Проект
проект (старшая группа)
Эта удивительная соль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/konspekt_nod.doc | 85.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Эта удивительная соль»
Старшая группа №5 «Пчелки»
Выполнили: Гусева Гелсиня Хасяновна
Шамьюнова Гульчачак Мязгутовна
2021
Тип проекта:
• по направленности: познавательно – исследовательский, творческий,
• по продолжительности: краткосрочный.
Сроки реализации: 06.12.2021- 17.12.2021
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста
- воспитатели группы
- родители воспитанников.
Актуальность:
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Исследовательская, поисковая деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Цель проекта:
Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.
Задачи:
- Стимулировать познавательный интерес детей: исследовать свойства, качества, разновидности соли опытным путём, расширить представления о добыче соли, в группе вырастить кристалл соли.
- Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию.
- Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, радоваться процессу и результату.
- Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки.
Проблема:
Соль – незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.
При организации исследовательской деятельности были использованы методы:
- изучение информации, беседы;
- анализ познавательной литературы;
- подбор материалов и оборудования для исследований;
- экспериментальная деятельность;
- наблюдения;
- творческая деятельность;
- игровая деятельность (познавательная, художественная).
Краткая аннотация проекта
Реализация проекта осуществляется через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемый результат.
При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.
-создать коллекцию с различными видами соли;
-дети познакомятся с некоторыми свойствами соли;
-дети научатся делать элементарные опыты, при небольшой помощи воспитателя и делать выводы;
-у детей будет развиваться поисковая деятельность, повысится уровень владения связной речью, пополнится словарный запас; воспитанники станут более любознательными, станут бережнее относиться к используемым материалам.
Дети выяснят, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.
Узнают много нового об особенности соли, её свойствах, качествах и разновидностях.
Узнают о способах добычи соли.
Самостоятельно проведут опыты с солью, вырастят кристалл соли.
Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
Подбор методической литературы для педагогов.
Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
Определение уровня представлений детей о соли и ее свойствах.
Определение интересующих детей вопросов по теме:
исследовательской деятельности:
- Что такое соль?
- Откуда она берется?
- Как ее добывают?
- Какими свойствами соль обладает?
- Где и как соль применяется?
II. Основной этап:
Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
Беседы с детьми по данной тематике.
Разучивание поговорок и пословиц о соли.
Исследование соли и её свойств. Знакомство с её разновидностями.
Рисование солью.
Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебница - соль».
Консультирование родителей по теме проекта.
III. Заключительный этап:
Презентация проекта «Эта удивительная соль».
Подведение итогов реализации проекта.
Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Ресурсы и условия реализации проекта:
- методическая и художественная литература,
- иллюстрации, фото,
- мини - лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, ложки, пипетки и др.),
- ниточка.
- набор разной соли,
- ёмкости для проведения опытов (пол-литровые баночки, контейнеры, вода, чайные ложки).
План реализации проекта.
1 этап - подготовительный:
- Сбор образцов соли (морская, пищевая, йодированная; мелкая, крупная; каменная, поваренная).
- Подбор бесед о соли.
Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
- Подбор познавательной, научной и методической литературы.
Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.
Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.
- Подбор художественных произведений (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли).
- Подбор опытов и экспериментов с солью.
Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.
- Подбор консультаций для родителей…
2 этап – технологический:
- Беседы:
- «Что такое соль и где она используется?».
- «Белое золото земли».
- НОД:
- Рисование солью
- Сказка про белую соль (Познание)
- Чтение литературы:
- Словацкая сказка «Соль дороже золота»
- Румынская сказка «Соль в кушанье»
- Чешская сказка «Соль»
- Русская народная сказка «Соль»
- Пословицы, поговорки, загадки о соли
- Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Свойства соли»,
- «Растворимость соли»,
- «Выращивание кристаллов поваренной соли»,
- «Окрашивание соли».
- Консультации для родителей:
-Рисуем солью.
-Для чего соль в доме нужна.
3-й этап – заключительный:
- Показ презентации проекта «Эта удивительная соль».
- Выставка рисунков и поделок детского творчества.
- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
- Подведение итогов реализации проекта.
На этом этапе на основе, полученной в ходе исследований информации в группе была создана коллекция видов соли, дети показывали результат выращивания кристалла, была организована выставка детского творчества.
Достигнутые результаты:
Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.
Выводы.
- Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.
- Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.
- Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.
- В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.
- Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах.
Приложение:
Беседа о соли
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте
посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Воспитатель высыпает соль из мешочков в емкости и задает детям вопросы
. Для чего нужна соль? ( Соль необходима для жизни и здоровья человека)
. Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи)
. Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)
- А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Соль - это природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам.
Соль нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах.
- Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно, полезна, так как соль содержит минеральное вещество – ЙОД
А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
Наша планета очень богата солеными месторождениями.
Люди научились добывать соль различными способами
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
А еще соль полезна и животным.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (мешочек с солью дети передают друг другу по кругу, отвечая на вопрос)
1. Чтобы консервировать овощи
2.Чтобы использовать в медицине
3.Чтобы посалить суп
4.Чтобы посыпать дорожки зимой
5.Чтобы добавить в жаренную картошку
6.Чтобы посалить салат
7.Чтобы засолить грибы и т. д.
Беседа на тему: «Белое золото земли».
Ребята я хочу сегодня поговорить с вами о белом золоте земли!!!
Сейчас я загадаю вам загадку а вы отгадайте о каком золоте пойдет речь
- Ребята вы любите разгадывать загадки? (да)
- Тогда отгадайте, что спрятано в моей коробочке?
Загадка: Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна (соль).
А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли. Ребята как вы думаете а почему я назвала соль белым золотом??
Немного истории.
Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценным было это вещество для человека.
Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.
Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол в признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей.
Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “salarium” и английское слово “salary”, означающие «жалование», «зарплата», - имеют «солевое» происхождение. По своей ценности она приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат».
Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен является неизменным спутником человека, так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, обладание которым приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров, государственных конфликтов и даже войн.
Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она участвует в поддержании и регулировании водного баланса в организме. При хронической нехватке соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны, смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соли.
До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранять продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетия назад соль была настолько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в XVII веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась наравне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является самой дешевой из всех известных пищевых добавок, если не считать воду.
Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли.
В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей. Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут... соль. Ученые 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей остались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.
Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь всё из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15 °С; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфо-ния».
На территории России для получения поваренной (пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.
Поваренная соль – это, наверное, самая распространенная приправа в мире, которая есть практически в каждом доме. вряд ли мы узнаем, когда впервые наши далекие предки вкусили соль: нас отделяют от них десять-пятнадцать тысяч лет.
В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют ее не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Тема: «Соль — волшебница, соль — художница»
Задачи:
- образовательная: обогащать и расширять представления детей о соли, о её свойствах;
- развивающая: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; Развивать навыки экспериментирования.
- воспитательная: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Оборудование для педагога: соль, сахар, слайды по ознакомлению с солью, клеёнчатый фартук, указка, баночки с солью и с сахаром, корзины;
Оборудование для детей: набор картинок дверей и ключей; клеёнчатые фартуки, оборудование для опыта №1: одноразовые тарелки, одноразовые стаканы с водой, соль, ложки, перепелиные яйца, картинка с изображением перепёлки, влажные салфетки скатерть; оборудование для опыта №2: подносы на каждого ребёнка, соль, скатерть, влажные салфетки; оборудование для опыта №3: бумажные тарелки на каждого ребёнка, цветные мелки, соль, стеклянная ваза, воронка, влажные салфетки, скатерть; мешочки с солью, обручи, кегли, медали на каждого ребёнка «Лаборант-учёный».
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Я шла к вам, в детский сад, с чудесным настроение, и хочу поделиться с вами. Давайте возьмём за руки друг друга, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки. Теперь я вижу, что и у вас отличное настроение.
Ой, ребята, я же самое главное забыла вам сказать! Когда я шла к вам в детский сад, услышала разговор поваров…
-А вы знаете, кто такие повара? (ответы детей)
-Ребята, повара перепутали баночки и не могут найти продукт, без которого обед будет не вкусный, но я их успокоила и сказала, что дети старшей группы обязательно разберутся в этом вопросе.
- Поможем поварам? (ответы детей)
-Послушайте и отгадайте загадки: «Отдельно я не так вкусна, зато красива, солона, и в пище каждому нужна? (соль) (ответы детей)
«Что же это за песочек, сладок с ним у нас чаёк, в каждой кухне проживает, всем хозяйкам угождает? (сахар) (ответы детей)
- Посмотрите внимательно, какого цвета сахар и соль? (ответы детей)
-Одинаковый?
-А чем отличается соль от сахара? (ответы детей)
- Давайте сравним по запаху? (ответы детей)
-А какие эти вещества на ощупь? (ответы детей)
-А как же нам всё-таки определить, где соль, а где сахар? (ответы детей)
Давайте попробуем на вкус.
- Отличается ли соль от сахара по вкусу? (ответы детей)
Итак, мы определили, что в одной баночке соль, а в другой сахар. А чтобы повара больше их не перепутали, мы наклеим картинки на банки с изображение соли и сахара. Вот теперь повара смогут приготовить вкусный обед.
-А вы хотели бы узнать о соли ещё много интересного? (ответы детей)Подойдите поближе, посмотрите:
Воспитатель показывает на ноутбуке слайды:
Воспитатель: Ребята, а ещё соль- волшебница.
-Вы хотите в этом убедиться? (ответы детей)
А для этого нам нужно превратиться в «лаборантов-учённых», и начать проводить опыты с солью (звучит волшебная музыка, дети одевают клеёнчатые фартуки)
Воспитатель: Пройдёмте в лабораторию. Ой, а двери в лабораторию закрыты! Давайте посчитаем, сколько перед нами дверей. Считаем (10). Сколько, дверей мы посчитали? (ответы детей)
Чтобы нам туда попасть, нужно каждому из вас подобрать ключ к двери. А вот и ключи от дверей. Каждый возьмите ключ и откройте нужную вам дверь. (дети подбирают ключи в соответствии с геометрическими формами на двери).
-Молодцы, ребята, вы правильно подобрали ключи к дверям, и они открылись (скрип двери)
Входим в лабораторию.
Аудиозапись: «Внимание! Аудитория! Говорит лаборатория! Здесь мы дружим с дисциплиной, чтобы лучше думать было. Поздравляю вас с прибытием, делайте свои открытия!»
Воспитатель: А вы знаете, что в природе существует солёная и пресная вода? Вспомните, где можно встретить пресную воду, а где солёную? (ответы детей)
- Чем больше соли в воде, тем она сильнее и предметы легко держаться на её поверхности. А вы хотите в этом убедиться? (ответы детей)
ОПЫТ № 1
Тогда подойдите к столу, у вас у каждого по два стакана с пресной водой. Насыпьте в один из них три ложки соли, помешайте, чтобы она растворилась и превратила воду в солённую. Итак, у нас получилась в одном стакане пресная вода, а в другом солёная, а теперь опустите в оба стакана по одному яйцу и посмотрите, что происходит? (ответы детей)
Воспитатель: «Солёная вода выталкивает предметы на поверхность. Вот какая соль- волшебница»
- Ребята, посмотрите, у меня чудесные мешочки с солью, возьмите их в руки, какие они? Да они тёплые. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое, маленькое солнышко.
-Очень холодно зимой, мёрзнут руки, ой-ой-ой.
Надо руки нам погреть, посильнее растереть!
Мы мешочки с солью взяли,
Крепко пальчики мы сжали,
А сейчас их разожмём.
Будем снова их сжимать, ну а после разжимать.
И с ладошки на ладошку, будем с ними мы играть.
Чудо соль ладошки греет, станут пальчики сильнее.
Воспитатель: Кладите мешочки в корзину, продолжим наши исследования.
Опыт №2
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли, для этого нам нужно пройти в следующую комнату нашей лаборатории.
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли).
