Содержание и формы театрализованной деятельности в ДОУ
статья
Театрализованная деятельность является достаточно эффективным способом развития эмоциональной сферу у детей. При этом у детей развиваются способности в подмечании в окружающей среде различные интересные идеи, после чего воплощать их, при этом они создают свой художественный образ персонажа, а значит у ребенка будет развиваться творческое воображение, ассоциативное мышление, а также умение видеть необычное в обыденном.
Театр является наиболее зрелищным, а также самым доступным видом искусства для детей именного дошкольного возраста, по причине того, что он оказывает весьма сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка.
Данная особенность искусства театра очень заметно проявляется при том, как дети воспринимают спектакли. У них еще нет способности сопоставлять сцену и реальную жизнь, по этой причине для так характерна для непосредственности восприятия. Также дети достаточно редко отделяют человека, исполняющего роль и непосредственно саму роль. Они довольно многое понимают и чувствуют. По этой причине чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра.
Согласно И.А. Колесниковой: «театрализованная деятельность относится к художественно-образным педагогическим средствам, сущность которых заключается в том, что осознанный образ превращается в мыслеобраз, своеобразную единицу мышления. Став внутренней формой, он приобретает самостоятельность жизни и способность воздействовать на деятельность субъекта».
Таким образом, театрализованная деятельность понимается нами как игровая деятельность, в которой ребенок в силу ее специфических особенностей, должен уметь распознавать и выражать эмоции, входить в образ и находить адекватные образу способы действия.
Можно отметить уникальность театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы детей. При этом решение задач, которые будут направлены на ее развитие, требует определения технологии, использования театральных методик, а также и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Но при этом на практике отмечается, что развивающий потенциал используется не в полной мере.
Как итог мы получаем отсутствие театральной деятельности в игровом опыте у детей младшего школьного возраста, даже при условии наличия у них интереса к ней и потребности. Объяснение этому заключается в том, что у детей данного возраста зачастую еще не сформирована готовность к самостоятельной такой деятельности. При этом довольно малое количество выпускников детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре, а также игровых умениях, которые в свою очередь могут позволить детям самостоятельно организовывать театрализованную деятельность. Ее ценность заключа6ется прежде всего в том, что драматизация тесно связана с игрой.
Именно игре отдается ведущая роль в развитии эмоционального развития детей дошкольного возраста. Известно, что театрализованная игра — это творческая игра. Данная деятельность представляет собой разыгрывание в лицах разнообразных литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией – сюжетом игры. В процессе театрализованной деятельности у детей происходит развитие способности чувствовать эмоции других людей, есть возможности занять позицию переживающего и, при совершении определенных действий, проигрывать при этом разнообразные варианты взаимоотношений с другими людьми. Именно в этом и заключается развивающие способности у игр в развитии эмоциональной сфере детей.
Если рассматривать театрализованные игры то они будут способствовать развитию психических процессов, а также разнообразных качеств присущих детской личности. Довольно большое количество психологов делали акцент на том, что в игре имеется особый эмоциональный план. При этом ими было подчеркнуто то, что основной смысл игр таится в том, что дети переживают разные переживания, которые так или иначе значимы для ребенка.
Одним из действенных средств формирования эмоциональной сферы дошкольника является игра-драматизация. Понимание игры как «эмоционально-действенного освоения мира», по определению А.Н. Леонтьева, чрезвычайно важно для практики дошкольного образования. В игре детей часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им, а в театрализованной игре эмоции программируются в игровом образе, который изображает ребенок, сюжете, в русле которого действует игровой персонаж. Чем интенсивнее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с другими, на социальное поведение.
Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения. Так же происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и развивает способности к саморегуляции эмоциональных проявлений.
Игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.
В игре-драматизации особенно важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям. В спектаклях, поставленных в группе впервые, принимает участие и взрослый. Это желательно в связи с тем, что воспитатель сможет незаметно направить игру в нужное русло, включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, но не нарушая тем самым общего развития сюжета игры.
Театрализованная деятельность может осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление – занятия на развитие внимания, воображения, движений детей.
