Рабочая программа на тему "Дидактические игры с блоками Дьениша и палочками и палочками Кьюзинера "
рабочая программа по математике
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логико - математическое развитие детей дошкольного возраста | 312.47 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ГОРОДА КОСТРОМЫ «ДЕТСКИЙ САД № 40»
156007, г. Кострома, ул. Ленина, 146. Тел. (4942) 55-54-73
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕМА: «Дидактические игры с блоками Дьениша и палочками Кьюзинера от 2 до 7 лет»
Разработала: Чекмарева Н. М.
Содержание
Целевой раздел образовательной программы.
- Пояснительная записка.
1.1Актуальность
1.2Педагогическая целесообразность программы.
1.3Целевые установки и задачи программы.
1.4Принципы построения программы.
1.5Принципы взаимодействия с детьми.
1.6 Возраст детей, участвующих в реализации программы
1.6.1Возрастные особенности детей 2-3 лет
1.6.2Возрастные особенности детей 3-4 лет
1.6.3Возрастные особенности детей 4 -5 лет
1.6.4Возрастные особенности детей 5-6 лет
1.6.5Возрастные особенности детей 6-7 лет
1.7Срок реализации программы.
- Результативность программы.
2.1 Мониторинг
Содержательный раздел программы.
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
- Организация и планирование работы по программе.
2.1Учебный план
2.1.1 Перспективное планирование ранний возраст
2.1.2 Перспективное планирование вторая младшая группа
2.1.3 Перспективное планирование средняя группа
2.1.4 Перспективное планирование старшая группа
2.1.5 Перспективное планирование подготовительная группа
Список литературы
Целевой раздел программы
1.Пояснительная записка.
1.1 Актуальность.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Логические блоки Дьениша – признанный универсальный дидактический материал логико-математического развития детей дошкольного возраста. Он разработан венгерским психологом и математиком З. Дьенишем.
Палочки Кюизенера – широко известный во всем мире материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он представляет собой пластмассовые брусочки (призмы) разной длины.
Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Они стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Эти игры помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
1.2 Педагогическая целесообразность программы.
- Направлена на успешное овладение в дальнейшем детьми основами математики и информатики.
- Позволяет варьировать использование игр и упражнений на различных этапах обучения.
- Способствует созданию новых условий для воспитания логико-математических способностей ребенка.
1.3 Целевые установки и задачи программы
Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, классификация).
Задачи:
-развивать сенсорные(предметно-действенные)способы познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;
-развивать у детей логико-математические представления о свойствах и отношениях, конкретных величинах ,числах ,геометрических фигурах;
-развивать у детей представления о логических способах познания(сравнение, классификация);
-осваивать исследовательские способы познания( воссоздание, преобразование, комбинирование ,экспериментирование, моделирование, трансформация);
-учить детей овладевать математическими способами познания действительности :счет, измерение, простейшие вычисления;
-развивать у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью;
-развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
-развивать инициативность детей в познавательной деятельности: реконструировать познавательную задачу, находить нестандартный способ решения, придумывать задачи по аналогии и т.д.;
-воспитывать готовность к обучению в школе :развивать самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
1.4 Принципы построения программы:
-Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
-Наглядность (наличие дидактических материалов).
-Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
-Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
-«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
1.5 Принципы взаимодействия с детьми:
Стимулирование проявления познавательной и творческой инициативы, самостоятельности возможно в ситуации поддержки ребенка в логико-математической деятельности и оказания ему своевременной помощи. Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты сложнее, менее подготовленным – работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур, обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).
1.6 Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 2 -7 лет. Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Ребенок может начать посещать кружок в любой год реализации программы.
1.6.1 Возрастные особенности детей 2 -3 лет
- Интерес к действиям с предметами разной формы, цвета, высоты, длины, ширины и в их освоении.
- Действия манипулятивно- подражательные и частично-поисковые. Различают и называют 2 – 3 формы; предметы разной длины, высоты, цвета.
- Начинают выделять отношения сходства и различия.
