АВТОРСКАЯ ИГРА «КОВРИК ДРУЖБЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
консультация (старшая группа)

Березнёва Валентина Юрьевна

В статье рассматривается роль социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста на основе ключевых положений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обоснована актуальность социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, выявлены показатели социально-коммуникативного развития детей, которые отвечают основным ориентирам на этапе окончания дошкольного образования. Отмечена функция игровой деятельности в развитии дошкольников на примере авторской игры «Коврик дружбы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_igra.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ ИГРА «КОВРИК ДРУЖБЫ»

КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

В.Ю. Березнева, З.М. Насирова, А.М. Фадеева, Т.В. Храмченко

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 134 «Веснушки» г.о. Тольятти

В процессе социально-коммуникативного развития дошкольник осваивает культурные традиции и ценности современного общества. Играя и взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, он учится жить рядом с другими, брать во внимание их интересы и правила, а также обучается нормам поведения в обществе, то есть становится социально компетентным. Роль социально-коммуникативного развития возрастает из-за дефицита воспитанности, доброжелательности, доброты и речевой культуры социального

окружения ребенка. В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности более пристальное внимание должно быть отведено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития дошкольников. Основная цель социально-коммуникативного развития: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщениедетей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Актуальность развития социально-коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне возрастает с каждым годом. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это зачастую выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Прослеживается сложность в умении сопереживать в печали и радоваться успеху собеседника. Роль педагога заключается в том, чтобы вовремя прийти на помощь, акцентировать внимание на таких ситуациях, а также создать необходимые условия для правильного развития воспитанников.

Стоит отметить, что большинство детей дошкольного возраста испытывают те или иные трудности в общении с окружающими, в особенности со сверстниками. Им тяжело по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже затруднительно ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не способны адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поддержать и установить контакт с собеседником. В результате дошкольники часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Тогда каким образом способствовать социально-коммуникативному развитию дошкольника? Конечно же, с помощью игровой деятельности. Она является потребностью растущего организма, ведь дети любят играть, для них игра имеет большой смысл.

Как говорил великий советский педагог и писатель В.А. Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит напрямую через игру, так как она занимает ведущую роль в детской деятельности. Стоит отметить, что общение является самым важным элементом каждой игры. В момент игровой деятельности происходит эмоциональное,

социальное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и принимать участие в воображаемой социальной

жизни. Дети учатся избегать конфликты, правильно выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Чем старше ребенок, тем полнее и ярче его наблюдения окружающего мира, следовательно, тем богаче его игра. Известный психолог Л.С. Рубинштейн утверждал, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, входя в роль, но и расширяет, углубляет, обогащает собственную роль. Управление игрой детей дает возможность влиять на их отношения и мировоззрение. Играя, ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает ориентироваться и понимать в причинах тех или иных поступков людей. Изучая систему человеческих отношений, дошкольник начинает осознавать свое место в ней.

Как правило, игра стимулирует всестороннему развитию познавательной сферы ребенка. Она способствует процессу произвольного поведения ребенка, становлению произвольной памяти, формирует внимание и мышление ребенка, а также творческое воображение. Проигрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает для себя новые грани окружающей его действительности. Игра создает реальные условия для запуска многих навыков и умений, которые нужны для успешного перехода к учебной деятельности. Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Коммуникативные игры являются самым простым и эффективным способом развития навыка общения у детей дошкольной возрастной категории.

Важно, чтобы старшие дошкольники легко владели речью, могли входить в контакт с людьми, умели качественно общаться в различных ситуациях, строили конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее обретенную информацию. Это способствует адаптации к условиям школьной жизни, и, следовательно, к социальной активности личности в целом, которая способна самореализоваться.

Игровая деятельность детей давно используется в целях воспитания. В дошкольной педагогике игра рассматривается с разных сторон:

1) как средство образовательной работы, которое может дать дошкольникам определенные знания, умения, развить ранее отмеченные способности и качества;

2) как форма организации жизни и деятельности дошкольников в свободно избранной и протекающей игре.

