Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Образовательная среда детского сада предоставляет ребенку возможность быть субъектом любой социокультурной области человеческой деятельности (социальная и коммуникативная компетентность, художественное и техническое творчество, спортивная деятельность и т. д.) и обеспечивает способы социализации, заключающиеся в возможности социального и межличностного взаимодействия, необходимого для успешной и активной жизни.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в  группе комбинированной  направленности создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности и ее социализации.

Главное требование к развивающей предметно-пространственной среде – ее развивающий характер.

         Развивающая  предметно-пространственная  среда  группы комбинированной  направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее  –  РППС)  соответствует   требованиям  Стандарта  и  санитарно-эпидемиологическим  требованиям.  РППС  группы обеспечивает реализацию   адаптированной основной  образовательной   программы. Все центры организованы таким образом, чтобы одновременно обеспечить возможность коррекционно-развивающей работы,  совместной организованной деятельности детей с педагогом и самостоятельной активности детей. Дидактические пособия, иллюстративный материал поддерживают интерес ребенка к различным видам деятельности, побуждают к выполнению заданий, стимулируют к творческому самовыражению.

Предметно-пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности соответствует принципам, продиктованным ФГОС ДО и является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной:

- содержательно-насыщенная: пространство группы оформлено и оснащено таким образом, что позволяет поддерживать игровую, познавательную, творческую активность воспитанников с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Благодаря эстетичному содержанию и оформлению пространства в едином стиле и выдержанной цветовой гамме, дети и взрослые чувствуют себя здесь эмоционально комфортно, безопасно, по-домашнему уютно;

- трансформируемая: пространство группы  можно использовать в различных целях благодаря подвижной мебели. Детские столы можно ставить полукругом во время непосредственно образовательной деятельности или соединить вместе в круглый стол для выполнения творческих работ и организации игры «Что, где, когда» и др. или поставить к стене и организовать выставку или предоставить детям возможность для самодеятельности;

- полифункциональная: многие пособия, игры многофункциональны и могут использоваться в различных видах деятельности с различными целями;

- вариативная: пособия и игры выполнены из разнообразных, современных материалов и соответствуют потребностям детей. Для хранения используются безопасные, красивые коробочки, уголки, папки в едином стиле. Благодаря творческим способностям педагога и неравнодушному отношению к работе, в группе регулярно обновляется среда. Появляются новые пособия, игры, материалы для самодеятельности и совместной деятельности, что позволяет стимулировать познавательную, двигательную, мотивационную активность детей;

- доступная: игры, пособия находится на открытых полках; материал систематизирован в целевых зонах, что значительно облегчает его использование;

- безопасная: коррекционно-пространственная среда группы оформлена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей, с учетом ведущей деятельности – игры. Группа светлая, большая, хорошо проветриваемая. В работе используются здоровьесберегающие технологии (массажеры для лица и рук, , массажные мячики, эспандеры, массажные коврики для рук и ног, игры на дыхание).

 

 

Группа имеет рабочие образовательные области:

 

1.Социально-коммуникативное развитие.

 

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

 

Центр сюжетно-ролевых игр     

  • «Больница»;
  • «Салон красоты»;
  • «Супермаркет», «Банк»;
  • «Мастерская», «Автосалон», «ГИБДД»;
  • «Кафе», «Школа»;
  • «Ателье «Модница»;
  • «Служба спасения»,  и др.

 

«Центр релаксации и уединения»         

  • шатёр;
  • различные мягкие игрушки;
  • подушечки для снятия психоэмоционального напряжения.

           

             Информационный центр для педагогов и родителей

Он расположен на планшетах (стендах): в приемной группы, в которой  располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда и психолога , раздаточным материалом (буклеты, памятки).

 

2.Познавательное развитие .

 

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

 

Центр знаний «Математика»

           

  • меловые и магнитные доски;
  • наборные полотна;
  • разнообразный наглядный, раздаточный, счетный материал;
  • дидактические игры;
  • развивающие игры.

 

                   

           Центр патриотического воспитания      -   

  • государственная символика;
  • иллюстрации и книги посвящённые праздникам, народным традициям, особенностям и достопримечательностям  родного  края;
  • пособия народных промыслов.

 

      Центр природы и исследовательской деятельности      

  • комнатные растения;
  • инструменты для ухода за растениями;
  • материалы для проведения опытов и экспериментов;
  • календари наблюдения за погодой;
  • познавательная литература;
  • материалы для экспериментальной и исследовательской деятельности.

          Центр «Безопасности»       

  • художественная литература ,отражающая информацию о безопасном поведении дома, на улице, в общественных местах;
  • наглядный материал;
  • настольные и дидактические игры.
  • стенд в приемной

    3.Речевое развитие.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчестваразвитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

  Центр развития речи

  • наглядный материал для проведения артикуляционной гимнастики;
  • материалы для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пособия на формирование длительной, направленной воздушной струи;
  • игры и пособия на развитие мелкой моторики .

