Информация для районного семинара "Девятнадцать способов мотивации ребёнка"
материал (средняя группа)

Гречанова Галина Александровна

Представлен 26.11.2021г.

на районный семинар

для воспитателей младших и средних групп

Благодарненского городского

округа Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация

на тему:

« 19 креативных способов мотивировать ребенка в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

воспитатель первой квалификационной

категории МДОУ «ДС №16»

Гречанова Галина Александровна

 

 

 

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.  

 Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

           Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

        Для чего вообще нужна эта мотивация?

        Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

·         Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

·         Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

·         Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

·         Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Выделяют 2 вида мотивации: внешняя мотивация – не связанная с содержанием определенной деятельности., внутренняя  (положительная или отрицательная мотивация).

А теперь рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности.

 

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

        На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация, взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Например: (для младшей и средней группы).

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята,  она  сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Например:

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Помогите мне?  Можно сделать разноцветное печенье.

Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

        Вы сообщаете  детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете поощрение (звездочки).

Например:

Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

Например:  Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок, потешек, загадок и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Он осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

Например:

Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать. 

Дюймовочка хочет  написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых  мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также  презентации по теме.

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.

Девятый тип мотивации «Установка цели»

Самый простой способ мотивировать ребенка – ставить перед ним цели. Цели дают ребенку перспективу и направление, которые упрощают выполнение задачи. Помните, что ни одна цель не является конечной. Это просто очередной шаг к тому, чтобы достичь более высокого уровня или стать лучше.

Десятый тип мотивации «Превращайте задания в соревнование»

Соревнуясь, мы инстинктивно стараемся победить. Это может мотивировать нас к новым достижениям.

Один из способов мотивировать детей – превратить задания в соревнование. Например, вы можете сказать детям: «Кто первый все съест, тот первым сможет поиграть в игру». Это мотивирует их быстрее пообедать.

 Одиннадцатый тип мотивации «Вовлечение детей в новые виды деятельности». В процессе деятельности дети овладевают новыми знаниями и способами действия. Например, педагог спрашивает: «Можно ли из мебели (или строительных кубиков) в группе собрать автобус?», «А из чего еще можно сделать автобус?». Дети предлагают свои варианты, конструируют автобус и на нем «едут» к Буратино. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_posobov_motvatsii_rebyonka.docx547.93 КБ

Предварительный просмотр:

Представлен 26.11.2021г.

на районный семинар

для воспитателей младших и средних групп

Благодарненского городского

округа Ставропольского края

Информация

на тему:

« 19 креативных способов мотивировать ребенка в ДОУ»

Подготовил:

воспитатель первой квалификационной

категории МДОУ «ДС №16»

Гречанова Галина Александровна

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.  

 Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

           Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

        Для чего вообще нужна эта мотивация?

        Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Выделяют 2 вида мотивации: внешняя мотивация – не связанная с содержанием определенной деятельности., внутренняя  (положительная или отрицательная мотивация).

А теперь рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности.

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

        На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация, взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Например: (для младшей и средней группы).

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята,  она  сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». 

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Например:

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Помогите мне?  Можно сделать разноцветное печенье.

Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

        Вы сообщаете  детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете поощрение (звездочки).

Например:

Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

Например:  Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок, потешек, загадок и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Он осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

Например:

Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать. 

Дюймовочка хочет  написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых  мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также  презентации по теме.

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.

Девятый тип мотивации «Установка цели»

Самый простой способ мотивировать ребенка – ставить перед ним цели. Цели дают ребенку перспективу и направление, которые упрощают выполнение задачи. Помните, что ни одна цель не является конечной. Это просто очередной шаг к тому, чтобы достичь более высокого уровня или стать лучше.

Десятый тип мотивации «Превращайте задания в соревнование»

Соревнуясь, мы инстинктивно стараемся победить. Это может мотивировать нас к новым достижениям.

Один из способов мотивировать детей – превратить задания в соревнование. Например, вы можете сказать детям: «Кто первый все съест, тот первым сможет поиграть в игру». Это мотивирует их быстрее пообедать.

 Одиннадцатый тип мотивации «Вовлечение детей в новые виды деятельности». В процессе деятельности дети овладевают новыми знаниями и способами действия. Например, педагог спрашивает: «Можно ли из мебели (или строительных кубиков) в группе собрать автобус?», «А из чего еще можно сделать автобус?». Дети предлагают свои варианты, конструируют автобус и на нем «едут» к Буратино. 

Итог основной части: происходит усвоение нового способа действия или нового знания.

Разберем развивающее занятие на примере темы «Транспорт».

Основная задача: выяснить вместе с детьми, для чего людям нужен транспорт?

Структура занятия: Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной игровой ситуации. Например, Буратино написал письмо, приглашает в гости. Проблема: Буратино живет далеко, как мы попадем к нему? 

Итог вводной части: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.

Двенадцатый тип мотивации «Утренний круг»

Во время приема детей в группу в утреннее время воспитатель тоже мотивирует детей, используя, минутки вхождения в день.

Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.

Тринадцатый тип мотивации «Трудовая деятельность»

Наверное, каждый родитель согласится, как тяжело приобщить ребенка к чистоте и порядку, и особенно к самому процессу уборки. Но все может измениться, если переключиться на игру. Например, игрушкам можно помочь добраться до своих домиков (расставить по полкам или сложить их в ящик). Подключить ребенка к настоящей уборке можно посредством личного примера и путем постановки перед ним несложных задач, в которых он будет выступать помощником.

Мало детей смогут отказаться от «взрослого» поступка — протереть пыль или вымыть небольшой участок пола. Задача взрослого — поблагодарить, похвалить ребенка и дать понять, что без него справиться с задачей было бы сложнее. Важно воздержаться от критики ребенка, если он что-то сделал не так — это навсегда отобьет у него желание наводить чистоту.

Четырнадцатый тип мотивации «Полезные блюда»

Дети еще не понимают пользы продуктов, поэтому, хотят есть только вкусное. Накормить ребенка, например, кашей, часто становится непосильной задачей. Но и тут на помощь придет мотивация. И вариантов здесь много — от интересного оформления самого блюда до использования увлекательных рассказов и сказок в процессе еды. Еще один способ накормить ребенка тем, что ему не нравится, — включить его воображение. Можно представить ему блюдо не как еду, а как армию полезных солдатиков, которые хотят оберегать его здоровье, силу (для мальчиков) и красоту (для девочек). Но попасть внутрь и приступить к работе они могут, только если сам малыш поможет им, т.е. съест. Чем красочнее и интереснее будет представлен процесс, тем эффективнее такой метод.

Пятнадцатый тип мотивации «Секреты увлекательного занятия»

Ход занятия в детском саду (процесс) включает в себя: повторение пройденного материала, объяснение нового, закрепление. Выполнение поставленных задач, с учётом здоровьесберегающих методов обучения. Занятие может быть комплексным. Включение средств достижения нескольких целей или какой-то одной, использование игровых моментов, наглядного материала, динамических пауз или физ.минуток. Самостоятельную деятельность.

Внимание! Внимание! Дорогие зрители,

Чудеса сейчас придут -  интересно будет тут!

Я на вас погляжу , да и сказку расскажу!

 Вы на ус всё намотайте,

Сказку рассказать мне помогайте!

Не грусти, улыбнись! Сказка дарит нам сюрприз!

Речевые настройки. — Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас ! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Шестнадцатый тип мотивации «Создание ситуации успеха»

Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным (в пределах возможностей ребенка). Необходимо проводить беседы с родителями о возможности создания ситуации успеха.

Семнадцатый тип мотивации «Грамотное чтение»

Дошкольникам полезно читать детские книги. В процессе чтения можно фантазировать и представлять происходящее в книге, еще лучше, если получится воспроизвести действие книги в виде постановки домашнего театра. В качестве актеров могут выступить игрушки. Польза таких занятий бесценна — происходит развитие воображения, творческих способностей, памяти.

Восемнадцатый тип мотивации «Направленное планирование»

Когда вы знаете, в каком направлении двигаться и что делать, это значит, что у вас есть план. С ним вам легче достичь своей цели. Планирование мотивирует ребенка достигать поставленных целей, поскольку оно дает направление и руководство на каждом этапе. Помогите ребенку спланировать детали в том, к чему он проявляет интерес.

Девятнадцатый тип мотивации «Подбадривание»

Ребенок не может всегда и во всем добиваться успеха. Неудачи способны его демотивировать. Поддержка ваша, позволит ему проявлять настойчивость в достижении его целей, несмотря на трудности. Поддержка – это одна из форм позитивного подкрепления, ведь она признает старания ребенка.

Подбадривая ребенка, говорите о конкретных вещах. Не поощряйте его делать то, в чем он уже хорош. Мотивируйте его сделать еще раз то, в чем он ранее потерпел неудачу. Так ребенок поймет, что вы в него верите – для него это достаточная мотивация, чтобы попробовать еще раз.

Мечта любого родителя – иметь воспитанного, послушного и целеустремленного ребенка. Добиваться этого нужно путем поэтапного процесса выстраивания правильных мотивационных ступеней. Очень важен индивидуальный подход, потому что все дети разные и нет каких-то универсальных рекомендаций.

Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с другими. Безусловно, нужно исключить любые варианты насилия, скандалы по поводу неудач и прочие негативные составляющие.

Мотивацию считаю обязательным и одним из основных элементов в воспитании и обучении дошкольников. В противном случае мы рискуем испортить нашим детям детство. Чтобы дошкольники не делали в стенах нашего детского сада, они должны это делать с интересом, чтобы глаза их светились, чтобы дети радовались общению с нами. Иначе это будет тяжкий труд. Ум ребёнка мы разовьём, а душа его пострадает.

Материал представлен на

                        августовскую конференцию работников

                                             образования Благодарненского городского округа

                                             по теме : «Система образования Благодарненского

                               городского  округа в условиях реализации

                                национальных проектов: актуальные задачи

                                    обновления содержания и повышения качества

                      образования» от 26 августа 2019 года

«Детское экспериментирование в условиях модернизации дошкольного образования»

Составила:

воспитатель

МДОУ «ДС №16»

Гречанова Г.А.

Детское экспериментирование в условиях модернизации дошкольного образования.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

 и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»:

К. А. Тимирязев

Образование является одной из главных и наиболее проблемных областей государственного управления. Особенно это касается дошкольной сферы. Нормой, регламентирующей такую деятельность в Российской Федерации, выступает ФЗ «Об образовании» 273 от 29.12.2012. За последние годы закон о дошкольном образовании претерпел немало изменений, в том числе были внесены поправки и в регулирование дошкольной системы.

В статье 64. ФЗ «Об образовании» указано, что дошкольное образование должно быть направлено на создание условий для развития культурного, физического, интеллектуального, нравственного, эстетического и личностного потенциала любого ребенка, а также укрепление и поддержание его здоровья. Предусмотренные законом программы предполагают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, применение методов и форм, характерных для детей дошкольного периода.

После того как был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общей системы.

Изменения в Федеральном законе затрагивают важные вопросы:

  • особенности приема детей в детские сады;
  • порядок предоставления образовательных услуг;
  • льготы;
  • режим работы дошкольных учреждений;
  • образовательные программы.

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика  одна - из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Природа экспериментирует постоянно, и каждый живой организм склонен к этому, что совершенно естественно. Именно поэтому исследовательский рефлекс — один из базовых, безусловных рефлексов. Генетически предопределенная потребность исследовать окружающий мир — одна из самых удивительных особенностей психики живых существ. Стремление к освоению нового универсально и проявляется в исследовательском поведении. Исследовательское поведение служит одним из действенных инструментов научения, совершенствования познавательных функций всех уровней, приобретения социального опыта. У человека оно выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Ребенок в процессе экспериментирования чувствует себя взрослым, и сознание того, что он работает, как взрослый приносит ему радость, поддерживает интерес к экспериментированию. Детей, даже самых маленьких, не нужно подталкивать к поиску, к проведению собственных исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу для исследований и экспериментирования.

Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности воспитателей, а также противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения, актуальной становится разработка системы методической работы по осуществлению деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Правила при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности:

  • тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
  •  тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно;
  • тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
  • тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи: Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности. Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Развивать личностные свойства целеустремленность, настойчивость, решительность.

 В своей деятельности можно опираться на ведущие принципы развития дошкольников:

  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов); природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
  • дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей);
  • активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
  • творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория). Основное оборудование мини-лаборатории:

  • приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, емкости для игр с водой разных объемов и форм и т.д.;
  • природный материал: камешки, глина, песок, птичьи перья, спил и листья деревьев,  семена и т. д.;
  • утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и т.д.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях в природе. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т. е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы.

На протяжении первых трех лет жизни ребенка взрослый должен:

• обогащать среду различными предметами;

• все действия необходимо сопровождать лаконичными и четкими словами;

• снять максимум запретов на действия с предметами и объектами;

• обращаться с просьбами к ребенку о выполнении отдельных простейших поручений;

• организовывать рассматривание объектов и событий; • предлагать детям отвечать на простейшие вопросы;

• брать на себя инициативу по организации и проведению миниисследований;

• следить за соблюдение правил безопасности.

На четвертом году жизни ребенка взрослому необходимо:

• поощрять детей задавать вопросы;

•задавать детям наводящих вопросы;

• предлагать выполнять два действия подряд;

• привлекать к прогнозированию результатов с помощью наводящих вопросов;

• сравнивать две картинки и выбирать соответствующую, наблюдаемому объекту или событию;

• привлекать детей к формулированию вывода.

На пятом году жизни ребенка взрослому необходимо:

• помогать детям формулировать цель предстоящей деятельности, прогнозировать результат, продумывать методику проведения;

• давать инструкции из трех последовательных действий;

• учить детей выделять главное, сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, и находить между ними разницу;

• задавать вопрос «Почему?»;

 • привлекать детей к составлению словесного отчета об увиденном, отвечая на вопросы педагога;

• для фиксации наблюдаемого в начале учебного года продолжать использовать готовые формы, а ближе к концу года применять схематичные рисунки, которые делает воспитатель на глазах у детей;

• проводить длительные наблюдения.

На шестом году жизни ребенка взрослому следует:

• увеличивать число заданий на прогнозирование результатов;

• пробовать давать задания на все этапы деятельности и следить за ходом его выполнения;

• побуждать детей самостоятельно использовать разнообразные графические формы при фиксировании результатов наблюдаемого;

• побуждать и поддерживать самостоятельность детей при анализе результатов деятельности, формулировании вывода и составлении рассказа об увиденном;

• чаще задавать вопрос «Почему?»

• увеличивать продолжительность исследований;

• давать задания на сравнение двух объектов или двух состояний одного и того же объекта, и находить не только различия, но и сходство.

Главное достоинство метода экспериментирования в условиях модернизации дошкольного образования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Представлен 22.11.2019г.

на районный семинар

для воспитателей младших и средних групп

Благодарненского района

Ставропольского края

Формирование сенсорных представлений

у детей младшего дошкольного возраста

посредствам дидактических игр и упражнений

в условиях реализации ФГОС ДОО

Конспект занятия

«Поиграем вместе – будет интересно!»

Подготовил:

воспитатель МДОУ «ДС №16»

Гречанова Галина Александровна

Конспект ООД по сенсорике во II группе раннего возраста

«Поиграем вместе — будет интересно!»

Цель:

Формировать восприятие цвета, величины предметов.

Задачи:

Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый); размера (большой, маленький) посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения.

Учить детей группировать предметы по одному из признаков: цвету, величине.

Продолжать учить выделять один предмет из множества, отвечать на вопрос «сколько»? словами один, много, ни одного.

Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

Развивать мелкую моторику, умение отвечать на вопросы воспитателя.

