Статья "Из опыта работы по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
статья

Иванкина Елена Ивановна

Статья для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Из опыта работы по формированию

           нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

                                    Иванкина Елена Ивановна

                        Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 115» г. Рязань

     Детство – время развития всех сил человека. Приобретения знаний об окружающем мире, формирования нравственных навыков и привычек.

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Наиболее благоприятным временем для воспитания чувства  любви к Родине является детство.

     В.А. Сухомлинский утверждал, что детство это открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы детство стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

     Современные исследования, посвященные проблеме приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.

     «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».  Эти слова К.Д. Ушинский в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.

     Воспитатель должен сам восторгаться своей страной, своим народом,  своим городом, только тогда мы получим положительный результат на занятиях.

     Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются нравственно-патриотические чувства привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живешь и, конечно же за свою страну. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он  должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий.  

          Беседуя с детьми разных возрастных групп ( с 3-х до 7-ми лет), обращая внимания на каждый возраст детей, я сделала вывод, что дети имеют слабое представление о родном городе, стране, о связи времен и поколений, как жили люди, что их окружало, что они ценили.

    Большое значение для проявления интереса и любви  у детей к родному краю, к своему государству имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться  с обычаями своей семьи, детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, ее столицей.

     Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Без тесного взаимодействия семьи и детского сада невозможно воспитать патриота своей Родины.  Многим родителям просто не известно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований.  Взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем родном городе. Отсутствие заинтересованности у родителей знакомить детей с жизнью родного края, страной,  достопримечательностями, историей, героях подтолкнуло меня разработать программу «Люби и знай свой край родной».

     Целью моей работы является : «Формирование нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родному городу, стране».

     Для достижения этой цели определила следующие задачи:

- расширять  представления о родном городе, стране;

- знакомить детей с символикой государства;

- формировать бережное отношение к природе и всему живому;

- формировать у детей интерес к культурному и историческому наследию и стремлению к его сохранению и развитию;

- воспитывать у детей уважение к своей семье, обществу, государству;

- воспитывать гражданскую ответственность, основанную на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях.

     Программа составлена на четыре возрастных группы (2 мл., дети 3-4 лет; средняя, дети 4-5 лет; старшая, дети 5-6 лет; подготовительная, дети 6-7 лет).

Занятия провожу два раза в месяц, время занятия соответствует возрасту детей.

     Работу веду по тематическому плану. Стараюсь знакомить детей с родным городом и страной, с историей возникновения, с достопримечательностями, зданиями, учреждениями, знаменитыми людьми, природой.  Использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания.      

     Формирование нравственного поведения ( поручения, воспитывающие ситуации, положительный пример взрослых); формирование нравственного сознания (объяснение, просьба, эстетическая беседа, примеры); методы стимулирования (поощрение,  соревнование,  одобрение, награждение):

     В работе с детьми  использую наиболее интересные  формы работы с включением регионального компонента: наблюдения за природой и животными нашего региона и России. Изготовила лепбук по этой теме.        

    Наиболее  важным и интересным были  экскурсии для детей и родителей:

-  «Свято-Иоанно-Богословский монастырь»;

- в село Константиново «Родина Сергей Есенина»;

-  «Музей Пощуповской игрушки»;

- в Ряжский зоопарк;

- в храмы Рязани;

- в Рязанский Кремль.

     Провожу целевые прогулки:

-  «Правила пожарной безопасности в ДОУ»;

-  «Профессии людей работающих в ДОУ»;

- школа № 55 «Смотр строя и песни»;

- школа искусств № 4 «Выставка к 70-летию Победы»;

- к Вечному огню «Возложение венка и цветов»;

- в геронтологический центр  им. П.А Мальшина;

- библиотеку № 9.

         Продуктивная деятельность.

1.  Оформление тематических выставок:

 - «Осень в Рязани»;

-  «Зима в Рязани»;

-  «Весна в Рязани»;

2. Творческие конкурсы с участием родителей и детей:

-  «Новогодняя игрушка»;

- «Не играй с огнем»;

- «Нам не нужна война»;

- «Природа родного края»

- «Рождество Христово»;

- «Пасха».

3. Изготовление книг, альбомов и плакатов, газет, макетов:

- книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»;

- книга «Моя семья»;

- альбомы по краеведению;

- альбом «Лестница Великого поста»;

- альбом «Дети войны»;

- альбом «Полевая почта»;

-  мини-плакаты  «Пасхальное чудо»;

- мини-плакаты «Этот день Победы»;

- мини-плакаты «Не играй с огнем»;

- макет «Памятник Победы»;

- газета «Спасибо за Победу»;

- газета «День Матери»;

- газета « для ПАП и МАМ».

4. Изготовление подарков:

- поделки «Рождество»;

- открытки «С днем Победы»;

- открытки «Мамочке в день матери»;

- поделка «8 марта»;

- поделка «23 февраля»;

-  открытки «Всем работникам детсада».

     Важно привлечь детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Праздники, конкурсы, игры, развлечения стали хорошей традицией.

     «День Матери». С родителями и детьми мы участвуем в развлечениях, вспоминаем народные традиции семьи, проводит чаепитие за самоваром.

