лучшего чтения, чем сказка, позволяющая решать педагогические задачи.

  • Сказка как способ развития мышления и воображения дошкольников.
  • Сказка как способ развития речи.
  • Сказка в системе социальной адаптации.
  • Сказка в системе нравственного воспитания.

     На примере одного произведения хочу показать, как можно использовать материал сказки для решения творческих и развивающих задач.

2. Педагоги разбиваются на 2 команды. Выбирается жюри.

    Звучит музыка. Командам предлагается отгадать загадку – показать соответствующую иллюстрацию к сказке:

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла красивая голубая речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали,

К батюшке и матушке

Мы домой попали.

Кто унёс братишку?

Назовите книжку.                              («Гуси-лебеди»)

Затем командам предлагается поочередно ответить на следующие вопросы /за каждый ответ команда получает фишку/:

 

 Задания по развитию речи:

а) «Назови грустные (1-я команда); ласковые слова (2-я команда) из сказки».

б) «Объясни значения слов, выражений: «причитала» (1); «заливалась слезами» (2).

в) «Назови ласково»: платок, трава, дочь, сын, пирог, сливки, яблоко, кисель, (1) окно, курья нога, лавка, каша, мышь, река, печь (2).

г) «Кто больше подберёт определений?»

Маша (какая?) … (1)

Баба-Яга (какая?) … (2)

д) Восстанови глаголы в предложении:

Она в чистое поле и только: вдалеке гуси-лебеди и за тёмным лесом. (1)

е) «Составь предложение из слов: дальше, яблоня, побежала, стоит, девочка». (2)

ж) «Конструирование предложений». /Наращивание по одному слову./ (Поочередно1 и 2)

Девочка побежала.

               з) «Продолжи предложения»:

Речка глубокая, а лужа …

Камень тяжёлый, а листик …

Яблоня высокая, а трава …

В печке жарко, а в воде …        (1)

Яблоко сладкое, а лимон …

Тропинка узкая, а река …

Маша большая, а Ваня …

В лесу темно, а на поляне …

Баба-Яга злая, а Маша …        (2)

Задания, способствующие развитию мышления:

а) Почему так называется сказка? Придумай другое название. (Поочередно 1 и 2)

б) Найди лишнее слово: печка, яблоня, речка, мышка, избушка. (1)

в) «Метод аналогий».

Вспомни, в каких сказках главную героиню звали Машенька. (2)

г) Познакомить с двумя вариантами сказки. Найти отличия. (Поочередно 1 и 2)

 Задания, способствующие развитию воображения:

а) «Старая сказка на новый лад»:

Дело было зимой…   (1)

Ввести новый предмет, который встретился на пути Маши. (2)

б) Составь словесный портрет Бабы-Яги. (Поочередно 1 и 2)

Задания, направленные на выявление жанровых особенностей сказки:

а) Почему это произведение можно назвать сказкой? (1) Найти олицетворения в сказке. (2)

б) Определите жанр сказки. (1) Почему её можно назвать …? (2)

в) Найти антитетическую пару в сказке.

Какие темы для занятий по народоведению можно взять из этой сказки? (Поочередно 1 и 2)

Подобрать пословицы. Какую из пословиц можно выбрать, чтобы раскрыть нравственный урок данной сказки? (Поочередно 1 и 2)

Составить пространственно-временную модель сказки. (Одновременно 1 и 2)

3. Подведение итогов: подсчет фишек членами жюри..

4. Рефлексия

Уважаемые педагоги, возник ли у вас интерес к использованию на практике полученных знаний, является  ли для вас интересным и полезным изученный материал?

Спасибо за внимание!

Предполагаемые ответы:

     

 а)         Грустные:                                                                    Ласковые:

причитала        доченька

слезами заливалась        батюшка

кликала        умница

в печь посадит, зажарит и съест        братец

ни жива ни мертва        добренькое скажу

плачет        печка (речка, яблонька), матушка

б) «причитать» – плакать, приговаривая, жалуясь на что-нибудь.

Причитания (плач) – жанр фольклора разных народов, связанные с обрядами.

«заливаясь слезами (разг.) – горько плакать

г) Маша – непослушная, смелая, храбрая, капризная, добрая, ответственная, маленькая, заботливая.

Баба-Яга – злая, хитрая, старая, некрасивая, длинноносая, горбатая, беззубая, лохматая, страшная.

д) Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.

е) Побежала девочка дальше – стоит яблоня.

ж) Девочка побежала дальше.

     Девочка с братцем побежала дальше.

     Девочка с братцем побежала скорее дальше.

а) «Как Машенька братца искала».

     «Как Машенька братца выручала».

     «Маша и братец Иванушка».

     «Приключения Маши и Вани».

а) Неодушевлённые предметы наделяются способностью разговаривать;

    мышка разговаривает, мыслит, чувствует.

Народоведение: прясть кудель (пряжу), веретено; устьице (устье) – наружное отверстие в русской печи; пшеничные и ржаные пироги; лапти.

Как аукнется, так и откликнется.  /Как сам отнесёшься к другому, так и к тебе будут относиться./

Сумел ошибиться, сумей исправиться.

Трудно найти, легко потерять.

 И мутную воду пьют в невзгоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: "Волшебный мир сказки"

Мастер- класс по образовательной областиСоциализация""...

Мастер-класс "Обучение приемам работы со сказкой"

Обучение родителей приемам работы со сказкой для  использования их в условиях семейного воспитания....

Отчёт о проведении мастер - класса "Что за прелесть эти сказки!"

Мастер-класс для родителей  по сказкатерапии "Что за прелесть эти сказки"  - даёт возможность представить способы работы со сказкой, развивать коммуникативные навыки, творческий потенци...

Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...

Мастер - класс для родителей "Учимся у сказки"

формы работы по развитию интереса у дошкольников к чтению сказок....