Программа по самообразованию."Блоки Дьениша для дошкольников"
рабочая программа (младшая группа)

Птушкина Галина Анатольевна

 

Рабочая программа по самообразованию

«Блоки Дьенеша для младших дошкольников» (познавательное  развитие)

Возраст детей 2 – 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_blokam_denesha.docx68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Суетская средняя общеобразовательная школа»

Суетского района Алтайского края

Рабочая программа по самообразованию

«Блоки Дьенеша для младших дошкольников» (познавательное  развитие)

Возраст детей 2 – 5 лет

Срок реализации программы – 3 года.

Составитель: Птушкина ГА.

С. В- Суетка   2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

I.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………3

1.1. Актуальность Программы…………………………………………………………………………………….5

1.2.Цели и задачи реализации Программы……………………………………………………………………….6

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………………………..….8

1.4.  Характеристики особенностей развития детей младшего и среднего дошкольного возраста…………..10

1.5. Планируемые результаты освоения Программы………………………………………………………..…..17

 1.6. Материально – техническое и дидактическое обеспечение  Программы……………………………..…..19

II. Организация деятельности по Программе……………………………………………………………………..22

III.Содержание деятельности по Программе. …………………………………………………………………….30

IV.Методическое обеспечение Программы…………………………………………………………………….…40

Список литературы…………………………………………………………………………………………………..44

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка. 

Одним из основных направлений работы российской системы дошкольного образования является познавательное развитие детей.     ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно стандарту,  программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Цель ОО «Познавательное развитие» - это развитие у детей познавательных интересов и познавательных способностей.

В соответствии с ФГОС ДО реализация данной цели достигается через решение следующих задач:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Современные  исследователи все чаще отмечают односторонность этого процесса в детском саду - стремление педагогов дать детям  знания посредством слова. Но уже давно известно, что знания, полученные словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом неясны, неотчетливы и непрочны. Познание должно начинаться с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса. Чем более развиты органы чувств, тем больше информации получает ребенок, тем успешнее его развитие.

Соответственно, необходимо начинать с развития  сенсорной чувствительности у детей.   Проблема  развития сенсорных способностей у детей,  как и много лет назад, остается одной из важнейших проблем дошкольной педагогики.  В основе большинства способностей человека  лежит именно  его сенсорный опыт Значение сенсорного воспитания трудно переоценить. Это основа  и для познавательно-речевого развития, и для художественно-эстетического, и для физического,  и  для социально-личностного.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение: «… сенсорное воспитание- целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия…»

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Блоки Дьенеша – универсальная технология, направленная на формирование сенсорных эталонов, познавательное развитие детей.


         Рабочая программа «Блоки Дьенеша для маленьких» (далее - Программа)  предполагает  целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений, познавательных способностей и активности  через увлекательные игры с Блоками Дьенеша.

         Направленность Программы – познавательное развитие.

Адресат Программы. Программа предназначена для детей 2-5 лет.

Сроки реализации Программы.  Программа рассчитана на три года. 

Время реализации для детей 1 младшей группы -  5 часов, для детей второй младшей группы – 7 часов 30 минут, для детей средней группы – 10 часов.

Форма организации – очная.

Особенности организации деятельности - Программа реализуется в форме дидактических игр. Закрепление пройденного материала происходит во время организованной образовательной деятельности, в сюжетно-ролевой игре, продуктивной деятельности, индивидуальной работе с детьми. 

  • Актуальность Программы.

Одной из важнейших задач дошкольного образования является познавательное развитие дошкольников – комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), познавательной активности и познавательного интереса. Все это представляет собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в самом себе и регулируют его деятельность. Одним из наиболее эффективных методов познавательного развития детей дошкольного возраста является игра как ведущий вид деятельности в  дошкольный период.

Наибольшим обучающим потенциалом обладает дидактическая игра. Дидактическая игра – это вид игры с правилами, выполняющая роль средства обучения дошкольников.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее сензитивным (чувствительным) к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Таким образом, Программа актуальна для решения задач познавательного развития детей в сензитивный период развития через организацию ведущей деятельности – игры.

  • Цели и задачи Программы.

Цель:

-создание условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей, их познавательного развития в ходе различных видов детской деятельности – игровой, продуктивной, конструктивной и пр.

Задачи: 

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  4. Развивать пространственные представления.
  5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
  7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью. 

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы. 

При формировании Программы учитывалось своеобразие обучения детей:
           Своеобразие обучения детей раннего дошкольного возраста.
На первом году жизни основными задачами являются:
- развитие сенсорики ребенка, т. е. формирование ощущений и восприятий: зрительного, тактильного, слухового;
-развитие предметных действий;
- развитие движений;
- развитие речи детей
В процессе решения этих задач под обучающим воздействием взрослых у детей необходимо сформировать умения узнавать предметы, понимать речь взрослого, активно использовать некоторые звуковые сочетания и первые слова.

Процесс обучения детей второго года жизни приобретает более целенаправленный и планомерный характер. В ходе обучения решаются те же задачи, что и на первом году жизни. Однако ориентировка детей в окружающем становится более конкретной. Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения, выделять некоторые, особенно ярко представленные качества, узнавать растения, проводить различные действия с предметами.
В структуре процесса обучения детей этого возраста четко выделяются части, направленные на решение двух задач:
- ориентировку детей в новых предметах, их свойствах и действиях с ними;
- последующее освоение представлений и действий.
Своеобразие обучения детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Обучение детей в период от 2 до 5 лет предусматривает:
- дальнейшее развитие ориентировки в предметах и явлениях ближайшего окружения, формирование отчетливых представлений об их свойствах. Освоение первых элементарных систем знаний на основе установления несложных связей между объектами и явлениями действительности;
- дальнейшее совершенствование ощущений и восприятия, формирование знаний о системе сенсорных эталонов и умения использовать их в различных видах продуктивной деятельности;
- формирование первоначальных навыков учебной деятельности, т. е. умения принять задачу, слушать и слышать взрослого, отвечать на поставленные вопросы;
- развитие речи детей, т. е. дальнейшее расширение словарного запаса и освоение связной речи.
Разносторонним становится содержание и обучение детей 3–5 года жизни. Это и освоение представлений о труде взрослых, о растениях и животных, о неживой природе, и овладение количественными, пространственными и временными представлениями.

