Вызовы и угрозы детству
статья

Вострова Анна Васильевна

Ребенок в современном мире. На протяжении многих лет этот вопрос озадачивает ученых, родителей, профессионалов, работающих с детьми. Мы, взрослые, уже какое-то время живем в этом сегодняшнем мире, постепенно адаптируемся к его новизне, а ребенок рождается непосредственно в этот мир: для нас изменения размыты во времени, для ребенка же современный мир есть точка отчета. Вопрос о том, как чувствует себя ребенок в сегодняшнем мире, так волнует всех и оттого, что мы проживали наше детство совсем в иных условиях и, чтобы понять своеобразие нынешнего ребенка, нужно пронаблюдать влияние новых экономических, социальных и иных перемен на новое зарождающее поколение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyzovy_i_ugrozy_detstvu.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок в современном мире. На протяжении многих лет этот вопрос озадачивает ученых, родителей, профессионалов, работающих с детьми. Мы, взрослые, уже какое-то время живем в этом сегодняшнем мире, постепенно адаптируемся к его новизне, а ребенок рождается непосредственно в этот мир: для нас изменения размыты во времени, для ребенка же современный мир есть точка отчета. Вопрос о том, как чувствует себя ребенок в сегодняшнем мире, так волнует всех и оттого, что мы проживали наше детство совсем в иных условиях и, чтобы понять своеобразие нынешнего ребенка, нужно пронаблюдать влияние новых экономических, социальных и иных перемен на новое зарождающее поколение.

Многие из родителей, чьи дети сегодня ходят в детский сад, проводили огромную часть своего детства, гуляя во дворах. Играли в пятнашки, жмурки, прятки, прыгали на скакалках, резиночках, а также рассказывали страшилки, прятали «секретики» и делали еще много чего другого, что так благотворно сказывается на психике и социализации детей. Ведь тот разнообразный опыт, который дети получали ежедневно, общаясь друг с другом, закалял, развивал, готовил к будущей взрослой жизни во всех ее проявлениях.

Современные дети больше времени проводят в семье, их воспитание и образование более индивидуализировано. Но, пожалуй, главное, что отличает современного ребенка от детей, которыми когда-то были их родители и бабушки-дедушки, это – богатство информационной среды.

Рассмотрим, как влияет информационная среда на современного ребенка.

Ежедневно, где бы мы не находились: в кафе, общественном транспорте, на пляже, мы неизменно наблюдаем детей, уткнувшихся в гаджеты – они играют, общаются, что-то изучают. Глядя порой на то, что делают маленькие дети с планшетом, думаешь: а ведь когда ему будет 6 лет, он будет делать нечто, что, возможно, не будут понимать его родители? Зачастую внуки разбираются в цифровых технологиях лучше, чем бабушки и дедушки, и способны этому их научить. Наша культура устроена таким образом, что предшествующее поколение до определенного возрастного этапа передает опыт следующему. Но в контексте данного явления это не так! То есть не старшее поколение учит новое, а наоборот. Этот феномен нашего времени – новое явление, которое еще только предстоит изучить.

Компьютер, телевизор, телефон входят в жизнь многих малышей, начиная с раннего возраста. Они то выполняют роль игрушек (для самых маленьких – нажимать на кнопки и получать картинки на экране – увлекательно), то заменяют мамино укачивание, колыбельную (малыши могут засыпать под ритмично меняющиеся картинки), то являются «партнером» для игры (компьютерные игры).  Что же теряет ребенок, уткнувшись в экран? Вероятно, то, что могут ему дать только самые близкие люди: ощущение любви, доверия к миру, формирование адекватного представления о себе. Экран всё более заменяет семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки и беседы с отцом. Внутренний мир детей ещё только складывается, а «кирпичиками» его формирования является всё, что они получают от взрослых – игры, сказки, совместные занятия, а также… компьютер и телевизионные передачи. Ввиду огромного количества времени, затрачиваемого на это детьми, а также целенаправленность информации (скажем, рекламы) делает это занятие не только способом времяпрепровождения, но и средством воспитания. Встает вопрос: так кто же сегодня главный воспитатель – семья или экран?

Подрастающее поколение уже окрестили поколением «экранных» детей. Каковы последствия этого явления?

  • Трудности, испытываемые детьми в общении.