Второе направление – работа над ролью - создание условий для самовыражения в театрализованной деятельности ребенка.
В ходе работы по первому направлению разыгрываются творческие задания, направленные на выражение с помощью жестов, мимики и движений характера героя; создание целостного художественного образа.
Второе направление театрализованной деятельности включает знакомство с инсценировкой: (содержание, события) и ее героями:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажей, места на сценической площадке; мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма.
Также с целью развития эмоциональной сферы в театрализованной деятельности необходимо создать условия для дальнейшего обогащения опыта детей. Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При создании среды необходимо обеспечить условия для самостоятельного театрализованной деятельности каждого ребёнка.
В группе можно оборудовать театральную зону, а также «уголок» уединения, где ребёнок может побыть один или прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю. В целях реализации индивидуальных интересов детей в зону театрализованной деятельности необходимо поместить разные виды кукольного театра, детские рисунки. Для развития любознательности и исследовательского интереса детей в зоне театрализованной деятельности находится разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.
При создании развивающей среды также учитываются следующие принципы:
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- организация «зон приватности»;
- предоставления права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
- полифункциональность использования помещений и оборудования.
В развитии театрализованной деятельности большое значение отводится действиям педагога. Ему необходимо использовать в работе с такими детьми показ и словесные указания для освоения новых способов элементарных игровых действий с одними и теми же предметами, нацеливать детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением. Побуждать ребенка к активной речи, стараясь вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками.
Педагогическое сопровождение развития эмоциональной сферы в театрализованной деятельности способствует:
- развитию у детей устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;
- совершенствованию исполнительских умений детей, их желания искать средства для создания образа персонажа, пользуясь движением, мимикой, жестом, интонацией;
- обогащению словаря детей, расширению представлений об эмоциях, способах их выражения;
- совершенствованию умения использовать невербальные средства для выражения эмоционального состояния детей.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.
Эмоциональное отношение ребенка к игровому персонажу важно не только для развития театрализованной игры, но и для его воспитания. Практика показывает, что дети чаще всего эмоционально выражают в своих играх действия положительных персонажей, и неохотно передают образ отрицательных героев. Для того, чтобы этого не происходило важны умения воспитателя:
- неторопливо вести игру, объясняя действия отдельных персонажей;
- максимально полно развертывать общение и взаимодействие персонажей;
- постоянно обращаться к партнеру в соответствии с его ролью.
И как итог игры – исправление персонажа из плохого в хорошего.
Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у ребенка живого интереса к театрализованной игре, воображения, игрового творчества.
Для передачи образа, который складывается на основе представлений и развивающегося воображения, ребенку необходимо представить состояние, чувства персонажа и понять причины его поступков в процессе восприятия текста. Театрализованная игра позволяет ребенку опосредованно решать проблемную ситуацию от лица своего персонажа, что способствует формированию навыков социального поведения. Безусловно театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Благодаря театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно-противоречивыми персонажами, искреннее, эмоционально выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки и ролевой игры и, наконец, активная позиция отзывчивых, чутких детей, которых всегда много в группе. Для усиления эмоциональных проявлений зрителей можно поручить им роли других героев из хорошо известных сказок, дав в руки, например, Золушку, Карабаса-Барабаса, Ивана-царевича, Нильса и т. д. Дети должны будут откликаться на события, происходящие на сцене, как бы с позиции куклы, которую ему поручили. Сначала воспитатель подсказывает возможные реакции этих персонажей зрителей. Взрослый не должен настаивать на соблюдении особенностей характера и поведения персонажа, он принимает подобную интерпретацию образа и следит за другими его изменениями, которые свидетельствуют об активности детей.
Для обогащения эмоционального опыта используются различные средства: рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием. Для того, чтобы дети могли совместно разыгрывать театрализованные игры необходимо развивать у ребенка:
- способность видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его просьбы;
- взаимодействие на речевом уровне и на уровне игровых действий;
- свободу от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера и т.д.
Особо следует подчеркнуть, что развитие эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития театрализованной игры.
Для развития эмоциональной сферы в процессе театрализованной игры необходимо соблюдать следующие условия:
- содержание театрализованных игр направлено на развитие разных сторон эмоционального опыта ребенка;
- наличие обязательных контактов между сверстниками, разных по степени сложности;
- направление в театрализованных действиях от простого к сложному: от создания элементарных стереотипов проявления эмоций - к неизвестным ранее, более сложным ситуациям, требующим определенного эмоционального отношения.
Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка в детском коллективе и общении со взрослыми. В игре происходит формирование различных сторон личности ребенка. Принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в итоге влияет на развитие эмпатии.
Большое влияние данный вид деятельности оказывает на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В процессе игрового общения ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми, а также овладевает навыками произвольного поведения – учится управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками.
Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта. На существование особого, эмоционального плана театрализованной игры обращают внимание многие психологи. Они подчеркивают, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе театрализованных действий происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.
Так, эмоциональные проявления в поведении детей ярко обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развертывания собственно игровых действий, развития сюжета, на бытовую или сказочную тему. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах:
- становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций;
- сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания.
Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализованных навыков и умений. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в театрализованной деятельности:
- развитие эмоционального отношения ребенка к театрализованной деятельности как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;
- развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного образа;
- развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности (инсценировки, кукольные спектакли и т.д.).
Таким образом, на основе анализа литературы театрализованная деятельность понимается нами как игровая деятельность, в которой ребенок в силу ее специфических особенностей, должен уметь распознавать и выражать эмоции, входить в образ и находить адекватные образу способы действия.
Театрализованная деятельность способствует развитию эмоциональной сферы детей, включая познавательную активность, нравственное развитие, и эффективного воображения, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и формы театрализованной деятельности в ДОУ
Театрализованная деятельность является достаточно эффективным способом развития эмоциональной сферу у детей. При этом у детей развиваются способности в подмечании в окружающей среде различные интересные идеи, после чего воплощать их, при этом они создают свой художественный образ персонажа, а значит у ребенка будет развиваться творческое воображение, ассоциативное мышление, а также умение видеть необычное в обыденном.
Театр является наиболее зрелищным, а также самым доступным видом искусства для детей именного дошкольного возраста, по причине того, что он оказывает весьма сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка.
Данная особенность искусства театра очень заметно проявляется при том, как дети воспринимают спектакли. У них еще нет способности сопоставлять сцену и реальную жизнь, по этой причине для так характерна для непосредственности восприятия. Также дети достаточно редко отделяют человека, исполняющего роль и непосредственно саму роль. Они довольно многое понимают и чувствуют. По этой причине чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра.
Согласно И.А. Колесниковой: «театрализованная деятельность относится к художественно-образным педагогическим средствам, сущность которых заключается в том, что осознанный образ превращается в мыслеобраз, своеобразную единицу мышления. Став внутренней формой, он приобретает самостоятельность жизни и способность воздействовать на деятельность субъекта».
Таким образом, театрализованная деятельность понимается нами как игровая деятельность, в которой ребенок в силу ее специфических особенностей, должен уметь распознавать и выражать эмоции, входить в образ и находить адекватные образу способы действия.
Можно отметить уникальность театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы детей. При этом решение задач, которые будут направлены на ее развитие, требует определения технологии, использования театральных методик, а также и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Но при этом на практике отмечается, что развивающий потенциал используется не в полной мере.
Как итог мы получаем отсутствие театральной деятельности в игровом опыте у детей младшего школьного возраста, даже при условии наличия у них интереса к ней и потребности. Объяснение этому заключается в том, что у детей данного возраста зачастую еще не сформирована готовность к самостоятельной такой деятельности. При этом довольно малое количество выпускников детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре, а также игровых умениях, которые в свою очередь могут позволить детям самостоятельно организовывать театрализованную деятельность. Ее ценность заключа6ется прежде всего в том, что драматизация тесно связана с игрой.
Именно игре отдается ведущая роль в развитии эмоционального развития детей дошкольного возраста. Известно, что театрализованная игра — это творческая игра. Данная деятельность представляет собой разыгрывание в лицах разнообразных литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией – сюжетом игры. В процессе театрализованной деятельности у детей происходит развитие способности чувствовать эмоции других людей, есть возможности занять позицию переживающего и, при совершении определенных действий, проигрывать при этом разнообразные варианты взаимоотношений с другими людьми. Именно в этом и заключается развивающие способности у игр в развитии эмоциональной сфере детей.
Если рассматривать театрализованные игры то они будут способствовать развитию психических процессов, а также разнообразных качеств присущих детской личности. Довольно большое количество психологов делали акцент на том, что в игре имеется особый эмоциональный план. При этом ими было подчеркнуто то, что основной смысл игр таится в том, что дети переживают разные переживания, которые так или иначе значимы для ребенка.
Одним из действенных средств формирования эмоциональной сферы дошкольника является игра-драматизация. Понимание игры как «эмоционально-действенного освоения мира», по определению А.Н. Леонтьева, чрезвычайно важно для практики дошкольного образования. В игре детей часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им, а в театрализованной игре эмоции программируются в игровом образе, который изображает ребенок, сюжете, в русле которого действует игровой персонаж. Чем интенсивнее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с другими, на социальное поведение.
Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения. Так же происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и развивает способности к саморегуляции эмоциональных проявлений.
Игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.
В игре-драматизации особенно важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям. В спектаклях, поставленных в группе впервые, принимает участие и взрослый. Это желательно в связи с тем, что воспитатель сможет незаметно направить игру в нужное русло, включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, но не нарушая тем самым общего развития сюжета игры.
Театрализованная деятельность может осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление – занятия на развитие внимания, воображения, движений детей.
Второе направление – работа над ролью - создание условий для самовыражения в театрализованной деятельности ребенка.
В ходе работы по первому направлению разыгрываются творческие задания, направленные на выражение с помощью жестов, мимики и движений характера героя; создание целостного художественного образа.
Второе направление театрализованной деятельности включает знакомство с инсценировкой: (содержание, события) и ее героями:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажей, места на сценической площадке; мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма.
Также с целью развития эмоциональной сферы в театрализованной деятельности необходимо создать условия для дальнейшего обогащения опыта детей. Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При создании среды необходимо обеспечить условия для самостоятельного театрализованной деятельности каждого ребёнка.
В группе можно оборудовать театральную зону, а также «уголок» уединения, где ребёнок может побыть один или прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю. В целях реализации индивидуальных интересов детей в зону театрализованной деятельности необходимо поместить разные виды кукольного театра, детские рисунки. Для развития любознательности и исследовательского интереса детей в зоне театрализованной деятельности находится разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.
При создании развивающей среды также учитываются следующие принципы:
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- организация «зон приватности»;
- предоставления права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
- полифункциональность использования помещений и оборудования.
В развитии театрализованной деятельности большое значение отводится действиям педагога. Ему необходимо использовать в работе с такими детьми показ и словесные указания для освоения новых способов элементарных игровых действий с одними и теми же предметами, нацеливать детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением. Побуждать ребенка к активной речи, стараясь вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками.
Педагогическое сопровождение развития эмоциональной сферы в театрализованной деятельности способствует:
- развитию у детей устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;
- совершенствованию исполнительских умений детей, их желания искать средства для создания образа персонажа, пользуясь движением, мимикой, жестом, интонацией;
- обогащению словаря детей, расширению представлений об эмоциях, способах их выражения;
- совершенствованию умения использовать невербальные средства для выражения эмоционального состояния детей.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.
Эмоциональное отношение ребенка к игровому персонажу важно не только для развития театрализованной игры, но и для его воспитания. Практика показывает, что дети чаще всего эмоционально выражают в своих играх действия положительных персонажей, и неохотно передают образ отрицательных героев. Для того, чтобы этого не происходило важны умения воспитателя:
- неторопливо вести игру, объясняя действия отдельных персонажей;
- максимально полно развертывать общение и взаимодействие персонажей;
- постоянно обращаться к партнеру в соответствии с его ролью.