1.6.2 Возрастные особенности детей 3 – 4 лет
- Интерес к действиям с предметами разной формы, цвета, высоты, длины, ширины и в их освоении.
- Действия манипулятивно- подражательные и частично-поисковые. Различают и называют 2 – 3 формы; предметы разной длины, высоты, цвета.
- Начинают выделять отношения сходства и различия.
- Осваивают сенсорные эталоны цвета, формы; отражают их в продуктивной деятельности.
- Преобразуют предметно-игровые ситуации.
1.6.3 Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
- Интерес к познанию отношений объектов (через установление связей, зависимостей по свойствам), освоению преобразующих действий.
- Стремление включаться в продуктивную групповую деятельность.
- Проявление интереса к числовой оценке совокупностей предметов, пересчитыванию предметов (5 - 6).
- Включение в поисковую деятельность, не всегда результативную.
- В конкретных ситуациях ориентируются в пространственных и временных отношениях.
- Устанавливают отношения порядка между 4 – 5 объектами.
- Преобразуют формы, воссоздают силуэты, тематические композиции.
1.6.4 Возрастные особенности детей 5 – 6 лет
- Проявляют интерес к знаковым системам, моделированию, самостоятельному решению творческих задач.
- Определяют местоположение предметов, их количество, удаленность друг от друга.
- Положительно относятся к взаимоконтролю, активно контролируют действия других детей и оценивают чужие результаты.
- Проявляют способность к целеполаганию (цель, средства, способ достижения, результат), к обобщению.
1.6.5 Возрастные особенности детей 6 – 7 лет
1. Проявляют интерес к действиям с числами, решению арифметических и логических задач.
2. Способны осуществлять самоконтроль и самооценку.
3. Высказываются о сущности явлений, связях и закономерностях.
4. Планируют последовательность действий.
5. Ищут рациональный способ решения познавательных задач в игровых и практических ситуациях.
1.7 Сроки реализации программы.
Время проведения – 10 минут
В месяц – 4 занятия – 40 минут.
2 год – дети 3-4 года Срок реализации программы – 5 лет.
1год – дети 2-3 года ранний возраст:
1 раз в неделю вторая младшая:
1 раз в неделю
Время проведения – 15 минут
В месяц – 4 занятия – 1 час.
3 год – дети 4 – 5 лет средняя группа:
1 раз в неделю
Время проведения – 20 минут
В месяц – 4 занятия – 1 час 20 минут.
4 год – 5- 6 лет старшая группа:
1 раз в неделю
Время проведения – 25 минут
В месяц – 4 занятия – 1 час 30 минут.
5 год – 6 – 7 лет подготовительная группа:
1 раз в неделю
Время проведения – 25 минут
В месяц – 4 занятия – 1 час 30 минут.
2 Результативность программы:
В результате игровых занятий дети научатся:
- Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме.
- Следовать устным инструкциям и работать по схемам.
- Кодировать и декодировать информацию.
- Пользоваться знаками – символами, в том числе с отрицанием свойств.
- Обобщать по разным признакам
- Улучшат свои коммуникативные способности.
2.1 Мониторинг программы.
Цель мониторинга – отслеживание результатов программы. Для проведения оценки эффективности работы мною были выбраны методики исследователей Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова. В качестве важнейшего показателя развития ребенка в познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности они выделяют познавательную инициативу как одно из значимых личностных проявлений.
Познавательная инициатива ребенка в процессе логико-математической деятельности, которая по своей сути является познавательно – исследовательской и продуктивной, проявляется на разных уровнях.
Для первого уровня характерно проявление интереса к новым объектам. Ребенок:
- Активно обследует объекты, выделяет свойства, но не всегда назфвает их;
- Практически обнаруживает способы использования объектов (манипулирует ими, раскладывает, собирает в группу, выкладывает в виде цепочки, разбирает и собирает без попыток получить точный результат);
- Многократно повторяет действия, поглощён результатом.