    «Рождество Христово». Знакомим детей с праздником Рождества Христова, учим песни, стихи. Готовим рождественские подарки.

    «Колядки».  С детьми разучиваем рождественские колядки, вместе с родителями изготавливаем костюмы для детей.

     «Масленица». Этот праздник  с веселыми шутками, играми, со скоморохами, со стихами, песнями, закличками, с угощением блинами.

     «Пасха».  С детьми готовим театрализованное представление. Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о любви и доброте.

     «Сороки». Знакомим детей с традициями этого праздника. Из бумаги делаем птичек. Праздник заканчивается чаепитием с печеньем  в форме жаворонка.

     «День Победы». Каждый год проводим мероприятия, посвященные победе народа в Великой Отечественной войне. Детям рассказываю о событиях этого времени, о фронтовых и трудовых подвигах, о единстве  народа в тяжелое время. Что благодаря любви к родине, подвигам наших солдат и помощи тыла была одержана Великая Победа. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за мир и счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей. В их честь воздвигнуты памятники.

     Формирование нравственно-патриотических чувств у детей невозможно без тесной связи с семьей. Работая в тесном контакте с родителями вижу положительные результаты.  У родителей  формируется чувство ответственности, интерес, желание продолжать работу в данном направлении не только в детском саду но и дома.

     Чтобы повысить педагогическую компетентность родителей по нравственно-патриотическому воспитанию, я размещаю материалы в родительский уголок (информационные папки, консультации, памятки):

- «Патриотическое воспитание в детском саду и дома»;

- «Нравственно0патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»;

- «Рязань – город родной»;

- «Рождество Христово»;

- «Великая Пасха»;

- «Традиция и подготовка к празднованию Пасхи»;

- «Как рассказать ребенку о Пасхе»;

- «Пасхальные традиции Светлой Пасхи»;

- «Светлое Христово Воскресение – Пасха»;

- «Светлый праздник Пасхи»;

- «Противопожарная Безопасность»;

- «Как рассказать ребенку о Дне Победы?»;

- «День Победы 70 лет 1941 – 1945»;

- «Наш родной край»;

- «О воспитании любви к родному городу и природе»;

- «Как познакомить детей с праздником Пасхи»;

- «Пожарная  безопасности».

Провожу совместную деятельность детей и родителей (изготовления книги «Моя семья», «Никто не забыт, ничто не забыто»),  провожу творческие конкурсы , развлечения.

     На экскурсиях взрослых и детей знакомлю с историей Рязанского края. Дети воспринимают экскурсии очень естественно, с интересом, задают  вопросы. Не остаются равнодушными и взрослые. Возникает много дополнительных вопросов. Родители участвуют  в сборе краеведческого материала.

     Мною ведется проектная деятельность:

- «Любимый город»;

- «Пасха Красная»;

- «Пожарная безопасность»;

- «Край березовый, край Есенина».

     

     Веду работу в тесном контакте с музыкальным руководителем и физкультурным работником. Проведено музыкально-литературная композиция «У Есенина день рождения», фольклорные праздники «Рождественские посиделки»,  «Колядки», «Масленица», «Сороки», «Пасха». Проведен нетрадиционный спортивно-музыкальный праздник «Сила земли русской». Мероприятия проводятся совместно с участием детей, родителей и педагогов.

     С детьми, родителями и педагогами посещаем музеи, библиотеки – где выступаем на праздниках. Посещаем с концертами геронтологический центр им. П.А. Мальшина. Готовим для дедушек и бабушек поделки – «День пожилого человека», «День Победы».

     С детьми принимаем участие в различных городских и областных выставках. Результаты радую детей и родителей.

     Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагогов, родителей и детей, тем положительней результат.

    Любовь к родному городу, стране, знания своих предков и современников соединяет нас, вдохновляет на новые свершения, укрепляет веру в прекрасное будущее родной страны. Дети открывают для себя законы нравственности, относятся с любовью к малой Родине и большому Отечеству, семье, ближнему, взрослому и сверстнику.

     Прошло время, малыши повзрослели, учатся в школе, но не погас тот огонек, который был зажжен на занятиях. Как радостно встретить родителей с детьми гуляющих по городу, встретить в музеях, на выставках, в театрах, услышать добрые слова и пожелания.

     Таким образом, я убедилась, что необходимо нравственно-патриотическое воспитание ребенка начинать как можно раньше. Для маленького человека так важно понять истинные ценности мира в котором он живет, тогда этот мир становиться добрым интересным и любимым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Презентация из опыта работы воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»

В нашем дошкольном учреждении  имеется  мини – музей  «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...

Презентация из опыта работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" (в рамках МО района воспитателей младших и средних групп)

Презентация из опыта работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" (в рамках МО района воспитателей младших и средних групп)...

Сообщение из опыта работы по теме: « Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

Воспитание- это наука, научающая наших детей обходиться без нас.В.А.Сухомлинский Актуальность.В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных ...

Презентация к проекту из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"

1слайд:Одним из компонентов образовательных областей социально-коммуникативного развития ФГОС ДО является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного ...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...