Психологи отмечают, что уменьшение времени для свободного общения отрицательно сказывается на формировании коммуникативных способностей. Говоря на языке диалектики: недостаток количества не позволяет появиться новому качеству. Основой для коммуникации, эмпатии, обучения является способность посмотреть на ситуацию глазами другого человека, которая формируется только во взаимодействии с другими. Она не может быть приобретена ни в процессе компьютерной игры, ни при просмотре телевизора. Только в живом общении!

  • Трудности в формировании речи.

Психологи предупреждают, что экранная речь, доступная в большом количестве маленьким детям на начальных этапах формирования речи, наносит большой вред. Такая речь ввиду ее темпа, содержания, отсутствия непосредственного контакта, не подлежит осмыслению ребенком, не становится «родной». Дети предпочитают объясняться криками, жестами или вовсе молчать.

Снижение фантазии и творческой активности детей.

Дети утрачивают способность чем-то занять себя, не придумывают новые игры, не сочиняют сказки. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты для своей деятельности. Их мало что интересует и увлекает. Отсутствие интереса отражается на отношениях детей. Им порой скучно общаться друг с другом. Общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать, доказывать. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

  • Нарушение восприятия

Малыш, глядя на экран, не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые, как магнитом, притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребёнок начинает испытывать потребность в ней,  ищет её повсюду. Примитивная потребность в сенсорных ощущениях может закрывать малышу всё богатство  мира.  Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно также он начинает воспринимать и окружающую действительность…

  • Трудности информационного отбора.

Переизбыток информации – эффект насыщенной информационной среды. Раньше наблюдался дефицит информации. Сегодня же проблема противоположная: как избавиться от ненужной информации.

Зачастую информация подается таким образом, что «цепляет» ребенка, побуждает ее читать или просматривать. Эти неконтролируемые потоки чрезвычайно вредят развивающемуся мозгу своим несоответствием возрасту, способом подачи, содержанием, а, порой и нежелательными ценностными ориентирами.

  в дошкольном возрасте, когда происходит становление внутренней жизни ребёнка,  экран  несёт в себе серьёзную опасность. Компьютерные игры вводить можно, но только после того, как ребёнок  освоил традиционные  виды детской  деятельности – рисование, танцы, конструирование, и главное, когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры и отличать игру от реальности. Просмотр мультфильмов детьми должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять события, происходящие на экране, сопереживать героям фильма, выражать свое отношение. Рекомендуется исключить свободный доступ к информационной технике детям дошкольного возраста. Самостоятельное использование компьютера можно вводить, когда дети  уже готовы, экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья", лауреат городского конкурса инновационных продуктов «Современная майкопская школа: вызовы и перспективы», 2012г.

Проект направлен на создание условий, поиск новых форм взаимодействия с родителями и социумом  для коммуникативного развития детей дошкольного возраста...

Статья на тему "Ребенок в современном мире. Вызовы и угрозы детству"

Ребенок в современном мире. Вызовы и угрозы детству. Причины, которые мешают детям играть....

Исследовательская работа "Детство под угрозой? Польза и вред детских мультфильмов"

Исследовательская работа "Детство под угрозой? Польза и вред детских мультфильмов"...

МУЛЬТИМАНИЯ! ДЕТСТВО ПОД УГРОЗОЙ!

Ребёнок сидит перед экраном телевизора и увлечённо смотрит мультфильм. Если позвать его, то, вероятнее всего, он даже не услышит этого – настолько погружён в процесс. Он не хочет играть, р...

«Детство под угрозой: вред современных мультфильмов»

Цель:Формировать потребности родителей в анализе воздействия мультфильмов на развитие ребенка.Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру мультфильмов и ...

СОВРЕМЕННОЕ ДЕТСТВО: ВЫЗОВЫ И РИСКИ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ

Станет ли ТВ новой религией, новой идеологией -  Драконом Будущего? То, что мы видим сейчас, есть лишь чешуи этого грядущего Дракона. Мы весело играем ими, катаемся на компьютерных горках виртуал...

7 декабря педагоги ГБОУ Школы №2083 выступили на VI Всероссийском форуме работников дошкольного образования «ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСТВА: ВЫЗОВЫ - 2023»

Своим опытом работы  на тему: «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» в ходе on-line  выступления поделились воспитатели Воронина Н.А, Оника О.А. и тьютор Кравцова О....