На втором уровне ребенок:
- Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых объектов («Что это?», «Для чего?»);
- Обнаруживает намерение узнать что – то новое относительно конкретного использования игровых материалов и пособий («Как это получается?», «Как это сделать?», «Почему это так?»);
- Высказывает простые предложения о связи действия и возможного результата, стремится достичь определенных результатов («Если сделать так… или так…»);
- Начинает использовать освоенные способы действий в других ситуациях: сюжетной игре, рисовании, конструировании (располагает объекты по порядку, объединяет одинаковые по цвету, форме).
На третьем уровне ребенок:
- Обнаруживает стремление объяснить связь объектов, использует простое причинное рассуждение («Потому что…»);
- Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции);
- Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам;
- Самостоятельно берется делать что – то по графическим схемам , составляет карты, схемы, пиктограммы, «записывает» истории.
На основе обозначенных качественных сдвигов в познавательной инициативе детей педагогу предлагается нормативная карта развития:
Возрастная группа _______________
Диапазон возраста________________
Дата заполнения__________________
Познавательная инициатива – любознательность (наблюдение за познавательно – исследовательской и продуктивной деятельностью). | |||
Список детей группы | Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия | Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений («Что?», «Как?», «Зачем?»); высказывает простые предложения; осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата | Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений; способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам |
Типично в 2-4 года | Типично в 4- 5 лет | Типично в 6-7 лет |
Карту заполняет педагог 3 раза в год (в октябре, в январе и в мае), указывая возрастной диапазон, например 3г1м – 3г4м. Воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в самостоятельной деятельности. Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя следующие виды маркировки:
«обычно» (уровень является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);
«изредка» (уровень не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
«нет» (уровень не проявляется в деятельности ребенка совсем.)
Содержательный раздел
1.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, малоподвижных игр, физминуток.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- Репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- Частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
- Исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- Фронтальный (одновременно со всей группой).
- Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- Групповой (работа в парах).
- Индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Средства реализации программы:
Логические и математические игры
Проблемные ситуации, задачи, вопросы
Творческие ситуации, задачи, вопросы
Логико-математические сюжетные игры
Экспериментирование и исследовательская деятельность.
2.Организация и планирование работы по программе
2.1.Учебный план
2.1.1 Перспективное планирование ранний возраст
Цель: Формирование интеллектуально-творческих способностей детей через освоение логико-математических представлений и способов познания. с помощью блоков Дьенеша Задачи:
- Побуждать детей к сравнению логических блоков по одному и двум свойствах (такие же по цвету, такие же по цвету и размеру, одинаковые по цвету, но разные по размеру; по пространственному расположению).
- Учить детей объединять в группы блоки: по одному свойству; по двум свойствам;
- Вызвать интерес к выстраиванию логических цепочек по одному свойству, воссозданию силуэтов из блоков по образцам и без них.
- Активизировать действия детей в разбиении блоков на группы по одному признаку: по размеру на 2 группы, по цвету – на 3, по форме – на 4.
- Активизировать речь детей в процессе называния единичных свойств блоков, фигур, групп.
План программа игровых тематических занятий
№ | Название занятия | Цели, задачи | Формы, методы |
1 | Классификация предметов по одному признаку | Учить находить фигуры одного цвета (одной формы, одной толщины). | Д/И «Найди такую же фигуру по цвету» |
2 | Силуэты | Развивать умения строить силуэты фигур из блоков | Д/И «Построй фигуру» |
3 | Сравнение полосок | Развивать умение находить и сравнивать по цвету и длине разноцветные полоски | Д/И “Сравни дорожки” |
4 | Давайте вместе поиграем1 | Формировать умения сравнивать фигуры по величине | Д/И «Большие – маленькие » |
5 | Давайте вместе поиграем2 | Формировать умения разбивать блоки на группы (по величине, по цвету) | Д/И «Угости зверят печеньем» |
6 | Сравнение | Развивать умения сравнивать ряды блоков (много, мало) | Д/И «Сравни фигуры» |
7 | Закрепление1 | Закреплять умение накладывать и воссоздавать простые силуэты | Самостоятельные игры с блоками |
8 | Давайте вместе поиграем3 | Развивать умение строить дорожки из блоков, фигур, чередуя их по цвету, величине | Д/И «Строим дорожки» |
9 | Давайте вместе поиграем4 | Развивать умение находить блоки и фигуры другого цвета (размера) | Д/И «Найди нужную фигуры» |
10 | Волшебные дорожки1 | Формировать умение дорисовывать картинки | Д/И «Дорисуй» |
11 | Маленькие логики1 | Развивать умение подбирать блоки по размеру и цвету. | Д/И «Бусы для мамы», «Дорожки», «Пряничный домик» |
12 | Ряды | Развивать умение сравнивать по количеству ряды блоков (много, мало, одинаково) | Д/И «Выстрой в ряд» |
13 | Деление | Развивать умения делить блоки и фигуры по цвету, по размеру | Д/И «Угости кукол» |
14 | Закрепление 2 | Закрепить умение воссоздавать силуэты предметов, сравнивать по количеству ряды блоков, делить блоки и фигуры по цвету, размеру | Д/И «Силуэты», «Дорожки», «Угощаем кукол конфетами», «Заезжаем на машинах в гаражи» |
15 | Форма | Учить находить фигуры одинаковые по форме | Д/И «Найди такую же» |
16 | Маленькие логики 2 | Учить ориентироваться на форму, размер, цвет и составлять силуэты из блоков | Игры «Бабочки-красавицы», «Друзья-ушастики», «Разноцветные зайчата», «Домики» |
17 | Чередование | Развивать умение чередовать блоки (фигуры) по цвету, форме, размеру. | Д/И «Красивые дорожки» |
18 | Приемы | Развивать умения выкладывать блоки (фигуры) в ряды, сравнивая их по количеству, пользуясь разными приемами (наложение, приложение, составление пар) | работаем с альбомами «Давайте вместе поиграем», «Поиск затонувшего клада» |
19 | Давайте вместе поиграем5 | Развивать умение делить на группы по-разному блоки (по цвету, форме, размеру) | Д/И «Составляем коврики» |
20 | Закрепление3 | Закреплять умение чередовать, группировать блоки | Составляем гусеницу, выкладываем дорожки, площадки плитками, придумываем сами и выкладываем силуэты, картинки. |
Учебно–тематический план
№ занятия | Название занятия | Продолжительность теоретической части, мин | Продолжительность практической части, мин | Общее количество времени, мин |
1 | Знакомство с блоками Дьенеша Ч1 | 5 | 5 | 10 |
2 | Знакомство с блоками Дьенеша Ч2 | 4 | 6 | 10 |
3 | Силуэты | 3 | 7 | 10 |
4 | Давайте вместе поиграем1 | 4 | 6 | 10 |
5 | Давайте вместе поиграем 2 | 4 | 6 | 10 |
6 | Сравнение | 3 | 7 | 10 |
7 | Закрепление1 | 2 | 8 | 10 |
8 | Давайте вместе поиграем3 | 4 | 6 | 10 |
9 | Давайте вместе поиграем4 | 4 | 6 | 10 |
10 | Волшебные дорожки 1 | 2 | 8 | 10 |
11 | Маленькие логики1 | 3 | 7 | 10 |
12 | Ряды | 3 | 7 | 10 |
13 | Деление | 4 | 6 | 10 |
14 | Закрепление 2 | 2 | 8 | 10 |
15 | Форма | 5 | 5 | 10 |
16 | Маленькие логики 2 | 4 | 6 | 10 |
17 | Чередование | 4 | 6 | 10 |
18 | Приемы | 3 | 7 | 10 |
19 | Давайте вместе поиграем 5 | 2 | 8 | 10 |
20 | Закрепление3 | 8 | 8 | 10 |
Материально – техническое обеспечение
- Набор блоков Дьенеша
- Альбом – игра «Блоки Дьенеша для самых маленьких»
- Альбом «Волшебные дорожки»
- Альбом «Маленькие логики»
- Логические фигуры из пособия «Давайте вместе поиграем»
2.1.2 Перспективное планирование вторая младшая группа
Цель: Формирование интеллектуально-творческих способностей детей через освоение логико-математических представлений и способов познания. с помощью блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера.