Демонстрационный материал:

Мягкая игрушка Зайчика, кубики - большой, маленький для воспитателя, большие и маленькие кубики для детей, большая и маленькая коробка,

Раздаточный материал:

Ваза для цветов красная, жёлтая, зеленая, синяя (на выбор) по одной штуке на каждого ребёнка. Цветы четырех цветов: красные, желтые, зеленые, синие. Один цветок белого цвета на каждый стол.

Ход занятия

Дети входят в группу, встают полукругом.

Организационный момент

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй легкий ветерок,

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день.

Нам здороваться не лень. (Здравствуйте). Садитесь на стульчики.

Мотивация:

- К нам сегодня в гости пришел еще гость, лесной зверек. Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать и догадаться, кто к нам пришел.

***

У него длинные ушки,

Маленький хвостик.

Он любит прыгать

И обожает грызть морковку. Кто это? (Это заяц.)

(показ мягкой игрушки Зайца)

-Правильно! Наш Заяц очень любит играть, строить башни: высокие и низкие. Но пока так и не научился собирать за собой игрушки. А мы с вами уже большие, научились играть и убирать игрушки на свои места. Давайте поможем нашему зайчику убрать кубики в коробки.

Основная часть

Игра – задание «Разложи кубики по коробкам».

Перед детьми кубики: большие и маленькие. Приготовлены две коробки: большая и маленькая.

- Зайчик принес для вас кубики и просит разложить их по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку.

- Что это? (коробка)

- А какая это коробка? (большая).

-А это что? (коробка)

- А это какая  коробка? (маленькая).

-Что это? (кубики). Какие это кубики? (большие и маленькие). Сережа покажи большой кубик. Ева, теперь ты, покажи большой кубик. Вика, покажи маленький кубик. Варя, покажи маленький кубик. Правильно, это большой кубик, а это маленький кубик (показываю).

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

-Посмотрите, большой кубик я положу в большую коробку, а маленький - в маленькую коробку. А теперь вы разложите кубики по коробкам. Большие кубики в большую коробку, маленькие кубики - в маленькую коробку.

(дети выполняют задание после объяснения воспитателя).

-Вот мы и помогли Зайке: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайка доволен, он улыбается.

-Сколько кубиков в коробках? (много)

-А сколько кубиков у вас? (ни одного).

Устали? Давайте вместе с зайкой отдохнем.

Физминутка «Зайка серенький сидит»

Игра - задание «Разложи по цвету».

На столе разложены вырезанные вазы. У каждого ребенка своя ваза определенного цвета: красная, желтая, зеленая и синяя. В центре стола вырезанные из картона разноцветные цветы красного, желтого, зеленого, синего и один белого цвета. Дети должны собрать цветы в вазы такого же цвета, как и сама ваза.

А теперь сядем за столы.

-Посмотрите, какие разноцветные вазы принес для вас Зайчик. А еще Зайчик принес разноцветные цветы и просит собрать букет в вазы.

- Какого цвета ваза, такого же цвета нужно собрать цветы в букет. В красной вазе - красные цветы, а в желтой вазе - желтые цветы, в зеленой вазе – зеленые цветы, в синей вазе - синие цветы.

Каждый ребенок раскладывает цветы в свою вазу (дети выполняют задание самостоятельно). На столе должен остаться цветок белого цвета.

- Лука, у тебя ваза какого цвета? (синего) а цветы какого цвета? (синего). Сколько их? (много).

- Ева, у тебя какого цвета ваза? (желтого). Цветы, какого цвета? (желтого)

-Посмотрите, на столе остался цветок. Какого он цвета? (белого).

- Сколько белых цветов осталось на столе? (один).

Заключительная часть

-Пора прощаться с нашим гостем. Дети, а где живет Заяц? (в лесу)

-Правильно. Вам понравилось играть с Зайчиком? И ему вы очень понравились. Он говорит, что вы большие молодцы! Он обещает, что скоро еще раз забежит к нам в гости. До свидания!

Самоанализ ООД с детьми второй группы раннего возраста по сенсорному воспитанию «Поиграем вместе — будет интересно!»