Для реализации задач социально-коммуникативного развития старших дошкольников со сверстниками необходимо обеспечить среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки. Игр для развития социально-коммуникативных навыков существует множество, например: «Вежливые слова», «Позвони другу», «Знакомство», «Волшебная палочка» и т.д.

В современных детских садах больше внимания уделяется авторским играм педагога. Именно эти игры, выполненные своими руками, приносят больше позитивных идей в повседневной работе с детьми. В копилке детского сада есть различные авторские игры по социально-коммуникативному развитию, которые помогают детям разрешить проблемные ситуации между сверстниками. Одной из таких игр является: «Коврик дружбы». Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности повеления и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. И для создания благополучной атмосферы в группе мы используем игру «Коврик дружбы».

Цель игры:

1) преодоление эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста;

2) создание положительного эмоционального климата в группе;

3) обеспечение позитивного отношения ребёнка к взрослым и сверстникам;

4) организация систематической работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей;

5) формирование дружеских взаимоотношений, способствовать сплочению детского коллектива;

6) формирование у детей умения разрешать конфликтные ситуации с помощью «мирилок», бесед, разрешения проблемы и анализа своих поступков.

7) воспитание уважения и доброжелательности друг к другу.

Задача коврика заключается в том, чтобы научить ребенка (через игру или сюжет) говорить друг с другом, договариваться. Суть игры заключается в следующем: поссорившиеся дети встают на коврик рядышком, сцепляют мизинцы и, глядя друг другу в глаза, говорят стишок-мирилку, придумывая свой сюжет, сказку. Детям очень нравится такой доброжелательный и в то же время весёлый ритуал. Обиды проходят сразу же, а на смену им появляется улыбка.

«Коврик дружбы» содержательно насыщен, функционален, вариативен; он полностью доступен для воспитанников и безопасен в использовании. Стоит отметить, что коврик с легкостью трансформируется и может применяться в любой зоне группового пространства: в речевой, познавательной, двигательной, изобразительной. «Коврик дружбы» актуален в любом виде детской деятельности.

С принятием ФГОС ДО изменились и требования к построению образовательного процесса в детском саду. Большое внимание уделяется комплексно-тематическому принципу построения и принципу интеграции образовательных областей, без которого первый фактически невозможен. «Коврик дружбы» можно использовать в качестве дидактического материала, так и в качестве средства для интеграции в любой вид детской деятельности.

Материал изложен в соответствии с основными закономерностями психического развитии ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применении имеющихся знаний и различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.

Подводя итог, хочется отметить, что основная задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но также обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качества, необходимые для социальной адаптации, в том числе к обучению школе.

Литература

1. Гладкова Ю.А. Мониторинг выполнения задач образовательной программы по социально-коммуникативному развитию // Ребенок в детском саду. 2015. № 3. С. 2-10.

2. Мальгина Е.В. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. URL: (дата обращения: )

3. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально коммуникативному развитию и социальному воспитанию. М. : Сфера, 2018. 192 с.

4. Родионова Л.А., Пазухина С.В. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей // Аспекты и

тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, декабрь 2017 г.). СПб. : Свое издательство, 2017. С. 63-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе детского сада по проблеме формирования у детей социально-коммуникативных навыков «Я, ты, мы…»

Материал можно использовать для родительского собрания в группах старшего дошкольного возраста....

Проект «Волшебный мир общения» по развитию у старших дошкольников социально – коммуникативных навыков

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

Роль продуктивной творческой деятельности детей в формировании у дошкольников социально – коммуникативной компетенции

Изобразительное творчество с его широкими психолого-педагогическими возможностями может являться одним из средств, способствующих развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми,...

Динамический час для педагогов "Дидактическая игра, как эффективный инструмент формирования у дошкольников навыков ЗОЖ"

Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры формированию представлении у дошкольников навыков ЗОЖ дошкольного»....