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, а на новый год важна (елка)
дети рисуют елку)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Воспитатель: «Молодцы, все справились, а как красиво вы рисуете. Солью можно не только рисовать, соль можно окрашивать. А чтобы узнать, как это сделать, нам нужно пройти не лёгкий путь в следующую комнату нашей лаборатории.
Физминутка.
Дети прыгают из обруча в обруч, прогибаются под дугой, идут змейкой.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем окрашивать соль цветными мелками. Насыпьте по 3 ложки соли в тарелку, возьмите мел цвета вашего настроения, потрите мело о соль.
Пока дети окрашивают соль. воспитатель спрашивает, какое настроение у ребёнка и почему он выбрал мел именно этого цвета. (ответы детей).
-Что происходит с солью? (ответы детей)
Сейчас каждый из вас по очереди высыпит свою окрашенную соль в вазу настроения, поделиться частичкой хорошего настроения. (дети работают)
Воспитатель: «Смотрите, какая у нас получилась красивая, радужная ваза. Вам нравится?
Увы ребята, нам пора возвращаться в детский сад, а эту вазу мы возьмём с собой и подарим другим детям нашей группы хорошее настроение. Нам пора превращаться в детей, снимем фартуки, помогите друг другу, и отправимся в детский сад.
Вопросы воспитателя:
- Понравилось вам в лаборатории?
(ответы детей)
- Как вы думаете, какая соль?
-Как и где мы можем использовать соль? (ответы детей)
-Что нового вы узнали о соли?
(ответы детей)
Воспитатель подводит итог, обобщает полученные знания детей, хвалит детей.
-Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Учёный-лаборант» и дарю вот такие медали. А сейчас пойдемте и расскажем о своих открытиях другим детям из нашего детского сада
Конспект НОД в старшей группе «Сказки про белую соль»
Цель:
способствовать развитию познавательного интереса у детей;
развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.
Образовательные задачи:
уточнить знания детей о соли, о способах её добычи, об использовании человеком в быту;
познакомить с видами (пищевая, техническая, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение);познакомить детей с одним из способов покраски соли; обогащать и активизировать словарь: кристаллизация, минеральное вещество, соледобывающий комбайн.
Развивающие задачи:
развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
развитие творческих способностей детей;
Воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления; воспитывать любознательность и умение работать вместе. Методы и приемы:
рассказ воспитателя; рассматривание иллюстраций, слайдов; вопросы; обследование предмета.
Предварительная работа:
беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли, дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный»
Материалы и оборудование:
слайдовая презентация на тему: «Добыча соли и её применение», мешочек с солью, пластиковые бутылочки (баночки) для поделок, салфетки, цветные мелки, стаканчики с готовой цветной солью.
Ход занятия:
Воспитатель: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.
Воспитатель: Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.
(Дети рассаживаются на стулья за столы)
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
Ребята, вы любите путешествовать? Но, чтобы узнать куда мы с вами отправимся, нужно отгадать, что спрятано в моем чудесном мешочке.
Отдельно - я не так вкусна,
Зато бела и солона,
И в пище — каждому нужна.
(Ответы детей)
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:
Воспитатель: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
В честь соли названы города: Солигалич, Соликамск, Соль-Илецк, Сольцы, Усолье: реки – Усолка и Солёная и многие другие.
Скажите, какого цвета соль? Имеет ли соль запах? Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей). А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Ответы детей). А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? (Ответы детей). Но сначала мы с вами отдохнём немного.
Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше, подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
А сейчас мы с вами продолжим путешествие по следам Соли, чтобы узнать о ней ещё больше. Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли и её применение».
Есть три вида соли:
Пищевая;
Техническая;
Морская.
Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. А ещё она отличный консервант.
Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному:
в медицине;
в косметологии.
Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.
(Слайд)
Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ. (Слайд)
Прошло много времени, прежде чем люди научились добывать соль из морской воды. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном, грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу. (Слайд) В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).
(Слайд) Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.
Каменную соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины. (Слайд)
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
(Слайд). Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.
(Слайд) Используем соль в приготовлении пищи, в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей.
Соль в жизни людей - важный продукт.
(Слайд)
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
(Слайд)
Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.
(Слайд)
Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый». Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Творческая работа.
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль.
Скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да) - Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
Красим соль гуашью.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребятки: что такое соль? Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека. Что нового вы узнали о соли? Мы узнали о том, что соль сыпучее вещество, не имеет запаха, белого цвета, необходима не только для приготовления пищи, но и для создания замечательных сувениров своими руками - бутылочек с цветной солью. Что вам больше всего понравилось на нашем занятии? Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Воспитатель: Молодцы! А я желаю в свою очередь всем вам и нашим гостям голубого неба над головой, зеленой травы под ногами и чтобы у всех сбывались розовые мечты. Я закрываю этот волшебный сосуд, надеюсь, что все пожелания обязательно сбудутся, и прощаюсь с вами. До новых встреч!
Словацкая сказка «Сказка про соль».
Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:
- Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.
Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Румынская народная сказка:
“Соль в кушанье”
Тогда это было, когда и в помине не было. Не случись оно в ту пору — не было б и разговору.
А случилось это в ту самую пору, когда на тополе груши росли, а на раките фиалки цвели, когда медведи хвостами виляли, а волки, словно братьев, ягнят обнимали, когда блох ковали, а они до неба сигали и на землю сказки присылали.
Ну а тот, кто нашим словам не внемлет, сам без меры врет.
Жил-был царь, у него было три дочери. Остался царь вдовцом и всю свою любовь отдал дочерям. Заботливо воспитывал их отец, наукам учил, от горя и болезней оберегал. Подросли дочки и всегда старались утешить отца — царь все горевал со дня смерти их матери.
Решил однажды царь задать своей старшей дочери такой вопрос:
— Дочь моя, скажи, как ты меня любишь?
— Как люблю, отец? Люблю я тебя так же, как люблю мед.
Царевна сказала так потому, что считала, будто ничего слаще меда на свете нет. Только на такой ответ и хватило ума у старшей царевны.
