Проект «Формирование у дошкольников социальных и семейных ценностей»
проект (старшая группа)

Уторова Елена Петровна

Тип проекта: социально- коммуникативный, творческий, групповой

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители

Срок реализации: среднесрочный, по продолжительности два месяца- с 3 октября по 30 ноября 2020 года

Актуальность:

Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев- основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция- воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель:

Воспитание и уважение к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Воспитание у детей чувство долга перед семьей.

Задачи:

Расширить представление детей о семье.

Обогащать словарный запас терминами родства.

Воспитывать уважительное отношение ко всем членам своей семьи.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Воспитывать патриотические чувства.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях детского сада и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Формирование у дошкольников социальных и семейных

Воспитатели: Филимонова Елена Васильевна, Уторова Елена Петровна

Тип проекта: социально- коммуникативный, творческий, групповой

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители

Срок реализации: среднесрочный, по продолжительности два месяца- с 3 октября по 30 ноября 2020 года

Актуальность:

Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев- основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция- воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель:

Воспитание и уважение к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Воспитание у детей чувство долга перед семьей.

Задачи:

Расширить представление детей о семье.

Обогащать словарный запас терминами родства.

Воспитывать уважительное отношение ко всем членам своей семьи.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Воспитывать патриотические чувства.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях детского сада и семьи.

ИОО:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально- коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие

Ожидаемые результаты:

Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважения и забот ко всем членам семьи, умение организовывать сюжетно- ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

Реализация проекта по этапам:

Этапы

Формы проведения

Название мероприятия

Участники

П

О

Д

Г

Т

О

В

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

Опрос детей «Что я знаю о своей семье»

Рассматривание иллюстраций

Тема «Семья»

Разработка и составление плана реализации проекта

Дети

Воспитатели

О

С

Н

О

В

Н

О

Й

1 неделя с 3 по 7 октября

Беседа

Показ презентации

НОД Рисование по шаблону

Чтение художественной литературы

Сюжетно- ролевая игра

Взаимодействие с родителями

«Как мы отдыхали»

«Моя семья»

«Моя рука- моя семья»

«Синяя чашка»

М. Матвеева

«Семья»

Изготовление генеалогического дерева семьи

Дети

Родители

Воспитатели

2 неделя с 10 по 14 октября

Беседа

Беседа

НОД Лепка

Дидактическая игра

Чтение художественной литературы

Сюжетно- ролевая игра

Взаимодействие с родителями

«Моя дружная семья»

«Наши имена и фамилии»

«Прянички к чаю для любимой мамочке»

«Собери семью вместе»

«Мамина работа»

Е. Пермяк

«Дочки- матери»

Анкетирование

«Чего ребенок ждет от семьи»

Дети

Воспитатели

3 неделя с 17 по 21 октября

Беседа

НОД познавательное развитие

Словесная игра

Чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность педагога и детей

«Моя мама лучше всех»

«Все работы хороши» Знакомство с профессией мамы

«Назови, как тебя мама ласково называет»

«Посидим в тишине»

 З. Александрова

Конструирование из ниток «Мамины косички»

Дети

Воспитатели

4 неделя с 24 по 28 октября

Беседа

Чтение художественной литературы

Дидактическая игра

Сюжетно- ролевая игра

Взаимодействие с родителями

Постановка и снятие мультфильма

«Папа может все, что угодно»

Сказка «Три медведя»

«Кому, что нужно для работы»

«Папины помощники»

Консультация

«Роль отца в воспитании детей»

«Репка»

Дети

Воспитатели

Родители

Дети

Воспитатель

5 неделя с 31 октября по 4 ноября

Беседа

Чтение художественной литературы

Словесная игра

Строительная игра

Взаимодействие с родителями

НОД рисование

«Мой брат и сестра»

«Моя сестренка Ксения»

В Драгунский

«Кто живет у нас в квартире»

«Мебель для дома»

Консультация

«Мама, папа, я- счастливая семья или незабываемый выходной»

«Портрет моей мамы»

