Как создать шахматную кафедру в детском саду
статья

Дмитрий Николаевич Морозов

Работа педагога дополнительного образования должна быть комплексной и включать в себя работу с детьми и родителями, работу с воспитателями и педагогами детского сада, с социальными партнерами, только тогда мы можем говорить о полноценном результате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1_kak_sozdat_i_organizovat_rabotu_shahmatnoy_kafedry.docx73.99 КБ

Предварительный просмотр:

Как создать и организовать работу шахматной кафедры

школы - лаборатории при детском саде

(из опыта работы МАДОУ «Детский сад №18 «Прометейчик»

им. Т.С.  Комаровой город Якутск)

«Обучение шахматам и освоение шахматной теории учащимися общеобразовательных учебных заведений, безусловно, будет способствовать росту их духовных возможностей. Благодаря этому возрастет интеллектуальный потенциал всего общества и через небольшое время у нас появится целая плеяда новых молодых и талантливых ученых, управленцев, предпринимателей, способных обеспечить качественный скачок в развитии России. Наша задача –активно содействовать этому»

М.Е. Николаев, первый Президент Республики Саха (Якутия), Государственный советник Республики Саха (Якутия)

Шахматы — очень увлекательная игра, дающая возможность развития интеллекта, памяти и логического мышления ребенка в игровой форме. Они дают возможность развивать умение обобщать и сравнивать, делать выводы, положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.

Уже давно замечено, что детям, играющим в шахматы, легко дается математика и другие школьные предметы. Также шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.

В октябре 2015 года на базе нашего детского сада была создана школа-лаборатория инновационного развития. Координацию деятельности и научно-методическое сопровождение школ-лабораторий осуществляет ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)», с ней было заключено соглашение о сотрудничестве, выработано положение школы-лаборатории.

Создана школа-лаборатория с целью обновления и углубления теоретических и методических знаний в соответствии с индивидуальной траекторией развития профессиональной компетентности педагога, внедрения в образовательный процесс детского сада инновационных педагогических технологий. Планирование работы школы- лаборатории инновационного развития ведется в контексте Программы развития детского сада. Работа школы-лаборатории осуществляется в соответствии с перспективным планом и общей Программой развития, утверждаемыми педагогическим советом. Научное руководство и методическое сопровождение над кафедрами школы-лаборатории ведется методической службой детского сада. Так как обязательным условием организации школы - лаборатории является установление сетевого характера взаимодействия с другими образовательными учреждениями различного уровня и статуса с учётом направлений инновационной деятельности, все кафедры школы-лаборатории активно участвуют в подготовке и повышении квалификации педагогов школы и региона.

В шахматную кафедру школы-лаборатории вошли воспитатели и педагоги нашего детского сада, прошедшие Федеральный курс «Шахматы - школе» И.Г. Сухина, кандидата педагогических наук, научного сотрудника Института стратегии развития образования Российской академии образования, автора методики обучения шахматным азам детей с возраста 2 лет, учебно-методического комплекта для начальной школы и ДОО «Шахматы — школе». На кафедре пять педагогов детского сада: четыре воспитателя с координатором кафедры, педагогом дополнительного образования по шахматам Д.Н. Морозовым.

Вектор приложения усилий по всем направлениям работы кафедры идет на основе шахматно-задачной технологии И.Г. Сухина. Нами была поставлена цель и определены задачи.

Цель:

-создание организационно-педагогических условий для внедрения шахматного образования в образовательную среду детского сада, разработка, апробация, внедрение и каталогизация авторских игр и игрушек основываясь на шахматно-задачной технологии И.Г. Сухина.

Задачи:

  1. Разработка, апробация и инновация интерактивных сред развивающего шахматного образования в групповых и помещениях, шахматного кабинета и холлов.
  2. Приобщение детей к самостоятельному решению логических задач с помощью шахматных дидактических и подвижных игр, активизировать мыслительную деятельность дошкольников через создание, апробацию и внедрение в образовательную деятельность авторских игр и игрушек, в том числе и с региональным компонентом.
  3. Активное вовлечение в шахматное движение, образовательный процесс родителей воспитанников, социальных партнеров, педагогов и сотрудников детского сада через организацию досуга.
  4. Организация и подготовка научно-методических публикаций по шахматному образованию (материалы конференций, сборники научно-методических работ, информационных вестников и т.п.);
  5. Проведение организационной и содержательной работы со средствами массовой информации по продвижению шахматного образования.