— Дай тебе Бог долгих лет счастливой жизни мне на радость, дочь моя! — ответил ей довольный царь.
Спросил царь среднюю дочь:
— А ты, дочь моя, как сильно меня любишь?
— Как сахар, отец.
Ничего лучшего средняя царевна не смогла придумать.
— Дай Бог тебе всякого добра, живи мне на радость, дочь моя! — ответил царь, довольный ответом и средней дочери.
Надо сказать, что обе эти царевны были льстивыми и хотели показать отцу любовь, какую на самом деле вовсе не испытывали.
А царь обрадовался ответу старших своих дочерей, потому что и сам считал: лучшей любви, более сладкой, чем мед и сахар, и быть не может.
Взглянул царь на младшую, царевна робко стояла в стороне, и спросил ее:
— А ты? Как ты любишь меня, дочь моя?
— Я люблю тебя, отец, как соль в кушанье! — ответила царевна с сияющим любовью лицом. Она опустила глаза, оробев от своей смелости и от того, что отец на нее, самую младшую, тоже обратил внимание.
Услышав ответ младшей царевны, сестры так и прыснули со смеху и отвернулись. А царь нахмурился.
— А ну-ка, подойди ко мне, негодница,— сердито сказал он,— подумай, что ты мне ответила? Так вот как, значит, ты меня любишь? Для того ли я старался воспитывать вас, берег и учил, хотел, чтобы равных вам по уму и на всем свете не было? Поди прочь от меня с твоей солью!
Младшая царевна готова была сквозь землю провалиться, горестно ей стало, что невольно обидела отца, она его и взаправду очень обидела.
— Прости меня, отец, не хотела я тебя обидеть. Моя любовь к тебе, если не сильнее любви моих сестер, то и не хуже меда и сахара.
— Вот как? — грозно прервал отец свою младшую дочь.— Ты еще осмеливаешься сравнивать себя с сестрами? Прочь из моего дома, бесстыжая, и чтоб я о тебе больше никогда не слышал!
И не дав дочери и слова сказать, царь удалился, оставив царевну в слезах.
Сестры принялись ее утешать, но слова их шли не от сердца, и потому-то еще больше опечалилась царевна.
Поняла младшая царевна, что и сестры не жалеют ее. Решила она уйти из дому куда глаза глядят.
Надела царевна самое старое платье и пошла бродить из деревни в деревню, пока не пришла ко двору соседнего царя.
Подошла царевна к воротам царского дворца и стала ждать.
Увидела ее ключница, вышла и спросила, что ей надобно.
Царевна ответила, что она, мол бедная сирота и хочет поступить к кому-нибудь служанкой.
На счастье царевны, недавно ушла у ключницы помощница, и ей нужна была другая. Осмотрела царевну ключница с головы до ног зорким взглядом, девушка ей понравилась.
Спросила царевну ключница, какую она потребует плату. Та ответила, что не хочет назначать плату, пока не подойдет время, чтобы смогли оценить ее работу. Сколько полагается, столько пусть ей и заплатят.
Ключнице понравился такой ответ, и она взяла царевну к себе в помощницы. Объяснила девушке все, что она должна делать, передала ей связку ключей, ту, что обычно носила при себе.
Царевна была девушка старательная и смышленая; тотчас же принялась она убирать комнаты и шкафы, ключи от которых доверила ей ключница.
Оказалось, что царевна умела хорошо стряпать, печь пироги, варить варенье, готовить всякие тонкие блюда и подавать их к царскому столу. Вскоре доверили ей и царские кладовые со всеми запасами.
Все были довольны царевной, потому что она исполняла порученное дело разумно и честно, да и не болтала попусту.
Молва о прилежности, уме и скромности помощницы ключницы дошла вскоре и до самой царицы. Та пожелала увидеть девушку. И вот царевна предстала перед царицей. На ее вопросы она отвечала умно, почтительно, но без подобострастия.
Царице девушка очень понравилась. Кроме того, она поняла, что помощница ключницы не простая крестьянка. И взяла ее царица к себе в служанки.
Куда бы ни пошла царица, повсюду брала она с собой свою новую служанку. Если царица садилась за рукоделье, она и ее сажала с собой рядом. Какие вышивки выходили у девушки — просто загляденье!
Но больше всего нравились царице умные речи девушки. И полюбила ее царица, как родную дочь. Царя удивила благосклонность царицы к своей служанке.
Был у царя с царицей единственный сын, они гордились им и любили его беспредельно.
Вот отправился царь на войну и взял с собой царевича, чтобы приучить его к военному делу.
Случилось так, что царевича опасно ранили и пришлось отправить его домой.
Уж как горевала царица, уж как плакала она над бедным своим сыном. Ночь за ночью проводила она у постели, а когда силы оставляли ее, поручала ухаживать за сыном своей верной служанке. Днем и ночью то одна, то другая дежурили у постели раненого царевича.
Ласковые слова, нежность, красота и скромность служанки пробудили в сердце раненого царевича чувство, какого он еще не испытывал.
Шло время, царевич мало-помалу стал выздоравливать. Однажды, беседуя с матерью, царевич сказал ей:
— Матушка, я хочу жениться...
— Кто же она? Знаю ли я ее?
— Не сердись, матушка. Люблю я твою новую служанку, люблю, как самого себя. Сколько ни перевидал я царевен и королевен, ни одна мне так не полюбилась...
Воспротивилась было царица, стала отговаривать сына от женитьбы, но царевич продолжал стоять на своем.
«Ну что ж,— подумала царица,— избранница царевича девушка хорошая, кроткая, честная и прилежная...»
Теперь осталось только убедить царя, чтобы и он дал свое согласие.
Упросили они царя, и дал он своему сыну благословение на брак с любимой девушкой. После помолвки назначили день свадьбы. Стали созывать народ на пир. Невеста попросила, чтобы позвали и ее отца, но скрыла, что она — царская дочь.
В день свадьбы прибыли все гости. Веселились с утра до поздней ночи. Столы царские так и ломились от разных яств, напитков, пирогов, да таких вкусных, что у гостей слюнки текли.