Тема: «Поиграем вместе - будет интересно!».

Цель: формирование восприятия цвета и величины предметов.

В организованной образовательной деятельности я определила следующие задачи:

Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый); размера (большой, маленький) посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения.

Учить детей группировать предметы по одному из признаков: цвету, величине.

Продолжать учить выделять один предмет из множества, отвечать на вопрос «сколько»? словами один, много, ни одного.

Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

Развивать мелкую моторику, умение отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

Организованная образовательная деятельность проводилась со второй группой раннего возраста.

ООД соответствует воспитательным целям и задачам, программному содержанию, а также их возрастным особенностям.

Материал для образовательной деятельности был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их возрастным и психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач.

На ОД применялись следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Методы: словесный, наглядно-демонстрационный, практический

(выполнение действий с предметами, игровой, методы контроля.

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы: пояснения, указания, показ, игровой прием, помощь ребенку. Приемы направлены на оптимизацию индивидуальное развитие каждого ребенка.

Образовательная деятельность состояла из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.

Во время проведения ОД происходила смена видов деятельности, использовалась музыкальная физминутка «Зайка серенький сидит!, применялся дифференцированный и индивидуальный подход.

 В ходе ОД старалась активизировать всех детей, добиваться индивидуальных ответов.

Длительность занятия 10 минуты, что соответствует нормам Сан Пина.

Считаю, что выбранная мной форма организации образовательной деятельности детей была достаточно эффективной и динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены, цель достигнута.

Представлено на РМО воспитателей

младших и средних групп

26.11.2020г

Консультация по теме:

«Использование ТРИЗ – технологии в работе с детьми

младшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель первой

категории МДОУ «ДС№16»

Гречанова Галина Александровна

ЦЕЛЬ: ознакомление педагогов с ТРИЗ – технологией, для дальнейшего её использования в различных видах детской деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • Показать эффективность методов и приёмов ТРИЗ – технологии
  • Выработать у педагогов способность порождать новые идеи, откланяться от традиционных схем проведения занятий
  • Создать творческую атмосферу в работе педагогов, для комфортного пребывания детей в ДОУ

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Чтобы воспитать талантливого человека, умеющего находить выход из любых жизненных ситуаций, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ-педагогика.

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика. Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ (теория развития творческой личности), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером.

Цель ТРИЗ— не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев– «Можно говорить все!»

Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта.

Младший дошкольный возрастзнаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Ребенок постепенно становится самостоятельным, и прежняя совместная с родителями позиция«Мы», превращается в собственную позицию«Я», то есть малыш начинает ощущать себя отдельной личностью, а это значительно меняет его отношение к окружающему миру. Ребенок без помощи взрослого еще полностью не может справиться со многими вещами, но в нем уже наблюдается стремление к самостоятельности. Большую роль в жизни ребенка занимает игра, от игры«рядом»дети постепенно переходят к совместной игре(ролевой игре)Активизируется речевое развитие.Существенно изменяется познавательное развитие: у малышей совершенствуется предметное восприятие. Ребенок учится анализировать, осознавать то, что он делает и учится действовать продуктивно. У ребенка в это время активно проходит сенсорное развитие, он уже знает о формах, положении и размерах предметов Малыш начинает экспериментировать, совершенствуются его орудийные действия. А самое главное, чем характеризуется развитие детеймладшего дошкольного возраста, это то, что малыш начинает мыслить, в его мозге возникают уже довольно сложные причинно-следственные взаимосвязи. То есть он начинает понимать, что он делает и зачем ему это нужно. Важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Адаптированная к дошкольномувозрасту ТРИЗ-технология позволяет развивать, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение.

