Статья "Идеальная РППС в группе детского сада: как я её себе представляю"
статья
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Идеальная РППС в группе детского сада: как я её себе представляю" | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение Владимирской области
«Муромский педагогический колледж»
Статья
на тему: «Идеальная РППС в группе детского сада: как я её себе представляю»
Подготовила:
Антонова Дарья Николаевна
2021 год
Идеальная РППС в группе детского сада: как я её себе представляю
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-пространственной среды ребенок чувствует уверенность в себе, проявляет самостоятельность, творчество.
Елизавета Ивановна Тихеева — известный российский педагог говорила: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1. содержательно насыщенной - включать средства обучения и воспитания, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
Обеспечивая реализацию этого требования, необходимо соблюдать баланс, избегая перенасыщенности и, не забывая о замене материала. Здесь важно, чтобы элементы среды обладали развивающим потенциалом.
2. трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
Соблюдению этого принципа в современном дошкольном образовании отводится главная роль.
Важно, чтобы сами дети, проявляя свою субъектность, выступали инициаторами организации РППС, для этого материалы должны быть легкими и удобными для того, чтобы создать свой мир игры в нужном месте и с нужными материалами.
3. полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
Хочется выделить такой принцип, как многофункциональность, именно многофункциональные материалы позволяют развивать воображение ребенка, которое так необходимо на этапе начального обучения.
4. вариативной - наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Казалось бы, этот принцип достаточно понятен педагогам ДОУ, но в реальной практике реализуется слабо.
Мы уже рассматривали выше о доступности пространства, явного запрета нет, но для игры эти пространства не используются. Так же и с другими материалами, дети понимают, что это выставлено для выставки, а не для игры.
6. безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Развивающая предметно - пространственная среда - это один из важных критериев оценки качества деятельности любого дошкольного образовательного учреждения. Роль среды в формировании основополагающих качеств, таких как самостоятельность, инициатива, познавательная активность ребенка, первостепенна.
Мною выделены принципы построения РППС с учетом возрастных особенностей детей:
РППС в младшем дошкольном возрасте
• Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
• При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии.
• Обогащение сенсорного опыта детей.
РППС в среднем дошкольном возрасте
• Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие коммуникативных навыков.
• Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Этот возраст – пик развития сюжетно-ролевой игры. Ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими
• Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
РППС в старшем дошкольном возрасте
• В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
• Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.
РППС должна обеспечивать ребенку свободный выбор игр и материалов; выбор места и пространства; возможность уединения и взаимодействия со сверстниками; право на осуществление проб и ошибок. Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, должны нести информацию о современном мире и стимулировать поисково - исследовательскую детскую деятельность.
При реализации основной образовательной программы дошкольного образования необходимо помнить, ведущая деятельность и основная форма - игра, которая задается взрослыми в двух видах - сюжетно - ролевая и игра с правилами.
Педагогу необходимо создать условия для разворачивания сюжетно - ролевой игры, для организации игр с правилами, а также подготовить материалы и оборудование для продуктивной деятельности, для познавательно - исследовательской и двигательной деятельности.
Созданные условия обеспечат развитие ребенка по пяти основным направлениям развития: физическое, художественно - эстетическое, познавательное, речевое, социально – коммуникативное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная РППС в группах детского сада
Музыкальная РППС в группах детского сада...
"Роль РППС в группе детского сада"
Рекомендации по созданию РППС в ДОУ, с учетом индивидуального развития каждого воспитанника, его возможностей, уровня активности, интересов и безопасности....
Способы развития самоконтроля в РППС инклюзивной группы детского сада
В статье представлены способы формирования навыков самоконтроля у детей с ТНР в условиях инклюзивного образования....
БЕСЕДА ПО ОБЖ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА Тема: «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»
Цель: учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя иприслушиваться к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение слюдьми; учить согласовывать свои действия с действи...
Материал Презентация "Как мы меняемся" "Вариативность РППС в группах детского сада".
Вам подробно представили развивающую среду в ДОУ...
Презентация "Как мы меняемся" "Вариативность РППС в группах детского сада". 2020г
Вашему вниманию предоставляется презентация РППС "Как мы меняемся"...
Презентация "Как мы меняемся" "Вариативность РППС в группах детского сада". 2020г
Вашему вниманию предоставляется презентация "Как мы меняемся" "Вариативность РППС в группах детского сада". 2020г...