Невеста сама научила поваров и стряпух, что и как подавать к столу. Лишь для одного гостя приготовила она угощение собственными руками и наказала своему верному слуге, чтобы угощение он поставил перед царем, приглашенным по ее просьбе, а другим гостям этих блюд ни в коем случае не подавал.
Слуга сделал все так, как ему приказала царевна.
Гости сели за стол, едят, пьют и веселятся, а царю, отцу невесты, кусок в горло не лез. Он то и дело поглядывал на невесту.
Уж очень она походила на его младшую дочь, ту, что он выгнал из дома, но как могла она стать невестой царевича?
Беспокойно было царю от этих мыслей, но спросить кого-нибудь, кто эта девушка, он не решался.
Глядя на веселье гостей, захотелось и царю поесть и повеселиться вволю. Но когда слуга подал ему кушанье, царь, едва попробовав, тотчас перестал есть. Слуга то и дело убирал со стола нетронутые блюда, приготовленные для царя самой царевной.
Дивился царь на то, с какой охотой едят другие гости: ведь все, что подавал ему слуга, очень уж было невкусным!
Царь решил спросить соседа своего — нравятся ли ему кушанья. Тот ответил, что таких вкусных блюд он давно не ел. Попробовал царь из тарелки соседа: кушанье в самом деле превкусное.
От голода у царя засосало под ложечкой. Но разве можно есть то, что подавали ему? Не вытерпел он, поднялся и громогласно спросил:
— Послушай, царь, ты, видно, позвал меня на свадьбу сына, чтобы насмехаться надо мной?
— Помилуй, твое величество, как можешь ты обо мне думать такое? Все люди добрые видят, что я тебя принял с таким же почетом, как и других именитых гостей...
— Прости меня, царь, но это не так. Всем гостям подают кушанья очень вкусные, а те, что подают мне, в рот взять нельзя!
Разгневался отец жениха и приказал позвать сюда поваров, чтобы найти виновника и предать его смерти.
А весь секрет состоял в том, что царевна приготовила все кушанья для своего отца без соли, а лишь с медом и с сахаром. Солонка перед царем и та была наполнена толченым сахаром. Напрасно бедный царь брал из солонки то, что он принимал за соль, и сыпал в свое кушанье: вместо того, чтобы стать вкусным, оно делалось еще слаще, а стало быть, и еще противнее.
Но вот поднялась невеста и обратилась к царю-свекру: — Не вини поваров, это я приготовила нарочно такие кушанья для царя. А царь этот — мой отец. Нас у моего батюшки было три дочки. Стал нас отец спрашивать по очереди, как мы его любим. Старшая сестра ответила, что любит его, как мед. Средняя — что любит, как сахар. А я сказала, что люблю его, как соль в кушанье. Думала я, что нет более крепкой любви, чем такая. Но отец рассердился и выгнал меня из дому. Только не пропала я — сами видите, чего добилась честным трудом. Вот сегодня я и хотела доказать отцу, что без меда и сахара человек может прожить, а без соли нет. Я сама приготовила для него кушанья без соли. А теперь рассудите своим царским умом, кто из нас был прав: я или мой батюшка...
Царь-свекор да и все гости в один голос заявили, что жестоко было изгнать дочь из дома, да еще за такой умный ответ.
Тут и отец невесты признал, что не сумел оценить свою младшую дочь, и попросил у нее прощения.
Царевна поцеловала руку отца и тоже попросила прощения.
Чешская сказка «Соль».
Жил на свете король: король как король — в золочёном кресле сидел, на голове корона. И было у него три дочери.
Все три красивы, да не одинаковой красой. Старшая пышна, как роза. Средняя горда и стройна, словно лилия. А младшая… Младшую только с фиалкой лесной и сравнишь. С фиалкой, что прячется в траве под листиком, свою красу от всех таит. Не всякий её приметит, а кто разглядит — вовек не забудет, станет она тому милее самых ярких садовых цветов.
Король, ясное дело, всех трёх дочерей любил. Двух старших — королевской любовью, а младшую — отцовской. Как взглянет на неё, так и тает у него сердце в груди, словно воск перед огнём.
Вот однажды гулял король с дочерьми по саду и спросил их:
— Скажите мне, каждая в свой черёд, как вы нас, своего отца, любите.
— Государь, — ответила старшая, — если на одну чашу весов положить мою любовь, а на другую — всё золото, что на свете есть, ни одна не перетянет. Люблю вас, как золото.
— Ну, что ж, — сказал король, — коли золото не перетянет, значит, крепко ты нас любишь.
— Государь, — заговорила средняя, — если собрать в одну груду все драгоценные каменья, блеск их сравнится с сиянием любви к вам в моём сердце. Люблю вас, как драгоценные камни.
— Вижу, дочь, что и ты нас дорого ценишь. А ты, моя маленькая голубка, что ответишь?
Помолчала младшая королевна и так сказала:
— Как соль, я люблю вас, государь мой отец.
Нахмурился король.
— Подумай, дочка, опомнись! Что ты говоришь? Нас, короля, с простой солью равняешь…
Склонила королевна голову и повторила:
— Люблю вас, государь мой отец, как соль. Потому что соль дороже золота и драгоценных каменьев.
Тут король сделался словно грозовая туча, что сейчас загремит громом. Так и случилось: заблестела в королевских очах молния, прогремел гневный голос:
— Вот тебе наше слово! Тогда тебя прощу, когда соль и вправду станет дороже золота и драгоценных камней. А такого никогда не будет! Иди прочь с моих глаз! Видеть тебя не хочу, знать тебя не желаю!
Тихонько заплакала королевна и пошла из сада.
В коморке под лестницей разыскала она бедную служанку, что вечно золу выгребала да кастрюли чистила, и выпросила у неё старое платье. Не хотела, чтобы её по дорогому наряду узнали. Боялась опозорить отца, что родную дочь из дому выгнал.
Ушла королевна из дворца, куда глаза глядят, куда ноги ведут.