Задачи:
- Побуждать детей к сравнению логических блоков, разноцветных счетных палочек по одному и двум свойствам (такие же по цвету, такие же по цвету и размеру, одинаковые по цвету, но разные по форме); по количеству, по пространственному расположению).
- Побуждать к объединению в группы блоки и полоски по одному и двум свойствам.
- Вызвать интерес к выстраиванию логических цепочек по одному свойству, воссозданию силуэтов из блоков по образцам и без них.
- Активизировать действия детей в разбиении блоков на группы по одному признаку: по размеру на 2 группы, по толщине на - 2 по цвету–на 3, по форме–на 4.
- Активизировать речь детей в процессе называния единичных свойств блоков, полосок, групп.
План программа игровых тематических занятий
№ | Название занятия | Цели, задачи | Формы, методы |
1 | Классификация предметов по одному признаку | Учить находить фигуры одного цвета (одной формы, одной толщины). | Д/И «Найди такую же фигуру по цвету» |
2 | Силуэты | Развивать умения строить силуэты фигур из блоков | Д/И «Построй фигуру» |
3 | Сравнение полосок | Развивать умение находить и сравнивать по цвету и длине разноцветные полоски | Д/И «Разноцветные полоски» |
4 | Классификация блоков по группам | Формировать умения разбивать блоки на группы (по величине, по цвету, по форме) | Д/И «Угости зверят печеньем» |
5 | Сравнение рядов | Развивать умения сравнивать ряды блоков (много, мало) | Д/И «Сравни фигуры» |
6 | Чередование фигур | Развивать умение строить дорожки из блоков, фигур, чередуя их по цвету, форме | Д/И «Строим дорожки» |
7 | Блоки и фигуры другого цвета(формы, размера) | Развивать умение находить блоки и фигуры другого цвета (размера, формы) | Д/И «Найди нужную фигуры» |
8 | Чередование палочек | Развивать умение выкладывать дорожки из разноцветных палочек, чередуя их по цвету и длине, развивать у | Д/И «Разноцветные дорожки» |
9 | Картины | Формировать умение дорисовывать картинки | Д/И «Дорисуй» |
10 | Классификация блоков по двум признакам | Развивать умение подбирать блоки по размеру и цвету. | Д/И «Бусы для мамы», «Дорожки», «Пряничный домик» |
11 | Сравнение по количеству рядов блоков | Развивать умение сравнивать по количеству ряды блоков (много, мало, одинаково), развивать умение уравнивать ряды блоков | Д/И «Выстрой в ряд» |
12 | Деление | Развивать умения делить блоки и фигуры по цвету, по размеру | Д/И «Угости кукол» |
13 | Маленькие логики | Учить ориентироваться на форму, размер, цвет и составлять силуэты из блоков | Игры «Бабочки-красавицы», «Друзья-ушастики», «Разноцветные зайчата», «Домики» |
14 | Чередование (полоски и блоки) | Развивать умение чередовать полоски, палочки по двум признакам и блоки (фигуры) по четырем признакам, развивать умение придумывать красивые дорожки. | Д/И «Красивые дорожки» |
15 | Приемы | Развивать умения выкладывать блоки (фигуры) в ряды, сравнивая их по количеству, пользуясь разными приемами (наложение, приложение, составление пар) | работаем с альбомами «Давайте вместе поиграем», «Веселые цветные числа», «Блоки Дьениша для самых маленьких» |
16 | Деление на группы по - разному | Развивать умение делить на группы по-разному блоки, палочки, фигуры (по цвету, форме, размеру, по толщине), учить называть число групп | Д/И «Составляем коврики» |
17 | Сравнение по длине | Развивать умение сравнивать две полоски , уравнивать их по длине | Д/И «Красивые цветные ленточки» |
18 | Закрепление3 | Закреплять умение чередовать, группировать блоки, полоски, составлять силуэты | Составляем гусеницу, выкладываем дорожки, площадки плитками, придумываем сами и выкладываем силуэты, картинки. |
Учебно–тематический план
