Как создать шахматную кафедру в детском саду
статья
Работа педагога дополнительного образования должна быть комплексной и включать в себя работу с детьми и родителями, работу с воспитателями и педагогами детского сада, с социальными партнерами, только тогда мы можем говорить о полноценном результате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.1_kak_sozdat_i_organizovat_rabotu_shahmatnoy_kafedry.docx | 73.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Как создать и организовать работу шахматной кафедры
школы - лаборатории при детском саде
(из опыта работы МАДОУ «Детский сад №18 «Прометейчик»
им. Т.С. Комаровой город Якутск)
«Обучение шахматам и освоение шахматной теории учащимися общеобразовательных учебных заведений, безусловно, будет способствовать росту их духовных возможностей. Благодаря этому возрастет интеллектуальный потенциал всего общества и через небольшое время у нас появится целая плеяда новых молодых и талантливых ученых, управленцев, предпринимателей, способных обеспечить качественный скачок в развитии России. Наша задача –активно содействовать этому»
М.Е. Николаев, первый Президент Республики Саха (Якутия), Государственный советник Республики Саха (Якутия)
Шахматы — очень увлекательная игра, дающая возможность развития интеллекта, памяти и логического мышления ребенка в игровой форме. Они дают возможность развивать умение обобщать и сравнивать, делать выводы, положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.
Уже давно замечено, что детям, играющим в шахматы, легко дается математика и другие школьные предметы. Также шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.
В октябре 2015 года на базе нашего детского сада была создана школа-лаборатория инновационного развития. Координацию деятельности и научно-методическое сопровождение школ-лабораторий осуществляет ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)», с ней было заключено соглашение о сотрудничестве, выработано положение школы-лаборатории.
Создана школа-лаборатория с целью обновления и углубления теоретических и методических знаний в соответствии с индивидуальной траекторией развития профессиональной компетентности педагога, внедрения в образовательный процесс детского сада инновационных педагогических технологий. Планирование работы школы- лаборатории инновационного развития ведется в контексте Программы развития детского сада. Работа школы-лаборатории осуществляется в соответствии с перспективным планом и общей Программой развития, утверждаемыми педагогическим советом. Научное руководство и методическое сопровождение над кафедрами школы-лаборатории ведется методической службой детского сада. Так как обязательным условием организации школы - лаборатории является установление сетевого характера взаимодействия с другими образовательными учреждениями различного уровня и статуса с учётом направлений инновационной деятельности, все кафедры школы-лаборатории активно участвуют в подготовке и повышении квалификации педагогов школы и региона.
В шахматную кафедру школы-лаборатории вошли воспитатели и педагоги нашего детского сада, прошедшие Федеральный курс «Шахматы - школе» И.Г. Сухина, кандидата педагогических наук, научного сотрудника Института стратегии развития образования Российской академии образования, автора методики обучения шахматным азам детей с возраста 2 лет, учебно-методического комплекта для начальной школы и ДОО «Шахматы — школе». На кафедре пять педагогов детского сада: четыре воспитателя с координатором кафедры, педагогом дополнительного образования по шахматам Д.Н. Морозовым.
Вектор приложения усилий по всем направлениям работы кафедры идет на основе шахматно-задачной технологии И.Г. Сухина. Нами была поставлена цель и определены задачи.
Цель:
-создание организационно-педагогических условий для внедрения шахматного образования в образовательную среду детского сада, разработка, апробация, внедрение и каталогизация авторских игр и игрушек основываясь на шахматно-задачной технологии И.Г. Сухина.
Задачи:
- Разработка, апробация и инновация интерактивных сред развивающего шахматного образования в групповых и помещениях, шахматного кабинета и холлов.
- Приобщение детей к самостоятельному решению логических задач с помощью шахматных дидактических и подвижных игр, активизировать мыслительную деятельность дошкольников через создание, апробацию и внедрение в образовательную деятельность авторских игр и игрушек, в том числе и с региональным компонентом.
- Активное вовлечение в шахматное движение, образовательный процесс родителей воспитанников, социальных партнеров, педагогов и сотрудников детского сада через организацию досуга.