А король велел отныне забыть, что была у него когда-то третья дочь, велел никогда её не поминать ни словом, ни помыслом.
Королевский указ — приказ. Если кто и вспоминал о младшей королевне, то втихомолку, от людей таясь.
Скоро сосватал заморский королевич старшую дочь, что была пышна, как роза. И отдал король за ней в приданое почти всё золото из королевских кладовых. Так сказал:
— Любит она нас, словно золото, сама говорила. Пускай же в чужом королевстве ей золото о нас напоминает.
Забрала золото старшая дочь, уехала и думать об отце забыла.
Каждому цветку свой черёд. Не засиделась и средняя дочь, стройная и гордая, как лилия. За ней король дал в приданое почти все драгоценные камни из королевских кладовых.
— Пусть их блеск, — сказал, — напоминает ей о сиянии нашего лица.
Уехала и эта дочь в далёкое царство и до конца своих дней ни разу об отце не вспомнила.
Живёт король один в большом дворце. Нет при нём дочерей…
Да ведь была у него когда-то младшая, любимая дочка. Где она теперь? Что с ней?
А с младшей королевной вот что случилось. Обида и горе гонят её всё дальше и дальше. День идёт, ночь под стогом ночует. На рассвете опять в путь пускается. Так и забрела в густой лес на границе королевства, где ни тропок, ни дорожек нет. Совсем заблудилась, куда идти, не знает.
Вдруг из тёмной пущи, из лесной гущи вышла ей навстречу старушка. Вся сгорбленная, посохом подпирается, за спиной вязанка хвороста. Как ни устала королевна, сняла с её плеч вязанку, на свои плечи перекинула.
— Вижу, вижу, доброе у тебя сердце, девушка, — сказала старушка. — Да нет твоей доброте приюта. Идём ко мне.
Привела королевну в свою избушку. Стали вместе жить. Королевна ей ничего не рассказывает. Старушка девушку ни о чём не спрашивает. А дружно, ладно живут. Всей домашней работе королевна научилась: и очаг топит, и воду носит из ручья, и хлеб в жаркой печи печёт.
Вот однажды полоскала она бельё в озере. Тут послышался топот коня, и выехал из леса молодой охотник. На шапочке перо, в руке лук, у пояса в колчане стрелы, к седлу два зайца приторочены. А на кафтане королевские знаки нашиты.
Увидел охотник девушку, остановил коня. Смотрит, словно зачарованный, глаз с неё не сводит. Острые стрелы в его колчане любую дичь сразят, да сейчас ему не до охоты. Самого пронзила стрела, что острее всех стрел на свете. Любовью та стрела зовётся.
И девичье сердце та стрела пронзила. Зарделись стыдливым румянцем щёки у королевны, подхватила она бельё и бросилась бежать.
Прибежала к старушке, плачет и смеётся, слова не вымолвит.
— Знаю, знаю, — говорит старушка, — он в лесу часто охотится, в озере коня поит.
— Ну, так я больше к озеру не пойду, — отвечает королевна. — Ведь он королевич, а я бедная девушка.
Старушка головой покачала.
— Ничего ты мне не рассказывала, да мне слов и не нужно. Всё я ведаю, все твои тайны мне открыты. И ты, как он, королевского рода. Настанет пора вернуться тебе к отцу. Вернёшься, тогда и королевич твоим будет.
— Нельзя мне! Государь мой отец сказал, что меня дочерью признает, если соль станет дороже золота и драгоценных каменьев.
— Как он сказал, так и исполнится, — старушка ответила.
На следующее утро на ранней зорьке открыла королевна глаза, смотрит — нет старушки, и посоха её нет. Значит, ушла куда-то.
Ждёт, ждёт королевна с утренней зари до вечерней, с вечерней до утренней, да опять до вечера, да опять до утра…
Не раз, не два приезжал королевич на берег озера и к избушке подъезжал. Только пряталась от него королевна. За куст схоронится либо под елью притаится. Он уедет — она слёзы льёт.
А тем временем в королевстве её отца чудные дела твориться стали.
Прибежал к королю повар, докладывает:
— Ваше королевское величество, беда у нас случилась: растаяла вся соль, солить нечем.
— Что за беда! — пожал плечами король. — Соль растаяла — соли чем-нибудь другим.
— Эх, ваше королевское величество, её ничем не заменишь.
— Ну, не соли совсем!
Так и ушёл бедный повар на кухню.
Подали королевский обед. Король попробовал одно блюдо — есть не стал, попробовал второе — в сторону отодвинул. Призвал повара и говорит:
— Где хочешь, соль достань! Хоть купи, хоть отними. Повар отвечает:
— Ах, ваше королевское величество, во всём королевстве соли не осталось.
Делать нечего! День король поголодал, на второй без соли поел, на третий — на еду смотреть не хочет.
Созывает совет. Советуется, где соли раздобыть.
Советники головами качают. Плохи дела в королевстве, люди болеть начали, коровы молока не дают, у овец шерсть повылезла. Сулили за соль золото и драгоценные каменья, да никто не продаёт. Надо бы к морю обозы послать, где солевары соль варят. Да высадились там на берег войска, тьма-тьмущая — соседние короли меж собой войну затеяли. Ни пройти, ни проехать.
Скоро и сам король занемог. И вспомнил он свою младшую дочь.
«Дурень я, старый дурень! — сокрушается. — Ведь младшая дочка меня и впрямь больше всех любила. А я ничего не понял! Да как её вернуть? Где-то она теперь?»
А королевна в лесной избушке тоже одна горюет, об отце вспоминает.
Просыпается как-то утром, видит — вернулась старушка. Хлопочет, что-то в мешочек насыпает.
— Здравствуй, бабушка, — обрадовалась королевна.
Старушка отвечает:
— Здравствуй, моя красавица, и прощай! Иди к отцу. Всё как по писанному, как по сказанному сделалось. Дам я тебе соль в мешочке, дороже она теперь золота и самоцветов. И ещё возьми вот этот прутик. Когда повеет тебе в лицо тёплый ветер, пойдёшь ему навстречу. Пройдёшь три долины, три вершины, ударишь прутиком о землю, и расступится перед тобой земля. Там ты найдёшь своё приданое.