Дети

Воспитатели

Родители

6 неделя с 7 по 11 ноября

Беседа

НОД художественно- эстетическое развитие

Чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность педагога и детей

Сюжетно- ролевая игра

«Как я с мамой или папой иду в детский сад»

Изготовление

Книжки-малышки

Для взрослых и детей

«Сыновья» В. Осеева

Составление плана- схемы от дома до детского сада

«Мамины помощники»

Дети

Воспитатели

7 неделя с 14 по 18 ноября

Беседа

Чтение художественной литературы

Сюжетно- ролевая игра

Памятка

Для бабушек по воспитанию внуков

Продуктивная деятельность

НОД познавательное развитие

«Мои бабушка и дедушка»

«Старый дед и внучок»

 Л. Толстой

«В гости к бабушке и

Дедушке»

«Мои любимые бабушка и дедушка»

Конструирование

«Дом»

«Бабушкин сундучок»

 

Дети

Воспитатели

Родители

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

8 неделя с 21 по 25 ноября

Беседа

НОД

 Развитие речи

Чтение художественной литературы

Развлечение

Дидактическая игра

Сюжетно- ролевая игра

Изготовление Древа группы

Презентация

Папка- передвижка для родителей

«Что такое генеалогическое древо моей семьи»

Составление рассказа

Тема «Выходной день в моей семье»

Сказка «Гуси лебеди»

Показ настольного театра сказка «Маша и медведь»

«Подбери наряд кукле»

«Дом»

Наша группа- наша семья

«Моя семья»

Распространение опыта работы среди педагогов

По проекту

Дети

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Приложение:

Дидактические и словесные игры.

Дидактическая игра «Собери семью вместе»

Цель: формировать у детей понятие, что такое семья.

Материал: вырезанные из картона гроздь винограда, где вместо ягодок изображены лица людей

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Семья»

Это пальчик- мама

Это пальчик- папа

Это пальчик- бабушка

Это пальчик- дедушка

Это пальчик- я

А это вся моя семья.

Посмотрите, какая у нас дружная семья, потому что все пальчики собраны вместе, в кулачок.

Посмотрите, что я вам покажу- показывает гроздь винограда, где вместо ягодок изображены лица людей.

На что это похоже?

Все ягоды собраны вместе, потому что семья всегда должна быть дружная, должна быть вместе.

Давайте рассмотрим членов семьи- отрывает по одной ягодке, спрашивает детей, кто это-  в конце игры все ягодки собираются на одной ветке.

Вот наша семья собралась вместе.

Аналогично игру можно проводить с животными и птицами.

Словесная игра «Назови, как тебя мама ласково называет»

Цель:

Закрепить знания о семье, о маме.

Развивать речь детей.

Воспитатель рассматривает фотографии с изображением мамы.

- Кто изображен на этих фотографиях? – моя мама

- Что мама делает? – убирает, моет посуду, стирает и т.д.

Предлагает сказать, как ласково мама называет детей – солнышко, малыш, моя птичка и т. д.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Цель:

Закрепить названия знакомых профессий.

Закрепить знания о семье.

Развивать речь детей.

Воспитатель показывает две куклы- маму и папу.

Уточняет, что делает мама и папа.

- А кто знает, кем работает мама?

- Кем работает папа?

Показывает набор предметов- для врача, столяра, повара и т.д.

Рассматривает.

Берет по одному предмету и спрашивает: - Кому это нужно для работы?

Словесная игра «Кто живет у нас в квартире»

Используется материал в картинках «Мой дом, моя семья»

Цель:

Закрепить знания о семье.

Продолжать учить правильно называть членов семьи.

Воспитатель рассматривает иллюстрацию из дидактического материала.

- Кто изображен на картинке? – ответы детей

Воспитатель предлагает вспомнить и сказать, кто живет в квартире.

Конспект НОД Рисование «Моя рука- моя семья»

Образовательные задачи

Продолжать закреплять знания о семье, ее основных ценностях.

Познакомить со своей рукой, как предметом изобразительной деятельности.

Обогащать и активировать словарь в процессе расширения представлений о семье.

Закрепить умение рисовать фломастерами.

Развивающие

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать мышление, творческие способности.