№ занятия | Название занятия | Продолжительность теоретической части, мин | Продолжительность практической части, мин | Общее количество времени, мин |
1 | Классификация предметов по одному признаку | 5 | 5 | 10 |
2 | Силуэты | 4 | 6 | 10 |
3 | Сравнение полосок | 3 | 7 | 10 |
4 | Классификация блоков по группам | 4 | 6 | 10 |
5 | Сравнение рядов | 4 | 6 | 10 |
6 | Чередование фигур | 3 | 7 | 10 |
7 | Блоки и фигуры другого цвета (размера, формы) | 2 | 8 | 10 |
8 | Чередование палочек | 4 | 6 | 10 |
9 | Картины | 4 | 6 | 10 |
10 | Классификация блоков по двум признакам | 2 | 8 | 10 |
11 | Сравнение по количеству рядов блоков | 3 | 7 | 10 |
12 | Деление | 3 | 7 | 10 |
13 | Маленькие логики | 4 | 6 | 10 |
14 | Чередование (полоски и блоки) | 2 | 8 | 10 |
15 | Приемы | 5 | 5 | 10 |
16 | Деление на группы по - разному | 4 | 6 | 10 |
17 | Сравнение по длине | 4 | 6 | 10 |
18 | Закрепление | 3 | 7 | 10 |
Материально – техническое обеспечение
- Набор блоков Дьенеша
- Палочки Кюизенера
- Пособие «Веселые цветные числа»
- Альбом – игра «Блоки Дьенеша для самых маленьких»
- Альбом «Волшебные дорожки»
- Альбом «Маленькие логики»
- Логические фигуры из пособия «Давайте вместе поиграем»
1.2.3 Перспективное планирование средняя группа
Цель: Формирование интеллектуально-творческих способностей детей через освоение логико-
Задачи:
- Способствовать практическому сравнению объектов по трем свойствам и группировке их одновременно по двум признакам (цвету и размеру; размеру и толщине).
- Активизировать называние общих свойств групп (все круглые большие, все маленькие тонкие). математических представлений и способов познания. с помощью блоков Дьенеша
- Побуждать составлять логические цепочки по двум свойствам одновременно; комментировать свои действия; пользоваться знаками-символами, цифрами; группировать полоски, палочки по цвету; соотносить цвет, длину (высоту) палочек и числа; выстраивать лесенки из цветных полосок, палочек, «шагать по ним», называя числа.
План программа игровых тематических занятий
№ занятия | задачи | форма |
1.Рисуем картинки и силуэты из палочек | Учить соотносить палочки по цвету, длине расположению, выкладывать из палочек силуэты оленя, верблюда, домика с забором. | «Рисуем» картинки «Красная Шапочка и серый Волк», «Дюймовочка», «Мальвина». Альбом «Дом с колокольчиком» стр1 – 4; Альбом «На золотом крыльце» ст 1-5 |
2.Находим нужные блоки. | Учить анализировать свойства, выявлять их наличие и отсутствие, находить блоки. | Д/И «Помоги муравьишкам» часть 1. |
3.Сравнение блоков. | Учить сравнивать блоки по одному признаку, находить блоки с одинаковыми и разными свойствами, действовать по правилам. | Строим дорожки, выкладываем гусеницу. Д/И «Дорожки» часть 1. |
4.Знакомство со знаками – символами. | Знакомить со знаками-символами. Учить составлять «семейки» блоков такого же цвета, формы, размера. | Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьениша стр. 1-4. Карточки с неперечеркнутыми знаками. |
5.Подбираем блоки с другими свойствами. | Учить подбирать блоки и фигуры с другими свойствами (другой формы, другого цвета) | Д/И «Угощение для медвежат - 1» Альбом «Давайте вместе поиграем» стр. 10. |
6.Группируем блоки по одному признаку. | Формировать умения ориентироваться на знаки–символы, учить разбивать и группировать по одному признаку. | Д/И. «Где чей гараж» («Логическое дерево») |
7. Считаем квадратики. | Учить считать квадратики в розовой и голубой полосках. | Пособие «Веселые цветные числа». |
8.Строим лесенку, называем числа. | Учить строить лесенку из трех полосок, палочек (белой, розовой, голубой), называть числа по порядку «шагая» по ней, учить обозначать номера ступенек цифрами. | Д/И «Шагаем по лесенке». |
9.Сделай сам. | Закреплять умения воссоздавать силуэты по страничкам альбомов, изменять их, конструировать из блоков, придумывать новые силуэты, сюжеты, заполнять таблицы, заселять домики. | Альбомы «Лепим нелепицы», «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце». |
10.Выявляем наличие и отсутствие блоков. | Учить анализировать одно-два свойства блоков, выявлять их наличие и отсутствие, находить блоки | Д/И «Помоги муравьишкам» часть2. |
11.Оъекты с одинаковыми и разными свойствами. | Учить анализировать, сравнивать объекты по одному и двум признакам, находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, действовать по правилам. | Д/И «Дорожки» часть 2,Д/И «Домино» часть 1, Д/И «Найди пару» часть 1. |
12.Дорисуй картинки по сюжетам сказок | Развивать умения соотносить палочки, блоки по цвету, размеру, форме, расположению. | Альбом «Дом с колокольчиком» стр. 5-9, Альбом «На золотом крыльце» стр. 6-10 |
13.Знак-символ – блок. | Учить составлять пары «знак-символ - блок», исправлять ошибки в парах, собирать блоки в группу по знаку-символу, развивать умения составлять силуэты из блоков. | Материал к счетным палочкам палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьениша стр.1-4, Альбом «Лепим нелепицы» стр.3-6. |
14.Знаки-символы свойств. | Учить ориентироваться на знаки-символы свойств, разбивать и группировать по одному и двум признакам (готовим «сладкий» стол, делим угощение: сначала по цвету, затем по размеру(сначала по форме, затем по толщине; сначала по толщине, затем по размеру)определяем, сколько гостей усадим за стол). | Д/И «Засели домик» часть 1. |
15.Считаем квадратики в полосках. | Развивать умения считать квадратики в розовой, голубой, красной полосках. Учить называть сколько их. | Пособие «Веселые цветные числа». |
16.Шагаем по числовой лесенке. | Развивать умения строить лесенку и 4-х полосок, палочек (белой, розовой, голубой, красной), «шагать» по числовой лесенке, обозначая номера ступенек цифрами, называть их по порядку. | Пособие «Веселые цветные числа». |
17.Сделай сам 2. | Конструируем площадку для малышей, делаем мебель для кукольного домика, конструируем по мотивам р.н.с. «Дом для медведя», «Избушка для зайчика» из блоков и разноцветных палочек. | |
18.Выкладываем сюжетные картинки | Развивать умения соотносить палочки по цвету, размеру, расположению. | Альбом «На золотом крыльце» стр.11, 13, 18. |
19.Сравнение по двум признакам. | Развивать умения анализировать, сравнивать по двум признакам, находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, действовать по правилам. | Д/И «Дорожки» часть 2, Д/И «Домино» часть 2. |
20. Общее свойство групп. | Развивать умения ориентироваться на одно-два свойства по знакам-символам: находить блоки по двум знакам-символам, собирать их в группу, называть общее свойство группы (красные круги, желтые треугольники и т.д.), составлять из блоков силуэты. | Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьениша стр. 1-4, Альбом «Лепим нелепицы» стр. 7-9. |
21.Группируем блоки по двум признакам. | Развивать умения ориентироваться на знаки-символы свойств, разбивать блоки и группировать их по двум признакам. | Д/И «Где чей гараж (Логическое дерево)» часть 2 |
22.Строим лесенку из 5ти палочек. | Развивать умения считать квадратики в розовой, голубой, красной полосках, называть их, строить лесенку из 5 палочек (белой, розовой, голубой, красной и желтой), «шагать» по ней, называя числа по порядку и обозначая номера ступенек. | Пособие «Веселые цветные числа». |
23.Сделай сам 3. | Воссоздаем и изменяем силуэты, картины по страницам альбомов, придумываем силуэты, картины «Весна наступила», выкладываем их из блоков и палочек. Сочиняем по ним загадки, рассказы, сказочные истории. |
Учебно–тематический план