- Организация и подготовка научно-методических публикаций по шахматному образованию (материалы конференций, сборники научно-методических работ, информационных вестников и т.п.);
- Проведение организационной и содержательной работы со средствами массовой информации по продвижению шахматного образования.
Практической значимостью опыта создания и организации работы шахматной кафедры являются дидактические материалы и методические пособия, которые могут быть широко использованы при разработке содержания шахматного образования в детском саду и начальной школе, возможно в учреждениях дополнительного образования.
Шахматная кафедра ведет работу в трех направлениях. Это с детьми, педагогами и родителями.
Работа с детьми.
Нашей шахматной кафедрой охвачено 533 ребенка, с которыми систематически по расписанию, занятия проводит педагог дополнительного образования по шахматам Д.Н. Морозов. По составленной членами шахматной кафедры дополнительным обще-развивающим программам проводятся детско-взрослые сообщества «Шахматная азбука», «Белая ладья», «Гамбит», «64 клетки» и индивидуальные занятия с детьми с 10.15 утра до 11.00 часов дня. Если это весеннее или осеннее время детско-взрослые сообщества и занятия педагога дополнительного образования по шахматам ведутся на участке.
Здесь наверно, стоит пояснить, что такое детско-взрослые сообщества и чем они отличаются от традиционных кружков.
Детско-взрослые сообщества в детском саду – это специально организованные интерактивные занятия, где дети получают знания, осваивают навыки и получают возможность самостоятельно что-то делать с игрушками, играми, материалами и прочими предметами живой и неживой природы.
Главное отличие детско-взрослых сообществ от традиционных кружков в детском саду в том, что детско-взрослые сообщества ребенок-дошкольник выбирает самостоятельно (по специальной методике воспитатели групп ставят детей в ситуацию выбора и ребенок-дошкольник посещает разновозрастное детско-взрослое сообщество по своему выбору и интересу).
Содержание работы с детьми в детско-взрослых сообществах тоже отличается от традиционных кружков: дети сами выбирают вид деятельности, форму: в команде или индивидуально будет выполняться работа, средства, при помощи которого будут осваивать выбранную тему. Третье отличие организации детско-взрослых сообществ от традиционных кружков – это поддержка всех форм участия семьи и местного сообщества в образовании детей.
В содержание дополнительных обще-развивающих программ детско-взрослых сообществ включены интерактивные занятия по изучению в игровой форме шахматной теории, где каждая фигура рассматривается отдельно на основе стихов, загадок, сказок. Все дополнительные обще-развивающие программы детско-взрослых сообществ по шахматам разные, но объединяют их направления работы:
Направление - художественные шахматы, включает в себя рисование, лепку, аппликацию и художественный труд по шахматной теме: здесь дети рисуют, раскрашивают, вырезают и лепят шахматные фигуры, возможна работа по замыслу – придумать открытку, пригласительный билет на шахматное мероприятие.
Направление - театральные шахматы, здесь дети и взрослые занимаются постановкой и разработкой сценариев к шахматному мероприятию, репетицией и пр.
Направление –подвижные и настольные шахматные игры: детям и взрослым на этом занятии предоставляется возможность просто поиграть в настольные и подвижные шахматные игры.
Направление – занятия, посвященные разучиванию занимательных стихотворений о шахматах и шахматных фигурах. Дети отгадывают загадки, ребусы с тематикой из мира шахмат.
Направление – геометрия и математика шахмат, в этом направлении воспитатели, родители, дети изучают математику и геометрию шахмат. На кафедре шахмат есть очень хорошие дидактические пособия разработанные Д.Н. Морозовым по геометрии и математике шахмат, которыми активно пользуются в работе с детьми члены шахматной кафедры.
При проведении занятий в детско-взрослых сообществах педагоги шахматной кафедры используют направления работы и по отдельности и в интеграции – все зависит от тематики занятия, детей, от их выбора. Профессионализм педагогов помогает им выбрать нужную для прохождения тематики вид деятельности, форму: в команде или индивидуально будет выполняться работа, средства, при помощи которого будут осваивать выбранную тему.
В начале и в конце учебного года воспитатели и педагоги проводят мониторинг сформированности интеллектуально-творческого развития детей средствами шахмат. Здесь для примера приведем диагностику детей средних групп детского сада, детей 4-5 лет.
