Дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию «Юный гражданин»
рабочая программа (средняя группа)
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родное село… Надо показать ребенку , что родное село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_grazhdanin.odt | 148.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Яконурский детский сад»
«ПРИНЯТО» на педагогическом совете Протокол №__ от __________ г. | «УТВЕРЖДЕНО» Заведующим ________ Аларушкина Л.А. Приказом № ___ от ___________ |
Дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию «Юный гражданин»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год.
Разработала:
Адабасова Сутрай Михайловна,
воспитатель.
Яконур, 2021г.
Раздел | Содержание | Страница |
I. Комплекс основных характеристик программы | 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты | 3 4 5 9 |
II. Комплекс организационно-педагогических условий | 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы аттестации 2.3. Методические материалы 2.4. Список литературы | 9 10 12 12 |
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Детство –это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отчества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство- ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию- это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край ,культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь .Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родное село… Надо показать ребенку , что родное село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
1.2. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
1.Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным селом.
2.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему, родного края, чувства гордости за свою Родину.
3.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
4.Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
5.Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
6.Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
7.Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
8.Воспитание здорового образа жизни.
9.Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
1.3. Содержание программы
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» ( семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица ,вот этот дом».
3 раздел « Село ,в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
Познакомить с понятием «семья».Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через ее познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения села, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
Формировать представления детей о географических ,климатических, социально- экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
Расширять представления о природных богатствах нашей земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
3 раздел «Село, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях села, социально- экономической значимости села.
Задачи:
Формировать представление об исторических корнях села.
Расширять представления о достопримечательностях, социально- экономической значимости села.
Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в селе и культуре, которую они предоставляют.
Задачи:
Формировать представление об основных профессиях жителей села.
Вызывать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Тематическое планирование
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | «Детский сад». Знакомить с детским садом и их сотрудниками. | Проект(занятие) «У медведя во бору грибы ягоды беру…» | Акция «Сохраним цветок» | «В нашем детском саду». Труд взрослых. |
Октябрь | Беседа «Семья»- дать понятие семья, о родственных отношениях. | Прохождение экологической тропы- природа г. Саратова | «Семейная фотография»- расширение знаний о своей семье. | Проект «Мой родной город» |
Ноябрь | Экскурсия «С чего начинается Родина?». (улицы села). | Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» | С. Черный «Когда никого нет дома»- чтение стихотворения. | Целевая прогулка «Детский парк» |
Декабрь | Проект (рисование) «Нарисуем детский парк» с.Яконур | Беседа «Мое здоровье» | Труд взрослых: понятие «Профессия». Профессии сотрудников детского сада. | «Моя семья»- любимые занятия родителей и других членов семьи. |
Январь | Природо-охраняемая акция «Покормим птиц зимой» | Проект «Дружат дети на планете» | Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. | Досуг «Рота подъем». Военные профессии, должен знать каждый! |
Февраль | «Мы следопыты» - о жизни диких животных. | Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. | «на земле, в небесах и на море»-об армии, о родах войск. | «Папы, дедушки-солдаты»-о государственном празднике «Защитники отечества» |
Март | «Наша мама лучше всех». | «Село, транспорт, пешеход» Уточнить знание детей о безопасности ведении себя в селе, транспорте и пешеходом. | «Люблю берёзку русскую». (Деревья и растения, природа родного края). | Развлечение «Быть здоровыми хотим». Уточнить знание детей о закаливающих мероприятий в течении года. |
Апрель | «Моё село». Рассматривание альбома. | «В гости к деду ПРИРОДОВЕДУ»-экологическая тропа весной. | Беседа «Помощники»-об обязанностях которые дети выполняют дома, обязанности членов семьи. | Знакомство детей с гербом и флагом России и Республики Алтай. |
Май | Экскурсия по праздничным улицам села. | Рассказ воспитателя «О дне победы». | Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. | Целевая прогулка к «ВЕЧНОМУ ОГНЮ» посвященной Великой Отечественной Войне. |
1.4. Планируемые результаты
Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому ,настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать: 4-5 лет
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию( стать военным, пожарным, милиционером и т. д.)
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом: не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы
организации деятельности детей: игры (сюжетно-ролевые, дидактические, коммуникативные), чтение, рассказывание детям. Знакомство с художественно литературой; рассматривание картин, фото, и т.д.
Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.
Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала.
Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому.
В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.
Педагогические принципы программы:
- Доступность : Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность: На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность: Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность: Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность : Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
2.2. Формы аттестации
Диагностика осуществляется промежуточная и итоговая, что позволяет выявить динамику освоение программы и развития ребенка в данном направлении.
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий уровень воспитания детей.
Основными методами освоения содержания данной программы являются все культивируемые в современной педагогике методы — практические, словесные, наглядные
- Беседа
- Рассказ педагога
- Работа с иллюстративным материалом, аудио и видеоматериалом
- Игра
- Рисование
- Презентации (ИКТ)
- Экскурсия
Диагностика по нравственно-патриатическому воспитанию детей в средней группе дошкольного возраста
- Может назвать название села , в котором живет.
- Знает домашний адрес детского сада.
- Знает профессии сотрудников детского сада.
- Может назвать некоторые достопримечательности села.
- Знает свои имя и фамилию, имена и фамилии родителей, их место
работы и род занятий.
- Знает герб, флаг России и Республики Алтай.
- Старается соблюдать правила поведения в природе, общественных
местах в общении со сверстниками.
- Умеет заботиться о близких. Проявляет дружелюбие.
- Знает об армии, о родах войск и военных профессиях.
2.3 Методические материалы
- Дидактические и наглядные пособия;
- Современные средства ТСО;
- Методическая литература;
- Репродукции картин;
- Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества;
- Фотоальбом «Мое село; Моя семья».
- Художественная литература;
- Аудиозаписи с песнями военных лет;
2.4. Список литературы
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007 г.
- Дерягина Л.Б. Моя родина Россия. Серия «Малышам о родине». СПБ, издательский ДоМ «Литера », 2007 г.
- Дыбина О.Б.Ребенок и окружающий мир. М: Мозайка-Синтез,2005.
- Евтушенко С., Веселова Л, Воспитание большого гражданина России .\\ Дошкольное воспитание 2007№6, с. 118-121
- Игушенцева А. Музей боевой славы \\ Дошкольное воспитание 2006 г. № 5 с.11-13
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю \\ Дошкольное воспитание 2006 г. № 2,с.3-8
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников \\ Дошкольное воспитание 2006 г. № 5 с. 3-10
- КазаковаН.В. Большая река начинается с родничка,любовь к родине с детского сада.// Воспитатель ДОУ 2008 г. № 12 с. 31-36
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 № 10, с.10-19
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008г. № 8 с. 27-29
- Соболева И. Любить малую родину// Дошкольное воспитание 2005 № 10с.52-54
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литера 2007 г.».
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литера», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Юный пешеход»
Пояснительная записка Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых ...
Аналитический отчёт о работе с воспитанниками по дополнительной общеобразовательной программе социально-коммуникативной направленности «Юный пешеход»
20 мая 2017 годПодготовила:Давыденко Альбина Диасовна,воспитатель, МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» С 2014 года на основании приказа МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» №225 от 02.09.2014г ...
Дополнительная общеобразовательная программа туристско – краеведческой направленности «Юные краеведы»
Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Програм...
Дополнительная Общеобразовательная Программа Социально-педагогической направленности "Юные экологи"
Программа отражает образовательные потребности воспитанников и ихродителей (законных представителей) и направлена на приобретение дошкольниками опыта в области экологии, применение полученных знаний в...
Дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию «Маленький патриот"
Программа кружка дополнительного образования "Маленький патриот" направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России и Алтаю на основе приобщения к на...
титульный к программе «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы
laquo;Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы...
Дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию "Формирование основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Программа направлена на воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников 5-7 лет....