№ занятия | Название занятия | Продолжительность теоретической части, мин | Продолжительность практической части, мин | Общее количество времени, мин |
1 | Рисуем картинки и силуэты палочек | 5 | 15 | 20 |
2 | Находим нужные блоки | 5 | 15 | 20 |
3 | Сравнение блоков | 6 | 14 | 20 |
4 | Знакомство со знаками символами | 10 | 10 | 20 |
5 | Подбираем блоки с другими свойствами | 6 | 14 | 20 |
6 | Группируем блоки по одному признаку | 5 | 5 | 20 |
7 | Считаем квадратики | 5 | 15 | 20 |
8 | Строим лесенку, называем числа | 5 | 15 | 20 |
9 | Сделай сам | 3 | 17 | 20 |
10 | Выявляем наличие и отсутствие блоков | 4 | 16 | 20 |
11 | Объекты с одинаковыми и разными свойствами | 5 | 15 | 20 |
12 | Дорису картинки по сюжетам сказок | 5 | 15 | 20 |
13 | Знак-символ – блок | 5 | 15 | 20 |
14 | Знаки –символы свойств | 5 | 15 | 20 |
15 | Считаем квадратики в полосках | 5 | 15 | 20 |
16 | Шагаем по числовой лесенке | 5 | 15 | 20 |
17 | Сделай сам 2 | 4 | 16 | 20 |
18 | Выкладываем сюжетные картинки | 5 | 15 | 20 |
19 | Сравнение по двум признакам | 5 | 15 | 20 |
20 | Общее свойство групп | 5 | 15 | 20 |
21 | Группируем блоки по двум признакам | 5 | 15 | 20 |
22 | Строим лесенку из пяти палочек | 5 | 15 | 20 |
23 | Сделай сам 3 | 3 | 17 | 20 |
Материально – техническое обеспечение
Блоки Дьениша
Цветные палочки Кюизенера
Пособие «Веселые цветные числа»
Логические фигуры из игрового комплекта «Давайте вместе поиграем»
Альбом «Лепим нелепицы»
Альбом «Дом с колокольчиком»
Альбом «На золотом крыльце»
Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьениша
Схематические изображения деревьев, домиков для классификации
Знаки-символы
Список литературы
- Вербенец А.М. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Веселые цветные числа/ Сост.: Л. М. Кларина, З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашина – СПб.: Корвет,2012.
- Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с логическими блоками и логическими фигурами/ Сост.: Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. – СПб.: Корвет,2001.
- Короткова Н. А, Нежнов П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах: Пособие для дошкольныхпедагогов и психологов. М., 2002.
- Михайлова З. А. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Носова Е. А.,Непомняшая Р. Л. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. – СПб.: Акцидент, 1996,1998; СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Развивающие игры с элементами кинезиологии для детей 4-5 лет"
Представлена рабочая программа кружка "Развивающие игры с элементами кинезиологии для детей 4-5 лет"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАХМАТЫ И ШАШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
МБДОУ я/с «Аленушка»с.Кызыл-Мажалык...
Семинар - практикум для родителей с использованием блоков Дьениша и палочек Кюизенера "Играя, учимся".
Семинар - практикум для родителей с использованием блоков Дьениша и палочек Кюизенера "Играя, учимся".Дать представление родителям о технологии игр по сенсорному и математическому развитию....
Интерактивная игра с блоками Дьениша подготовительная группа .Воспитатель Савельева Н.В. г.Волгодонск
Информация о цифровом образовательном ресурсе и методической разработке воспитателя высшей категории МБДОУ ДС "Росинка" г.Волгодонска Н.В.Савельевой Аннотация: методическая разработка п...
Дидактические игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для младших дошкольников
Дидактические игры с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера для младших дошкольников....
Мастер –класс «Развитие математических способностей через развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера»,
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи д...