Программа строилась с учетом важнейших дидактических принципов.

Принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т.е. развивается личность ребенка в целом.

Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно (по Л.С. Выготскому и Г.С. Костюку) сориентировано на «зону ближайшего развития». Воспитатель должен помнить, что «зона ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей.

Принцип воспитывающего обучения отражает необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение - две стороны единого процесса формирования личности.

Воспитывающее обучение характеризуется конкретной умственной и практической работой детей, которая развивает у них самостоятельность и привычку к систематическому труду, интерес к знаниям и стремление к активному использованию их.

Принцип гуманизациии педагогического процесса. В основе этого принципа лежит личностно-ориентированная модель воспитания и обучения. При этом главным в обучении должно стать не передача знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищенности ребенка с учетом его возможностей и потребностей, другими словами, личностно-ориентированная модель в обучении - это прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для становления ребенка как личности.

Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Принцип научности обучения и его доступности означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные знания. При этом учитывается возраст детей (младший, средний, старший дошкольный), особенности их восприятия, памяти, внимания, мышления.

Принцип научности и доступности реализуется как в содержании, так и в методике обучения. Доступность обучения обеспечивается благодаря наличию у детей определенных знаний и умений, конкретности содержания. При этом материал, который изучается, излагается в соответствии с правилами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому. Новые знания детям следует предлагать небольшими дозами, обеспечивая повторение и закрепление их разными упражнениями и используя возможность их применения в разных видах деятельности. Сложные программные задачи необходимо делить на ряд небольших заданий, планируя последовательность в их усвоении.

Принцип доступности предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным, но и не слишком легким. Обучение, не предполагающее напряжения, применения усилий, становится неинтересным. Поэтому в организации обучения воспитатель должен исходить из доступного уровня трудностей для детей определенного возраста. Дети любят преодолевать доступную трудность, часто сами отказываются от помощи воспитателя.

Принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяются активность педагога и каждого ребенка. Одним из важных показателей знаний является их осознанность, осмысленность. Осмысленность, понимание материала осуществляются более результативно, если ребенок принимает участие в процессе усвоения знаний, часто оперирует ими. Осознанное усвоение учебного материала предусматривает активизацию умственных (познавательных) процессов у ребенка.

Познавательную активность можно характеризовать как самостоятельность, инициативность, творчество в процессе умственной деятельности. Это его стремление узнать, стремление найти, почувствовать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения задачи. Предпосылкой, физиологической основой познавательной активности является безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?». Однако эта предпосылка может развиться в качество личности, называемое познавательной активностью, только при определенных условиях. Оптимальными условиями формирования этого качества следует считать такие, которые обеспечивают, прежде всего, формирование мотивов учебной деятельности, а также качество знаний и эмоционально-положительной фон обучения.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблемам оптимизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что в основном она характеризуется умением ребенка видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи, составлять план и выбирать способы ее решения с использованием наиболее надежных и эффективных приемов, добиваться результата и понимать необходимость его проверки.

Принцип систематичности и последовательности предлагает такой логический порядок изучения учебного материала, когда вновь полученные знания опираются на ранее полученные.

Важное значение в обучении детей дошкольного возраста имеет принцип наглядности. Это объясняется, прежде всего, тем, что мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер. Я.А. Коменского справедливо считают первым, кто на уровне современной ему передовой педагогической практики обосновал принцип наглядности. Использование наглядности в обучении Я.А. Коменский называл «золотым правилом дидактики». Он рекомендовал все, что только можно, представить ощущениями, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, вкусовое - вкусом, осязаемое - осязанием. Если какие-нибудь объекты одновременно можно воспринять несколькими чувствами, то они должны восприниматься несколькими чувствами. Познание всегда, как указывал Я.А.Коменский, начинается с ощущений, ибо ничего нет в сознании, чего ранее не было в ощущениях. 

1.4.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-5 ЛЕТ.

При составлении Программы учитывались возрастные особенности детей.

Характеристика развития ребенка 2-3 лет.

Наиболее характерной особенностью ребенка 3-го года жизни является развитие и повышение роли речи на все поведение ребенка, развитие познавательной потребности и в соответствии с этим развитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
Овладение речью и развивающиеся мыслительные процессы оказывают влияние на все психическое развитие и поведение детей этого возраста. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью.
С развитием речи развивается и мышление. Дети начинают устанавливать причинную зависимость отдельных наблюдаемых ими явлений, появляются и такие формы мышления, как суждения, умозаключения.
Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на основе которого формируются понятия. Обобщенное значение приобретают не только слова, обозначающие предметы и действия; дети начинают выделять и обобщать качества; свойства предметов.
Обобщенное значение приобретают такие слова, как, например, игрушки.

Потребность в общении. Растет потребность в общении со взрослым для удовлетворения увеличивающейся любознательности, познавательной потребности ребенка как средства получения информации.

Развитие наблюдения. Более стойким становится интерес к окружающему, который превращается в особый вид деятельности — наблюдение. Наблюдение, т. е. чувственное познание окружающего, является, по выражению И. М. Сеченова, «источником возникновения мысли».

