Применение инструментов бережливых технологий в организации развивающей предметно-пространственной среды группы
материал

Ткачева Людмила Владимировна

Материал преднозначен для общего развития воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Стригуновский детский сад общеразвивающего вида»

«Применение инструментов бережливых технологий в организации развивающей предметно-пространственной среды группы»

(Сообщение из опыта работы)

Подготовила:

Ткачева Людмила Владимировна,

воспитатель МБДОУ

«Стригуновский детский сад

общеразвивающего вида»

2021 год

«Бережливость» - это моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. Одной из важных задач на современном этапе развития образования является формирование основ бережливости у воспитанников.

Воспитание бережного отношения к материальным (данные природой и произведённые людьми) и духовным (отношение к труду, здоровью, природе, произведениям культуры) благам является составной частью формирования у детей индивидуальной и групповой ответственности за личное и общественное достояние. Воспитание «бережного обращения с куклами и игрушками надо ставить в ряду первых задач» об этом говорил ещё в своё время (Я. А. Коменский).

Важно сформировать у детей умение понимать и ценить окружающий мир предметов как результат труда, уважать людей, умеющих трудится. С ранних лет необходимо воспитывать привычку беречь такие богатства, как вода, тепло, электроэнергия. У детей должны быть сформированы начала разумного поведения, разумных потребностей, умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания РППС при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации образовательной программы. Мы хотим показать, как используем инструменты бережливых технологий в организации развивающей среды группы.

Использование стандартизации деятельности позволяет упорядочить процессы, закрепить наиболее оптимальные алгоритмы и процедуры. Например, алгоритм «Заправления кровати», который помогает ребенку запомнить определенную последовательность (поправить простынь, заправить одеяло и т. д.). Сначала этот алгоритм идет как подсказка, выработка навыка (он есть в изголовье на каждой кроватке, а затем дети самостоятельно по памяти справляются с данным процессом).

Алгоритм «Укладывание и расположение вещей в детском шкафчике» помогает закрепить у детей навыки правильного, быстрого и аккуратного складывания вещей, раскладывания их в определенные места шкафчика. Схему можно разместить на внутренней стороне дверки каждого шкафчика.

Алгоритм «Моем руки правильно» используется в каждом детском саду, схема, как правильно мыть руки находится над умывальником на уровне глаз детей.

Следующий инструмент, который мы используем в организации развивающей среды – это визуализация. Применение визуализации предполагает использование различных видов изображений, включая фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, разметку, цветные ярлыки и т. п.

Это может быть алгоритм «Ухода за комнатными растениями», который напоминает детям, о том, как необходимо ухаживать за тем или иным растением.

Визуализация подразделяется на цветовую маркировку – это предметы или группы предметов, объединенные общими признаками, маркируются цветными ярлыками. В книжном уголке книги расположены на полках с определенной цветовой маркировкой (например, на полке с желтой маркировкой находятся книги по теме недели, с синей маркировкой обучение к школе, с красной – сказки). На каждой книге есть значок определенного цвета, который помогает найти детям соответствующую полку.

Метод теней - нанесение на место размещения предмета разметки, повторяющей его контур. Мы столкнулись с такой проблемой, после организованной деятельности все материалы необходимо сложить в определённое место, но всегда это получалось хаотично. Мы нашли такое решение - по контуру обвели тетрадь, коробку карандашей, дно подстаканников, контуры помогают детям аккуратно сложить материал.

Такая же проблема была, как сложить посуду после еды. Мы нас стол приклеили трафареты (для салфетки, суповой тарелки, тарелка для второго, поднос для бокалов и т. д.). Но т. к. все столы используются для образовательной деятельности, мы перенесли данные трафареты на клеенку, которую используем по мере необходимости.

Следующий инструмент зонирование – это выделение и разметка специальных зон для размещения предметов определенного вида. Для наведения определенного порядка, мы решили в павильоне выделить места для транспортных средств и место для спокойных игр детей. В групповой комнате также условно обозначены уголки для мальчиков и для девочек.

Метод дорожных знаков - это графические указатели, информирующие о расположении помещений, оборудования, инструментов и материалов, маршрутах и направлениях движения в здании и т. п. Кабинки в туалетной комнате мы распределили для мальчиков и для девочек, повесив соответствующие значки. Во-первых - это ускоряет процесс похода в туалет, во-вторых, мальчики и девочки в этом возрасте уже осознают свою разнополость, в – третьих - это способствует соблюдению личной гигиены.

Мы разместили графические инструкции в туалетных кабинках, которые напоминают детям о том, что надо экономно использовать туалетную бумагу.

Красный кружок на двери означает «эвакуационный выход», стрелочки показывают пути эвакуации. Указатели помогают детям быстрее сориентироваться в экстренной ситуации.

Дорожку на прогулочном участке, мы разграничили пополам и указали направление движения. Разметка помогает детям двигаться на транспортных средствах в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом.

Значок «Капелька воды» нужен для того, чтобы дети экономили воду: включали тонкой струйкой и закрывали кран до конца. Такие же подобные значки есть в буфетной, как напоминание для помощника воспитателя.

Сигнальный значок «Лампочка» напоминает о том, что, уходя надо гасить свет. Т. к. дети сами достать не могу до выключателя, то напоминают воспитателю.

В образовательной деятельности мы используем игровой персонаж - куклу SOS. Она появляется в том месте, где есть неполадки в группе.

Благодаря внедрению бережливых технологий дети свободно ориентируются в группе (каждая вещь на своём месте, дети приучаются к аккуратности и т. д.).

Слайд спасибо за внимание. Вместе с тем, среда образовательного учреждения не является единственной, сознательно формируемой для воспитания ребенка. Значимыми факторами являются уклад жизни в семье, социально-бытовые условия, экономическая ситуация в обществе и государстве.

Родители приняли нововведения и благодарны за них. Постигнутые навыки дети применяют и дома. Дети стали более собранными и приобщаются к порядку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Организация развивающей предметно-пространственной срезы в группе

Создание центров развития в игровой комнате детского сада...

Применение инструментов бережливых технологий в организации развивающей предметно-пространственной среды группы.

Одной из важных задач на современном этапе развития образования является формирование основ бережливости у воспитанников....

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....