Основная задача использованияТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте— это привить ребенку радость творческих открытий. Таким образом, дети познают и учатся сопоставлять природные и физические явления в такой форме, когда сами дети не замечают, что учатся, им это интересно, их это увлекает. А все знают, что добиться положительных результатов можно только в том случае, если малышу интересно. Практика показала, что в играх по технологииТРИЗребенка привлекает игровая ситуация, которая стимулирует его активность и стимулирует его речевое общение. Целесообразно начинать использоватьТРИЗ-технологии, когда ребенок начинает осознанно пользоваться речью. Это не значит, что он должен говорить развернутыми предложениями, он должен при помощи речи суметь выразить свои мысли и действия. Применение данной технологии обусловлено тем, чтоТРИЗспособствует преодолениюдетьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей.

Одной из важных задач воспитателя,работающего с детьми младшего возраста – адаптация детей кдетскому саду. Важно, чтобы ребенок не боялся говорить, поэтому им дается только положительная оценка, используются приемы поправления(все объясняю, но не настаиваю). Каждый ребенок не остается без внимания, его важно выслушать, не торопить, возможно подсказать нужные слова при затруднении. Занятия организованы таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили характер урока. Больше всего малыши любят играть, игрыТРИЗ-технологии очень интересны малышам, успешно развивают их речь, логику, мышление, воображение. Играя, дети сами не замечают того, что учатся правильно говорить.

«Тризовский»подход можно и нужно использовать в повседневном взаимодействии сдетьми, проводить не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Главное отличие технологииТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. В режимных моментах, на прогулке, при умывании можно использовать прием причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей. Прием причинно-следственных связей помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера«почему?»,«зачем?»и т. д.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ.

- Метод мозгового штурма.Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога.Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов.Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ».Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа.В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка».Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

- Мышление по аналогии.Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

СистемаТРИЗв обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой:"Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие.ТРИЗв детском саду будет, выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.

Советы педагогам при использовании методов ТРИЗ:

Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.

Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

Триз-игра "Маша-Растеряша"

Цель:тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы. Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?" Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь Машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: - Ой! - Что случилось? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.

2. Развитие игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

Это только два наглядных примера, которые иллюстрируют, насколько эффективны методы ТРИЗ в детском саду. Игры, конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Но если вначале что-то получается не очень хорошо, это не повод опускать руки. Игра для развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии. В детском саду это особенно важно, поверьте, результат того стоит.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Учиться должно, быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

Если рассматривать современные образовательные технологии и методики в ДОУ, то с уверенность можно сказать, что ТРИЗ является одной из самых эффективных и разнообразных по своей наполняемости. Использовать её в своей работе нетрудно, к тому же эта технология всегда даёт положительные результаты, ведь все элементы и приёмы являются игровыми, а значит, обучение детей идёт в процессе их ведущей деятельности.

Мастер - класс для педагогов.

Изобразительная деятельность. Нетрадиционная техника рисования (ниткаграфия) с элементами аппликации

«Зимние узоры».

Подготовила и провела воспитатель

первой квалификационной категории

Гречанова Г.А.

Цель: развитие и обогащение творческого потенциала педагогов путем применения необычных техник и форм работ.

Задачи:

- познакомить коллег с новой техникой рисования (ниткаграфией), научить выполнять работы в данной технике;

-развивать творческое воображение, фантазию;

- формировать плавность, ритмичность и точность движений.

Материалы для работы: листы плотной цветной бумаги (черная, голубая, розовая, листы белой бумаги, листы картона, кисть, вода, нитки мулине, белая гуашь, ножницы, ажурные салфетки, влажные салфетки).

Мультимедийное сопровождение: музыкальный видео клип «Морозные узоры» под музыку советского рождественского гимна с изображением зимней природы, зимних узоров на окнах.

Вводная беседа.

Добрый день, уважаемые коллеги! В этот чудный морозный день декабря мне бы хотелось отвлечь вас от повседневной суеты и пригласить в гости в настоящую зимнюю сказку, в которой мы будем наслаждаться необыкновенными красотами зимы и сами научимся творить чудеса. А для этого нам понадобиться всего лишь три листа бумаги, акварельные краски, кисть, нить и ваше воображение.

На экране воспроизводится видеоклип с музыкальным сопровождением.

Пришла зима со стужею

К нам окна серебрить.

Плету из слов я кружево

И вьётся змейкой нить.