Сенсорное развитие. В процессе разнообразной деятельности происходит дальнейшее сенсорное развитие. Большое место в деятельности ребенка продолжает занимать предметная деятельность, но отношение ребенка к своим действиям уже несколько иное — ребенок либо настойчиво добивается получения определенного результата, либо эти действия носят характер экспериментирования. Производя различные действия, ребенок как бы исследует предмет и его свойства.
Действия с кубиками постепенно превращаются в конструктивную деятельность. Ребенок уже в первом полугодии не только воспроизводит показанные ему взрослыми постройки, но пытается сам строить знакомые ему предметы.

Все большее значение в деятельности ребенка начинает занимать сюжетная игра.
Отображение в игре впечатлений окружающей среды вследствие более тонкого восприятия у детей 2 1/2 лет становится все более детальным, более точным. Между отдельными действиями устанавливаются логические связи, увеличивается и количество используемых детьми предметов.

С конца 2-го года жизни у детей начинает развиваться воображение.

Характеристика развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Четвертый год жизни – пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии. Психологический выход из совместной со взрослым позиции «Мы» и возникновение собственного самостоятельного «Я», что составляет основу кризиса перехода в дошкольное детство, меняет отношение ребенка ко всему, что его окружает. Начинается активное познание социальной действительности.
В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное поведение ребенка, развиваются различные функции речи, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и новые (продуктивные) деятельности.
Социальная ситуация развития. Общение со взрослым в начале четвертого года жизни в значительной степени еще имеет деловую мотивацию, но к концу прослеживается и выраженный игровой мотив. Взаимодействие строится на предметно-игровой основе.

Коммуникативная деятельность ребенка отличается активностью и стремлением действовать не только «рядом», но «вместе» со сверстником. Среди используемых коммуникативных средств почти в равной степени представлены неречевые (экпрессивно-жестовые, мимические) и речевые средства. В речи детей в процессе делового сотрудничества преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполненного действия (ребенок сообщает партнеру, что он сделал).
Познавательное развитие. Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. Совершенствуется предметное восприятие. Оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, расположения, цвета) у ребенка формируется способность «считывать» информацию о внутренних, функциональных свойствах объектов. Ребенок не только идентифицирует объекты по определенному признаку, но и объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак. Начинают формироваться специфические представления о пространственных свойствах объектов (форме, размере, расположении), а также качественных (цвете, фактуре и пр.). Это существенно расширяет возможности ребенка, ему становится доступным формообразование в рисунке, конструирование целого из частей и пр., то есть решение мыслительных задач на новом уровне.
Существенные изменения происходят в развитии системы «взор-рука». Уровень развития компонентов системы тесно связан с видом ориентировочно-исследовательских действий, которыми пользуется ребенок при выполнении практических задач. В младшем дошкольном возрасте ребенок уже активно пользуется методом поисковой пробы (рука лидирует, взор следует за рукой) и практического примеривания (движения руки и движения глаз осуществляются одновременно). Начинается переход на зрительные способы ориентировки – зрительное примеривание, когда зрение постепенно становится ведущим по отношение к руке. При выполнении знакомых задач они могут пользоваться и зрительным соотнесением (рука подчиняется взору).
У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования.
Познавательное развитие уже в младшем дошкольном возрасте определяется тремя познавательными установками. Еще в младенчестве благодаря установке «Что это?» ребенок дифференцирует видимый и слышимый окружающий мир, выделяя предметы из фона. В раннем возрасте он знакомится с функциональными, внутренними свойствами объектов в предметной деятельности (познавательная установка «Что с ним делать?», «Что он делает?», «В чем его значение, смысл?»). В дошкольном детстве возникающая установка «Почему он (объект) такой?» помогает ребенку устанавливать сначала самые простые, а потом все более сложные связи и зависимости (причинные, родо-видовые, часть-целое и пр.).
Ребенку становится доступно решение задач не только в наглядно-действенном плане (в поле восприятия), но и в уме, в плане представлений. Наряду с наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них.
Способность к решению задач в плане образов-представлений выражается в овладении формообразованием и появлении предметного (узнаваемого) рисунка, социального (пози-ционно-ролевого) замещения в игре, умении работать по простейшему образцу, конструированию целого из частей и пр.
Одним из важнейших психологических новообразований дошкольного детства является воображение. Эта «общедетская» способность к преобразованию (анализу, синтезу, комбинированию) представлениями с целью создания новых образов возникает внутри игры и в ней развивается. По утверждению Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева воображение является результатом игры. Результатом ролевого поведения ребенка.
Четвертый год жизни – время становления предметного рисунка (узнаваемого не только самим ребенком, но и другими людьми), изобразительных (выразительных) движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению. Исследования показали, что воображение проходит ряд этапов. Для младшего дошкольного возраста характерны самые первые действия воображения – «опредмечивание» (наполнение значением, смыслом). Наряду со способностью к «опредмечиванию» методом ассоциирования (каракулей, пятен и пр.) появляется возможность к «дополнению» (дорисовыванию, договариванию, дополнению действием и пр.)

Характеристика речевого развития. Дети к началу дошкольного возраста обладают уже достаточно развитой речью, высокой речевой активностью. Уже в младшем дошкольном возрасте огромное значение приобретает познавательная функция речи. Это касается тех сведений, которые ему сообщает взрослый в ответ на пытливые вопросы ребенка, активно пополняется словарный запас словами обобщающего характера, глаголами, названиями свойств и отношений и пр.
Именно в этом возрасте у детей возникают и различные виды словесной регуляции деятельности. Они овладевают сначала словесным отчетом о выполненном. В речи отражается содержание уже совершенных действий. Это фиксирующая речь, речь после действия. Она еще не организует, не регулирует непосредственно построение деятельности, но она свидетельствует об осознании ребенком собственной деятельности.
Следующий вид словесной регуляции, который встречается в речевом сопровождении деятельности ребенка младшего дошкольного возраста – объяснительно-сопровождающая речь. Речь как бы «врастает» в структуру действия – ребенок действует и одновременно говорит. Речь становится частью самого действия. Она помогает ребенку лучше осмыслить то, что сделано или совершается, внести изменения в содержание и способы деятельности.
Встречаются в речевом сопровождении игры, рисования и конструирования у младших дошкольников высказывания, напоминающий внешне словесное планирование: ребенок сообщает о содержании следующего действия («…сейчас покормлю...», «нарисую глазки..»). Это «пошаговое» планирование, которое еще не строит деятельность и в полной мере не может рассматриваться в качестве примера планирующей речи.

Характеристика развития детей 4-5 лет.

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4-5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно В течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например, повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.

Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д..

Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Решение задач может про исходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека – это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и Т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речь. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Развивается грамматическая сторона речи. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов.

 

 

1.5.Планируемые результаты освоения Программы:

К 3 годам. 

  • Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует блоки одинакового цвета.
  • Знает название блоков.
  • Умеет находить одинаковые, разные блоки.
  • Умеет подбирать нужные блоки путем наложения.
  • Умеет построить простые фигуры из блоков по образцу.
  • С интересом играет с блоками.
  • Сортирует блоки по заданному образцу цвета, формы
  • Оперирует представлениями о форме предметов.
  • Сортирует одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.
  • выполняет "поручения" взрослого по подбору блоков того или иного цвета (сначала взрослый показывает нужный цвет).
  • с помощью взрослого "выстраивает" в практических действиях с предметами и игрушками систему "большой, маленький".

К 4 годам

  • выполняет дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку блоков, сравнение (по форме, цвету, величине и др. признакам); обобщение (по выделенным признакам) .
  • выполняет задания по ориентировке на 2 свойства одновременно: цвет и величину (большой и маленький красные круги) , форму и цвет (красные круг и квадрат) .
  • Устанавливает тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

К 5 годам

  • Развиты навыки обследования предметов и объектов.
  • Обогащен чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
  • Развиты мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
  • Усвоены элементарные навыки алгоритмической культуры мышления
  • Развиты познавательные процессы восприятие, память, внимание, воображение.
  • Развит интерес к играм.
  • Развиты коммуникативные умения.

Формы отслеживания и фиксации результатов.

Мониторинг проводится в начале каждого учебного года  (октябрь) и в конце (май).

Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.

  • Ведется календарный План работы группы, в котором отражены игры с Блоками.

1.6. Материально-техническое обеспечение Программы.

Для реализации Программы необходимо:

  • Групповое помещение с полноценной развивающей предметно-пространственной средой.

Рекомендации по созданию предметной среды в 2-3 года

 В это период для познавательного развития ребенка решающие значение имеет богатство окружающей его среды:

  • желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
  • большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;
  • различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа богородской игрушки);
  • игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру - типа пирамидок и матрешек;
  • игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
  • самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.

(Это могут быть:банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами; шуршание «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.; погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.; ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;  шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород)

  • сосуды с водой разного объема («ксилофон»);
  • перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);
  • свистки и дудочки из глины и дерева;
  • нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;
  • конструкторы и мозаики;
  • разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т.п.;
  • игрушки контрастных размеров;
  • игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;
  • емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть - закрыть, выдвинуть-задвинуть. (Отличительная особенность возрасте - тяга к многократному повторению этих действий);

Рекомендации по созданию предметной среды в 3-4 года.

Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:

  • разрезанные плоскостные картинки, кубики с картинками;
  • парные картинки;
  • трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы – вкладыши (доска Сегена);
  • 2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
  • разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;
  • игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
  • оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;
  • банки разного размера;
  • пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;

Рекомендации по созданию предметной среды в 4-5 лет.

 В развивающую предметную среду для детей среднего возраста добавляются:

  • цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;
  • дидактические игры «Собери пару», «Листик», «Составь из фигур», «Домино», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»; пазлы.

Помимо этого, во всех группах необходимы образные игрушки, атрибуты для организации сюжетных игр. 

  • Методические и дидактические пособия:

БЛОКИ ДЬЕНЕША ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ (АЛЬБОМ С ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ)

Маленькие логики (Альбом с заданиями к блокам Дьенеша, 2-3 года)

Блоки Дьенеша для самых маленьких - 2 (альбом с заданиями для детей 2-4 лет)

Маленькие логики 2 (Альбом с заданиями к блокам Дьенеша, 3-4 года)

Давайте вместе поиграем (игры с логическими блоками Дьенеша, альбом с заданиями)

Лепим нелепицы (Альбом с заданиями к блокам Дьенеша, 4-5 лет)

  1. Организация деятельности по Программе: 

         Для реализации Программы необходимо, прежде всего, создание социальной ситуации развития детей в детском саду. Социальная ситуация развития – социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека по следующим показателям:
1. организация жизни детей в группе
2. стиль взаимоотношения воспитателя с детьми
3. воспитание у детей социальных  качеств и навыков сотрудничества
4 .вовлечение родителей в образовательный процесс

         Организация жизни детей в группе. 

1.Четко налажена жизнь детей и режим.
Рационально составленный распорядок дня способствует формированию «динамических стереотипов». Важно помнить, что неадекватные нагрузки на организм ребенка ведут к замедленному развитию и отклонению в соц. развитии. К этим же последствиям ведет сокращение длительности прогулок, времени для самостоятельных занятий, дефицит двигательной активности.
2. Постоянное эмоционально- практическое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

  1. Создана развивающая предметно-пространственная среда.       

