Применение инструментов бережливых технологий в организации развивающей предметно-пространственной среды группы.
консультация
Одной из важных задач на современном этапе развития образования является формирование основ бережливости у воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezhlivye_tehnologii_v_dou.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение инструментов бережливых технологий в организации развивающей предметно-пространственной среды группы.
1 сл. Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Применение инструментов бережливых технологий в организации развивающей предметно-пространственной среды группы».
2 сл. Хочу начать своё выступление с понятия
Бережливость - моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности.
Одной из важных задач на современном этапе развития образования является формирование основ бережливости у воспитанников.
3 сл.
Воспитание бережного отношения к материальным (данные природой и произведённые людьми) и духовным (отношение к труду, здоровью, природе, произведениям культуры) благам является составной частью формирования у детей индивидуальной и групповой ответственности за личное и общественное достояние. Воспитание «бережного обращения с куклами и игрушками надо ставить в ряду первых задач» об этом говорил ещё в своё время (Я. А. Коменский).
Важно сформировать у детей умение понимать и ценить окружающий мир предметов как результат труда, уважать людей, умеющих трудится. С ранних лет необходимо воспитывать привычку беречь такие богатства, как вода, тепло, электроэнергия. У детей должны быть сформированы начала разумного поведения, разумных потребностей, умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения являются частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания РППС при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации образовательной программы.
Я хочу вам показать, как можно применить инструменты бережливых технологий в организации развивающей среды группы.
4 сл. Использование стандартизации деятельности позволяет упорядочить процессы, закрепить наиболее оптимальные алгоритмы и процедуры. На слайде представлены алгоритм «Заправления кровати», который помогает ребенку запомнить определенную последовательность (поправить простынь, заправить одеяло и т. д.). Сначала этот алгоритм идет как подсказка, выработка навыка (он есть в изголовье на каждой кроватке, а затем дети самостоятельно по памяти справляются с данным процессом.
Алгоритм «Укладывание и расположение вещей в детском шкафчике» помогает закрепить у детей навыки правильного, быстрого и аккуратного складывания вещей, раскладывания их в определенные места шкафчика. Схема имеется на внутренней стороне дверки каждого шкафчика.
Алгоритм «Моем руки правильно» используется в каждом детском саду, поэтому останавливаться подробно не буду.
5 сл. Следующий инструмент, который используется в организации развивающей среды – это визуализация. Применение визуализации предполагает использование различных видов изображений, включая фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, разметку, цветные ярлыки и т. п.
На слайде представлен алгоритм «Ухода за комнатными растениями», который напоминает детям, о том как необходимо ухаживать за тем или иным растением (например: фиалке необходимо…
6 сл. Визуализация подразделяется на цветовую маркировку – это предметы или группы предметов, объединенные общими признаками, маркируются цветными ярлыками. В книжном уголке книги расположены в контейнерах с определенной цветовой маркировкой (например, в контейнере с желтой маркировкой находятся книги по теме недели, с синей маркировкой обучение к школе, с красной – сказки). На каждой книге есть значок определенного цвета, который помогает найти детям соответствующий контейнер.
7 сл. Место хранения учебного материала и средства транспортировки.
8 сл. Метод теней - нанесение на место размещения предмета разметки, повторяющей его контур. Проблема, после организованной деятельности все материалы необходимо сложить в определённое место, но всегда это получалось хаотично. Например - по контуру обвели тетрадь, коробку карандашей, дно подстаканников, контуры помогают детям аккуратно сложить материал.
9 сл Схема расположения учебного материала на столе.
10 сл. Следующие проблема, как сложить посуду после еды. Можно нас стол приклеить трафареты (для салфетки, суповой тарелки, тарелка для второго, поднос для бокалов и т. д.). Но т. к. все столы используются для образовательной деятельности, данные трафареты перенести на клеенку, которую используем по мере необходимости.
11 сл. Следующий инструмент - зонирование – это выделение и разметка специальных зон для размещения предметов определенного вида. Для наведения определенного порядка, на веранде выделить места для транспортных средств и место для спокойных игр детей. В групповой комнате также условно обозначить уголки для мальчиков и для девочек.
12 сл. Метод дорожных знаков - это графические указатели, информирующие о расположении помещений, оборудования, инструментов и материалов, маршрутах и направлениях движения в здании и т. п. Кабинки в туалетной комнате распределить для мальчиков и для девочек, повесив соответствующие значки. Во-первых - это ускоряет процесс похода в туалет, во-вторых, мальчики и девочки в этом возрасте уже осознают свою разнополость, в – третьих - это способствует соблюдению личной гигиены. Кабина в туалетной комнате и шкаф в раздевалке для взрослых обозначены соответствующими значками.
Можно разместить графические инструкции в туалетных кабинках, которые напоминают детям о том, что надо экономно использовать туалетную бумагу.
13 сл. Значок «Капелька воды» нужен для того, чтобы дети экономили воду: включали тонкой струйкой и закрывали кран до конца. Такие же подобные значки есть в буфетной, как напоминание для помощника воспитателя.
Сигнальный значок «Лампочка» напоминает о том, что уходя надо гасить свет. Т. к. дети сами достать не могу до выключателя, то напоминают воспитателю.
14 сл. Красный кружок на двери означает «эвакуационный выход», стрелочки показывают пути эвакуации. Указатели помогают детям быстрее сориентироваться в экстренной ситуации.
Дорожку на прогулочном участке, разграничить пополам и указать направление движения. Разметка помогает детям двигаться на транспортных средствах в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом.
15 сл. В образовательной деятельности можно использовать игровой персонаж - куклу SOS. Она появляется в том месте, где есть неполадки в группе.
Благодаря внедрению бережливых технологий дети свободно ориентируются в группе (каждая вещь на своём месте, дети приучаются к аккуратности и т. д.).
16 сл. Слайд спасибо за внимание.
Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.
Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.
Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S.
Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду.
"Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;
"Соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;
в "Содержание чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности;
"Стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил и
"Совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Организация развивающей предметно-пространственной срезы в группе
Создание центров развития в игровой комнате детского сада...
Применение инструментов бережливых технологий в организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Материал преднозначен для общего развития воспитателей ДОУ...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....