Приобщение дошкольников к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям. В. В. Крапивкина
методическая разработка (средняя группа)

Крапивкина Виктория Викторовна

Современный мир с его немыслимыми ранее темпами технологического развития накладывает на взрослого гражданина ещё больше ответственности за воспитание своих детей. Как никогда ранее от родителей, а так же общества в целом требуются колоссальные усилия по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. На первой и самой важной ступени воспитания маленьких граждан находятся дошкольно-образовательные учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krapivkina_statya.doc.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.21

Приобщение дошкольников к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.

В. В. Крапивкина.

МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик»

e-mail: galushina198522@mail.ru

Современный мир с его немыслимыми ранее темпами технологического развития накладывает на взрослого гражданина ещё больше ответственности за воспитание своих детей. Как никогда ранее от родителей, а так же общества в целом требуются колоссальные усилия по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. На первой и самой важной ступени воспитания маленьких граждан находятся дошкольно-образовательные учреждения.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; Митрофановский храм; воспитанники; любовь.

Нравственный закон внутри нас или наша совесть есть не что иное, как та «пуповина», которая соединяет нас с Творцом Вселенной, Источником жизни. Венец творения – человек наделён Творцом свободой выбора между добром и злом. Свобода, дарованная человеку, есть высшее проявление любви Творца к своему творению. Иметь право выбора, значит быть подобием Божиим и Его образом. Право выбирать между добром и злом накладывает на взрослого человека и ответственность за воспитание своих детей. Если дети не будут продолжением своих родителей, то одна из первых заповедей Бога «Плодитесь и размножайтесь» будет нарушена. Действительно, мир полон соблазнов, наносящих не только вред душе, но могущих её и вовсе погубить. Современный мир с его немыслимыми ранее темпами технологического развития накладывают на взрослого гражданина ещё больше ответственности за воспитание своих детей. Появление в компьютерный век виртуальной реальности может оказаться гибельным не только для целого поколения, но и человеческой цивилизации в целом. Отрываясь от своих корней, утрачивая культурное наследие своих предков, молодой человек не может стать полноценным гражданином своей страны. Без патриотических чувств размывается такое понятие как «народ». В итоге не будет ни народа, ни страны. События, происходящие в мире, не оставляют никаких сомнений в том, что народ без чувства патриотизма, без ответственности за состояние своей обороноспособности будет смят более сильным ментально и технологически народом. Если наше подрастающее поколение с самых юных лет будет полностью отдано на волю виртуальной реальности (дети, ещё не научившись говорить, уже способны «гулять» по сети Интернета, окажись у них в руках современный телефон), то становится весьма проблематичным их духовно-нравственное состояние. Само понятие добра и зла размывается и со временем молодое поколение окажется ментально чуждым в глазах своих родителей. Как никогда ранее от родителей, а так же общества в целом требуются колоссальные усилия по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. На первой и самой важной ступени воспитания маленьких граждан находятся дошкольно-образовательные учреждения. Именно здесь, в первом своём коллективе, закладываются в юные души азы духовности и нравственности. Именно здесь маленький человек получает знание что есть «добро» и что есть «зло». Ненавязчиво, аккуратно с большим терпением и любовью прививаются детям эти чувства воспитателями. Душевные качества воспитателя – главный залог успеха в воспитании детей, в формировании их как личности. Дети получают первый свой опыт взаимодействия в коллективе. Обретают навыки и умения отстаивать свой интерес, не попирая интересы своих друзей. Обретаются понятия о взаимовыручке и защите более слабых. Идёт формирование личности, её гражданской позиции, закладывается и такое понятие, как человечность – самое лучшее, что есть в людях! Именно в этом маленьком возрасте интенсивно развиваются межличностные отношения. В основе духовно-нравственного воспитания детей лежит культурный пласт и духовное наследие предков. Через приобщение детей к культурному наследию своего родного края мы получим граждан ментально нам близких, а следовательно они становятся неотъемлемой частью своего народа. Наш край имеет героическую и славную историю, богат традициями и хранит как нечто непреходящее – свои обычаи, легенды и сказы.

Я работаю воспитателем детского дошкольного учреждения. Мы с мужем и наши трое детей крещены в православную веру. В церковные праздничные и воскресные дни стараемся посещать богослужения вместе с детьми. Я хочу, чтобы мои дети были не просто верующими христианами, но и жили в соответствии с христианским учением, которое вмещается в одну новозаветную фразу Иисуса Христа: «Новую заповедь даю вам – да любите друг друга».

Наш детский сад расположен вблизи действующего сельского храма, освящённого в начале ХХ века в честь святителя Воронежского Митрофана. Настоятелем храма является протоиерей Алексей Ботвинков. Батюшка Алексей служит настоятелем храма уже более 20 лет. За это время храм обрёл свой первоначальный вид (так как вместо колокольни в советское время была установлена водонапорная башня и сброшены кресты и купола), вернулись на своё место вновь отлитые колокола, а так же появился новый иконостас. Стены храма были заново оштукатурены и побелены, была произведена замена обветшалой крыши на новую. Сегодня Митрофановская церковь является украшением всей усадьбы Хреновского конного завода, конюшни которого являются памятником архитектуры 19 века.

В нашем детском саде существует настоящая художественная самодеятельность. Дети с удовольствием танцуют, поют, разыгрывают костюмированные сценки. К примеру, на Рождество Христово в храме по окончании Литургии дети с удовольствием поют колядки, рассказывают Рождественские стихи про Младенца Христа. Разыгрывают сценки на Рождественские темы. Таким образом дети приобщаются к православным традициям и обычаям. В Пасхальные дни дети с удовольствием поднимаются на колокольню и звонят во все колокола. В православной церкви существует такой обычай – всем желающим на Светлый праздник Воскресения Христова дозволяется стать на время звонарями. В сочетании с культурными мероприятиями воспитанники детского сада получают заряд духовно-нравственного воспитания. Дома вместе с родителями накануне Пасхи дети по обычаю красят яйца, как символ Христова Воскресенья. При этом детям поясняют смысл покраски яиц при их варке в красный цвет. Когда христиане в первые века ещё находились в гонениях и одна христианка по имени Мария подала царю яйцо со словами «Христос Воскресе», то царь, согласно легенде, сказал, что скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в Воскресшего Христа и тут на глазах у всех случилось явное чудо – яйцо стало действительно красным.

 Являясь воспитателем детского сада по долгу своей работы я активно сотрудничаю с родителями своих воспитанников. К тому или иному культурному мероприятию, которые регулярно проводятся в нашем детском саде, особенно торжественно в праздники, вместе с родителями изготавливаем для детей костюмы, декорации для постановок и прочую необходимую атрибутику. Без творческого подхода и фантазии результат будет нулевой. В воскресные же дни мы семьями стараемся побывать в храме на богослужении. Все дети дошкольного возраста подходят к Чаше ко Причастию. Взрослые так же стараются не отставать от своих детей, но прежде Причастия им необходимо пройти таинство Исповеди.

В самом юном возрасте, именно с детского сада у ребёнка формируются его духовно-нравственные личностные качества. Как верно гласит русская народная пословица – что посеешь, то и пожнёшь. Сеятелями разумного, доброго, вечного в сердца и души детей и являются в том числе и воспитатели детских дошкольных учреждений.

Список литературы

1.Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа : метод. пособие / Л.В. Кокуева. – АРКТИ, 2005. – 144 с.

2. Шевцова И.В. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством театрализованной деятельности на основе годового круга календаря православных праздников // Детский сад от А до Я. – 2012. – № 3. – С. 52-58.

3. Юсупова Д.С. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через использование народных игр / Д.С. Юсупова, Э.Х. Игалиева // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 175-177. 

4. Кольцова И.Н. Модуль духовно-нравственного воспитания старших дошкольников / И.Н. Кольцова, Е.Б. Бухарева // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 1. – С. 19-29. 

Крапивкина Виктория Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик», Воронежская область Бобровский район с. Хреновое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным социокультурным ценностям

В статье раскрываются подходы к созданию системы духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, подчеркивается его стержневая роли в освоении детьми образовательной программ...

Приобщение к русским народным традициям в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ.

Приобщение к русским народным традициям в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ....

Статья"Приобщение детей к истокам русской культуры основа духовно - нравственного воспитания дошкольников"

В статье описана система работы по приобщению дошкольников к народным традициям....

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через духовно-нравственное воспитание»

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материал...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям, как основе духовно – нравственного и патриотического воспитания.

Воспитание патриота, гражданина, знающего и любящего свою Родину -  задача в настоящее время очень актуальна. Чтобы решить эту задачу, надо познать духовное богатство своего народа, отечественную...

«Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям как основе духовно-нравственного и патриотического воспитания»

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, – это источник любви к Родине…Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть его сердце и в памяти на...