 4.Среда в группе психологически комфортна для детей.

       СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

       Демократический стиль – воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к детям. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети.

Создание проблемных игровых ситуаций – педагоги постоянно создают ситуации для развития познавательной активности детей.

       
         Воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества.

1.воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников.
2.помощь в осуществлении прав каждым ребенком в кругу сверстников.         

В профессиональной деятельности необходимо опираться на возрастные нормы поведения детей.
3 года.

  • нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правилам;
  • всячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослых;
  • более удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые;
  • взаимодействие с сверстниками складывается удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны;
  • нуждается в оценке своих действий взрослыми;
  • может достаточно понятно выражать свои мысли и заявлять о своих потребностях. Но роль жестов в общении еще значительна;
  • часто не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует против подобных предложений;

4 года.

  • в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым. Коллективные игры предпочитаются всем другим занятиям;
  • нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов
  • инициативен, любознателен, с удовольствием и безбоязненно участвуют в поиске выхода из затруднительных положений;
  • тяжело и неадекватно переносит отверженность сверстниками;
  • может проявлять заботу о младшем или животном;
  • может проявлять сострадание и заботу о близких.

5 лет

  • соблюдает распорядок дня и с удовольствием его поддерживает,
  • разоблачает любое отступление от принятого распорядка в поведении взрослых. Но с удовольствием выслушивает объяснения и допускает внесение изменений, если его привлекают к обсуждению;
  • с удовольствием ябедничают;
  • интересуются оценкой своего труда со стороны сверстников и взрослых;
  • удерживает принятую на себя роль до окончания игры;
  • проявляет сострадание и заботу о близких.

     Взаимодействие с родителями.

Необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс: проводятся консультации, информирование о задачах развития и достижениях ребенка.     

Игры с Блоками Дьенеша  организуются в совместной деятельности воспитателя с детьми, вне занятий.      Учитывая, что повторение – важная составляющая обучения детей данного возраста, игры  могут включаться   в организованную образовательную деятельность, в сюжетные игры, в продуктивную деятельность, в индивидуальную работу с детьми, а также рекомендуются для использования в семье.

        Время проведения игр в 1 младшей группе (с 2 лет до 3 лет) – до 10 минут, во 2 младшей группе (с 3 до 4 лет) – до 15 минут, в средней группе (с 4 до 5 лет) – до 20 минут. 

Тематический план организации деятельности по Программе.

2-3 года: 

Название

Кол-во

Время игры (мин)

1

«Найди такой же цветочек»

1

10

2

«Разноцветные клубочки и прищепки»

1

10

3-4

«Большой, поменьше, маленький»

2

10х2

5

«Матрешки»

 

1

10

6

«Пирамидка»

1

10

7-8


«Вкладыши»

2

10х2

9-10

«Цветное домино»

2

10х2

 

Игры с плоскими блоками:

 

 

 

11-12

 «Чудесный мешочек»

 

2

10х2

12-13

«Раскладывание однородных блоков разного цвета»

2

10х2

13-14

«Раскладывание однородных блоков разной величины»

2

10х2

15-16

«Найди такую же фигуру»

2

10х2

16-17

«Найди не такую  фигуру»

2

10х2

18-19

Игра «Найди меня» 

2

10х2

20-30

Серия игр «Выложи картинку»

10

10х10

 

 

 

Итого:

30 х 10 минут = 300 мин = 5 часов

 

3-4 года

Название

Кол-во

Время игры (мин)

1

Чудесный мешочек»

1

15

2-3

«Сухой бассейн»

3

15х3

4-5

«Найди меня» 

2

15х2

6-7

«Найди не такую  фигуру»

2

15х2

8-12

Серия игр «Выложи картинку»

5

15х5

13-14

«Магазин»

2

15х2

15-16

«Что изменилось?»

2

15х2

17-18

«Какая фигурка лишняя?»

2

15х2

19-20

“Угощение”

2

15х2

21-22

«Найди пару»

2

15х2

23-24

“Паровозик” 

2

15х2

25-26

«Внутри-снаружи»

2

15х2

27-28

«Подбери по цвету»

2

15х2

29-30

«Составь картинку»

2

15х2

 

 

 

Итого:

30 х 15 минут = 450 мин = 7 часов 30 минут

 

4-5 лет

 

Название

Кол-во

Время игры (мин)

1

«Волшебный мешочек»

1

20

2

«Кто быстрее соберет блоки»

1

20

3

«На свое место»

1

20

4

«Цепочка»

1

20

5

«Цепочка» (усложнение)

1

20

6

«Какую фигуру я загадала? »

1

20

7

«Что изменилось? »

1

20

8

«Подбери»

1

20

9

«Собери бусы»

1

20

10-14

«Второй ряд»

4

20х4

15

Игра “Где больше?”  

1

20

16

“Заполни таблицу” 

1

20

17-18

“Построй многоэтажный дом” 

2

20х2

19

“Построй дорожку”

1

20

20

Игра “Не-свойство”

1

20

21

“Найди собачку”

1

20

22

Игра “Сортировка”

1

20

23

“Раздели блоки”

1

20

24-30

Серия игр «Лепим нелепицы» (Альбом с заданиями к блокам Дьенеша, 4-5 лет)

7

20х7

 

 

 

Итого:

20 х 30 минут = 600 мин = 10 часов

  

 

  1. Содержание деятельности по Программе.

Программа предоставляет право педагогам самостоятельно выбирать игры для работы с детьми. Ниже приведено примерное содержание игр.

