Статья "Из опыта работы по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
статья
Статья для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по формированию
нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Иванкина Елена Ивановна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 115» г. Рязань
Детство – время развития всех сил человека. Приобретения знаний об окружающем мире, формирования нравственных навыков и привычек.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Наиболее благоприятным временем для воспитания чувства любви к Родине является детство.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство это открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы детство стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Современные исследования, посвященные проблеме приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Эти слова К.Д. Ушинский в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.
Воспитатель должен сам восторгаться своей страной, своим народом, своим городом, только тогда мы получим положительный результат на занятиях.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются нравственно-патриотические чувства привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живешь и, конечно же за свою страну. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий.
Беседуя с детьми разных возрастных групп ( с 3-х до 7-ми лет), обращая внимания на каждый возраст детей, я сделала вывод, что дети имеют слабое представление о родном городе, стране, о связи времен и поколений, как жили люди, что их окружало, что они ценили.
Большое значение для проявления интереса и любви у детей к родному краю, к своему государству имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с обычаями своей семьи, детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, ее столицей.
Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Без тесного взаимодействия семьи и детского сада невозможно воспитать патриота своей Родины. Многим родителям просто не известно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем родном городе. Отсутствие заинтересованности у родителей знакомить детей с жизнью родного края, страной, достопримечательностями, историей, героях подтолкнуло меня разработать программу «Люби и знай свой край родной».
Целью моей работы является : «Формирование нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родному городу, стране».
Для достижения этой цели определила следующие задачи:
- расширять представления о родном городе, стране;
- знакомить детей с символикой государства;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- формировать у детей интерес к культурному и историческому наследию и стремлению к его сохранению и развитию;
- воспитывать у детей уважение к своей семье, обществу, государству;
- воспитывать гражданскую ответственность, основанную на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях.
Программа составлена на четыре возрастных группы (2 мл., дети 3-4 лет; средняя, дети 4-5 лет; старшая, дети 5-6 лет; подготовительная, дети 6-7 лет).
Занятия провожу два раза в месяц, время занятия соответствует возрасту детей.
Работу веду по тематическому плану. Стараюсь знакомить детей с родным городом и страной, с историей возникновения, с достопримечательностями, зданиями, учреждениями, знаменитыми людьми, природой. Использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания.
Формирование нравственного поведения ( поручения, воспитывающие ситуации, положительный пример взрослых); формирование нравственного сознания (объяснение, просьба, эстетическая беседа, примеры); методы стимулирования (поощрение, соревнование, одобрение, награждение):
В работе с детьми использую наиболее интересные формы работы с включением регионального компонента: наблюдения за природой и животными нашего региона и России. Изготовила лепбук по этой теме.
Наиболее важным и интересным были экскурсии для детей и родителей:
- «Свято-Иоанно-Богословский монастырь»;
- в село Константиново «Родина Сергей Есенина»;
- «Музей Пощуповской игрушки»;
- в Ряжский зоопарк;
- в храмы Рязани;
- в Рязанский Кремль.
Провожу целевые прогулки:
- «Правила пожарной безопасности в ДОУ»;
- «Профессии людей работающих в ДОУ»;
- школа № 55 «Смотр строя и песни»;
- школа искусств № 4 «Выставка к 70-летию Победы»;
- к Вечному огню «Возложение венка и цветов»;
- в геронтологический центр им. П.А Мальшина;
- библиотеку № 9.
Продуктивная деятельность.
1. Оформление тематических выставок:
- «Осень в Рязани»;
- «Зима в Рязани»;
- «Весна в Рязани»;
2. Творческие конкурсы с участием родителей и детей:
- «Новогодняя игрушка»;
- «Не играй с огнем»;
- «Нам не нужна война»;
- «Природа родного края»
- «Рождество Христово»;
- «Пасха».
3. Изготовление книг, альбомов и плакатов, газет, макетов:
- книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»;
- книга «Моя семья»;
- альбомы по краеведению;
- альбом «Лестница Великого поста»;
- альбом «Дети войны»;
- альбом «Полевая почта»;
- мини-плакаты «Пасхальное чудо»;
- мини-плакаты «Этот день Победы»;
- мини-плакаты «Не играй с огнем»;
- макет «Памятник Победы»;
- газета «Спасибо за Победу»;
- газета «День Матери»;
- газета « для ПАП и МАМ».
4. Изготовление подарков:
- поделки «Рождество»;
- открытки «С днем Победы»;
- открытки «Мамочке в день матери»;
- поделка «8 марта»;
- поделка «23 февраля»;
- открытки «Всем работникам детсада».
Важно привлечь детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Праздники, конкурсы, игры, развлечения стали хорошей традицией.
«День Матери». С родителями и детьми мы участвуем в развлечениях, вспоминаем народные традиции семьи, проводит чаепитие за самоваром.
«Рождество Христово». Знакомим детей с праздником Рождества Христова, учим песни, стихи. Готовим рождественские подарки.
