Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Образовательная среда детского сада предоставляет ребенку возможность быть субъектом любой социокультурной области человеческой деятельности (социальная и коммуникативная компетентность, художественное и техническое творчество, спортивная деятельность и т. д.) и обеспечивает способы социализации, заключающиеся в возможности социального и межличностного взаимодействия, необходимого для успешной и активной жизни.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе комбинированной направленности создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности и ее социализации.
Главное требование к развивающей предметно-пространственной среде – ее развивающий характер.
Развивающая предметно-пространственная среда группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – РППС) соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. РППС группы обеспечивает реализацию адаптированной основной образовательной программы. Все центры организованы таким образом, чтобы одновременно обеспечить возможность коррекционно-развивающей работы, совместной организованной деятельности детей с педагогом и самостоятельной активности детей. Дидактические пособия, иллюстративный материал поддерживают интерес ребенка к различным видам деятельности, побуждают к выполнению заданий, стимулируют к творческому самовыражению.
Предметно-пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности соответствует принципам, продиктованным ФГОС ДО и является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной:
- содержательно-насыщенная: пространство группы оформлено и оснащено таким образом, что позволяет поддерживать игровую, познавательную, творческую активность воспитанников с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Благодаря эстетичному содержанию и оформлению пространства в едином стиле и выдержанной цветовой гамме, дети и взрослые чувствуют себя здесь эмоционально комфортно, безопасно, по-домашнему уютно;
- трансформируемая: пространство группы можно использовать в различных целях благодаря подвижной мебели. Детские столы можно ставить полукругом во время непосредственно образовательной деятельности или соединить вместе в круглый стол для выполнения творческих работ и организации игры «Что, где, когда» и др. или поставить к стене и организовать выставку или предоставить детям возможность для самодеятельности;
- полифункциональная: многие пособия, игры многофункциональны и могут использоваться в различных видах деятельности с различными целями;
- вариативная: пособия и игры выполнены из разнообразных, современных материалов и соответствуют потребностям детей. Для хранения используются безопасные, красивые коробочки, уголки, папки в едином стиле. Благодаря творческим способностям педагога и неравнодушному отношению к работе, в группе регулярно обновляется среда. Появляются новые пособия, игры, материалы для самодеятельности и совместной деятельности, что позволяет стимулировать познавательную, двигательную, мотивационную активность детей;
- доступная: игры, пособия находится на открытых полках; материал систематизирован в целевых зонах, что значительно облегчает его использование;
- безопасная: коррекционно-пространственная среда группы оформлена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей, с учетом ведущей деятельности – игры. Группа светлая, большая, хорошо проветриваемая. В работе используются здоровьесберегающие технологии (массажеры для лица и рук, , массажные мячики, эспандеры, массажные коврики для рук и ног, игры на дыхание).
Группа имеет рабочие образовательные области:
1.Социально-коммуникативное развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Центр сюжетно-ролевых игр
- «Больница»;
- «Салон красоты»;
- «Супермаркет», «Банк»;
- «Мастерская», «Автосалон», «ГИБДД»;
- «Кафе», «Школа»;
- «Ателье «Модница»;
- «Служба спасения», и др.
«Центр релаксации и уединения»
- шатёр;
- различные мягкие игрушки;
- подушечки для снятия психоэмоционального напряжения.
Информационный центр для педагогов и родителей
Он расположен на планшетах (стендах): в приемной группы, в которой располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда и психолога , раздаточным материалом (буклеты, памятки).
2.Познавательное развитие .
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Центр знаний «Математика»
- меловые и магнитные доски;
- наборные полотна;
- разнообразный наглядный, раздаточный, счетный материал;
- дидактические игры;
- развивающие игры.
Центр патриотического воспитания -
- государственная символика;
- иллюстрации и книги посвящённые праздникам, народным традициям, особенностям и достопримечательностям родного края;
- пособия народных промыслов.
Центр природы и исследовательской деятельности
- комнатные растения;
- инструменты для ухода за растениями;
- материалы для проведения опытов и экспериментов;
- календари наблюдения за погодой;
- познавательная литература;
- материалы для экспериментальной и исследовательской деятельности.
Центр «Безопасности»
- художественная литература ,отражающая информацию о безопасном поведении дома, на улице, в общественных местах;
- наглядный материал;
- настольные и дидактические игры.
