Социально неуверенные дети
статья
В данной статье рассказывается о социально неуверенных в себе детях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_neuverennye_deti.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социально неуверенные дети».
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.
Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, забитость, конформность, аутичность, т.е. как гипоактивность.
Если же неуверенность понимать на глубинном личностном уровне как неуверенность в самом себе, в своей уместности в социуме, как конфликт индивидуального и социального, то ее проявлением может быть гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей.
Одна из важнейших задач педагога – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно поэтому мудрые родители стараются помочь ребенку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение, социально-компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.
Для нармального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает ее по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.
Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную Я-концепцию, которая определяется тремя факторами:
- Чувством собственной значимости;
- Уверенностью в способности к какому-либо виду деятельности, т.е. осознанием собственной компетенции;
- Убежденность в импонировании другим людям.
Каждый человек стремиться к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, что формирует в нем чувство собственной значимости.
Всякая деятельность имеет определенную цель. Способность ребенка достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. Успех приводит к осознанию собственной компетенции.
Чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) является производным от общей оценки, которую ребенок интуитивно выносит себе, оценивая два других момента: насколько он импонирует другим и какова его компетентность.
Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.
Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отраженная оценка социума – таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптационных характеристик и, по сути, таково его психическое здоровье.
Отклонение от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом вызывают социально неуверенное поведение – это путь к нездоровью.
Литература:
Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Социально-неуверенные дети: их проблемы и их возможности решения"
Программа нацелена на укрепления уверенности ребенка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в обшении со сверстниками....
Консультация для педагогов ДОУ на тему "Социально неуверенные дети: их проблемы и возможные решения средствами театрализованной игры"
Здесь представлен материал по решению одной из важнейших задач дошкольного периода, обозначенной в современных федеральных государственных требованияхразвитие коммуникативности ребёнка, то есть ...
Консультация для педагогов "Социально неуверенные дети"
Причины соцальной неуверенности детей дошкольного возраста....
Консультация педагога-психолога о проблемах и возможностях решения проблем социально неуверенных детей.
В своей консультации я говорю о детях социально неуверенных в себе о том, что они не умеют гармонично взаимодействовать с самим собой. Социальные проблемы порождаются личностными п...
Консультация психолога для родителей. «Социально неуверенные дети: Их проблемы и возможности решения»
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Чаще всего в педагогичес...
Консультация для воспитателей "Социально неуверенные дети: их проблемы и возможности решения".
В данной консультации раскрываюся проблемы социально неуверенных детей и возможности их решения....
Социально неуверенные дети: их проблемы и возможности решения.
Одна из важнейших задач педагогов и родителей– формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру....