Дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию «Юный гражданин»
рабочая программа (средняя группа)

 Адабасова Сутрай Михайловна

  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

  Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

  Родное село… Надо показать ребенку , что родное село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

  Быть гражданином, патриотом - это  непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_grazhdanin.odt148.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Яконурский детский сад»

«ПРИНЯТО»

на педагогическом совете

Протокол №__ от __________ г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Заведующим ________ Аларушкина Л.А.

Приказом № ___ от ___________

Дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию «Юный гражданин»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год.

                                                                                  Разработала:
                                                                                 Адабасова Сутрай Михайловна,

                 воспитатель.

                                                     

                                                       Яконур, 2021г.                 

Раздел

Содержание

Страница

I. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

1.3. Содержание программы

1.4. Планируемые результаты                

   3  

   4

   5

   9

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы

2.2. Формы аттестации

2.3. Методические материалы

2.4. Список литературы

   9

   10

   12

   12

I. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

  Детство –это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отчества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

  Детство- ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

  Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию- это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

  Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край ,культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

  О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь .Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

  Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

  Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

  Родное село… Надо показать ребенку , что родное село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

  Быть гражданином, патриотом - это  непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

      1.2.  Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

  Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края  толерантного отношения к представителям других национальностей.

  Задачи:

1.Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным селом.

2.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему, родного края, чувства гордости за свою Родину.

3.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

4.Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

5.Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

6.Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

7.Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

8.Воспитание здорового образа жизни.

9.Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

1.3. Содержание программы

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вместе дружная семья» ( семья, детский сад).

2 раздел «Вот эта улица ,вот этот дом».

3 раздел « Село ,в котором я живу».

4 раздел «Наша кладовая».

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

Познакомить с понятием «семья».Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

 Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через ее познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения села, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

Формировать представления детей о географических ,климатических, социально- экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

Расширять представления о природных богатствах нашей земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.

Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.

3 раздел «Село, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях села, социально- экономической значимости села.

Задачи:

Формировать представление об исторических корнях села.

Расширять представления о достопримечательностях, социально- экономической значимости села.

Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

4 раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в селе и культуре, которую они предоставляют.

Задачи:

Формировать представление об основных профессиях жителей села.

Вызывать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

                                           Тематическое планирование

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«Детский сад». Знакомить с детским садом и их сотрудниками.

Проект(занятие) «У медведя во бору грибы ягоды беру…»

Акция «Сохраним цветок»

«В нашем детском саду». Труд взрослых.

Октябрь

Беседа «Семья»- дать понятие семья, о родственных отношениях.

Прохождение экологической тропы- природа г. Саратова

«Семейная фотография»- расширение знаний о своей семье.

Проект «Мой родной город»

Ноябрь

Экскурсия «С чего начинается Родина?». (улицы села).

Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья»

С. Черный «Когда никого нет дома»- чтение стихотворения.

Целевая прогулка «Детский парк»

Декабрь

 Проект (рисование)

«Нарисуем детский парк» с.Яконур

Беседа «Мое здоровье»

Труд взрослых: понятие «Профессия».  Профессии сотрудников детского сада.

«Моя семья»- любимые занятия родителей и других членов семьи.

Январь

Природо-охраняемая акция «Покормим птиц зимой»

Проект «Дружат дети на планете»

Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду.

Досуг «Рота подъем». Военные профессии, должен знать каждый!

Февраль

«Мы следопыты» - о жизни диких животных.

 Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона.

«на земле, в небесах и на море»-об армии, о родах войск.

«Папы, дедушки-солдаты»-о государственном празднике «Защитники отечества»

Март

«Наша мама лучше всех».

«Село, транспорт, пешеход»

Уточнить знание детей о безопасности  ведении себя в селе, транспорте и пешеходом.

«Люблю берёзку русскую». (Деревья и растения, природа родного края).

Развлечение «Быть здоровыми хотим».

Уточнить знание детей о закаливающих мероприятий в течении года.

Апрель

«Моё село». Рассматривание альбома.

«В гости к деду ПРИРОДОВЕДУ»-экологическая тропа весной.

Беседа «Помощники»-об обязанностях которые дети выполняют дома, обязанности членов семьи.

Знакомство детей с гербом и флагом России и Республики Алтай.

Май

Экскурсия по праздничным улицам села.

Рассказ воспитателя «О дне победы».

Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака.

Целевая прогулка к «ВЕЧНОМУ ОГНЮ» посвященной Великой Отечественной Войне.

                                     1.4. Планируемые результаты    

  Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому ,настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

  Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

                                      Дети должны знать: 4-5 лет

  С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

  Уметь рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию( стать военным, пожарным, милиционером и т. д.)

  Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом: не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы

     Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы

организации деятельности детей: игры (сюжетно-ролевые, дидактические, коммуникативные), чтение, рассказывание детям. Знакомство с художественно литературой; рассматривание картин, фото, и т.д.

  Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.

  Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала.

  Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому.

  В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.

                                Педагогические принципы программы:

  1. Доступность : Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность: На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность: Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
  4. Системность: Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Преемственность : Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

                                                 2.2. Формы аттестации

  Диагностика осуществляется промежуточная и итоговая, что позволяет выявить динамику освоение программы и развития ребенка в данном направлении.

  Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий уровень воспитания детей.

  Основными методами освоения содержания данной программы являются все культивируемые в современной педагогике методы — практические, словесные, наглядные

  • Беседа
  • Рассказ педагога
  • Работа с иллюстративным материалом, аудио и видеоматериалом
  • Игра
  • Рисование
  • Презентации (ИКТ)
  • Экскурсия

Диагностика по нравственно-патриатическому воспитанию детей в средней группе дошкольного возраста

  1. Может назвать название села , в котором живет.
  2. Знает домашний адрес детского сада.
  3. Знает профессии сотрудников детского сада.
  4. Может назвать некоторые достопримечательности села.
  5. Знает свои имя и фамилию, имена и фамилии родителей, их место  

          работы и род занятий.

  1. Знает герб, флаг России и Республики Алтай.
  2. Старается соблюдать правила поведения в природе, общественных  

          местах в общении со сверстниками.

  1. Умеет заботиться о близких. Проявляет дружелюбие.
  2. Знает об армии, о родах войск и военных профессиях.

                                    2.3 Методические материалы

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • Современные средства ТСО;
  • Методическая литература;
  • Репродукции картин;
  • Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества;
  • Фотоальбом «Мое село; Моя семья».
  • Художественная литература;
  • Аудиозаписи с песнями военных лет;

                                     2.4. Список литературы

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007 г.
  2. Дерягина Л.Б. Моя родина Россия. Серия «Малышам о родине». СПБ, издательский ДоМ «Литера », 2007 г.
  3. Дыбина О.Б.Ребенок и окружающий мир. М: Мозайка-Синтез,2005.
  4. Евтушенко С., Веселова Л, Воспитание большого гражданина России .\\ Дошкольное воспитание 2007№6, с. 118-121
  5. Игушенцева А. Музей боевой славы \\ Дошкольное воспитание 2006 г. № 5 с.11-13
  6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю \\ Дошкольное воспитание 2006 г. № 2,с.3-8
  7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников \\ Дошкольное воспитание 2006 г. № 5 с. 3-10
  8. КазаковаН.В. Большая река начинается с родничка,любовь к родине с детского сада.// Воспитатель ДОУ 2008 г. № 12 с. 31-36
  9. Комратова Н.  О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 № 10, с.10-19
  10. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008г. № 8 с. 27-29
  11. Соболева И. Любить малую родину// Дошкольное воспитание 2005 № 10с.52-54
  12. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литера 2007 г.».
  13. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литера», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Юный пешеход»

Пояснительная записка Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых ...

Аналитический отчёт о работе с воспитанниками по дополнительной общеобразовательной программе социально-коммуникативной направленности «Юный пешеход»

20 мая 2017 годПодготовила:Давыденко Альбина Диасовна,воспитатель, МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» С 2014 года на основании приказа МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» №225 от 02.09.2014г ...

Дополнительная общеобразовательная программа туристско – краеведческой направленности «Юные краеведы»

Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Програм...

Дополнительная Общеобразовательная Программа Социально-педагогической направленности "Юные экологи"

Программа отражает образовательные потребности воспитанников и ихродителей (законных представителей) и направлена на приобретение дошкольниками опыта в области экологии, применение полученных знаний в...

Дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию «Маленький патриот"

Программа кружка дополнительного образования "Маленький патриот" направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России и Алтаю на основе приобщения к на...

титульный к программе «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы

laquo;Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы...