ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВАМИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
статья

На современном этапе развития общества одной из основных задач является духовно-нравственное развитие ребенка. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его развитие.

Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является взаимодействие семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Семья играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения, она же дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения. Актуальность данной темы в том, что духовно-нравственное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Работа с родителями всегда трудна, в ней много непростых ситуаций, которые детский сад не всегда может решить самостоятельно. Детский сад и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Одной из традиционных форм работы с родителями является организация мероприятий с непосредственным очным участием родителей. Однако при этом педагоги так же сталкиваются с рядом проблем, таких как занятость родителей; личностные качества, такие как, застенчивость, страх перед выступлением на публике; отсутствие интереса к предлагаемому виду деятельности. Универсальным решением проблемы является использование как можно более разнообразных форм и тем для взаимодействия, чтобы каждый мог, что называется, найти дело по душе.

Основываясь на этом, нами  был  разработан план для повышения компетентности родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников. Для реализации данного плана использовались следующие формы работы: вовлечение родителей в образовательную деятельность; родительские собрания; анкетирование; выставка совместного творчества детей и родителей; участие родителей в проектной деятельности; педагогические гостиные; фотовыставки; совершение походов и экскурсий; участие в праздниках и развлечениях.

Одной из первостепенных задач установления тесного сотрудничества между ДОУ и семьей является развитие у ребенка понимания значимости семьи, возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Решению этих задач помогает проведение совместных семейных мероприятий: «Дорога к храму»,  «Добродетели», «Православный календарь», «Семейные традиции», чаепитий,  организации конкурсов совместного творчества. Проводятся родительские собрания, на которых происходит обмен опытом семейного воспитания и родители получают необходимую консультацию педагогов.

Совместно с родителями в ДОУ созданы благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания: устроен православный уголок, изготовлены дидактические игры, собрана библиотека художественных произведений. С целью  приобщения дошкольников к духовным и культурным ценностям русского народа в группе созданы мини – музей духовно-нравственной  тематики «Православная    азбука», оформлена комната русской культуры и быта. В них созданы все необходимые условия для знакомства с бытом и укладом жизни наших предков. Определѐнную роль в духовно-нравственном воспитании играют информационный уголок «Ангелы  -   наши   друзья», задача которого не только привлечь внимание к духовно-нравственному воспитанию, но и показать родителям, как велика роль их собственного примера, В оформлении уголка используются элементы православной культуры: картины, колокола, репродукции икон, подсвечники.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играет проведение народных праздников. Стало доброй традицией проведение православных праздников «Рождество», «Святочные колядки», «Крещение», «Вербное воскресенье», «Покров», связанных с национальными традициями. Родители принимают активное участие в подготовке и проведении этих праздников, участвуя в изготовлении театральных костюмов и атрибутов. На традиционных праздниках «Масленица», «Пасха», «День хлеба» мы стараемся научить воспитанников как можно отдыхать, и веселится вместе со своими товарищами, близкими и родными.

Играя, дошкольники знакомятся с православной культурой, учатся позитивно мыслить, любить, уважать и сострадать окружающим. Игры оказывает влияние   на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности. Мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Результатом творческого союза педагогов, детей и родителей стало создание интерактивной игры для дошкольников «Спешите делать добрые дела». В игре участвовали команды детей и родителей.

Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно-нравственного человека. Родители становятся активными участниками совместных фотовыставок и выставок рисунков, таких как «Храмы нашего города», «Моя семья» «Александр Невский – великое имя России»  и другие. Хочется отметить участие родителей в выставках: «Пасхальная радость», «Рождественская сказка».

В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это то, что переходит в семье от одного поколения к другому; это то, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь радостной и интересной. Традиции сближают семью, делают ее настоящей крепостью, где каждый чувствует себя уверенно и защищено. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах родители делятся своими педагогическими успехами. Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручают грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Подводя итоги такой работы, можно сделать вывод, что только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться больших успехов. Родители воспитанников более осознанно относятся к вопросам духовно-нравственного воспитания, их участие в жизни детского сада становится более активным и ощутимым. В результате улучшения партнѐрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей. Добрые отношения между родителями и детьми оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Укрепляют и усиливают влияние на семейные традиции. Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является важным фактором духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и  представляет собой целенаправленный процесс, направленный на достижение конечной цели - воспитание духовно- нравственных качеств детей в соответствии с нормами христианской морали.

 

Список литературы

  1. Островская, Л.В. Искусство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника  – М., «АСТ», 2019.- 116 с.
  2. Петрова В.И. Семейное воспитание ребенка и его значение - М., Мозаика-Синтез, 2020 – 124с.
  3. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности  - М.: Владос, 2019 - 36с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dmitrieva_mihireva.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ  ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВАМИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

На современном этапе развития общества одной из основных задач является духовно-нравственное развитие ребенка. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его развитие.

Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является взаимодействие семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Семья играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения, она же дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения. Актуальность данной темы в том, что духовно-нравственное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Работа с родителями всегда трудна, в ней много непростых ситуаций, которые детский сад не всегда может решить самостоятельно. Детский сад и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Одной из традиционных форм работы с родителями является организация мероприятий с непосредственным очным участием родителей. Однако при этом педагоги так же сталкиваются с рядом проблем, таких как занятость родителей; личностные качества, такие как, застенчивость, страх перед выступлением на публике; отсутствие интереса к предлагаемому виду деятельности. Универсальным решением проблемы является использование как можно более разнообразных форм и тем для взаимодействия, чтобы каждый мог, что называется, найти дело по душе.

Основываясь на этом, нами  был  разработан план для повышения компетентности родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников. Для реализации данного плана использовались следующие формы работы: вовлечение родителей в образовательную деятельность; родительские собрания; анкетирование; выставка совместного творчества детей и родителей; участие родителей в проектной деятельности; педагогические гостиные; фотовыставки; совершение походов и экскурсий; участие в праздниках и развлечениях.

Одной из первостепенных задач установления тесного сотрудничества между ДОУ и семьей является развитие у ребенка понимания значимости семьи, возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Решению этих задач помогает проведение совместных семейных мероприятий: «Дорога к храму»,  «Добродетели», «Православный календарь», «Семейные традиции», чаепитий,  организации конкурсов совместного творчества. Проводятся родительские собрания, на которых происходит обмен опытом семейного воспитания и родители получают необходимую консультацию педагогов.

Совместно с родителями в ДОУ созданы благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания: устроен православный уголок, изготовлены дидактические игры, собрана библиотека художественных произведений. С целью  приобщения дошкольников к духовным и культурным ценностям русского народа в группе созданы мини – музей духовно-нравственной  тематики «Православная    азбука», оформлена комната русской культуры и быта. В них созданы все необходимые условия для знакомства с бытом и укладом жизни наших предков. Определѐнную роль в духовно-нравственном воспитании играют информационный уголок «Ангелы  -   наши   друзья», задача которого не только привлечь внимание к духовно-нравственному воспитанию, но и показать родителям, как велика роль их собственного примера, В оформлении уголка используются элементы православной культуры: картины, колокола, репродукции икон, подсвечники.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играет проведение народных праздников. Стало доброй традицией проведение православных праздников «Рождество», «Святочные колядки», «Крещение», «Вербное воскресенье», «Покров», связанных с национальными традициями. Родители принимают активное участие в подготовке и проведении этих праздников, участвуя в изготовлении театральных костюмов и атрибутов. На традиционных праздниках «Масленица», «Пасха», «День хлеба» мы стараемся научить воспитанников как можно отдыхать, и веселится вместе со своими товарищами, близкими и родными.

Играя, дошкольники знакомятся с православной культурой, учатся позитивно мыслить, любить, уважать и сострадать окружающим. Игры оказывает влияние   на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности. Мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Результатом творческого союза педагогов, детей и родителей стало создание интерактивной игры для дошкольников «Спешите делать добрые дела». В игре участвовали команды детей и родителей.

Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно-нравственного человека. Родители становятся активными участниками совместных фотовыставок и выставок рисунков, таких как «Храмы нашего города», «Моя семья» «Александр Невский – великое имя России»  и другие. Хочется отметить участие родителей в выставках: «Пасхальная радость», «Рождественская сказка».

В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это то, что переходит в семье от одного поколения к другому; это то, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь радостной и интересной. Традиции сближают семью, делают ее настоящей крепостью, где каждый чувствует себя уверенно и защищено. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах родители делятся своими педагогическими успехами. Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручают грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Подводя итоги такой работы, можно сделать вывод, что только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться больших успехов. Родители воспитанников более осознанно относятся к вопросам духовно-нравственного воспитания, их участие в жизни детского сада становится более активным и ощутимым. В результате улучшения партнѐрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей. Добрые отношения между родителями и детьми оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Укрепляют и усиливают влияние на семейные традиции. Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является важным фактором духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и  представляет собой целенаправленный процесс, направленный на достижение конечной цели - воспитание духовно- нравственных качеств детей в соответствии с нормами христианской морали.

Список литературы

  1. Островская, Л.В. Искусство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника  – М., «АСТ», 2019.- 116 с.
  2. Петрова В.И. Семейное воспитание ребенка и его значение - М., Мозаика-Синтез, 2020 – 124с.
  3. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности  - М.: Владос, 2019 - 36с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация Тематическая акция - как одна из форм сотрудничества детского сада и семьи Балахонкина Наталья Илларионовна Воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о.Отрадный Самарской области «Детский сад №13»

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности род...

Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи в группах раннего возраста в адаптационный период». МАДОУ « Детский сад « Кроха» г. Малая Вишера. Старший воспитатель : Семеновка И Н. Музыкальный руководитель : Цыбульская Е Б.

: Способствовать  формированию  у педагогов  потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников ,вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ в адаптационный период детей раннег...

ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.

Доклад Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и...

Интерактивная площадка - иннновационная форма сотрудничества детского сада с семьями воспитанников.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели активно используют традиционны...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация. В статье предлагается описание опыта организации детско-родительских праздников как интерактивной формы взаимодействия педагогов и родителей в разностороннем развитии и воспитании дошкольни...