Жалко было королевне со старушкой расставаться. Однако поплакала, попрощалась и пошла.
Шла, шла и пришла ко дворцу своего отца, где она родилась, где выросла. Хотела во дворец войти, а стража её не пускает.
— Иди, — говорят, — прочь, девушка! Король болен, никого видеть не хочет.
Королевна отвечает:
— Несу я королю такой подарок, что его сразу вылечит.
То ли поверила стража, то ли не поверила, а пропустила девушку.
Знакомыми лестницами, знакомыми переходами поднялась девушка в королевскую опочивально и низко поклонилась королю. Хочется ей обнять отца, поцеловать ему руку, да не смеет.
Не узнал отец своей дочери.
— О чём пришла просить, девушка? — спрашивает.
— Прикажите принести кусок хлеба, ваше величество.
Хлопнул в ладони король, приказал принести ломоть хлеба. Взяла девушка хлеб, круто посолила из своего мешочка и поднесла к устам. Король увидел соль, даже затрясся весь.
— Дай и мне кусочек, — просит.
Съел хлеб, круто посоленный, и на ноги вскочил.
— Вот теперь я здоров! До чего же вкусно! Чем тебя отблагодарить, девушка? Чего ты в дар хочешь?
— Хочу вашей любви, государь мой отец! Любите меня, как соль! Больше мне ничего не надо.
Тут король и узнал свою дочь, к груди прижал. Нарадовались они, наговорились.
А уж люди прослышали, что вернулась под отчий кров младшая королевна, да ещё мешочек соли с собой принесла.
Потянулись люди ко дворцу. Королевна никому не отказывает, хоть немножко соли, да даст.
Стал пустеть мешочек. Король чуть не плачет, дочку уговаривает:
— Что ты делаешь, неразумная! Как же мы сами без соли жить будем?!
— Как ваши подданные, так и мы проживём, — отвечает королевна.
Только отдала королевская дочь последнюю щепотку, подул ей в лицо сильный тёплый ветер. Взяла королевна прутик и пошла навстречу ветру за приданым, что старушка сулила.
Прошла три долины, взошла на три вершины и ударила прутиком о землю. С грохотом земля расступилась, скалы раздвинулись, и открылся перед ней ход в пещеру.
Смело королевна туда вступила и тотчас зажмурилась. Блестят и искрятся стены пещеры, чертог за чертогом вглубь уходят. Ни в каком дворце такой красы не увидишь! Дивные травы радугой переливаются, звенят тихонько. Цветы что драгоценные камни сверкают. Озирается королевна и думает: то ли из стекла тут всё, то ли изо льда?
Вдруг слышит голос:
— Не изо льда, не из стекла всё тут, королевна! Это соляное царство. Соль — твоё приданое!
Голос знакомый. Будто старушка с ней в бедной хижине разговаривает. А самой старушки не видать нигде.
— Рада я такому приданому, — вымолвила королевна, — да жаль эту красу рушить.
Отвечает ей старушкин голос:
— Не бойся, королевна, много чертогов в соляном дворце, вновь та краса возродится. Не иссякнет соль в подземном царстве.
Смолк голос. А королевна сняла с головы платок, набрала в него соли и домой пустилась за три вершины, через три долины. Кого ни встретит, делится доброй вестью, рассказывает, как пройти к соляной пещере.
Ох, как обрадовался король! Позвал повара и велел закатить пир, какого никто не видывал.
Уж каких только яств повар не наготовил — и жареное, и пареное, и печёное, и варёное! Только на радостях пересолил малость все блюда, но гости не жаловались, каждый ел, сколько мог, да похваливал.
Гостей съехалось превеликое множество. И среди них — кто бы вы думали?! — тот самый молодой охотник, королевич из соседнего королевства.
Опустила королевна ресницы, из-под ресниц лишь на него и глядит. А он, как увидел королевну, словно окаменел. Весь вечер храбрости набирался и, когда начались танцы, подошёл к ней сказал:
— Не бывает такой красоты дважды. А я поклясться готов, что не во сне вас в первый раз увидел. Откройте мне эту загадку, королевна.
Королевна лукаво усмехнулась.
— И я молодого охотника у озера не во сне видела!
Дальше и рассказывать нечего. Это про беды да горе долог рассказ. А про счастье что долго говорить! Счастье — оно счастье и есть. Всякому понятно.
Вышла королевна замуж за королевича, как старушка обещала.
Отшумела свадьба. Говорит королевна молодому мужу:
— Надо старушку навестить, что мне второй матерью стала. Если б не она, не встретились бы мы с тобой.
Поехали в дальний лес. Королевна хорошо дорогу знала, да не нашла лесной избушки. Вдоль и поперёк весь лес обыскали — и следа избушки нет. И старушка куда-то пропала.
Верно, сделала волшебница своё доброе дело и навсегда ушла из этого леса.
Русская народная сказка «Соль»
В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.
В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.
Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.
Купец долго не соглашался:
— Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.
Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.
Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.
— Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу!
Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.
Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.
Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.
Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли.
Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:
— Говори, в чем дело — какая нужда?
— Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.
— А каким товаром торги ведешь?
— Русской солью, ваше величество!
А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?
— А ну, — говорит, — покажь!
Иван — купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:
— Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!
Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут?»
Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.
Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все ествы и приправы.
Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось.
Призвал царь поваров и говорит им:
— Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?
Отвечают повара:
— Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?
— Позвать его сюда!
Привели Ивана — купеческого сына к царю.
— Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.
— А почем соль продаешь?
Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:
— Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота.
Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.
Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.
Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.
Царевна вышла на палубу, глянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.
Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний — корабль с серебром и золотом.
И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.
Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы — вачеги — висят: после дождя сушит.
— Что тебе здесь надобно? — спрашивает великан.
Иван рассказал ему все, что случилося.
— Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.
Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.
— Ах, — говорит, — ведь я шапку сронил!
— Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот назади осталась, — отвечал великан.
Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:
— Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — худо тебе будет.
Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.
Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.
— Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит!
— Что такое? — спрашивает отец.
Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.
Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.
Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:
— Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!
Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан:
— А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?
— Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — То не я хвалился, то хмель хвалился.
— А ну покажи: какой-такой хмель?
Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.
А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:
— Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку.
Пословицы о соли.
Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:
- Соли нет, так и слова нет.
- Без соли и стол кривой.
- Без соли и хлеб не естся.
- Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
- Хоть бы песок, лишь бы солил.
- Соли не жалей, так и есть веселей.
- Несолоно хлебавши.
- Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка).
- Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
- От хлеба–соли не отказываются.
- Хлеб-соль и разбойника смиряет.
- Хлеб-соль не бранится.
- Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
- Хлеб да соль, ем да свой.
- Надо хлеб-соль помнить.
- Ешь солоней, жить будешь веселей.
- На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
- Без соли, без хлеба, худая беседа.
- Без хлеба, без соли никто не обедает.
- Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
- Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
- Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
- За хлебом-солью всякая шутка хороша.
- Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
- Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
- Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
- Я помню твою хлеб-соль.
- Хлеб-соль взаимное дело.
- От хлеба-соли не отказываются.
- Хлеб да соль, и обед пошел!
- Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
- Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
- После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
- Хлеб-соль платежом красна.
- Чтоб потом положить по щепотке
- В миски, платки, горшки, сковородки.
- Рис и рыба, фасоль и салат
- Сразу стали вкусней во сто крат!
- Без денег торговать, как без соли хлебать.
- Насыпать соль на хвост.
- Соль варим, а сами в нужде сидим.
- Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
- Хлеб-соль и во сне хорошо.
- Хлеб соль кушал, а не послушал.
- Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.
- Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.
- Щи капустою пригожи, а солью укусно.
- Грех куском макать в соль.
Загадки о соли.
- Меня не едят — и без меня мало едят.
- В воде родится, а воды боится.
- Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.
- Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает (загадка).
- Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
- Лежит гася-простеглася. Як устане, то небо достане. (украинская загадка-соляной обоз).
- В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
- Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
- Что в избе за белая Марья? (соль).
- Белый камень из горы,
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает (соль).
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Волшебница - соль»
Свойства соли
Опыт № 1. «Свойства соли».
Рассмотреть объект (соль), лежащий на столе, определить его свойства. Отметить, что объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах. Обследовали объект, на запах, вкус, рассмотреть в микроскоп.
Вывод: неизвестный объект – это соль, она белого цвета, без запаха, соленая на вкус, имеет кристаллическую структуру.
Опыт № 2. «Растворимость соли».
Взять три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан необходимо положить по одной чайной ложке соли и размешали.
Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях, причем в лимонаде она растворяется быстрее и образовывает пену. (Воспитатель пояснил, что соль вступила в химическую реакцию с веществами, которые есть в лимонаде.)
Опыт № 3. «Подводная лодка из яйца».
Взять три банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и поместили в нее сырое яйцо. Во вторую банку налили крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды) и опустить туда второе яйцо. Затем положить яйцо на дно литровой банки и постепенно подливать воду из обеих маленьких банок. В результате был получен такой раствор, в котором яйцо держалось как подвешенное посередине раствора. Вывод: в пресной воде яйцо тонет, в соленой воде оно плавает, значит, соленая вода тяжелее пресной. Воспитатель объяснил, что соленая вода тяжелее, поэтому в море плавать легче, чем в реке.
Опыт № 6. «Выращивание кристаллов соли».
Постепенно растворить соль в воде, нагревая воду на слабом огне. Продолжая нагревать раствор, подсыпать соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Потом опустить в стакан веревочку, на которой будут образовываться кристаллы. Если раствор охлаждать быстро, то кристаллы тоже будут расти быстро, но их форма будет неправильной. Если раствор охлаждать медленно, то кристаллы образуются правильные.
Вывод: При нагревании соль растворяется быстрее. Соль может кристаллизоваться (образовывать кристаллы).
Опыт № 7 «Окрашивание соли».
Морскую соль насыпать в небольшую емкость, кисточку для рисования сначала опустить в воду, затем густо набрать краску гуашь и красить соль, хорошо размешивая ее кисточкой. Когда вся соль станет крашеной, оставить ее на несколько часов для сушки при комнатной температуре.
Вывод: Соль можно окрашивать.
Консультация для родителей
«Рисуем солью».
Дети просто пищат от восторга, насколько это увлекательное занятие! А результаты вдохновят на дальнейшие свершения. Итак, для творчества вам понадобятся: подкрашенная вода в разные цвета детскими красками (или пищевыми красителями), кисточка, белый клей в тюбике с узким носиком, соль, бумага (как вариант цветная, на черной очень хорошо смотрятся яркие цвета)
На листе бумаги с помощью клея нарисуйте то, что вашему ребенку будет угодно (рисунок или просто абстрактный замысловатый узор). Затем, щедро посыпьте лист с нарисованным клеем рисунком солью. Да соли не жалейте! Она должна покрыть все участки клея. Затем стряхните излишки в приготовленный заранее сосуд (очень хорошо подходит для этого противень для выпечки) Теперь начинается самое интересное! Окуните кисть в подготовленную, подкрашенную в разные цвета краску, и нанесите ее на рисунок. При этом не нужно стараться закрасить все участки соли, достаточно капнуть в некоторых местах и затем наслаждаться происходящим чудом! Краска начнет сама распространяться вдоль солевых линий. Если вы используете подкрашенную пищевыми красителями воду, можно заменить кисточку пипеткой. В подобном рисовании очень захватывает именно процесс.
Хотя и результат получается очень яркий и красочный. Дети как загипнотизированные наблюдают за путешествиями краски вдоль линий соли. В этот момент очень интересно порассуждать на тему того, как долго будет «двигаться» краска и встретится ли она, в конце концов с другим цветом. А если встретится, то что из этого получится. А получиться может что-то наподобие такого…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...