2-3 года.

Вначале года предлагаются подготовительные игры  на освоение цвета, размера, формы, а затем игры с Блоками Дьенеша. В этом возрасте рекомендуется использовать плоские Блоки, не акцентируя внимание на толщине.

  1. «Найди такой же цветочек»
    ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
    РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают, какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по 4 маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель
  2. «Разноцветные клубочки и прищепки»
    ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
    РУКОВОДСТВО: Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность
  3. «Большой, поменьше, маленький»
    ЦЕЛЬ: Продолжать формировать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
    РУКОВОДСТВО: Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя
  4. «Матрешки»

Цель: учить сравнивать по величине, цвету, развивать речь, моторику.

РУКОВОДСТВО: воспитатель обыгрывает новую игрушку (матрешка из 3 предметов), рассматривает ее с детьми, расставляет по росту – большая, поменьше, маленькая. Предлагает детям собрать и разобрать, оказывая помощь.

5.«Пирамидка»

Цель: учить сравнивать по величине, цвету, развивать речь, моторику.

РУКОВОДСТВО: воспитатель обыгрывает новую игрушку (пирамидка из 3 предметов), рассматривает ее с детьми, обозначает словом и показывает свойства предметов – колечко – круглое – катится, сравнивает по размеру– большое, поменьше, маленькое. Предлагает детям собрать и разобрать, оказывая помощь.

6.«Вкладыши»
ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
РУКОВОДСТВО: Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур — круг, квадрат, треугольник

7.«Цветное домино».
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
РУКОВОДСТВО: Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок

Игры с плоскими блоками:

  1. «Чудесный мешочек».

Цель: знакомство с блоками Дьенеша (плоскими), развитие сенсорного опыта путем тактильных ощущений.

Руководство: воспитатель приносит «Чудесный мешочек» с блоками, рассматривает, сравнивает их по форме, цвету. 

9.«Раскладывание однородных блоков разного цвета».
ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые блоки, но разного цвета.
РУКОВОДСТВО: у каждого плоскостные изображения блоков разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры

  1. «Раскладывание однородных блоков разной величины».
    ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.
    РУКОВОДСТВО: у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры

11.«Найди такую же фигуру».

Содержание:

Вариант 1. Положить перед ребенком любую фигуру и попросить его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)

Вариант 2. Положить перед ребенком любую фигуру и предложить ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

Вариант 3. Положить перед ребенком любую фигуру и предложить ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.

      12.«Найди НЕ такую  фигуру»

Содержание:

Положить перед ребенком любую фигуру и попросить его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) .

13.«Найди меня» (классификация по одному признаку)

Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку

-найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета; найди все фигуры, как эта, по цвету (показать фигуру и спросить, какого она цвета);

- найди все фигуры в форме круга (треугольника, квадрата, прямоугольника); найти все фигуры как эта по форме (показать и спросить, какая она по форме)

- найти все маленькие (большие фигуры); найти все фигуры как эта по размеру (показать и спросить, какая она по размеру – большая или маленькая)

-найти все тонкие (толстые) фигуры.

  1. Серия игр«Выложи картинку»

ДЛЯ ЭТИХ ИГР ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК ГОТОВЫЙ АЛЬБОМ «БЛОКИ ДЬЕНЕША ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ», МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ (АЛЬБОМ С ЗАДАНИЯМИ К БЛОКАМ ДЬЕНЕША, 2-3 ГОДА), ТАК И САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫЕ КАРТОЧКИ, ПРИ ВЫКЛАДЫВАНИИ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ВСЕ ФИГУРЫ КОМПЛЕКТА. 

3-4 года.

  1. «Чудесный мешочек»

Цель: знакомство с блоками Дьенеша (объемными), развитие сенсорного опыта путем тактильных ощущений.

Руководство: воспитатель приносит «Чудесный мешочек» с блоками, рассматривает, сравнивает их по форме, цвету, размеру, толщине

2.«Сухой бассейн» . 

Цель: развитие тактильных ощущений. В небольшую емкость – кастрюлю, тазик, отрезанную нижнюю часть большого бутыля из-под питьевой воды, -  насыпать промытый и просушенный горох (или фасоль, рис, гречку), в который «закопать» фигуры. Игры с использованием «сухого бассейна» очень нравятся малышам, они доставляют большое удовольствие, способствуют развитию координации движений, производится нежный массаж рук, пальчики становятся более чувствительными 

3.Игра «Найди меня» (классификация по двум признакам)

Нужно найти фигуры, которые соответствуют двум признакам

-найди квадраты  красного (желтого, синего) цвета; найди все фигуры как эта по цвету и размеру

найти тонкие (толстые) круги.

4.«Найди НЕ такую же фигуру»

Содержание:

Положить перед ребенком любую фигуру и попросить его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) .

  1. Серия игр«Выложи картинку»

ДЛЯ ЭТИХ ИГР ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК ГОТОВЫЙ АЛЬБОМ «БЛОКИ ДЬЕНЕША ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ», МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ (АЛЬБОМ С ЗАДАНИЯМИ К БЛОКАМ ДЬЕНЕША, 2-3 ГОДА), ТАК И САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫЕ КАРТОЧКИ, ПРИ ВЫКЛАДЫВАНИИ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ВСЕ ФИГУРЫ КОМПЛЕКТА. НАКЛАДЫВАЯ ЦВЕТНЫЕ БЛОКИ НА ИЗОБРАЖЕНИЯ, ДЕТИ ИСПЫТЫВАЮТ РАДОСТЬ СОЗИДАТЕЛЯ, НАБЛЮДАЯ, КАК ПОД ИХ РУКАМИ ПЛОСКОСТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ОБЪЕМНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

