Проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»
проект (старшая группа)
Проект в старшей группе
«Детское экспериментирование — Что вокруг нас»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе
«Детское экспериментирование — Что вокруг нас»
Актуальность проекта.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.
В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 5-6 лет.
Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники группы 5-6 лет.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
• Провести анализ полученных результатов.
Занятие «Лаборатория чудес» по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Сроки проведения: с25 марта по 14 апреля 2024 года. (три недели)
Ожидаемые результаты.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
1 этап – подготовительный.
Изучение литературы:
1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
2.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;
3.Марина Султаева: Простые опыты «С бумагой», «С воздухом», «С водой», «Природным материалом»
Перспективный план работы по основному этапу проекта:
Программное содержание: Совместная деятельность педагога и детей (Занятие по экспериментальной деятельности) Совместная деятельность родителей и детей.
«НЕВИДИМКА ВОЗДУХ» формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать
выводы в процессе эксперимента.
«Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.
«ЧТО В СТАКАНЕ?»
Воспитатель: посмотрите, у меня в
руках стакан. Как вы думаете, он
пустой? Сейчас мы это проверим.
Нам понадобиться ёмкость с водой
и этот стакан. Перевернём стакан
вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
«ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ»
Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.
«ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА»
Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас окно,
что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух – движется. Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух
необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?
«ЦАРИЦА – ВОДИЦА» - совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;
-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
-развивать речь, мышление, любознательность;
-развивать умение делать выводы, умозаключения;
-воспитывать аккуратность при работе.
«КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА?»
На столе лежат кубик и шарик.
Воспитатель: какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли
форму вода? Для этого возьмём
узкую банку и наполним её водой.
Перельём эту воду в широкую банку.
Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.
Вывод: вода принимает форму того
сосуда, в котором находится. Вода-
жидкость. Вспомните лужи после
дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.
«КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?»
Возьмём два стакана-один с водой, а
другой с молоком. Возьмём картинку
и поставим её за стаканом с водой.
Нам видно картинку (ответы детей).
А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден.
И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
«ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ»
А если у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение.
Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.
«ЯЙЦО УТОНЕТ ИЛИ ВСПЛЫВЁТ?»
Оборудование:
-2 яйца (сваренное в крутую)
-соль
-вода
-2 ёмкости
Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.
«КАК ДОСТАТЬ СКРЕПКУ ИЗ ВОДЫ?
Оборудование:
-скрепки
- магнит
-вода
-ёмкость
В стакан налить воду, поднесите магнит к её поверхности (но только не касайтесь её!) — скрепки тут же сами «повыпрыгивают» и прилипнут к магниту.
«ТОНЕТ-НЕ- ТОНЕТ»
Оборудование:
- Стаканы с водой
-Предметы: камень, пенопласт, железные предметы, пробка.
Отпустить в воду разные по качеству предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, камешки) и пронаблюдать за ними, охарактеризовать их. Выяснить, какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.
«СОЛНЦЕ В ТАРЕЛКЕ»
Оборудование:
-ватный диск,
-молоко,
-жёлтый и оранжевый фломастеры на водной основе,
-плоская тарелка,
-жидкое мыло
Поставьте на ватном диске много цветных точек с помощью фломастеров.
Раскройте ватный диск и капните на него 2 капли жидкого мыла.
Налейте немного молока в тарелку и в центр положите яркое солнце.
В разные стороны от солнца начнут растекаться жёлто-оранжевые струйки-лучики.
«ЦВЕТНОЙ ВЗРЫВ В МОЛОКЕ»
Оборудование:
-Молоко (вода не подойдет) – чем больше жирность молока, тем лучше
-Красители – можно использовать красители от пасхального набора.
-Жидкое мыло или жидкость для мытья посуды (мы использовали «Фейри-палочки ватные
- Глубокая пластиковая тарелка
- Пипетка
Налили в тарелку молоко, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов. После этого возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкость для мытья посуды или в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся, не нужно перемешивать!
«РАДУГА»
Оборудование:
- 7 пластиковых стаканов
- красители: красный, жёлтый, синий.
-вода
-бумажные салфетки
В четырёх стаканчиках разводим краску ( красную, жёлтую, синюю, красную), чередуя их со стаканчиками с чистой водой. Радуга получится путём смешивания двух цветов с помощью салфетки. Один конец салфетки мы опускаем в один стаканчик, другой в другой. И так проделываем с остальными стаканчиками.
Работа с родителями:
Консультации для родителей:
«Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим»
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
3 Этап Заключительный
Занятие «Лаборатория чудес» по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Подводя итог, можно сделать вывод, что уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста повысится не из-за влияния случайных факторов, а в связи с организацией познавательной образовательной деятельности детей с использованием элементов экспериментирования; развитием самостоятельности детей в процессе экспериментирования; обеспечением субъект-субъектного взаимодействия педагога и детей в процессе экспериментирования; созданием необходимой для экспериментирования предметно-развивающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в старшей группе на тему: "Опасности вокруг нас"
Проект создан для развития детей 5-6 лет и родителей в познавательной области на тему "Опасности вокруг нас"....
Проект в старшей группе №1 «Галчата» «Доброта вокруг нас»
Пояснительная записка.Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.В основе метода проектов лежит развитие позна...
Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»
Краткосрочный проект в старшей группе по познавательному развитию "Что вокруг нас?", направленный на развитие познавательного интереса дошкольников....
Проект В старшей группе «Детское экспериментирование»
Паспорт проекта Название проекта: «Детское экспериментирование» Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: поисково-исследовательский.По числу участников проекта:...
Проект в старшей группе на тему "Природа вокруг нас"
Данный проект направлен на изучение природы родного края, совершенствование навыков и умений проектирования, активизацию исследовательской, познавательной и творческой деятельности воспитанников....
Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»
Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»Пояснительная записка.Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение ...
Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас»
Краткосрочный проект в старшей группе «Детское экспериментирование — Что вокруг нас» Подготовил: воспитатель старшей группы: Загирова Айназ Казимировна. Пояснительная записка. Особое значение дл...