Практической значимостью опыта создания и организации работы шахматной кафедры являются дидактические материалы и методические пособия, которые могут быть широко использованы при разработке содержания шахматного образования в детском саду и начальной школе, возможно в учреждениях дополнительного образования.

Шахматная кафедра ведет работу в трех направлениях. Это с детьми, педагогами и родителями.

Работа с детьми.

Нашей шахматной кафедрой охвачено 533 ребенка, с которыми систематически по расписанию, занятия проводит педагог дополнительного образования по шахматам Д.Н. Морозов. По составленной членами шахматной кафедры дополнительным обще-развивающим программам проводятся детско-взрослые сообщества «Шахматная азбука», «Белая ладья», «Гамбит», «64 клетки» и индивидуальные занятия с детьми с 10.15 утра до 11.00 часов дня.  Если это весеннее или осеннее время детско-взрослые сообщества и занятия педагога дополнительного образования по шахматам ведутся на участке.

Здесь наверно, стоит пояснить, что такое детско-взрослые сообщества и чем они отличаются от традиционных кружков.

Детско-взрослые сообщества в детском саду – это специально организованные интерактивные занятия, где дети получают знания, осваивают навыки и получают возможность самостоятельно что-то делать с игрушками, играми, материалами и прочими предметами живой и неживой природы.        

Главное отличие детско-взрослых сообществ от традиционных кружков в детском саду в том, что детско-взрослые сообщества ребенок-дошкольник выбирает самостоятельно (по специальной методике воспитатели групп ставят детей в ситуацию выбора и ребенок-дошкольник посещает разновозрастное детско-взрослое сообщество по своему выбору и интересу).

Содержание работы с детьми в детско-взрослых сообществах тоже отличается от традиционных кружков: дети сами выбирают вид деятельности, форму: в команде или индивидуально будет выполняться работа, средства, при помощи которого будут осваивать выбранную тему. Третье отличие организации детско-взрослых сообществ от традиционных кружков – это поддержка всех форм участия семьи и местного сообщества в образовании детей.

В содержание дополнительных обще-развивающих программ детско-взрослых сообществ включены интерактивные занятия по изучению в игровой форме шахматной теории, где каждая фигура рассматривается отдельно на основе стихов, загадок, сказок. Все дополнительные обще-развивающие программы детско-взрослых сообществ по шахматам разные, но объединяют их направления работы:

Направление - художественные шахматы, включает в себя рисование, лепку, аппликацию и художественный труд по шахматной теме: здесь дети рисуют, раскрашивают, вырезают и лепят шахматные фигуры, возможна работа по замыслу – придумать открытку, пригласительный билет на шахматное мероприятие.

Направление - театральные шахматы, здесь дети и взрослые занимаются постановкой и разработкой сценариев к шахматному мероприятию, репетицией и пр.

Направление –подвижные и настольные шахматные игры: детям и взрослым на этом занятии предоставляется возможность просто поиграть в настольные и подвижные шахматные игры.

Направление – занятия, посвященные разучиванию занимательных стихотворений о шахматах и шахматных фигурах. Дети отгадывают загадки, ребусы с тематикой из мира шахмат.

Направление – геометрия и математика шахмат, в этом направлении воспитатели, родители, дети изучают математику и геометрию шахмат. На кафедре шахмат есть очень хорошие дидактические пособия  разработанные Д.Н. Морозовым по геометрии и математике шахмат, которыми активно пользуются в работе с детьми члены шахматной кафедры.

При проведении занятий в детско-взрослых сообществах педагоги шахматной кафедры используют направления работы и по отдельности и в интеграции – все зависит от тематики занятия, детей, от их выбора. Профессионализм педагогов помогает им выбрать нужную для прохождения тематики вид деятельности, форму: в команде или индивидуально будет выполняться работа, средства, при помощи которого будут осваивать выбранную тему.

В начале и в конце учебного года воспитатели и педагоги проводят мониторинг сформированности интеллектуально-творческого развития детей средствами шахмат. Здесь для примера приведем диагностику детей средних групп детского сада, детей 4-5 лет.

Первичная диагностика показала, что 90 % детей не знакомы с игрой в шахматы, а 10 % имеют небольшие знания. В результате первичного обследования было выявлено следующее:

Дети не знают:

• шахматные термины;

. шахматные стихотворения;

• названия шахматных фигур;

• правила хода и взятия фигур;

• размещение доски между партнерами;

• начальное положение фигур;

• правила шахматного кодекса;

• не различают линии шахматной доски;

• историю возникновения шахматной игры;

• выдающихся шахматистов.