6.Игра «Магазин». Все фигуры раскладываются на «витрине». Это магазин, где продается самое вкусное «печенье». Дети по очереди выступают в роли продавца (покупатель – взрослый) в начале года, и покупателя (продавцом может быть и взрослый, и другой ребенок) в конце учебного года. Взрослый говорит: «Здравствуйте! Я хотела бы купить большое красное круглое печенье. Продай мне его, пожалуйста» Ребенок-продавец должен найти и «продать» именно то печенье, которое просит «покупатель

7.Игра «Что изменилось»

Перед детьми выкладывают несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6), предлагают внимательно рассмотреть и запомнить их. Потом считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» просят закрыть глаза и убирают одну из фигур. Произносят  считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» и просят сказать, какой фигуры не стало. Когда дети уже хорошо справляются с заданием, усложнить его: фигурки не убираются, а меняются местами

8.Игра «Какая фигурка лишняя» Выложить три фигурки – две со схожими свойствами, а одна – отличающаяся. Например: два круга и один треугольник; две красные фигуры и одна – желтая; две тонкие и одна – толстая; две большие и одна – маленькая. Предлагают назвать, какая фигура лишняя, и почему.

9.Игра “Угощение” Ребенок угощает свои игрушки “печеньями” (фигурами). Кукла любит круглое печенье, а мишка квадратное, или мышка хочет маленькое печенье, а жираф – большое. Подобным образом “печенье” делится также на толстое-тонкое. В отношении цвета: кукла любит синие “сливы”, мишка – красную “малину”, а мышка желтый “сыр”.

10.Игра “Найди пару” Выложить перед ребенком вертикальный ряд из фигур. Предложить ребенку каждой фигуре подобрать пару по определенному признаку, например : большой синий квадрат встает в пару с маленьким синим треугольником (фигуры объединены цветом); большой желтый квадрат встает в пару с большим красным квадратом (фигуры объединены размером); аналогично – для формы и толщины фигур

 11.Игра “Паровозик”.  Предложить ребенку построить “паровозик”, но “вагончики” нужно составить в определенном порядке, например: чередуем “вагончики” по цвету, например : красный – желтый, красный – желтый. 

(варианты: чередуем по форме: круглый – квадратный, по размеру: большой – маленький, по толщине: толстый – тонкий); “вагончики” должны быть одинаковые по цвету, но разные по форме; “вагончики” должны быть одинаковые по размеру, но разные по цвету; “вагончики” должны быть одинаковые по форме, но разные по размеру и т.д.

12.Игра “Внутри-снаружи” Нарисовать большой круг. Предложить ребенку сложить внутрь круга фигуры одного цвета (все красные), а снаружи расположить фигуры другого цвета (все желтые). Можно объединять фигуры и другими признаками (все большие – все маленькие, все круглые – все треугольные, и т.д.)

  1. 13. Игра «Подбери по цвету». Детям предлагается 3 обруча – желтого, красного, синего цвета. Предлагается все красные сложить в красный, синие – синий, желтые – в желтый обруч.

14.Игра “Составь картинку”.  Предложить ребенку по образцу составить из фигур какое-нибудь изображение: елочку, мишку, машину.  

Игры с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет

  1. «Волшебный мешочек» (определяем форму и величину)

Содержание:

1 вариант. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые) .

2 вариант. Все фигурки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

  1. «Кто быстрее соберет блоки»

Детям предлагается игровое упражнение: Кто быстрее всех соберет все красные большие блоки? » и т. д.

  1. «На свое место»

Все толстые блоки положите на свое место - в большой обруч. и т. д.

  1. «Цепочка»

Вариант 1. Выложить перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложить ему продолжить ряд.

Вариант 2. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

 5.«Цепочка» (усложнение)

Вариант 3. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.)

Вариант 4. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.

Вариант 5. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета) .

  1. «Какую фигуру я загадала? »

Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.) . Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком? » - «Нет», «Под красным? » - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы

  1. «Что изменилось? »

Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

  1. «Подбери»

Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

  1. «Собери бусы»

Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.

  1. «Второй ряд»

Вариант 1. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера) ;

Вариант 2. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы, но другого цвета (размера) ;

Вариант 3. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другая по цвету и размеру;

Вариант 4. Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура не такая по форме, размеру и цвету.

11..Игра “Где больше?”   Перед ребенком выкладывается два ряда фигур – в одном 4 блока, в другом – 5. Ребенок определяет в каком ряду блоков больше, и как сделать равное количество блоков в каждом ряду (убрать лишний или добавить еще один). 

12..Игра “Заполни таблицу”  Начертить таблицу из 9 клеток – 3 на 3. В каждой строке заполнить только 2 клетки блоками, объединенные определенным признаком (формой, цветом, размером). Предложить ребенку заполнить пустые клетки. 

  13.Игра “Построй многоэтажный дом”  Перед ребенком выкладывается ряд из 4 фигур – это “жители первого этажа”. “Второй этаж” строится таким образом, чтобы каждый “житель” первого этажа отличался от своего “верхнего соседа” по цвету. Следующий “этаж” – фигуры отличаются от нижних по форме, еще один “этаж” – по размеру, и т.д.   

14.Игра “Построй дорожку” Нарисовать схему – правило построения дорожки. Ребенок строит дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем желтый, и треугольный.  

 Игра “Не-свойство” Выбрать один блок, например, красный большой круг. Предложить ребенку описать свойства этой фигуры, использую приставку “не”, например: - Это блок какой? - Не-желтый, не-маленький, не-треугольный. Предложить ребенку найти все такие же блоки – “не-желтые, не-маленькие, не-треугольные”.

16.Игра “Угадайка” Спрятать один блок. Предложить ребенку угадать, какую фигуру вы спрятали, задавая вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например: “Эта фигура синего цвета?”, “Это – треугольник?” 

17.Игра “Найди собачку” Выложить перед ребенком 8 блоков, под одним спрятать изображение собачки. По аналогии с предыдущей игрой, предложить ребенку найти собачку, задавая вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например: - Собачка под синим блоком? - Нет. - Под желтым? - Нет. - Под красным? - Да. - Под большим? - Да. - Под круглым? - Да.   

  1. Игра “Сортировка” Нарисовать 2 пересекающихся круга. Предложить ребенку поместить в левый круг блоки желтого цвета, в правый – блоки квадратной формы, а в зоне пересечения кругов – блоки желтого цвета квадратной формы. Вариант – в левом круге – блоки круглой формы, в правом – квадратной формы, а в центре – не-круглые и не-квадратные блоки, и т.д. 

19.Игра “Раздели блоки” Игра является вариацией предыдущей игры, но здесь понадобится уже 3 круга. Предложить ребенку разделить все блоки следующим образом: лисе – все маленькие блоки, медведю – все толстые, а волку все- круглые. Необходимо догадаться, что маленькие круглые блоки относятся к блокам и лисы и волка, – их нужно расположить на пересечении двух соответствующих кругов. По аналогии, круглые толстые блоки располагаются на пересечении кругов волка и медведя, а все маленькие круглые толстые блоки – на пересечении всех трех кругов. 

  1. Серия игр из альбома «Лепим нелепицы» (Альбом с заданиями к блокам Дьенеша, 4-5 лет) 
  1. Методическое обеспечение Программы.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:

  • познавательное содержание в них объединяется с игровой формой;
  • присутствуют игровые правила и игровые действия;
  • определены дидактические задачи.

Система игр с Блоками Дьенеша представлена по принципу – от простого к сложному.

При организации игр необходимо придерживаться принципов:

  • Принцип дифференцированного подхода

 Ребенок — уникальная личность. Необходимо ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбирать задания в соответствии с его умениями и навыками.

  • Принцип сотрудничества

- Педагог  всегда готов оказать ребенку личную поддержку и прийти на помощь. Если ребенок не справляется с каким либо заданием, предложить: “ Давай, я тебе помогу”, “Давай попробуем вместе”, “У нас с тобой все получится”, “Ты конечно, же справишься”.

  • Принцип психологического комфорта каждого ребенка

- Необходимо проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей, восхищение его инициативой и мельчайшей самостоятельностью — это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях. В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное, чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с помощью педагога. Важно поддержать не только действием, но и словами: “Какой ты молодец!”, “Здорово у тебя получилось!”, “Замечательно!”, “Я очень горжусь тобой!”, “Великолепно!”, “Я знаю, ты сможешь!”, “Большое тебе спасибо!” и др.

  • Принцип вариативности

- использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными заданиями.

Методы и приемы  деятельности:

 

Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

А) Показ предметов 

Б) Показ образца 

В) Показ способа действий 

Г) Демонстрация картин, иллюстраций 

Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоц. выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Чтение Расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию худ. литературы. Беседа способствует ведению активного диалога, развитию самостоятельного мышления, проявление эмоциональной составляющей.

Практические  методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений. 

Игровые методы – дидактические  игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.). 

 

 Список литературы:  

1.Дыбина О.В. Образовательная среда в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников. М., 2008.

2.ЗАХАРОВА Н.И. ИГРАЕМ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША. УЧЕБНЫЙ КУРС ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. – ДЕТСТВО ПРЕСС, 2016

3.ЛЕЛЯВИНА Н.О., ФИНКЕЛЬШТЕЙН Б.Б. ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОИГРАЕМ (НАБОР ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША)

4.ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША: УЧЕБНО-ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ: ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ: КОРВЕТ, 2005

5.МИХАЙЛОВА З.А., НОСОВА E.Д., СТОЛЯР А.А.,ПОЛЯКОВА М.Н., ВЕРБЕНЕЦ А.М. ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. -- СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

6.НОСОВА Е.А. ЛОГИКА И МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / Е.А.  -- 2-Е ИЗД., ИСПР. И ДОП. - СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. 

Интернет-ресурсы:

1.http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/01/31/razvivayushchie-bloki-denesha-ikh-znachenie-metodika-raboty

2.http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/igry_s_logicheskimi_blokami_djenesha_dlja_detej_4_5_let.html © NeoLove.ru 

3.http://www.yapochemu4ka.ru/collection/logicheskoe-myshlenie/product/loghichieskiie-bloki-dieniesha3-4 года 

4. https://www.rebenok.com/info/library/math/55892/bloki-denesha-metodicheskie-sovety-po-ispolzovaniju-didakticheskih-igr-s-logicheskimi-figurami.html

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

Программа по самообразованию Тема «Социализация старшего дошкольника через сюжетно-ролевую игру» на 2018/2019 учебный год

Методическая разработка по теме: "Социализация старшего дошкольника через сюжетно - ролевую игру"Подготовила воспитатель: Золоторева Лилия Васильевна...

Рабочая программа на тему "Дидактические игры с блоками Дьениша и палочками и палочками Кьюзинера "

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

Использование блоков Дьениша – как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников

ull; Способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логическ...

Программа по самообразованию "Развитие креативного мышления дошкольников с использованием инновационных ресурсов систем НФТМ - ТРИЗ"

Программа способствует формированию у детей творческих способностей, подготовленности к стабильному решению нестандартных задач. Поможет педагогам вырастить креативно мыслящих ребятишек...

Рабочая программа по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Рабочая программа по самообразованиюТема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»...