конспект занятия средняя группа по познавательному развитию с элементами ТРИЗ "Наши помощники-органы чувств"
план-конспект занятия (средняя группа)

Старцева Ирина Петровна

Занятие составлено для детей средней группы по познавательному развитию с элементами ТРИЗ технологии. Оно направлено на совершенствование представлений ребят об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nashi_pomoshchniki_-organy_chuvstv.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

 города Болотного Болотнинского района  Новосибирской области

                               Конспект мероприятия с элементами ТРИЗ

                                       «Наши помощники-органы чувств»

(средняя группа)

Автор:  Старцева Ирина Петровна

воспитатель первой квалификационной категории

 г. Болотное

Тема:  «Наши помощники-органы чувств»

Цель: совершенствование  представлений детей об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

Задачи:

Образовательные: 

Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования;

 учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования.

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: память, внимание, логическое мышление.

Развивать представление об использовании анализаторов при обследовании объектов окружающего мира, познавательный интерес,  активную речь детей; развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность,  наблюдательность, инициативность.

Интеграция областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое  развитие, художественно- эстетическое развитие.

Словарь: анализаторы, звук, запах, вкус, рельеф, объект, температура, влажность, вес, действие, цвет, форма, часть объекта.

Оборудование  к занятию:  предметы с разными тактильными поверхностями; капсулы от «киндер-сюрприза», наполненные различными ароматами; продукты: банан, лимон, мандарин, морковь, лук, яблоко; аудиозаписи разных звуков; ИКТ, 2 мольберта, ватман с изображением человечка, магниты, технологические карты «анализаторы» и карты имен признаков анализаторов; полотенца (мокрое, сухое), контейнеры с водой разной температуры, сундучок,  перышко, камень, деревянная пластина, пластмассовая игрушка, металлическая трубочка, сенсорный ящик «Слон», дидактическая игра «Веселый паровозик»,  круги Луллия (игра «Что от чего?»).

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поиграем с вами в разные интересные игры с нашими помощниками - анализаторами. Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи? (Частями тела)

Воспитатель:  Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. (Изображение человечка, но без лица и рук.)

Воспитатель:  Что же в нем странного?  (У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носика. У него нет рук.)

Воспитатель:  Он считает, что они ему и не нужны. Как вы думаете, он прав? (Нет.)

Воспитатель: У нашего тела есть помощники, которые помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники? (Уши, глаза, нос, язык, руки.)

Воспитатель: Давайте докажем ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать. А чтобы это сделать нам предстоит провести настоящее исследование. Готовы? (Да.)

Воспитатель:  Ребята, давайте отгадаем,  с каким органом чувств мы будем сейчас играть.  

Оля слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Оле…    (ушки.)

Воспитатель: Подойдите  к столу и покажите технологическую карту анализатора «Уши». (Дети показывают карточку.)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а для чего нам ушки?  (Ответы детей.)

Воспитатель: Благодаря ушкам мы с вами слышим разные звуки, различаем голоса. Покажите значок  имени признака «Звук» (Дети показывают карточку.)

 Воспитатель:  Все  технологические  карты анализаторов и карточки с их признаками мы будем помещать на мольберте. А теперь я  предлагаю вам послушать разные звуки, узнать и описать их.

 Игра «Отгадай  звук».

(Звучат аудиозаписи разные звуки: звуки музыкальных инструментов,  шум разных предметов, звуки живой природы, а дети узнают и описывают звуки.)

Воспитатель:  Ребята, давайте нашему человечку нарисуем ушки, потому что мы ему доказали, что без них он не сможет услышать красоту звуков, которые нас окружают. (Дети дорисовывают человечку уши.)

Воспитатель:  Отгадываем, следующую загадку.

Запах хлеба, запах мёда

Запах лука, запах роз.

              Различить поможет….  (нос.)

Воспитатель: С каким органом чувств мы будем сейчас играть? (Нос)

Воспитатель: Покажите технологическую карту анализатора «Нос».  (Дети показывают карточку.)

Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужен носик?  (С его помощью различают запахи.)

Воспитатель:  Покажите значок имени признака «Запах». (Дети показывают карточку.)

Воспитатель: Предлагаю провести эксперимент: проверим, сможете ли вы отгадать по запаху, что находится в капсулах от киндер-сюрприза и описать данный запах. Подойдите ко мне и из коробочки возьмите любую капсулу.

 Игра «Отгадай по запаху».

(Дети «обследуют» капсулу и рассказывают о своих ощущениях)

Воспитатель: Вы справились с заданием. Ребята, давайте нашему человечку нарисуем носик, потому что мы ему доказали, что без него он не сможет ощутить запахи. (Дети дорисовывают человечку нос.)

Воспитатель:  Отгадываем, следующую загадку.

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Воспитатель:  Покажите технологическую карту анализатора «Язык»  (Дети показывают карточку.)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, зачем нам язык?    ( Язык различает и чувствует вкус пищи.)

Воспитатель: Покажите  значок имени  признака «Вкус» (Дети показывают карточку.)

Воспитатель:  Давайте попробуем вкус того, что я приготовила для вас.

 Игра  «Отгадай по вкусу»

(Дети закрывают глаза, воспитатель дает попробовать продукты, различные по вкусу: лимон,  банан, морковь, яблоко, мандарин, лук. Ребята  называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения.)

Воспитатель: Вот какой у нас волшебный язычок. Ребята, давайте нашему человечку нарисуем ротик, где живет наш язычок, потому что мы ему доказали, что без него он не сможет ощущать вкусы пищи.  (Дети дорисовывают человечку рот.)

Воспитатель: Чтобы узнать о следующем органе чувств - отгадайте загадку. 

Оля ягодки берёт,

          По две, по три штучки.

  А для этого нужны,

    Нашей Оле(ручки)

Воспитатель: Молодцы. Дети, к нам в гости пришел слоник и хочет с вами поиграть. Как вы думаете, в какую игру? Для этого обратите внимание на карточку со значком  имени признака.  (Дети называют признак «Рельеф».)

Ребята, подойдите к нашему  слонику и обследуйте объекты, которые находятся в нем и расскажите о своих ощущениях.

(В слонике находятся брусочки с разными поверхностями, дети на ощупь определяют рельеф, описывают его, а затем показывают остальным детям.)

Игра «Определи рельеф».

Воспитатель: Молодцы, как многословно вы описали рельеф объектов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на  столе стоят контейнеры с водой, около них лежит  значок с именем признака,  скажите, что мы будем определять у воды? (Карточка  со значком имени признака «Температура») 

Дети: Температуру.

 Игра «Определи температуру»

Воспитатель: Ребята,  как вы определили температуру воды? (С помощью рук.)

Воспитатель: Правильно.  А теперь, скажите, что лежит на столе?   (Полотенца)

Воспитатель: Рядом с ними лежит карточка со знаком имени признака. Как вы думаете, что нужно определить у полотенец? 

Дети: Определить их влажность.   (Дети трогают полотенца руками и определяют, что одно - мокрое, другое – сухое.)

Воспитатель: Молоды.  Ребята, у меня есть сундучок,  в котором находятся интересные объекты. (Перышко, камень, деревянный кирпичик, пластмассовая игрушка, металлическая трубочка.)  

Воспитатель: Хотите  заглянуть в него? (Да) 

Воспитатель: Рядом с ними лежит карточка со знаком имени признака. Как вы думаете, что нужно определить у этих объектов?   (Вес.) 

Игра  «Угадай вес»    

Воспитатель: Марина, открывай и доставай любой объект. Что у тебя в руке? (Камень и кирпичик.)

 Воспитатель: Какие объекты по весу? (Ответы детей: камень - тяжелый, а  кирпичик - легкие.)