И как итог игры – исправление персонажа из плохого в хорошего.
Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у ребенка живого интереса к театрализованной игре, воображения, игрового творчества.
Для передачи образа, который складывается на основе представлений и развивающегося воображения, ребенку необходимо представить состояние, чувства персонажа и понять причины его поступков в процессе восприятия текста. Театрализованная игра позволяет ребенку опосредованно решать проблемную ситуацию от лица своего персонажа, что способствует формированию навыков социального поведения. Безусловно театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Благодаря театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно-противоречивыми персонажами, искреннее, эмоционально выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки и ролевой игры и, наконец, активная позиция отзывчивых, чутких детей, которых всегда много в группе. Для усиления эмоциональных проявлений зрителей можно поручить им роли других героев из хорошо известных сказок, дав в руки, например, Золушку, Карабаса-Барабаса, Ивана-царевича, Нильса и т. д. Дети должны будут откликаться на события, происходящие на сцене, как бы с позиции куклы, которую ему поручили. Сначала воспитатель подсказывает возможные реакции этих персонажей зрителей. Взрослый не должен настаивать на соблюдении особенностей характера и поведения персонажа, он принимает подобную интерпретацию образа и следит за другими его изменениями, которые свидетельствуют об активности детей.
Для обогащения эмоционального опыта используются различные средства: рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием. Для того, чтобы дети могли совместно разыгрывать театрализованные игры необходимо развивать у ребенка:
- способность видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его просьбы;
- взаимодействие на речевом уровне и на уровне игровых действий;
- свободу от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера и т.д.
Особо следует подчеркнуть, что развитие эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития театрализованной игры.
Для развития эмоциональной сферы в процессе театрализованной игры необходимо соблюдать следующие условия:
- содержание театрализованных игр направлено на развитие разных сторон эмоционального опыта ребенка;
- наличие обязательных контактов между сверстниками, разных по степени сложности;
- направление в театрализованных действиях от простого к сложному: от создания элементарных стереотипов проявления эмоций - к неизвестным ранее, более сложным ситуациям, требующим определенного эмоционального отношения.
Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка в детском коллективе и общении со взрослыми. В игре происходит формирование различных сторон личности ребенка. Принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в итоге влияет на развитие эмпатии.
Большое влияние данный вид деятельности оказывает на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В процессе игрового общения ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми, а также овладевает навыками произвольного поведения – учится управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками.
Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта. На существование особого, эмоционального плана театрализованной игры обращают внимание многие психологи. Они подчеркивают, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе театрализованных действий происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.
Так, эмоциональные проявления в поведении детей ярко обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развертывания собственно игровых действий, развития сюжета, на бытовую или сказочную тему. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах:
- становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций;
- сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания.
Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализованных навыков и умений. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в театрализованной деятельности:
- развитие эмоционального отношения ребенка к театрализованной деятельности как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;
- развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного образа;
- развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности (инсценировки, кукольные спектакли и т.д.).
Таким образом, на основе анализа литературы театрализованная деятельность понимается нами как игровая деятельность, в которой ребенок в силу ее специфических особенностей, должен уметь распознавать и выражать эмоции, входить в образ и находить адекватные образу способы действия.
Театрализованная деятельность способствует развитию эмоциональной сферы детей, включая познавательную активность, нравственное развитие, и эффективного воображения, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Содержание занятий в театрализованной деятельности."
Консультация для воспитателей....
"Содержание занятий в театрализованной деятельности"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов на тему: «Содержание занятий в театрализованной деятельности»
Консультация для педагоговна тему:«Содержание занятий в театрализованной деятельности»...
Отчёт по содержанию и формам инновационной деятельности МБДОУ "Детский сад №89 "Журавлёнок"
В современном меняющемся мире приоритетным для образовательной организации становится участие в инновационных проектах. Инновационные процессы не обошли стороной и наш коллекти...
Консультация для воспитателей «Содержание занятий в театрализованной деятельности»
Консультация для воспитателей «Содержание занятий в театрализованной деятельности» ...