 

        Центр коррекции звукопроизношения

 

  • здесь расположено большое зеркало и детский стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа;
  • индивидуальные зеркала ,перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация);
  • кассы букв, слогов, звуковые линейки, символы звуков ;
  • дидактические игры и пособия для развития речи детей.

 

      

 

        Центр речевого дыхания

 

  • вертушки;
  • трубочки;,
  • мыльные пузыри и т.д.

 

       

 

Литературный центр

 

  • произведения разных авторов;
  • портреты писателей;
  • иллюстрации к произведениям;
  • материалы для создания книжек-самоделок.

 

4.Художественно-эстетическое развитие

 

Развитию умений и навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи , необходимых для адаптации в обществе, способствует вовлечение их в продуктивную художественную деятельность. Художественное творчество — это один из самых увлекательных и эффективных в контексте задач коррекционной работы видов художественной деятельности. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения способствуют удовлетворению исследовательской потребности детей, пробуждению интереса, развитию трудовых умений и навыков, дают чувство радости от процесса и результатов труда.

 

Центр продуктивной деятельности

  • игрушки;
  • альбомы;
  • раскраски;
  • материалы для  рисования;
  • лепки;
  • декоративно-прикладного творчества.

 

Центр театрализованной деятельности

 

  • бросовый материал;
  • различные журналы;
  • элементы детских костюмов;
  • маски;
  • ширмы; 
  • различные виды театра (теневой, настольный, би-ба-бо;     
  • музыкальные инструменты; дидактические игры).

 

5.Физическое развитие.

 

При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов. Поэтому физическое воспитание в специализированном детском саду – самая важная часть общей системы воспитания и обучения детей с нарушенным речевым развитием.

 

Центр развития мелкой моторики

 

  • различные игрушки;
  • пособия;
  • мозаики;
  • массажные мячики;
  • шнуровки;
  • дидактические игры на развитие моторики;
  • мелкий конструктор.

 

          Центр развития крупной моторики : спортивный  материал, необходимый для развития основных видов движения в совместной и самостоятельной деятельности :

 

  • кегли;
  • ленты;
  • верёвочки;
  • флажки;
  • мячи разной величины;
  • кольцеброс.

 

Обстановка, созданная в группе,   уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует успешной социализации детей с ТНР , их эмоциональному и интеллектуальному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РППС подготовительной группы. Подготовила: Воспитатель подготовительной группы группы комбинированной направленности Кумакова Анджелла Акбулатовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Белоснежка» Новый Уренгой 2021

Слайд 2

Актуальность Образовательная среда детского сада предоставляет ребенку возможность быть субъектом любой социокультурной области человеческой деятельности ( социальная и коммуникативная компетентность, художественное и техническое творчество, спортивная деятельность и т. д.) и обеспечивает способы социализации , заключающиеся в возможности социального и межличностного взаимодействия, необходимого для успешной и активной жизни.

Слайд 3

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе комбинированной направленности создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности и ее социализации.

Слайд 4

Принципы РППС Содержательно-насыщенная Вариативная Безопасная Доступная Полифункциональная Трансформируемая

Слайд 5

Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Слайд 6

Социально-коммуникативное развитие: Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности ; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Слайд 7

Социально-коммуникативное развитие: Центр сюжетно-ролевых игр Центр релаксации и уединения

Слайд 8

Социально-коммуникативное развитие: Информационный центр для родителей

Слайд 9

Познавательное развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Слайд 10

Познавательное развитие: Центр знаний «Математика» Центр патриотического воспитания Центр природы и исследовательской деятельности Центр безопасности

Слайд 11

Речевое развитие Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Слайд 12

Речевое развитие Центр речевого развития Центр литературного чтения

Слайд 13

Художественно-эстетическое развитие Развитию умений и навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи , необходимых для социализации в обществе, способствует вовлечение их в продуктивную художественную деятельность. Художественное творчество — это один из самых увлекательных и эффективных в контексте задач коррекционной работы видов художественной деятельности. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения способствуют удовлетворению исследовательской потребности детей, пробуждению интереса, развитию трудовых умений и навыков, дают чувство радости от процесса и результатов труда.

Слайд 14

Художественно-эстетическое развитие Центр творчества Центр театрализации

Слайд 15

Физическое развитие При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов. Поэтому физическое воспитание в детском саду – самая важная часть общей системы воспитания и обучения детей с нарушенным речевым развитием.

Слайд 16

Физическое развитие Центр мелкой моторики Центр крупной моторики

Слайд 17

Обстановка, созданная в группе, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует успешной социализации детей с ОВЗ, их эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Слайд 18

Каждый ребёнок особенный, все дети - равные!

Слайд 19

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)...

Конспект игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспектигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи...

Самоанализ игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 «Речецветик»

Самоанализигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи№ 8 «Речецветик»...

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева...

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО

laquo;Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собо...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...