Диагностическое обследование проводилось в форме дидактических игр и упражнений, что соответствует ведущей деятельности детей в дошкольном возрасте.

2 – высокий уровень 1 – средний уровень 0 – низкий уровень

К концу учебного года:

2 (высокий)-15 детей; 1 (средний) -12 детей; 0 (низкий)- 3 детей;

Подготовительная группа «Солнечные зайчики»

Ф.И.

Ребёнка

Итог

Шахматные термины (поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр)

Расположение доски

Начальное положение

Названия шахматных фигур

ладья, конь, слоны, король, ферзь, пешка

Правила хода и взятие ладья, конь, слоны, король, ферзь, пешка

Шахматные термины рокировка, нотация, битое поле, мат, шах, пат

Решает задачи в 1, 2 хода

Разыгрывает шахматную партию до конца с соблюдением всех правил шахматной игры

Амбросов Айтал

2

2

2

2

2

2

1

2

2

Аммосов Эрчим

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Андреева Самира

0

1

1

0

1

0

0

0

0

Афанасьева  Алина

1

2

2

2

2

2

1

1

1

Боеков Георгий

1

1

2

2

2

1

1

0

1

Боянова Элиза

0

1

1

1

0

0

0

0

0

Бурцев Федор

1

2

2

2

2

2

1

0

1

Габышева Прасковья

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Герасимова Сардаана

2

2

2

2

2

2

2

1

2

Гоголев Антон

1

1

2

2

2

2

1

1

1

Егорова Милена

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Захарова Злата

1

2

2

2

2

2

1

1

1

Кардашевская Дайаана

1

2

2

2

2

2

1

1

1

Макаров Александр

1

2

2

2

2

2

1

1

1

Макарова Кюннэй

1

1

2

2

2

1

1

1

1

Максимов Елисей

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Неустроев Ариан

2

2

2

2

2

2

2

1

1

Слепцова Лена

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Никифоров Николай

2

2

2

2

2

2

1

1

1

Прокопьева Аделия

1

2

2

2

2

2

1

1

1

Новогодин Григорий

0

0

1

1

0

0

0

0

0

Осипова Милена

2

2

2

2

2

2

1

1

1

Павлова Диана

1

1

2

2

2

1

1

1

1

Пак Алиса

2

2

2

2

2

2

1

1

1

Петров Эрсан

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Платонова Самина

1

1

2

2

1

1

1

1

1

Прокопьева Кюннэй

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Попова Сайара

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Протодьяконова Кира

1

1

2

2

1

1

1

0

0

Спиридонова Мария

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Стручков Иван

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Тихонова Диана

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Фомина София

1

1

2

2

1

1

1

1

1

Федорова Милла

1

1

2

2

2

1

1

1

1

Эверстов Марк

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Рожин Николай

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Соловьева Анастасия

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Никифоров Станислав

1

1

2

2

1

1

1

1

1

Николаев Александр

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Захарова Анастасия

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Гуляева Айгылаана

1

1

2

2

1

1

1

1

1

Иванов Георгий

1

1

2

2

1

1

1

1

1

Калачева Юлия

1

1

2

2

2

1

1

1

1

Кардашевская Мичийэ

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Диагностика обучения игры в шахматы на начало учебного года

Диагностика обучения игры в шахматы на конец учебного года

Сводная диагностика

Работа со взрослыми.

С родителями наших дошкольников, коллективом детского сада, жителями микрорайона «Прометей» проводится комплексная работа по привлечению и приобщению к шахматному образованию. Шахматной кафедрой был разработан годовой план работы со взрослыми, окружающими детей -  родителями, коллективом детского сада и общественностью микрорайона «Прометей» по популяризации шахматного образования дошкольников, который включают в себя индивидуальные и групповые консультации родителей, оффлайн-консультации, рекомендации различного плана, например, по решению шахматных задач, различного формата формы работы с родителями по шахматному образованию (интеллектуальное кафе, семейные турниры и фестивали, конкурсы поделок и рисунков на шахматную тематику, проектная деятельность - проекты на различные темы: «В королевстве шахмат», «Шахматные стихи и сказки нашей семьи», анкеты и опросники для родителей «Дети и шахматы» (таблица 2)

Годовой план работы со взрослыми (родителями, коллективом ДОО, общественностью микрорайона «Прометей»)

по шахматному образованию на 2019-2020 учебный год

Название мероприятия

Цель мероприятия

Сроки

Участники мероприятия

Ответственные

1

Анкетирование

на тему «Дети и шахматы»

Получение и анализ информации об отношении родителей к шахматному образованию в семье.