Первичная диагностика показала, что 90 % детей не знакомы с игрой в шахматы, а 10 % имеют небольшие знания. В результате первичного обследования было выявлено следующее:
Дети не знают:
• шахматные термины;
. шахматные стихотворения;
• названия шахматных фигур;
• правила хода и взятия фигур;
• размещение доски между партнерами;
• начальное положение фигур;
• правила шахматного кодекса;
• не различают линии шахматной доски;
• историю возникновения шахматной игры;
• выдающихся шахматистов.
Диагностическое обследование проводилось в форме дидактических игр и упражнений, что соответствует ведущей деятельности детей в дошкольном возрасте.
2 – высокий уровень 1 – средний уровень 0 – низкий уровень
К концу учебного года:
2 (высокий)-15 детей; 1 (средний) -12 детей; 0 (низкий)- 3 детей;
Подготовительная группа «Солнечные зайчики»
Ф.И. Ребёнка | Итог | Шахматные термины (поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр) | Расположение доски | Начальное положение | Названия шахматных фигур ладья, конь, слоны, король, ферзь, пешка | Правила хода и взятие ладья, конь, слоны, король, ферзь, пешка | Шахматные термины рокировка, нотация, битое поле, мат, шах, пат | Решает задачи в 1, 2 хода | Разыгрывает шахматную партию до конца с соблюдением всех правил шахматной игры |
Амбросов Айтал | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Аммосов Эрчим | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Андреева Самира | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Афанасьева Алина | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Боеков Георгий | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Боянова Элиза | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Бурцев Федор | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 |
Габышева Прасковья | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Герасимова Сардаана | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Гоголев Антон | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Егорова Милена | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Захарова Злата | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Кардашевская Дайаана | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Макаров Александр | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Макарова Кюннэй | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Максимов Елисей | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Неустроев Ариан | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Слепцова Лена | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Никифоров Николай | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Прокопьева Аделия | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Новогодин Григорий | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Осипова Милена | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Павлова Диана | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Пак Алиса | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Петров Эрсан | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Платонова Самина | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Прокопьева Кюннэй | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Попова Сайара | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Протодьяконова Кира | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
Спиридонова Мария | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Стручков Иван | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тихонова Диана | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Фомина София | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Федорова Милла | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Эверстов Марк | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Рожин Николай | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Соловьева Анастасия | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Никифоров Станислав | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Николаев Александр | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Захарова Анастасия | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Гуляева Айгылаана | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Иванов Георгий | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Калачева Юлия | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Кардашевская Мичийэ | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Диагностика обучения игры в шахматы на начало учебного года
Диагностика обучения игры в шахматы на конец учебного года
Сводная диагностика
Работа со взрослыми.
С родителями наших дошкольников, коллективом детского сада, жителями микрорайона «Прометей» проводится комплексная работа по привлечению и приобщению к шахматному образованию. Шахматной кафедрой был разработан годовой план работы со взрослыми, окружающими детей - родителями, коллективом детского сада и общественностью микрорайона «Прометей» по популяризации шахматного образования дошкольников, который включают в себя индивидуальные и групповые консультации родителей, оффлайн-консультации, рекомендации различного плана, например, по решению шахматных задач, различного формата формы работы с родителями по шахматному образованию (интеллектуальное кафе, семейные турниры и фестивали, конкурсы поделок и рисунков на шахматную тематику, проектная деятельность - проекты на различные темы: «В королевстве шахмат», «Шахматные стихи и сказки нашей семьи», анкеты и опросники для родителей «Дети и шахматы» (таблица 2)
