Изучение основ построения орнамента на занятиях декоративного рисования
статья (старшая группа)
Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развиития материального производства и рождено оно самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища — все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.Творцы народного искусства были связаны с природой, дающей им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Близость народного искусства к природе определяет его радостный, оптимистический характер.
Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность, декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания придают им своеобразие, делают необыкновенно привлекательными.
Исследователь русского декоративно-прикладного искусства М.Н. Каменкая отмечает, что в работах народных мастеров четко выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные.
Большого развития в народном прикладном искусстве прошлого достигает орнамент. Он состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент, как правило, почти не оставляет фона.
Наряду с растителным встречается и геометрический орнамент. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающихся в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни.Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве.
Так, обожествляя солнце, несущее земные блага, они изображали его в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, все эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигурф всадников. В пршлом они, очевидно, олицетворяли собой богиню земли с охраняющими ее всадниками. Потеряв свое культовое значение, эти образы стали привычными элементами народного орнамента.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой компзиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_osnov_postroeniya_ornameta_na_zanyatiyah_dekorativnogo_risovaniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
Тема «Изучение основ построения орнамента на занятиях декоративного рисования»
Выполнила воспитатель Антипова Ирина Васильевна
Санкт-Петербург
2021 г.
Содержание
1.История возникновения орнамента
2.Задачи
3.1. Виды орнамента
3.2.Типы орнамента
4. Заключение
5. Литература
1.История возникновения орнамента.
Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развиития материального производства и рождено оно самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища — все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.Творцы народного искусства были связаны с природой, дающей им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Близость народного искусства к природе определяет его радостный, оптимистический характер.
Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность, декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания придают им своеобразие, делают необыкновенно привлекательными.
Исследователь русского декоративно-прикладного искусства М.Н. Каменкая отмечает, что в работах народных мастеров четко выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные.
Большого развития в народном прикладном искусстве прошлого достигает орнамент. Он состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент, как правило, почти не оставляет фона.
Наряду с растителным встречается и геометрический орнамент. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающихся в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни.Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве.
Так, обожествляя солнце, несущее земные блага, они изображали его в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, все эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигурф всадников. В пршлом они, очевидно, олицетворяли собой богиню земли с охраняющими ее всадниками. Потеряв свое культовое значение, эти образы стали привычными элементами народного орнамента.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой компзиции.
2.Задачи.
Декоративное рисование решает следующие задачи:
- развивать у детей чувство композиции в связи с построением узора на различных формах
- развивать чувство цвета
- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве
- совершенствовать техничесткие навыки в рисовании кистью и карандашом
Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
Ребенку необходимо почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.
Дети, знакмясь с декоративнм рисованием,должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.
3.1.Виды орнамента.
а)Геометрический орнамент.
К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий точек и их комбинаций.
Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность — достижение человеческого разума, способ абстрагирования.
Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента — это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов.
б)Растительный орнамент.
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.
Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный во многих видах народного творчества. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко - тюльпан и пион; в период модерна – лилия и т.д.
Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а различных вариаций таких мотивов существует бесчисленное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости.
в)Зооморфный орнамент.
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных. Встречаются приближенные к реальным и чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей.
г)Антропоморфный орнамент.
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
- Типы орнамента.
Выделяют следующие типы орнаментов:
а) Орнамент в полосе (ленточный ). Строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль прямой или кривой линии. Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п
б)Замкнутый орнамент. Это орнамент, в котором декоративные элементы сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия). Чаще всего используется для украшения тарелок, скатертей, салфеток и т.д.
в) Сетчатый орнамент.
Называется так потому, что его композиция строится при помощи сетки, с ритмичным чередованием одного или нескольких мотивов. Эти орнаменты имеют две оси переносов — горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент — это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях.
Простейший сетчатый орнамент представляет собой сетку из параллелограммов. Он характерен в большей степени для тканей и обоев, применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д.
3. Заключение.
Орнамент повсюду окружает нас в повседневной жизни. Он служит украшением зданий, сооружений, мебели, оружия, тканей и других предметов, относящихся к сфере декоративно-прикладного искусства, широко применяется в прикладной и книжной графике и плакате. Украшая и облагораживая предметы повседневной жизни, орнамент играет роль естественного звена между искусством и производством, являясь одной из самых необходимых в человеческой деятельности гибких форм творчества.
Список литературы.
1.О. Расинэ. Орнамент всех времен и стилей. Москва, Белый город, 2007.
2.Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей. СПБ, 1898.
3.Т.Г. Казакова., Теория и методика развития детского изобразительного творчества.Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2006.
4. Соколова Т.М. Орнамент — подчерк эпохи. Ленинград, Аврора, 1972 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект занятия – декоративное рисование Тема: «Роспись дымковской барышни»(подготовительная группа)
Программное содержание:· закрепить знания детей о народных промыслах;· учить детей раскрашивать полностью фигуру дым...
интегрированные занятия "Декоративное рисование"
Декоративное рисованиеТема: «Укрась мишуткину миску»Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народными приметами обихода, их красотой и яркостью. Учить отличать характерные осо...
Занятие «Декоративное рисование на объёмной форме «Нарядные лошадки»
Задачи:Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок - украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).Обратить внимание на зависимость узор...
Конспект занятия декоративное рисование в подготовительной к школе группе «Городецкая роспись».
Конспект занятия декоративное рисование в подготовительной к школе группе «Городецкая роспись»....
Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Закладка для книги». Старшая группа
Формировать умение детей рассматривать изделия с городецкой росписью, выделять элементы, традиционные особенности городецкой росписи. Познакомить детей с композицией – цветочная полоса. Зак...
Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Купавка». Старшая группа
Способствовать развитию интереса у детей к народному творчеству. Продолжать знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей...