"Кейс-технология в дошкольном образовании"
презентация
Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс -технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys.pptx | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс -технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Что такое кейс? Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
В кейс-методе проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни . Кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации. В процессе обсуждения кейса педагог обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово детям, чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы педагога при анализе ситуации: - «Что вы сделали?» - «Что можно было сделать лучше?» - «Как вы можете решить эту проблему?» - «В чем состоит проблема?» - «Что может произойти и к чему может привести, если…?» Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения , когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина.
Требования к кейсу: • соответствовать четко поставленной цели создания; • иметь соответствующий уровень трудности (возрасту, обученности детей); • иллюстрировать типичные ситуации; • развивать аналитическое мышление; • провоцировать обмен мнениями, диалог, дискуссию; • быть привлекательным и увлекательным для участников; • быть наглядным - речь не только о предъявлении иллюстративного материала, хотя он крайне желателен, а об образности и динамичности воспринимаемого кейса; • иметь несколько решений
Традиционная классификация кейсов Кейс Содержание кейса Цель создания кейса Основная обучающая, образовательная задача кейса Практический кейс Жизненные ситуации Познание, понимание жизни Тренинг поведения Обучающий кейс Учебные (условные) ситуации Понимание типичных характеристик ситуации Анализ, осмысливание Научно- исследовательский кейс Исследовательские ситуации Создание моделей ситуаций Исследование, проектирование
В дошкольном детстве рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделены следующие формы: I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения; Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике; Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы. Сюда относятся:
II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Сюда относятся: Серия опорных картинок , воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек, шмель, плачущий малыш); Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться.. Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш. Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.
Первый этап: Подготовительный Деятельность педагога Деятельность детей Показывает фотографию, зачитывает текст Знакомятся с ситуацией Второй этап: Мотивационный Деятельность педагога Деятельность детей - формирует суть проблемы; - формирует задание; - мотивирует к поиску решения. - осознают проблему; - концентрируются на поиске решений в данной ситуации. Третий этап: «Мозговой штурм» Деятельность педагога Деятельность детей - активизирует детей при помощи ключевых вопросов; - помогает проанализировать принятое решение. - представляют свои варианты решения; - находят совместное решение; - формулируют выводы. Четвертый этап: оценочно-рефлексивный Деятельность педагога Деятельность детей - побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания - размышляют, выдвигают аргументы; - применяют полученные знания
Рассмотрим подготовку к введению кейсов в группе: Воспитатель вводит условное обозначение для этого вида работы (например, рисунок): Педагог рассказывает детям, что игра, в которую будут играть дети, коллективная, как в телевизоре. Обсуждают все дети - активно, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кому поручат. 1 этап Метка красный вопросительный знак – это этап предъявления стимульного материала кейса. Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т.д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы: «Что не правильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?» (а так же – сообщает некоторые важные детали о месте или времени, возрасте или занятии человека и т.д.)
3 этап Метка зелёный вопросительный знак – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему, или прибегает к помощи взрослого человека. 4 этап Метка лист папируса – этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации. 2 этап Метка синий вопросительный знак – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т.п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.
Примеры «фото-кейсов», предназначенных для определенной возрастной группы дошкольников: В младших группах можно составлять «фото-кейсы» в основном для освоения культурно-гигиенических навыков Младшая группа: Фото «Умывание» Цель: воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой. Текст: Саша первый день пришел в детский сад. Перед завтраком дети пошли мыть руки. А Саша стоял, ждал воспитателя, и не знал, что ему делать. Как бы вы поступили на месте Саши?
Средняя группа: Фото «В гости к медвежонку» Данный «фото-кейс» можно применить в НОД Цель: закрепить знания о длине. Текст: Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним. Почему так долго бежал волк?
Старшая группа: Фото «Кукла» Цель: учить детей анализировать поступки; способствовать развитию нравственных аспектов поведения. Текст: Во время игры Настя разрешила поиграть со своей любимой куклой подруге Оле. Оля пообещала поиграть и вернуть куклу обратно. Но нечаянно ее сломала. Оля боялась об этом сказать Насте. Как бы вы поступили на месте Оле?
Подготовительная группа: Фото «Как правильно переходить улицу» Цель : закрепить правила дорожного движения.
Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др. Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод кейс-технологии в дошкольном образовании.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...
Консультация Кейс-технологии в дошкольном образовании.
Консультация Кейс-технологии в дошкольном образовании....
Метод кейс-технологии в дошкольном образовании
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...
Кейс-технологии в дошкольном образовании
Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессеЗадачи: 1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном проце...
Современные образовательные технологии. Использование Кейс-технологии в работе дошкольного педагога
Современные образовательные технологии...
Консультация для воспитателей: «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».
Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса....
«Применение кейс-технологий в дошкольном образовании». (2018-2019 уч.год)
Отчет по теме самообразования...