Воспитательные

Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты.

Материал

Кукла- мальчик, иллюстрация о семье, тонированные листы, фломастеры, коробочка, отпечаток ладошки

Предварительная работа

Чтение рассказов и стихов о семье, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра «Собери семью вместе», рассматривание иллюстраций о семье

Обогащение словаря

Семья, папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, любовь, забота

Методические приемы

Словесный, наглядный, игровой

ИОО

Познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие

Время проведения

20 минут

Группа детей

15 человек

                                 Ход НОД

Дети сидят полукругом.

Воспитатель показывает куклу- мальчика. Рассматривает с детьми.

- Это мальчик Василий. Он пришел к нам, что бы рассказать о своей семье.

Показывает иллюстрацию с изображение семьи. Рассматривает, кто изображен- мама, папа, сестра, бабушка, дедушка.

- Василий хочет, чтобы вы тоже рассказали о своей семье.

- Кто живет с вами? – ответы детей

Воспитатель предлагает отдохнуть. Проводится физкультминутка.

Раз, два, три, четыре

Кто живет у нас в квартире- шагают на месте

Раз, два, три, четыре, пять

Всех могу пересчитать- считают пальчиком

Папа, мама, брат, сестра,

Кошка Мурка, два кота- хлопают в ладоши

Мой щегол, сверчок и я- прыгают на месте

Вот и вся моя семья- руки вверх

Дети садятся на места.

Воспитатель: - Я вам что то приготовила, посмотрите

Показывает коробочку и достает из нее отпечаток ладошки.

- Ребята, что это? – отпечаток руки

- Сколько у вас рук? – у каждого человека две руки

- Что мы делаем с помощью рук? – держим разные предметы, рисуем, лепим.

- Покажите левую руку, покажите правую руку.

- Все 5 пальцев живут вместе, как наша семья.

Проводится пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик- мама

Этот пальчик- папа

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик- дедушка

Этот пальчик- я

А это вся моя семья

- А мы с Василием приготовили вам задание. Предлагаю вам подойти к столам.

- Раздвигаем пальчики левой руки, прикладываем ладошкой вниз на лист бумаги, обводим ладошку фломастером - показ на доске

- Дальше каждый пальчик на вашем листе превратится в маму, папу, бабушку, дедушку. Возьмем фломастер и нарисуем глаза, нос, рот, уши, волосы – показ на доске. Можно нарисовать очки, шляпу, бусы, девочкам- бантики, мальчикам- шарфик.

Дети выполняют, воспитатель помогает.

- Какие замечательные рисунки у нас получились. Василию тоже понравилось и он вам приготовил сюрприз. За вашу добросовестную работу и красивые рисунки получайте сладкие призы.

Конспект НОД Лепка «Прянички к чаю для любимой мамочки»

Образовательные задачи

Продолжать учить лепить пластилином.

Закрепить знание цветов и формы.

Продолжать обогащать словарь детей, используя в речи ласковые слова.

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Развивающие

Развивать память, мышление.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные

Воспитывать уважительное и бережное отношение к матери.

Материал

Доски, тряпочки, пластилин, образец- пряники, вылепленные из пластилина

Методические приемы

Словесный, наглядный, игровой

Предварительная работа

Чтение стихов и семье, о маме, рассматривание иллюстраций о семье, сюжетно- ролевая игра «Семья»

Обогащение словаря

Прянички, любимая мамочка, мамуля, милая, добрая, ласковая

ИОО

Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие

Время проведения

20 минут

Группа детей

15 человек

                                  Ход НОД

Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? – осень

- А вы знаете, что осенью, в ноябре бывает такой праздник- День матери, день мамы.

Читает стихотворение про маму.

Кто вас дети больше любит

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас

Не смыкая нежно глаз

- Мама дорогая!

Колыбельку кто качает

Кто вам песни напевает

Кто вам сказки говорит

И игрушки вам дарит

- Мама дорогая!

- Нет никого на свете дороже и родней, чем мама. Мамы заботятся о вас, радуют вас игрушками и сладостями.

