Проект В старшей группе «Детское экспериментирование»
проект (старшая группа)

Бахарева Алёна Юрьевна

Паспорт проекта

 

Название проекта: «Детское экспериментирование»

 

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: поисково-исследовательский.

По числу участников проекта: групповой (23 ребёнка, педагог группы).

По времени проведения: среднесрочный (1месяц).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Состав проектной группы: руководитель проекта, воспитатель –Бахарева Алена Юрьевна, дети старшего дошкольного возраста.

 

Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

2. Побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).

 

Развивающие:

1.Развивать наблюдательность;

2.Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.

3. Развивать у детей логическое и ассоциативное мышление.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

2.Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

3. Воспитание интереса к экспериментированию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_detskoe_eksperimentirovanie.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Проект

В старшей группе «Детское экспериментирование»

Составитель: Бахарева А.Ю.

Воспитатель  I  кв. категории

г. Аша, 2020 год

Паспорт проекта

Название проекта: «Детское экспериментирование»

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: поисково-исследовательский.

По числу участников проекта: групповой (23 ребёнка, педагог группы).

По времени проведения: среднесрочный (1месяц).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Состав проектной группы: руководитель проекта, воспитатель –Бахарева Алена Юрьевна, дети старшего дошкольного возраста.

Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

2. Побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).

Развивающие:

1.Развивать наблюдательность;

2.Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.

3. Развивать у детей логическое и ассоциативное мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

2.Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

3. Воспитание интереса к экспериментированию.

Актуальность проекта.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности.

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

•Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

• Определить эффективность проведенной работы.

• Провести анализ полученных результатов.

Место проведения: МКДОУ № 4 г.Аши

Сроки проведения: январь.

Режим занятий: 2 занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 25 минут.

Оборудование: воздушный шарик, вода, краски, прозрачные стаканчики, трубочки, микроскоп, снег, лёд.

Ожидаемые результаты.

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательному развитию (опытно – экспериментальная деятельность).

Программное содержание:

•Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности);

•Совместная деятельность родителей и детей.

«Невидимка воздух»: Формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента.

«Воздух легче воды»: Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме; развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

«Какая бывает вода?»: Уточнить представление о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы, познакомить с принципом работы пипетки развивать умение действовать по алгоритм.

«Волшебные стеклышки»: Познакомить с лупой микроскопом, объяснить для чего они нужны человеку.

«Почему не тонут корабли?»: Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы, веса.

«Твердая вода. Почему тают айсберги?»: Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду;

«Изменение объема жидкости»: Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Формы работы с детьми:

непосредственно образовательная деятельность;

продуктивная деятельность;

игровая деятельность.

Итоговое мероприятие проекта: квест-игра «Слет лаборантов»

Квест-игра в старшей группе «Слет лаборантов»

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

Воспитатель: Лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал)

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не перебивать друг друга, работать сообща, точно выполнять указания, не толкаться и соблюдать тишину, аккуратно работать с оборудованием, в конце опытов делать выводы)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? Как догадались? (Ответы детей – опыты, эксперименты.)

Воспитатель: Будем проводить опыты. А вот с чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:

Петя замок строит ловко,

Катя торт печет ведерком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал...

Ответы детей: Песок

Воспитатель: Вы отгадали. И наш первый опыт называется «Песчаный конус».

Опыт № 1. «Песчаный конус». Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: Песок – сыпучий материал.

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать из чего состоит песок? Для этого нам с вами понадобится микроскоп, который спрятан где-то в саду! И чтобы его найти нам с вами придется потрудиться и выполнить задания! Первая подсказка спрятана под одним из ваших столов. (Дети заглядывают под столы и находят первую подсказку- картинку с нотами).

Воспитатель: Что бы это могло значить? Куда нам следует направиться в первую очередь? (Дети: в музыкальный зал)

В музыкальном зале нас встречает фея Музыки.

Фея Музыки: Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы ищите, чтобы это найти вам надо пройти через пещеру горного короля. Когда музыка громкая и тяжелая вы изображаете больших троллей, когда лёгкая и тихая изобразите гномов и посмотрите на свои тени, они должны то большими, то маленькими. Готовы?

(На проекторе изображена пещера, надо пройти так, чтобы тени падали на пещеру)

Фея Музыки: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! И за это я укажу куда вам дальше направляться. Подсказка:

Там пронзительно свистит

Чайник утром рано.

Холодильник там стоит,

Раковина с краном.

Ответы детей: Кухня.

Отправляемся на кухню, где нас встречает Повар.

Повар: Здравствуйте ребята, что привело вас?

Дети объясняет свою проблему и просят помочь.

Повар обещает помочь, если ребята назовут десять предметов посуды. (Дети называют).

Повар: Молодцы! Вот вам следующая подсказка:

Кто поможет язычок правильно поставить

И воздушную струю по нему направить

Звук от буквы отличать?

Без запинок отвечать?

Ответы детей: Логопед.

Отправляемся в кабинет логопеда, где нас встречает профессор Головоломка.

Профессор Головоломка: Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы ищите, но вам придется поломать голову, чтобы узнать следующую подсказку. Я приготовила для вас очень сложное задание. На ноутбуке появляется флеш-игра «Сказочный герой - добрый или злой?». Среди изображенных на экране сказочных героев требуется осуществить выбор доброго героя с помощью мыши. (Дети благополучно справляются с заданием).

Профессор Головоломка: Молодцы, справились с заданием! Заслужили подсказку:

Поцарапал руку очень?

Разболелась голова?

Быстро бинт зеленкой смочит,

Даст таблетку...

Ответ детей: Медсестра.

Отправляемся в медицинский кабинет, где встречает нас Доктор Пилюлькин.

Доктор Пилюлькин: Здравствуйте ребята, что привело вас? Дети объясняет свою проблему и просят помочь. Доктор обещает помочь, если ребята отгадают его загадки:

Я под мышкой посижу

И, что делать, укажу:

Или разрешу гулять.

Или уложу в кровать.

Жидкость из аптечной банки

Нам немножко щиплет ранки.

Маме, папе и ребенку

Лечит ссадины…

Ты царапину скорей

Мною, беленьким, заклей.

Надёжно и прочно прикрою порез.

Бери меня всюду — и в поле, и в лес.

(Дети отгадывают загадки. Ответы: Термометр, зеленка, лейкопластырь).

Доктор Пилюлькин: Молодцы! А теперь отправляйтесь за следующей подсказкой в спортивный зал, там вы и покажите какие вы здоровые, сильные и умелые!

Оправляемся в спортивный зал, встречаем там Силача.

Силач: Сейчас я испытаю вас, какие вы сильные да ловкие. Последнее ваше испытание называется «Меткий стрелок» (участвует вся команда). На стене приклеены воздушные шары, внутри которых пронумерованные карточки с буквами(1-«К»,2-«Н»,3-«И»,4-«Г»,5-«А»). Дети по очереди бросают дротики, стараясь лопнуть шар. Когда все шары будут лопнуты, из карточек с буквами составляют слово «КНИГА».

Воспитатель: Где можно найти много книг?

Выяснив, где можно найти много книг (в книжном магазине или в библиотеке, дети отправляются в библиотеку (методический кабинет.), где и находят микроскоп. Молодцы! Мы справились с заданием. Возвращаемся в группу, где проводим опыт №2.

Опыт №2 - рассматривание песка через микроскоп.

Воспитатель. Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?

Дети. Песок состоит из крупинок и песчинок.

Воспитатель. Как выглядят песчинки?

Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами все задания выполнили, микроскоп нашли, провели интересные опыты. Какой вывод мы можем сделать? Какое вещество мы сегодня рассмотрели, вспомнили? (рассмотрели песок, он сыпучий, состоит из маленьких песчинок и крупинок).

Вывод. В ходе работы над проектом по теме «Детское экспериментирование» у детей повысился уровень познавательной активности и уровень знаний об окружающем мире, возросла заинтересованность к опытно-экспериментальной деятельности. Дети научились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012

2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.

3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2008.

5. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.И. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " Чудеса магнита" (ИКТ)

В игровой форме дети отправляются в увлекательное путешествие с волшебником Мокусом и узнают волшебные свойства магнита....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе детского сада. Тема "Исследователи воздуха"

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе детского сада. Тема "Исследователи воздуха"....

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»

Краткосрочный проект в старшей группе по познавательному развитию "Что вокруг нас?", направленный на развитие познавательного интереса дошкольников....

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»Пояснительная записка.Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение ...

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас» Подготовил: воспитатель старшей группы: Загирова Айназ Казимировна. Пояснительная записка. Особое значение дл...

Проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»

Проект в старшей группе«Детское экспериментирование — Что вокруг нас»...