«Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям как основе духовно-нравственного и патриотического воспитания»
статья (старшая группа)
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, – это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. В. Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Западно-Сибирская железная дорога-
филиала открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Частное дошкольное образовательное учреждения
«Детский сад № 186 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
«Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям как основе духовно-нравственного и патриотического воспитания»
Воспитатель: Короткова Д.И.
Омск 2023г.
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, – это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. В. Сухомлинский
Цель: воспитание у детей дошкольного возраста ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических, духовно–нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах.
Эта цель достигается путем решения конкретных задач:
- Формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;
- Знакомство детей с «малой Родиной» – т.е. историей своей семьи, города, края;
- Проведение традиционных русских праздников, приобщая детей к родным обычаям, традициям;
- Воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.
Актуальность связана с тем, что в нынешней современной России духовное единство общества нарушается, вместе с этим происходит упущение ценностей старшего поколения, а нормы и морали традиционных нравственных принципов деформируются.
Но, несмотря на негативные явления, современная Россия запускает процессы возрождения традиционной русской культуры, происходит оживление традиций и духовных основ жизни народа. В связи с этой ситуацией остро возникает проблема воспитания личности, которая способна ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, духовность и др.).
Опираясь на высказывание великого русского педагога К.Д. Ушинского «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ» [7], можно сделать вывод, что русские народные традиции имеют огромный потенциал и являются продуктивным средством для духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Проанализировав источники, можно сказать, что духовно-нравственный потенциал народных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с недостаточным взаимодействием образовательного учреждения с семьёй, отсутствием теоретических разработок, консультаций, проведенных занятий по проблеме использования русских народных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания. Словесные методы широко распространены и применяются чаще, чем практико-ориентированные, отсюда возникают проблемы в духовно-нравственном воспитании детей [5].
Народные игры активизируют мышление, расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире. Также игры развивают психические процессы: внимание, память, воображение, влияют на самосознание.
Ценности личности формируются в различных сферах жизни, но наиболее глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Великий русский педагог А.С. Макаренко говорил: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, пред всей страной» [6].
Слово традиция обозначает «передача», то, что передало нам старшее поколение, а им передали их предки. И вот так из века в век на Руси передаются традиции, например, праздновать Пасху, Масленицу.
Для обеспечения системности в работе и закрепления полученных знаний по теме духовно-нравственное воспитания через приобщение детей к русской народной культуре мы проводим с детьми различные игры, развлечения и патриотические праздники. Через эти мероприятия мы на доступном для детей уровне знакомим их с народным играми, основами культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа [3].
Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, совершенствованию различных спортивных умений и навыков. Разнообразные варианты игры содержат в себе различные приемы воспитания детей, здесь же происходит формирование и развитие личности ребенка [1].
Во многих играх имитируется: работа взрослых, забота о детях и животных, семейные и дружеские взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни [4].
Приобщать детей их к общечеловеческим нравственным ценностям можно знакомя их с поговорками, загадками, пословицами и сказками.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей [2].
Праздники – яркое событие в жизни детей. Дети водят хороводы, играют в народные игры, поют песни, узнают об истории и традициях народных праздников, участвуют в театрализованных представлениях.
Для воспитания патриотизма в детском саду проходят развлечения: День народного единства (4 ноября), День России (12 июня), День памяти и скорби (22 июня), День государственного флага (22 августа); спортивные праздники, посвященные Дню Защитников Отечества (23 февраля); парад, посвященный дню Победы в Великой Отечественной войне (9 мая).
В детском саду дети находятся в уютном мире тепла и добра, в мирке одухотворенности и фантазии. Все лучшее, что начинает формироваться в детском саду, отразится в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно- нравственные достижения человека.
Список литературы
1. Апполонова Н.М. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. –2011. – №4. – С. 33–37.
2. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 416 с.
3. Гришина Г.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – №1. – С. 67–73.
4. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». – М.: АРКТИ, 2005. – 181 с.
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учеб.-метод.пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
6. Огольцова Е.Г., Богданова М.А., Титова А.А. Особенности воспитательной системы Антона Семеновича Макаренко // Молодой ученый. – 2017. – №52 (186). – С. 219–221.
7. Ушинский К.Д. Избранные труды. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – М.: Дрофа, 2005. – 560 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-204487-1360927999.jpg)
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса»
Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам духовно- нравственного воспитания, средствами народной культу...
Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям, как основе духовно – нравственного и патриотического воспитания.
Воспитание патриота, гражданина, знающего и любящего свою Родину - задача в настоящее время очень актуальна. Чтобы решить эту задачу, надо познать духовное богатство своего народа, отечественную...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1354544-1645535293.jpg)
Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"
Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/10/picture-86890-1589116788.jpg)
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построение целостного педагогического процесса
презентационный материал к педагогическому совещанию 2022 г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/20/picture-1032671-1524237761.jpg)
Педагогический совет:«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания».
Педагогический совет:«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания»....