Воспитатель: Вот какие у нас умные ручки. Ребята, давайте нашему человечку нарисуем руки.  (Дети дорисовывают человечку руки.)

Воспитатель: Чтобы узнать о следующем органе чувств - отгадайте загадку. 

              Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса

        Помогают нам(глаза)

Воспитатель:  Подойдите  к столу и покажите технологическую карту анализатора «Глаза». (Дети показывают карточки.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточки и скажите, что мы сейчас будем определять у объектов с помощью глаз. (Форму, цвет.)

Воспитатель: Предлагаю игру «Веселый паровозик». Нужно подойти к столу, выбрать любой паровозик, на котором изображена фигура определенного цвета и формы, и найти вагончики с объектами похожими на эту фигуру и составить поезд. У каждого из вас получится свой поезд.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Ребята, на столе осталась еще одна карточка со значком имени признака. Как он называется? («Часть»)

Воспитатель: Правильно! Посмотрите, какую интересную игру я для вас приготовила. (Круги Луллия «Объект-Часть») 

На одном круге расположены объекты, на втором круге - части объектов, третий-  стрелочка (сектор). Нужно найти объект, его часть. (Дети выполняют задание.)

 Воспитатель: А теперь посмотрите на карточку со значком имени признака и назовите его. (Действие.)

Воспитатель: Дети, а сейчас немного отдохнем и поиграем. (Воспитатель показывает различные движения, а дети повторяют и  называют действия, а затем дети  по желанию показывают движения, а остальные ребята отгадывают действия.) 

 Игра «Что делает объект»

Воспитатель: Как вы догадались, что я делала и вы? (Увидели с помощью глаз.)

Воспитатель: Молодцы! Глаза - это один из самых ценных органов чувств человека. Ребята, давайте нашему человечку нарисуем глаза,  потому что мы ему доказали, что без них он не сможет видеть, что его окружает.  (Дети дорисовывают человечку глаза.)

Воспитатель: Ребята, не все сегодня мы вспомнили значки имен признаков, но   определили, что любой объект можно обследовать с помощью наших органов чувств. Как вы думаете мы доказали человечку, что всем людям необходимы  органы чувств? Назовите ещё раз наших помощников.

 (Ребята смотрят на карточки с анализаторами и карточки со значками имен признаков, расположенных на мольберте и отвечают.)

Дети: Глаза нам нужны, чтобы видеть: цвет, форму, движения, часть. Нос, чтобы ощущать запахи. Язык помогает  различать вкус продуктов. Уши нам нужны, чтобы слышать звуки, которые нас окружают.  С помощью рук мы можем потрогать предмет, и сказать какой он по рельефу, температуре, влажности и весу.

Воспитатель: Какие игры вам больше всего понравились?  (Ответы детей.) 

Воспитатель: Наше мероприятие закончилось, но с вами мы обязательно еще будем играть в понравившиеся вам игры и познакомимся с новыми.

Список используемой литературы:

  1. Альтшу́ллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 199
  2.  Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008  
  3.  Сидорчук Т.А. «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания. Ульяновск, 2014
  4. Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"

Бурычлар:  1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру.                      2.Тәрбияче ...

Конспект занятия средней группе детского сада по познавательному развитию по сказке «Гуси-лебеди»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи: образовательных областей:Познавательное развитие:- Учить детей находить и назыв...

Конспект для средней группы по познавательному развитию «В гости в деревню»

Конспект для средней группы по познавательному развитию...

Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). план-конспект занятия (средняя группа)

Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). «Сказочное путешествие».Цель: 1. расширить глагольный словарь;  2. закрепит...

Конспект НОД Средняя группа Область: познавательное развитие Тема: «Мой любимый город - Тавда»

Тема: «Мой любимый город - Тавда» Цель: формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников; воспитание чувства любви к своему городу. Задачи:1. расширять пр...