Знакомство с неживой природой «Воздух»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Знакомство с неживой природой
«Воздух»
Программное содержание:
Дать детям знания о неживой природе (о воздухе) через опыты как элемент экологического образования.
Показать способы обнаружения воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: воздух легче воды, теплый воздух легче холодного.
Развивать интерес с познавательной деятельности, высказывать предположение, мнение.
Оборудование и материалы:
полиэтиленовые мешочки, шарик и трубочка, соломинка, стакан с водой, салфетка, пластмассовые коробочки, два одинаковых листа бумаги, два пластмассовых стаканчика, парашюты из бумаги.
Ход занятия:
Восп.: Сегодня мы с вами познакомимся с интересными явлениями, которые существуют в природе. Мы познакомимся с воздухом с помощью опытов. (На столе лежат полиэтиленовые мешочки). Возьмите в руки мешочки, скажите, что внутри?
Дети: Ничего нет.
Восп.: А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось?
Дети: Его раздуло.
Восп.: Что его раздуло, что внутри?
Дети: Воздух.
Восп.: А я считаю, что внутри ничего нет. Так кто же прав? Давайте проверим.
Проколоть мешок, направить струю воздуха на детей.
Восп.: Вы чувствуете? Что было в мешке?
Дети: В мешке был воздух.
Восп.: Правильно, воздух-невидимка, но его можно обнаружить. А теперь помашите рукой около лица. Что вы чувствуете?
Дети: Чувствуем движение воздуха.
Восп.: Посмотрите, что я вам покажу.
Проводится опыт с шариком и трубочкой.
Восп.: Что помогает шарику подняться над трубочкой?
Дети: Воздух.
Восп.: А как вы думаете, можно воздух увидеть? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? (ответы детей). Давайте проверим. Опустите соломинку в стакан с водой, подуйте. Что видите?
Дети: Пузырьки воздуха, которые мы выдыхаем.
Восп.: Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность?
Дети: Потому что воздух легче воды.
Восп.: Где еще наблюдали это явление?
Дети: В аквариуме – так работает компрессор.
Восп.: Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду?
Дети: Салфетка намокнет.
Восп.: А как ты думаешь, а ты…? Кто же прав? Давайте проверим. Потрогайте салфетку. Какая она: мокрая или сухая?
Дети: Сухая.
Опыт: Стакан, в который кладут салфетку, помещают в аквариум с водой кверху дном.
Восп.: Есть ли в стакане вода, как вы думаете?
Дети: Да.
Восп.: Если так, то салфетка должна намокнуть?
Воспитатель вынимает стакан.
Восп.: Потрогайте салфетку. Намокла ли она?
Дети: Салфетка сухая.
Восп.: Если так, то значит, воды в стакане не было? Так что же помешало воде попасть в стакан?
Дети: Воздух, который был в стакане.
Восп.: Как вы думаете утонет ли эта коробочка, если ее бросить в воду?
Одни дети говорят, что утонет, другие – нет.
Восп.: Давайте проверим.
Опускает пластмассовую коробочку в аквариум.
Восп.: Почему не тонет?
Дети: Потому, что в ней воздух, а воздух легче воды.
Предложить детям проделать опыт с закрытыми и открытыми коробочками.
Восп,: Так что удерживает коробочки на поверхности?
Дети: Воздух.
Восп.: А как вы думаете, почему не тонут такие большие металлические корабли в море?
Дети: Корабль заполнен воздухом, воздух легче воды, поэтому корабль не тонет.
Восп.: Да, полые тела не тонут, так как в них воздух, он легче воды и поэтому держит корабль на поверхности. А если будет пробоина?
Дети: Вода вытеснит воздух, корабль заполнится водой и потонет.
Восп.: Если взять два одинаковых листа бумаги, один из них скатать в шарик и бросить оба с одинаковой высоты, какой лист быстрее упадет? Или они упадут одновременно? (Ответы детей). Кто же прав? Давайте проверим!
Воспитатель бросает бумагу.
Восп.: Какой лист упал первым? Почему? Как вы думаете?
Если дети затрудняются с ответом, пояснить.
Восп.: Вы, наверное, догадались, что это опять проделки воздуха. Когда скомкали бумагу, ее поверхность уменьшилась и воздуху не во что упереться, не за что «ухватиться». Поэтому бумажный шарик упал первым. Ровный лист будет лететь медленно, планировать. Скажите, како солдатик упадет быстрее – без парашюта или с парашютом? Почему?
Провести опыт с солдатиками.
Дети: У парашюта большая площадь и воздух задерживает его, парашют планирует.
Восп.: Итак, из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. Человек такой разумный, что придумал и заставил воздух помогать ему.
Он придумал различные приборы и приспособления с использованием воздуха. Вы можете назвать их? Какие вы знатоки?
Дети называют
(Спасательные круги, колеса для машин, насосы, в мячах, в воздушном шарике, шприц, тонометр и т.д.)
Беседа «Дом под крышей голубой»
Программное содержание:
Дать детям понятие о том, что природа – наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Упражнять в составлении небольших рассказов на тему «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Развивающая среда: старичок-лесовичок, картинки «Природа и не природа», мольберт.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение «Дом под крышей голубой»
Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты. (В.Орлов)
Восп.: Что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т.д.