Как долго нитку тонкую

Мотала я в клубок.

Работу трудоёмкую

Хочу закончить в срок.

Плету узор старательно,

Ложатся строчки в ряд.

И взором я мечтательным

Вплываю в зимний сад.

Давайте немного вспомним свое детство. Когда мы с вами были маленькими и оставались в гостях у своих любимых бабушек, мы наблюдали за тем, что…Под треск дров в русской печи, долгими зимними вечерами бабушка любила прясть шерстяную нить. А мы, глядя в окно, с удовольствием засыпали, слушая завывание лютого зимнего ветра и щелканье колючего мороза. Проснувшись рано утром, мы спешили выглянуть в окно, чтобы посмотреть, на сугробы, что намело за ночь, но сквозь плотный рисунок морозного узора на стекле сугробов совершенно не было видно. И до самого обеда мы могли рассматривала эти ажурные рисунки, как будто они были связанны из той самой бабушкиной нити, угадывая в них причудливые фигуры животных и птиц.

Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу предложить вам превратиться в волшебников и своими руками создать удивительные морозные узоры на зимнем окне.

Посмотрите, какой рисунок у меня получился.

Для начала, сделаем заготовку для нашего будущего окна, от листа белой бумаги формата А 4 нужно отрезать по 6 полосок шириной 1,5-2 см., для того чтобы сделать из его прямоугольную раму.

Выберите цветной лист для основы в зависимости от того, какое время суток вы будете изображать, черный цвет для ночного окна, голубой или розовый, для утреннего.

Возьмите лист картона, положите на него нить мулине и покрасьте нить кистью на картоне, оставляя не покрашенным только кончик нити.

Кладем перед собой выбранный вами цветной лист – основу нашего рисунка.

Аккуратно выкладываем окрашенную нить на основной лист.

Не окрашенный кончик выводим за пределы листа, накрываем белым листом бумаги (промокашкой) и плотно прижимаем ладонью правой руки в том месте, где лежит нить. Затем, начинаем выдергивать нить левой рукой из-под правой ладони. При этом важно одновременно одной рукой крепко прижимать нить, а другой - вытягивать её медленно и плавно, в разных направлениях, как бы изображая движение «зигзаг». После того, как нить выдернута полностью, поднимаем верхний лист белой бумаги.

Давайте посмотрим, что же у вас получилось.

Педагог задает вопрос каждому из коллег, участники мастер-класса высказывают свои предположения в отношении получившегося изображения.

Повторяем ход работы с окрашиванием нити и отпечатыванием на бумаге несколько раз, чтобы заполнить весь лист бумаги различными узорами.

Пора приступить к наклеиванию рамы на основу.

Приклеиваем полоски бумаги по периметру и накрест посередине цветного листа - нашего будущего окна.

А для того, чтобы наше окно стало более уютным, добавляем детали. Ажурную салфетку разрезаем на четыре части, приклеиваем две части с двух сторон вверху окна.

Все готово!

Обсуждение работ педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация : "Способы мотивации речевой активности дошкольников"

Развитие речевой активности может проходить не только на специально-подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания в детском саду....

Педагогическое проектирование как способ мотивации инновационной деятельности педагогов

Тема педагогического проектирования как способа  мотивации   инновационной деятельности педагогов очень актуальна, особенно в свете новых ФГОС,  поскольку, участие педагога в проек...

Буктрейлер – современный способ мотивации к чтению.

Опыт работы Победителя 1 Городского Конкурса "СТРАНА ЧИТАЛИЯ-2016"над буктрейлером "Руслан и Людмила"...

Доклад – практикум «Проблемная ситуация- как способ мотивации к образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Презентация о использовании проблемных ситуаций на разных этапах НОД в старших группах ДОУ, с коментариями к слайдам....

17 способов мотивации детей к чтению.

Описание спобов мотивации детей к чтению....

Способы мотивации ребёнка

Если ребенка вовремя поддержать он справится со своими страхами, неуверенностью и в будущем сможет сделать задание, которое сейчас не может....