- стенд в приемной
3.Речевое развитие.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Центр развития речи
- наглядный материал для проведения артикуляционной гимнастики;
- материалы для автоматизации и дифференциации звуков;
- пособия на формирование длительной, направленной воздушной струи;
- игры и пособия на развитие мелкой моторики .
Центр коррекции звукопроизношения
- здесь расположено большое зеркало и детский стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа;
- индивидуальные зеркала ,перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация);
- кассы букв, слогов, звуковые линейки, символы звуков ;
- дидактические игры и пособия для развития речи детей.
Центр речевого дыхания
- вертушки;
- трубочки;,
- мыльные пузыри и т.д.
Литературный центр
- произведения разных авторов;
- портреты писателей;
- иллюстрации к произведениям;
- материалы для создания книжек-самоделок.
4.Художественно-эстетическое развитие
Развитию умений и навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи , необходимых для адаптации в обществе, способствует вовлечение их в продуктивную художественную деятельность. Художественное творчество — это один из самых увлекательных и эффективных в контексте задач коррекционной работы видов художественной деятельности. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения способствуют удовлетворению исследовательской потребности детей, пробуждению интереса, развитию трудовых умений и навыков, дают чувство радости от процесса и результатов труда.
Центр продуктивной деятельности
- игрушки;
- альбомы;
- раскраски;
- материалы для рисования;
- лепки;
- декоративно-прикладного творчества.
Центр театрализованной деятельности
- бросовый материал;
- различные журналы;
- элементы детских костюмов;
- маски;
- ширмы;
- различные виды театра (теневой, настольный, би-ба-бо;
- музыкальные инструменты; дидактические игры).
5.Физическое развитие.
При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов. Поэтому физическое воспитание в специализированном детском саду – самая важная часть общей системы воспитания и обучения детей с нарушенным речевым развитием.
Центр развития мелкой моторики
- различные игрушки;
- пособия;
- мозаики;
- массажные мячики;
- шнуровки;
- дидактические игры на развитие моторики;
- мелкий конструктор.
Центр развития крупной моторики : спортивный материал, необходимый для развития основных видов движения в совместной и самостоятельной деятельности :
- кегли;
- ленты;
- верёвочки;
- флажки;
- мячи разной величины;
- кольцеброс.
Обстановка, созданная в группе, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует успешной социализации детей с ТНР , их эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_sreda_kak_uslovie_sotsializatsii_dlya_detey_s.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Образовательная среда детского сада предоставляет ребенку возможность быть субъектом любой социокультурной области человеческой деятельности ( социальная и коммуникативная компетентность, художественное и техническое творчество, спортивная деятельность и т. д.) и обеспечивает способы социализации , заключающиеся в возможности социального и межличностного взаимодействия, необходимого для успешной и активной жизни.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе комбинированной направленности создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности и ее социализации.
Принципы РППС Содержательно-насыщенная Вариативная Безопасная Доступная Полифункциональная Трансформируемая
Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие: Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности ; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие: Центр сюжетно-ролевых игр Центр релаксации и уединения
Социально-коммуникативное развитие: Информационный центр для родителей
Познавательное развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Познавательное развитие: Центр знаний «Математика» Центр патриотического воспитания Центр природы и исследовательской деятельности Центр безопасности
Речевое развитие Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Речевое развитие Центр речевого развития Центр литературного чтения
Художественно-эстетическое развитие Развитию умений и навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи , необходимых для социализации в обществе, способствует вовлечение их в продуктивную художественную деятельность. Художественное творчество — это один из самых увлекательных и эффективных в контексте задач коррекционной работы видов художественной деятельности. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения способствуют удовлетворению исследовательской потребности детей, пробуждению интереса, развитию трудовых умений и навыков, дают чувство радости от процесса и результатов труда.
Художественно-эстетическое развитие Центр творчества Центр театрализации
Физическое развитие При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов. Поэтому физическое воспитание в детском саду – самая важная часть общей системы воспитания и обучения детей с нарушенным речевым развитием.
Физическое развитие Центр мелкой моторики Центр крупной моторики
Обстановка, созданная в группе, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует успешной социализации детей с ОВЗ, их эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Каждый ребёнок особенный, все дети - равные!
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)...
Конспект игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Конспектигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи...
Самоанализ игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 «Речецветик»
Самоанализигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи№ 8 «Речецветик»...
Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО
laquo;Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собо...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...