Проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»
проект (старшая группа)

Лидия Юрьевна Орлова

Проект в старшей группе

«Детское экспериментирование — Что вокруг нас»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе

«Детское экспериментирование — Что вокруг нас»

Актуальность проекта.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

  Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

   В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

  Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- Развивать наблюдательность;

- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

- Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 5-6 лет.

Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники группы 5-6 лет.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме                                                              

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

• Провести анализ полученных результатов.

Занятие «Лаборатория чудес» по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Сроки проведения: с25 марта по 14 апреля 2024 года. (три недели)

Ожидаемые результаты.

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

1 этап – подготовительный.

Изучение литературы:

1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

2.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;

3.Марина Султаева: Простые опыты «С бумагой», «С воздухом», «С водой», «Природным материалом»

Перспективный план работы по основному этапу проекта:

Программное содержание: Совместная деятельность педагога и детей (Занятие  по экспериментальной деятельности) Совместная деятельность родителей и детей.

«НЕВИДИМКА ВОЗДУХ» формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать

выводы в процессе эксперимента.

«Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.

 «ЧТО В СТАКАНЕ?»

Воспитатель: посмотрите, у меня в

руках стакан. Как вы думаете, он

пустой? Сейчас мы это проверим.

Нам понадобиться ёмкость с водой

и этот стакан. Перевернём стакан

вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

 «ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ»

Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.

 «ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА»

Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас окно,

что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух – движется. Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух

необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?

 «ЦАРИЦА – ВОДИЦА» - совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;

-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-развивать речь, мышление, любознательность;

-развивать умение делать выводы, умозаключения;

-воспитывать аккуратность при работе.

 «КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА?»

На столе лежат кубик и шарик.

Воспитатель: какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли

форму вода? Для этого возьмём

узкую банку и наполним её водой.

Перельём эту воду в широкую банку.

Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

Вывод: вода принимает форму того

сосуда, в котором находится. Вода-

жидкость. Вспомните лужи после

дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.

 «КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?»

Возьмём два стакана-один с водой, а

другой с молоком. Возьмём картинку

и поставим её за стаканом с водой.

Нам видно картинку (ответы детей).

А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден.

И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

 «ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ»

А если у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение.

Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая.

 Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.

«ЯЙЦО УТОНЕТ ИЛИ ВСПЛЫВЁТ?»

Оборудование:

-2 яйца (сваренное в крутую)

-соль

-вода

-2 ёмкости

Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

«КАК ДОСТАТЬ СКРЕПКУ ИЗ ВОДЫ?

Оборудование:

-скрепки

- магнит

-вода

-ёмкость

В стакан налить воду, поднесите магнит к её поверхности (но только не касайтесь её!) — скрепки тут же сами «повыпрыгивают» и прилипнут к магниту.

«ТОНЕТ-НЕ- ТОНЕТ»

Оборудование:

- Стаканы с водой

-Предметы: камень, пенопласт, железные предметы, пробка.

Отпустить в воду разные по качеству предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, камешки) и пронаблюдать за ними, охарактеризовать их. Выяснить, какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

«СОЛНЦЕ В ТАРЕЛКЕ»

Оборудование:

-ватный диск,

-молоко,

-жёлтый и оранжевый фломастеры на водной основе,

-плоская тарелка,

-жидкое мыло

Поставьте на ватном диске много цветных точек с помощью фломастеров.

Раскройте ватный диск и капните на него 2 капли жидкого мыла.

      Налейте немного молока в тарелку и в центр положите яркое солнце.

В разные стороны от солнца начнут растекаться жёлто-оранжевые струйки-лучики.

«ЦВЕТНОЙ ВЗРЫВ В МОЛОКЕ»

Оборудование: 

-Молоко (вода не подойдет) – чем больше жирность молока, тем лучше

-Красители – можно использовать красители от пасхального набора.

-Жидкое мыло или жидкость для мытья посуды (мы использовали «Фейри-палочки ватные

- Глубокая пластиковая тарелка

- Пипетка

 Налили в тарелку молоко, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов. После этого возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкость для мытья посуды или в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся, не нужно перемешивать! 

«РАДУГА»

Оборудование:

- 7 пластиковых стаканов

- красители: красный, жёлтый, синий.

-вода

-бумажные салфетки

В четырёх стаканчиках разводим краску ( красную, жёлтую, синюю, красную), чередуя их со стаканчиками с чистой водой. Радуга получится путём смешивания двух цветов с помощью салфетки.  Один конец салфетки мы опускаем в один стаканчик, другой в другой. И так проделываем с остальными стаканчиками.

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

 

«Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим»

  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

3 Этап Заключительный

Занятие «Лаборатория чудес» по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Подводя итог, можно сделать вывод, что уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста  повысится не из-за влияния случайных факторов, а в связи с организацией  познавательной образовательной деятельности детей с использованием элементов экспериментирования; развитием самостоятельности детей в процессе экспериментирования; обеспечением субъект-субъектного взаимодействия педагога и детей в процессе экспериментирования; созданием необходимой для экспериментирования предметно-развивающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе на тему: "Опасности вокруг нас"

Проект создан для развития детей 5-6 лет и родителей в познавательной области на тему "Опасности вокруг нас"....

Проект в старшей группе №1 «Галчата» «Доброта вокруг нас»

Пояснительная записка.Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.В основе метода проектов лежит развитие позна...

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»

Краткосрочный проект в старшей группе по познавательному развитию "Что вокруг нас?", направленный на развитие познавательного интереса дошкольников....

Проект В старшей группе «Детское экспериментирование»

Паспорт проекта Название проекта: «Детское экспериментирование» Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: поисково-исследовательский.По числу участников проекта:...

Проект в старшей группе на тему "Природа вокруг нас"

Данный проект направлен на изучение природы родного края, совершенствование навыков и умений проектирования, активизацию исследовательской, познавательной и творческой деятельности воспитанников....

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»Пояснительная записка.Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение ...

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»

Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас» Подготовил: воспитатель старшей группы: Загирова Айназ Казимировна. Пояснительная записка. Особое значение дл...