«Колядки». С детьми разучиваем рождественские колядки, вместе с родителями изготавливаем костюмы для детей.
«Масленица». Этот праздник с веселыми шутками, играми, со скоморохами, со стихами, песнями, закличками, с угощением блинами.
«Пасха». С детьми готовим театрализованное представление. Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о любви и доброте.
«Сороки». Знакомим детей с традициями этого праздника. Из бумаги делаем птичек. Праздник заканчивается чаепитием с печеньем в форме жаворонка.
«День Победы». Каждый год проводим мероприятия, посвященные победе народа в Великой Отечественной войне. Детям рассказываю о событиях этого времени, о фронтовых и трудовых подвигах, о единстве народа в тяжелое время. Что благодаря любви к родине, подвигам наших солдат и помощи тыла была одержана Великая Победа. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за мир и счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей. В их честь воздвигнуты памятники.
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей невозможно без тесной связи с семьей. Работая в тесном контакте с родителями вижу положительные результаты. У родителей формируется чувство ответственности, интерес, желание продолжать работу в данном направлении не только в детском саду но и дома.
Чтобы повысить педагогическую компетентность родителей по нравственно-патриотическому воспитанию, я размещаю материалы в родительский уголок (информационные папки, консультации, памятки):
- «Патриотическое воспитание в детском саду и дома»;
- «Нравственно0патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»;
- «Рязань – город родной»;
- «Рождество Христово»;
- «Великая Пасха»;
- «Традиция и подготовка к празднованию Пасхи»;
- «Как рассказать ребенку о Пасхе»;
- «Пасхальные традиции Светлой Пасхи»;
- «Светлое Христово Воскресение – Пасха»;
- «Светлый праздник Пасхи»;
- «Противопожарная Безопасность»;
- «Как рассказать ребенку о Дне Победы?»;
- «День Победы 70 лет 1941 – 1945»;
- «Наш родной край»;
- «О воспитании любви к родному городу и природе»;
- «Как познакомить детей с праздником Пасхи»;
- «Пожарная безопасности».
Провожу совместную деятельность детей и родителей (изготовления книги «Моя семья», «Никто не забыт, ничто не забыто»), провожу творческие конкурсы , развлечения.
На экскурсиях взрослых и детей знакомлю с историей Рязанского края. Дети воспринимают экскурсии очень естественно, с интересом, задают вопросы. Не остаются равнодушными и взрослые. Возникает много дополнительных вопросов. Родители участвуют в сборе краеведческого материала.
Мною ведется проектная деятельность:
- «Любимый город»;
- «Пасха Красная»;
- «Пожарная безопасность»;
- «Край березовый, край Есенина».
Веду работу в тесном контакте с музыкальным руководителем и физкультурным работником. Проведено музыкально-литературная композиция «У Есенина день рождения», фольклорные праздники «Рождественские посиделки», «Колядки», «Масленица», «Сороки», «Пасха». Проведен нетрадиционный спортивно-музыкальный праздник «Сила земли русской». Мероприятия проводятся совместно с участием детей, родителей и педагогов.
С детьми, родителями и педагогами посещаем музеи, библиотеки – где выступаем на праздниках. Посещаем с концертами геронтологический центр им. П.А. Мальшина. Готовим для дедушек и бабушек поделки – «День пожилого человека», «День Победы».
С детьми принимаем участие в различных городских и областных выставках. Результаты радую детей и родителей.
Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагогов, родителей и детей, тем положительней результат.
Любовь к родному городу, стране, знания своих предков и современников соединяет нас, вдохновляет на новые свершения, укрепляет веру в прекрасное будущее родной страны. Дети открывают для себя законы нравственности, относятся с любовью к малой Родине и большому Отечеству, семье, ближнему, взрослому и сверстнику.
Прошло время, малыши повзрослели, учатся в школе, но не погас тот огонек, который был зажжен на занятиях. Как радостно встретить родителей с детьми гуляющих по городу, встретить в музеях, на выставках, в театрах, услышать добрые слова и пожелания.
Таким образом, я убедилась, что необходимо нравственно-патриотическое воспитание ребенка начинать как можно раньше. Для маленького человека так важно понять истинные ценности мира в котором он живет, тогда этот мир становиться добрым интересным и любимым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация из опыта работы воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Презентация из опыта работы воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»
В нашем дошкольном учреждении имеется мини – музей «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...
Презентация из опыта работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" (в рамках МО района воспитателей младших и средних групп)
Презентация из опыта работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" (в рамках МО района воспитателей младших и средних групп)...
Сообщение из опыта работы по теме: « Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».
Воспитание- это наука, научающая наших детей обходиться без нас.В.А.Сухомлинский Актуальность.В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных ...
Презентация к проекту из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"
1слайд:Одним из компонентов образовательных областей социально-коммуникативного развития ФГОС ДО является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного ...
Представление опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в разновозрастной группе 5-7 лет через проектную деятельность»
Краткосрочный проект в разновозрастной группе 5-7 лет«Животный мир Иркутской области»...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...