09

родители

Шахматная

кафедра

педагоги

воспитатели

2

Нетрадиционное   родительское собрание: «Шахматы в жизни ребенка»

Знакомство родителей с целями и задачами по шахматному образованию детей.

09

родители

Шахматная

кафедра

педагоги

воспитатели

3

Оформление шахматного уголка

Обогащение знаний родителей по шахматному образованию детей.

10

родители

Шахматная

кафедра

4

Консультация на тему «Шахматы как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»

Обогащение знаний родителей по шахматному образованию детей.

11

родители

Шахматная

кафедра

5

Рекомендации на тему «Дидактические шахматно-подводящие игры в помощь»

Распространение среди родителей знаний о шахматно-дидактических играх.

12

родители

Шахматная

кафедра

педагоги

воспитатели

6

Открытое занятие «До первого шаха»

Знакомство родителей с работой шахматного кружка. Повышение педагогической грамотности у родителей.

12

родители

Шахматная

кафедра

педагоги

воспитатели

7

Консультация на тему «Дидактические игры, которые помогут ориентироваться на шахматной доске»

Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье.

01

родители

Шахматная

кафедра

педагоги

воспитатели

8

День открытых дверей

Демонстрация видов воспитательно-образовательной работы педагога с детьми по шахматному образованию.

01

родители

Шахматная

кафедра

9

Изготовление оборудования и дидактического пособия для обучения детей игре в шахматы.

Привлечение родителей к активному участию в работе шахматной кафедры. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

02

родители

Шахматная

кафедра

10

Шахматный мини-турнир ( по решению шахматных задач)

Привлечение родителей к активному участию в турнире. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей и работников ДОУ.

03

родители

Шахматная

кафедра

11

Проектная деятельность (сочинение сказок, стихов, историй  о шахматах)

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

04

родители

Шахматная

кафедра

педагоги

воспитатели

12

Фотоконкурс  на тему «Как я играю дома в шахматы»

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

04

родители

Шахматная

кафедра

педагоги

воспитатели

13

Развлечение на тему «Приключения  шахматной клеточки»

Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ.

05

родители

Шахматная

кафедра

педагоги

воспитатели

14

Итоговое родительское собрание

Подведение итогов воспитательно-образовательной работы  по обучению детей игре в шахматы.

05

родители

Шахматная

кафедра

За пять лет существования шахматной кафедры школы-лаборатории детского сада «Прометейчик» произошли значительные изменения: мы замечаем, что возросла потребность родителей наших воспитанников в шахматном образовании. Также руководством нашей страны и Республики Саха (Якутия) обозначены приоритетные направления развития современного дошкольного и начального образования [13, 14], Министерством просвещения РФ обозначена основная линия: «Спорт, шахматы и музыка – это три кита, на которых основывается воспитание гармоничной личности» [7].

Все это конечно очень здорово помогает в работе шахматной кафедры школы-лаборатории детского сада, предстоит и дальше системно работать по популяризации шахматного образования среди родительской общественности, продвижения шахматно-задачной технологии среди педагогов, которые занимаются с детьми младшего возраста.

Мы, педагоги шахматной кафедры, стали более сплочённые, появилась система работы, и как результат совместного труда, профессиональные достижения, так наша методическая разработка «Шахматные игровые технологии в детском саду» вошла в 14 лучших методических разработок на республиканском конкурсе «Образовательные технологии в детском саду» в 2019 году, наши воспитанники активно участвуют и побеждают в Республиканской ежегодной шахматной олимпиаде И.Г. Сухина, шахматных фестивалях и турнирах для дошкольников и младших школьников. Мы видим перспективы развития шахматной кафедры, считаем, что такой механизм реализации шахматного образования в детском саду помогает нам работать и дальше над своей профессиональной компетентностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как создать искусственный водоем в детском саду.

 Вашему вниманию предлагаю мастер-класс по созданию искусственного водоем.В нашем детском саду  в правом северном углу двора имелся неосвоенный участок земли, где возможно было  ...

Шахматный турнир в детском саду

Шахматный турнир в подготовительной  группе детский сад «Звёздочка»...

Шахматный выпускной в детском саду

Время летит быстро. Кажется, что  только вчера пришли в шахматный кржок ещё не умеющие,  но желающие научиться играть дети. Но  вот прошёл год,и шахматный король приглашает всех на...

Статья "Шахматное образование в детском саду"

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в шко...