Восп.: А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека)
Восп.: А машина есть в природе?
Дети: Нет, потому, что она сделана руками человека, а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек их только приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.
Восп.: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу». Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: Мир неживой и Мир живой природы. На столе лежат картинки. Помогите мне разделить их. На один мольберт поставьте Живую природу, на другой – Неживую.
Дети расставляют и объясняют: живая природы – это то, что движется, растет, развивается, размножается и умирает.
Восп.: Дети, я приглашаю вас на волшебную полянку. К нам в гости пришел Старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие - нет.
Дети берут по одной картинке и рассказывают. Что на ней изображено. Если не природа, то почему так думают (потому что сделано руками человека). Если природа, то объясняют какая (живая или неживая).
Игра «Живая и неживая природа»
Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.
Восп.: Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом.
Но как только выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – Природа. Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, человек научился строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолете и даже в космос. Но все равно единственным домом для человека остается природа.
Почему?
Дети: Потому что человек не может прожить без природы (без воды, солнца, растений, животных).
Восп.: А в группе у нас есть природа?
Дети: Да, растения, птицы, вода, воздух, солнечные лучи.
Дети подходят к мольберту, где нарисованы два дома: дом природы, обычный дом и сравнивают.
Восп.: От чего в вашем доме бывает светло?
Дети: Свет идет от лампы.
Восп.: А что можно сравнить с лампой в природе?
Дети: Солнце.
Восп.: Но солнце не только светит, но и греет.
Дети: Его можно сравнить с домашним обогревателем, с плитой или батареей.
Восп.: В природе идет дождь.
Дети: В нашем доме есть душ.
Восп.: В природе ветер
Дети: В доме вентилятор
Восп.: В доме есть пол
Дети: В природе под ногами почва, земля
Восп.: В доме на пол стелют ковер
Дети: На растет трава
Восп.: В обычном доме есть каменные и деревянные стены.
Дети: А в природе горы и деревья
Восп.: У нас горит пламя в газовой плите
Дети: В природе огонь вырывается из вулкана.
Восп.: В природе падает снег, накапливается лед на высоких горах.
Дети: А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.
Восп.: В природе дикие животные.
Дети: В обычном доме – домашние.
Точно также есть дикорастущие и комнатные растения.
Предложить детям раскрасить контуры двух домов в тетради. Объекты-аналоги закрашиваем попарно. Сначала раскашиваем Солнце и лампу, затем крышу и облака и т.д., в том порядке как шло объяснение.
Воспитатель читает стихотворение:
Облако за облаком по небу гналось
За облаком мишкой – облако лось.
А ветер гонит, гонит
Торопит облака:
То с налета тронет,
То шевелит слегка.
Восп.: Дети, мы с вами на прогулке наблюдали за облаками. Они превращаются то в мишку, то в сказочных героев. На нашем воображаемом небе тоже облака. На кого они похожи?
Дети фантазируют: на кого похожи облака и куда они отправляются.
Дети составляют рассказы о своем путешествии на облаке.
Игровое упражнение
«Угадай по описанию»
Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета, развивать наблюдательность.
Описание:
У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель поочередно, обращаясь к каждому ребенку, дает словесное описание растения, а ребенок находит его среди остальных (например: это растение цветет, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).
Экологическая игра
«Какой цветок убрали»
Цель: Учить запоминать расположение предметов, находить изменения в их расположении.
Описание:
На столе стоят комнатные растения. Воспитатель предлагает их назвать: традесканция, бегония, фиалка, бальзамин. Воспитатель предлагает на них посмотреть, отмечает их красоту, рассмотреть и запомнить. А теперь – закрыть глаза. Воспитатель убирает цветок. Какого растения нет? (одно растение убирается, а остальные меняются местами). Дети должны назвать недостающее растение. По окончании воспитатель хвалит детей за правильные ответы
Игра «Для чего что нужно?»
Цель: Закреплять знания детей об орудиях труда.
Описание:
У каждого ребенка на столе картинки с изображение садового инвентаря (ведро, лейка, совочки, ведерки, палочки-лопаточки для рыхления почвы, тряпочки для протирки листьев и т.д.) Ребенок берет свою картинку и рассказывает для чего это нужно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия на тему:Ознакомление с неживой природой – воздухом
Программные задачи: Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Показать детям, как о...
Экспериментирование. Знакомство с неживой природой. Воздух и вода.
Знакомство с неживой природой. Воздух и вода. Опыты....
Конспект итогового мероприятия в старшей группе по теме « Неживая природа . Воздух . Спасение пузыря» .
Конспект итогового мероприятия по теме "Неживая природа. Воздух. Спасение пузыря" закрепление представления детей о свойствах воздуха....
Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»
Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...
Конспект открытого занятия с неживой природой "Воздух - невидимка"
Конспект открытого занятия с неживой природой "Воздух - невидимка"...
Картотека экспериментов. (Неживая природа) Воздух и вода.
КАРТОТЕКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ.(Неживая природа)Воздух и вода....
Познавательно-исследовательский проект: Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во вт...