Годовой план работы со взрослыми (родителями, коллективом ДОО, общественностью микрорайона «Прометей»)
по шахматному образованию на 2019-2020 учебный год
№ | Название мероприятия | Цель мероприятия | Сроки | Участники мероприятия | Ответственные |
1 | Анкетирование на тему «Дети и шахматы» | Получение и анализ информации об отношении родителей к шахматному образованию в семье. | 09 | родители | Шахматная кафедра педагоги воспитатели |
2 | Нетрадиционное родительское собрание: «Шахматы в жизни ребенка» | Знакомство родителей с целями и задачами по шахматному образованию детей. | 09 | родители | Шахматная кафедра педагоги воспитатели |
3 | Оформление шахматного уголка | Обогащение знаний родителей по шахматному образованию детей. | 10 | родители | Шахматная кафедра |
4 | Консультация на тему «Шахматы как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников» | Обогащение знаний родителей по шахматному образованию детей. | 11 | родители | Шахматная кафедра |
5 | Рекомендации на тему «Дидактические шахматно-подводящие игры в помощь» | Распространение среди родителей знаний о шахматно-дидактических играх. | 12 | родители | Шахматная кафедра педагоги воспитатели |
6 | Открытое занятие «До первого шаха» | Знакомство родителей с работой шахматного кружка. Повышение педагогической грамотности у родителей. | 12 | родители | Шахматная кафедра педагоги воспитатели |
7 | Консультация на тему «Дидактические игры, которые помогут ориентироваться на шахматной доске» | Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье. | 01 | родители | Шахматная кафедра педагоги воспитатели |
8 | День открытых дверей | Демонстрация видов воспитательно-образовательной работы педагога с детьми по шахматному образованию. | 01 | родители | Шахматная кафедра |
9 | Изготовление оборудования и дидактического пособия для обучения детей игре в шахматы. | Привлечение родителей к активному участию в работе шахматной кафедры. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. | 02 | родители | Шахматная кафедра |
10 | Шахматный мини-турнир ( по решению шахматных задач) | Привлечение родителей к активному участию в турнире. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей и работников ДОУ. | 03 | родители | Шахматная кафедра |
11 | Проектная деятельность (сочинение сказок, стихов, историй о шахматах) | Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | 04 | родители | Шахматная кафедра педагоги воспитатели |
12 | Фотоконкурс на тему «Как я играю дома в шахматы» | Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | 04 | родители | Шахматная кафедра педагоги воспитатели |
13 | Развлечение на тему «Приключения шахматной клеточки» | Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ. | 05 | родители | Шахматная кафедра педагоги воспитатели |
14 | Итоговое родительское собрание | Подведение итогов воспитательно-образовательной работы по обучению детей игре в шахматы. | 05 | родители | Шахматная кафедра |
За пять лет существования шахматной кафедры школы-лаборатории детского сада «Прометейчик» произошли значительные изменения: мы замечаем, что возросла потребность родителей наших воспитанников в шахматном образовании. Также руководством нашей страны и Республики Саха (Якутия) обозначены приоритетные направления развития современного дошкольного и начального образования [13, 14], Министерством просвещения РФ обозначена основная линия: «Спорт, шахматы и музыка – это три кита, на которых основывается воспитание гармоничной личности» [7].
Все это конечно очень здорово помогает в работе шахматной кафедры школы-лаборатории детского сада, предстоит и дальше системно работать по популяризации шахматного образования среди родительской общественности, продвижения шахматно-задачной технологии среди педагогов, которые занимаются с детьми младшего возраста.
Мы, педагоги шахматной кафедры, стали более сплочённые, появилась система работы, и как результат совместного труда, профессиональные достижения, так наша методическая разработка «Шахматные игровые технологии в детском саду» вошла в 14 лучших методических разработок на республиканском конкурсе «Образовательные технологии в детском саду» в 2019 году, наши воспитанники активно участвуют и побеждают в Республиканской ежегодной шахматной олимпиаде И.Г. Сухина, шахматных фестивалях и турнирах для дошкольников и младших школьников. Мы видим перспективы развития шахматной кафедры, считаем, что такой механизм реализации шахматного образования в детском саду помогает нам работать и дальше над своей профессиональной компетентностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как создать искусственный водоем в детском саду.
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс по созданию искусственного водоем.В нашем детском саду в правом северном углу двора имелся неосвоенный участок земли, где возможно было ...
Шахматный турнир в детском саду
Шахматный турнир в подготовительной группе детский сад «Звёздочка»...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Шахматный выпускной в детском саду
Время летит быстро. Кажется, что только вчера пришли в шахматный кржок ещё не умеющие, но желающие научиться играть дети. Но вот прошёл год,и шахматный король приглашает всех на...
Статья на тему "Активные формы шахматного образования в детском саду".
Статья по шахматам...
Статья "Шахматное образование в детском саду"
Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в шко...