УНТ в этнокультурном воспитании дошкольников
презентация

Хулхачиева Нина Сергеевна

Устное народное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_hulhachieva_n_s_29.04.pptx653.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устное народное творчество в этнокультурном воспитании дошкольников Выполнила : Хулхачиева Н.С МКДОУ №30.

Слайд 2

Актуальность: Актуальность социально-нравственного воспитания на данный момент огромна, т.к. объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, нарастанием стрессовых обстоятельств, снижением устойчивости нравственных убеждений и отношений, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России: наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; размытость критериев добра и зла; низкий уровень развития эмоционально - волевой сферы личности. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно в этом возрасте необходимо задать нравственные ориентиры социального развития ребенка. Социально-нравственное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. И по этому, в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источника духовно-нравственного, патриотического воспитания детей.

Слайд 3

Цель: развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности, приобщение детей к национальной культуре.

Слайд 4

Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества. Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки , заклички , пословицы, поговорки, загадки, былины, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициям .

Слайд 5

В устном народном творчестве сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Для калмыцкого устного народного творчества характерны различные жанры: героический народный эпос, сказки, исторические, лирические, обрядовые (свадебные) песни, меткие пословицы, поговорки. Во многих из них явственны следы древней мифологии.

Слайд 8

Формы работы с детьми по их ознакомлению с устным народным творчеством

Слайд 9

Загадки Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. В загадках охватываются явления природы, общественной и семейной жизни, особенности анатомии человека и животных. Многие из калмыцких загадок связаны со скотоводством, земледелием, рыболовством, охотой. Имеются загадки о зверях и птицах, насекомых, пресмыкающихся.

Слайд 10

Y үлгүрмүд (Пословицы и поговорки) Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. В калмыцком фольклоре видное место занимают пословицы и поговорки. Эти доходчивые и меткие выражения прививают любовь к труду, родной земле, воспитывают честность, доблесть, храбрость и мужество, высмеивают и клеймят пороки, осуждают зло.

Слайд 11

Тоолдгуд - Считалки Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей.

Слайд 12

Значительное место в калмыцком фольклоре занимают йорял (благопожелания), которые как особый жанр устного народного творчества бытуют очень широко и в настоящее время. Иорял — это выражение чистых, душевных, искренних чувств человека, который желает счастья, здоровья, успехов и т. п. тому, кому йорял высказывается. Калмыцкое благопожелание всегда жизнеутверждающе, оптимистично, в основе его — несокрушимая вера народа в конечное торжество добра над злом, справедливости над несправедливостью, обычно йорял произносится экспромтом кем-нибудь из старших по возрасту (независимо от пола) на свадьбе, в честь гостей, по случаю рождения ребенка, приема приплода (т. е. окота или отела) и т. д .

Слайд 13

Сказки Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Важное место в калмыцком фольклоре занимают волшебные или фантастические сказки, значительные по объему и сложные по композиции. Их героями являются те же богатыри и мудрые кони, как в сказках о богатырях. Герои попадают в трудные положения, им приходится преодолевать одно препятствие за другим. В их титанической борьбе со злыми силами общества и природы помогают волшебные слова, домашние животные, в первую очередь лошадь, часто спасающая человека от смертельной опасности. Как правило, все их похождения заканчиваются победой героев сказки, торжеством справедливости. Женские персонажи волшебных сказок, независимо от их социального положения и происхождения, наделяются умом и смекалкой.

Слайд 14

Калмыцкие сказки в работе с дошкольниками. объяснение важности калмыцкой сказки в развитии и обучении детей калмыцкой разговорной речи. Развитии личности ребёнка его творческой, эмоциональной сферы чувств.

Слайд 15

Развитым жанром дореволюционного калмыцкого фольклора был героический эпос. Среди произведений этого жанра особое место занимает народный эпос « Джангар », вошедший в сокровищницу мировой культуры Одна из главных идей народного эпоса « Джангар » — идея преодоления междоусобиц феодалов, прекращения губительных для народа кровавых столкновений, идея объединения всех ойратов вокруг хана (типа Джангара ), который бы регулировал взаимоотношения между феодалами, прекратил кровопролитие и утвердил общество, где потомки не будут делать зла друг другу.

Слайд 16

Праздники и обряды Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Слайд 17

Практические рекомендации по приобщению детей к устному народному творчеству Формирование развивающей предметно- пространственной среды в группе ДОУ; Развитие самостоятельности и инициативности у детей по средством театрализованной деятельности; Совместная работа с родителями в вопросах воспитания у детей интереса к устному народному творчеству

Слайд 18

Заключение Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором социального и духовного развития ребенка, его речи. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор в большинстве произведений устного творчества русского народа — всё это открывает путь к сердцу и уму ребенка.

Слайд 19

Список используемой литературы 1. Венгер Л. А., Мухина B. C. Психология. -М.: Просвещение, 1988. — с.336 2. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. — М.: Просвещение, 1989.- с. 188 3. История дошкольной педагогики в России — сост. Н. Б. Мгелидзе и др. — М.: Просвещение, 1987. — с. 432 4. Кравцов Н. И. Проблемы теории фольклора. — В кн.: Проблемы фольклора. — М.: Издательство «Наука», 1975..Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.- с.239 5. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк . воспитание.-1984.-№ 4.-с.8–11.18. 6. Русское народное поэтическое творчество. Пособие для вузов. Под общей редакцией профессора П. Г. Богатырева . — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956 — с. 405 7. Соколов Ю. М. Русский фольклор. — М., 1941. — с. 212 8. Сухомлинский В. Н. Сердце отдаю детям, Киев — 1994. — с.121 9. Телитченко Л.В., Красникова Т.И. Устное народное творчество как фактор социального и духовного развития личности ребенка // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 864-866. 10. Ушинский К. Д. Избр . печ . соч. — М., 1974. — м. 2. — с. 314. Электронные ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/650342/ http://pravsarov.su/content/14/747/1184/1359.html http://moluch.ru/archive/61/9011/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.Но еще есть историческая память поколе...

Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"

Cистема дидактических игр этнокультурного содержания,   ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...

Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников/

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественн...

Сюжетно-ролевые игры дошкольников в этнокультурном воспитании дошкольников.

В данной статье рассмотрена роль сюжетно - ролевых игр в этнокультурном воспитании дошкольников....

Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям и традициям и культуре.

Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа....

Формы работы по этнокультурному воспитанию дошкольников

Формы работы по этнокультурному воспитанию дошкольников...

Статья в районной газете "Огни Курумкана" "Этнокультурное воспитание дошкольников"

Статья в районной газете "Огни Курумкана" "Этнокультурное воспитание дошкольников"...