- А как вы маму ласково называете? – проводится словесная игра «Назови маму ласково» - мамочка, любимая, дорогая, мамуля, милая и т. д.

Воспитатель: Сейчас мы немного отдохнем.

Проводится физкультминутка.

Глазки, глазки,

Бровки, бровки – показывают названные части тела

Лобик, лобик- умница – показывает

Мамочка не налюбуется – наклоны вниз с разведенными руками

Воспитатель: А давайте мамочке своей подарим вот такие прянички – показывает образец.

Предлагает сесть за столы и вылепить из пластилина прянички.

- Посмотрите, какого цвета у вас пластилин? – дети называют.

- Лепить прянички можно используя цвет пластилина, какой вам нравится.

- Как вы думаете, на какую геометрическую фигуру похожи прянички? – на круг или овал.

Воспитатель объясняет выполнение работы.

Самостоятельная деятельность детей.

Индивидуальная помощь детям.

Итог НОД. Воспитатель хвалит детей, уточняет, что дети сегодня делали.

Конспект НОД Рисование «Портрет моей мамы»

Образовательные задачи

Учить рисовать портрет людей, соблюдая приблизительные пропорции и правила написания портрета.

Учить передавать приблизительное сходство с портретом своей мамы.

Закреплять правила написания портрета: вначале рисуем простым карандашом овал лица, затем глаза, брови, нос, рот, прическу.

Развивающие задачи

Развивать образное представление.

Развивать зрительную память.

Воспитательные задачи

Воспитывать аккуратность, неторопливость.

Воспитывать любовь и уважение к матери

Материал

Таблицы подсказки, альбомный лист, краски- гуашь, простой карандаш, баночки с водой, тряпочки, кисти

Предварительная работа

Рассматривание фотографий мамы, рассматривание генеалогического древа, чтение стихов о маме

Обогащение словаря

Портрет

Методические приемы

Словесный, наглядный

ИОО

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие

Технические средства

Магнитофон

Время проведения- 20 минут

Группа детей – 15 человек

                        Ход НОД

Воспитатель: Приближается праздник матери.

Послушайте стихотворение про маму.

У меня есть мама

Всех она милей

Всех она красивей

Всех она добрей

Милая улыбка

Умные глаза

Люблю я свою маму

Любить буду всегда

 В этот день мы поздравляем всех мам и бабушек. А самый лучший подарок, сделанный своими руками.

Я портрет рисую

Покажу вам всем

А потом на праздник подарю я ей – показывает портрет

Давайте нарисуем портрет своей мамы. Но для этого нужно вспомнить некоторые правила написания портрета. Обратите внимание на портреты подсказки. С чего начинаем рисовать портрет?

Ответы детей: нужно вспомнить свою маму

Воспитатель: Я вам сейчас покажу, как я нарисую свою маму.  Нужно нарисовать простым карандашом овал лица, на середине находятся глаза- их рисуем в виде дуг, брови, нос, нос, рот, уши, прическу - показ рисования

Вспомните, какого цвета волосы у вашей мамы- ответы детей

Предлагает приступить к работе.

1, 2, 3, 4, 5 – начинаем рисовать.

Выполнение работы детьми, индивидуальная помощь детям.

Итог занятия.

Воспитатель: Мы сегодня все постарались, все молодцы, давайте устроим выставку портретов наших мам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Семинар-практикум "Формирование у дошкольников социальной и познавательной действительности через экологическое воспитание"

Природа играет основную роль в привитии любви к Родине. Воспитывая уважительных и любознательных детей с правильно сформированным экологическим мышлением, умеющих жить в гармонии с природой, мы воспит...

Роль продуктивной творческой деятельности детей в формировании у дошкольников социально – коммуникативной компетенции

Изобразительное творчество с его широкими психолого-педагогическими возможностями может являться одним из средств, способствующих развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми,...

АВТОРСКАЯ ИГРА «КОВРИК ДРУЖБЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

В статье рассматривается роль социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста на основе ключевых положений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образован...

Проект «Расскажите детям о семье и семейных ценностях» 2022 год

Формировать у детей представление о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.Создать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и пед...