Изучение основ построения орнамента на занятиях декоративного рисования
статья (старшая группа)

Антипова Ирина Васильевна

Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развиития материального производства и рождено оно самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища — все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.Творцы народного искусства были связаны с природой, дающей им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Близость народного искусства к природе определяет его радостный, оптимистический характер.

Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность, декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания придают им своеобразие, делают необыкновенно привлекательными.

Исследователь русского декоративно-прикладного искусства М.Н. Каменкая отмечает, что в работах народных мастеров четко выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные.

Большого развития в народном прикладном искусстве прошлого достигает орнамент. Он состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент, как правило, почти не оставляет фона.

Наряду с растителным встречается и геометрический орнамент. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающихся в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни.Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве.

Так, обожествляя солнце, несущее земные блага, они изображали его в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, все эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигурф всадников. В пршлом они, очевидно, олицетворяли собой богиню земли с охраняющими ее всадниками. Потеряв свое культовое значение, эти образы стали привычными элементами народного орнамента.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой компзиции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Тема  «Изучение основ построения орнамента на занятиях декоративного рисования»

                                

Выполнила воспитатель Антипова Ирина Васильевна

                

Санкт-Петербург

2021 г.

             Содержание

1.История возникновения орнамента

2.Задачи

3.1. Виды орнамента

3.2.Типы орнамента

4. Заключение

5. Литература

1.История возникновения орнамента.

Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развиития материального производства и рождено оно самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища — все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.Творцы народного искусства были связаны с природой, дающей им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Близость народного искусства к природе определяет его радостный, оптимистический характер.

Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность, декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания придают им своеобразие, делают необыкновенно привлекательными.

Исследователь русского декоративно-прикладного искусства М.Н. Каменкая отмечает, что в работах народных мастеров четко выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные.

Большого развития в народном прикладном искусстве прошлого достигает орнамент. Он состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент, как правило, почти не оставляет фона.

Наряду с растителным встречается и геометрический орнамент. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающихся в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни.Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве.

Так, обожествляя солнце, несущее земные блага, они изображали его в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, все эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигурф всадников. В пршлом они, очевидно, олицетворяли собой богиню земли с охраняющими ее всадниками. Потеряв свое культовое значение, эти образы стали привычными элементами народного орнамента.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой компзиции.

2.Задачи.

Декоративное рисование решает следующие задачи:

  • развивать у детей чувство композиции в связи с построением узора на различных формах
  • развивать чувство цвета
  • развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве
  • совершенствовать техничесткие навыки в рисовании кистью и карандашом

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенку необходимо почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.

Дети, знакмясь с декоративнм рисованием,должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.

3.1.Виды орнамента.

а)Геометрический орнамент.

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий точек и их комбинаций.

Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность — достижение человеческого разума, способ абстрагирования.

Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента — это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов.  

б)Растительный орнамент.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный во многих видах народного творчества. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко - тюльпан и пион; в период модерна – лилия и т.д.

Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а различных вариаций таких мотивов существует бесчисленное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости.

в)Зооморфный орнамент.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных. Встречаются приближенные к реальным и чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей.

г)Антропоморфный орнамент.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

  1. Типы орнамента.

Выделяют следующие типы орнаментов:

а) Орнамент в полосе (ленточный ). Строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль прямой или кривой линии. Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п

б)Замкнутый орнамент. Это орнамент, в котором декоративные элементы сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия). Чаще всего используется для украшения тарелок, скатертей, салфеток и т.д.

в) Сетчатый орнамент.

Называется так потому, что его композиция строится при помощи сетки, с ритмичным чередованием одного или нескольких мотивов. Эти орнаменты имеют две оси переносов — горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент — это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях.

Простейший сетчатый орнамент представляет собой сетку из параллелограммов. Он характерен в большей степени для тканей и обоев, применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д.

  

3. Заключение.

Орнамент повсюду окружает нас в повседневной жизни. Он служит украшением зданий, сооружений, мебели, оружия, тканей и других предметов, относящихся к сфере декоративно-прикладного искусства, широко применяется в прикладной и книжной графике и плакате. Украшая и облагораживая предметы повседневной жизни, орнамент играет роль естественного звена между искусством и производством, являясь одной из самых необходимых в человеческой деятельности гибких форм творчества.

Список литературы.

1.О. Расинэ. Орнамент всех времен и стилей. Москва, Белый город, 2007.

2.Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей. СПБ, 1898.

3.Т.Г. Казакова., Теория и методика развития детского изобразительного творчества.Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2006.

4. Соколова Т.М. Орнамент — подчерк эпохи. Ленинград, Аврора, 1972 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект занятия – декоративное рисование Тема: «Роспись дымковской барышни»(подготовительная группа)

Программное содержание:·        закрепить знания детей о народных промыслах;·        учить детей раскрашивать полностью фигуру дым...

интегрированные занятия "Декоративное рисование"

Декоративное рисованиеТема: «Укрась мишуткину миску»Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народными приметами обихода, их красотой и яркостью. Учить отличать характерные осо...

Занятие «Декоративное рисование на объёмной форме «Нарядные лошадки»

Задачи:Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок - украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).Обратить внимание на зависимость узор...

Конспект занятия декоративное рисование в подготовительной к школе группе «Городецкая роспись».

Конспект занятия  декоративное рисование в подготовительной  к школе  группе   «Городецкая роспись»....

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Закладка для книги». Старшая группа

Формировать умение детей рассматривать изделия с городецкой росписью, выделять элементы, традиционные особенности городецкой росписи. Познакомить детей с композицией – цветочная полоса. Зак...

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Купавка». Старшая группа

Способствовать развитию интереса у детей к народному творчеству. Продолжать знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей...