Консультация для педагогов ДОУ на тему "Социально неуверенные дети: их проблемы и возможные решения средствами театрализованной игры"
консультация по теме

Здесь представлен материал по решению одной из важнейших задач дошкольного периода, обозначенной в  современных федеральных государственных требованиях

развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально неуверенные дети: их проблемы и возможные решения средствами театрализованной игры

Одной из важнейших задач дошкольного периода, обозначенной в  современных федеральных государственных требованиях является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Составитель словаря "Педагогическое речеведение" А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А.Н.Леонтьева, даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими.

Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

По мнению психолога Л.И.Катаевой, застенчивость – сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия – от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов.

Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым.

Социально–неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, аутичность, т.е. как гипоактивность.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения

Высокий уровень внутренней  тревоги не позволяет детям приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают ( Н.Ф. Иванова).

Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребёнка.

На вербальном уровне:

- речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова или, наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;

- рассказывают очень мало или вообще ничего (слова не вытенешь);

- зачастую не могут выразить словами своё эмоциональное состояние;

- вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать ласково.

На невербальном уровне:

- пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать внимания;

- часто плаксивы и апатичны;

- мимика лица вялая, вплоть до никакой, или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущённая улыбка;

- не могут устанавливать контакт взглядом, не смотрят на партнёра, отводят глаза.

На уровне социальных контактов:

- неприсоединение к группе играющих детей;

- разные формы отказа от контактов с чужими, незнакомыми людьми;

- нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;

- нежелание покинуть дом, общаться с друзьями;

- неумение самоутверждаться – выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет» при необходимости, высказать своё мнение, критическое замечание, пойти на компромисс;

- беспомощность, паника в трудных  ситуациях.

Портрет тревожного ребёнка

Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причём иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что они хуже других во всём, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, сердцебиение . Быстро устают, утомляются, тяжело переключаются на другую деятельность.

Исследования психологов показывают, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физической и психической сферах, и тем самым – причиной многих заболеваний.

Типы тревожных детей

Невротики (дети с соматическими проявлениями: тики, заикания, энурез и т.д.) Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребёнка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками).

Расторможенные (очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхамиЦ). Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед сверстниками. На критику реагируют равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны лёгкие органические нарушения, которые мешают успешной деятельности (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой). Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны воспитателя и сверстников. Надо создать ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход из активности).

Застенчивые (обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать, не поднимают руку, безинициативны, очень старательны на занятиях, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чём – то спросить взрослого, очень пугаются, если взрослый повышает голос (даже на другого), часто плачут из – за мелочей, переживают, если чего – то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально). Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребёнком право на ошибку).

Замкнутые (мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учёбе из – за отсутствия заинтересованности и включённости в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно для таких детей найти область, которая им интересна (динозавры, компьютер и др.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение).

Как выявить тревожного ребёнка (критерии)

- постоянное беспокойство

- определённая поза (голова втянута, плечи сутулы, мелко и часто дышит, привычка незаметно уйти, выскользнуть из комнаты)

- трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём – либо

- мышечное напряжение (в области лица, шеи, живота)

- раздражительность

- нарушение сна.

Анкета по выявлению тревожного ребёнка

(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)

Инструкция: ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения либо «да», либо «нет».

1. Не может долго работать не уставая

2. Любое задание вызывает излишнее беспокойство

3. Ему трудно сосредоточиться на чём-то

4. Во время выполнения заданий очень напряжён, скован

5. Смущается чаще других

6. Часто говорит о возможных неприятностях

7. Как правило краснеет в незнакомой обстановке

8. Жалуется, что снятся страшные сны

9. Руки обычно холодные и влажные

10. Нередко бывает расстройство стула

11. Сильно потеет, когда волнуется

12. Не обладает хорошим аппетитом

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом

14. Пуглив, многое вызывает у него страх

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается

16. Часто не может сдержать слёзы

17. Плохо переносит ожидание

18. Не любит браться за новое дело

19. Не уверен в себе, в своих силах

20. Боится сталкиваться с трудностями

Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность – 15-20 баллов.

Средняя – 7-14 баллов.

Низкая – 1-6 баллов.

Методика по выявлению тревожности и страхов

(Захаров А.И.)

- когда останется один

- нападения

- заболеть, заразиться

- незнакомых людей

- мамы или папы

- его накажут

- Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ

- перед тем как заснуть

- страшных снов (каких именно)

- темноты

- волка, медведя, собак, пауков, змей (животных)

- машин, поездов, самолётов (транспорта)

- высоты

- когда очень глубоко

- в тесной маленькой комнатке, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства)

- воды

- огня

- пожара

-грозы, урагана

- войны

- больших улиц, площадей

- врачей (кроме зубных)

- крови (когда идёт кровь)

- уколов

- боли (когда больно)

- неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадёт, стукнет (боится, вздрагивает)

- другое (указать)

Количественная обработка результатов по формуле

М=  N х 100

           27

Где М – количество страхов в %,

N – количество, имеющихся у ребёнка страхов,

100% – 27 видов страхов,

27 – количество выделенных страхов.

Методы и приемы тревожности и страхов у детей

Игровая терапия

Игра обладает тремя функциями: диагностической, терапевтической и обучающей. Наибольший интерес представляет терапевтическая. Суть ее состоит в том, что изменение психического состояния происходит потому , что в игре некоторые жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит , в ослабленном виде. Игра представляет собой моделирование, что позволяет лучше адаптироваться к различным жизненным ситуациям и научиться их предвосхищать. Таким образом, игра является способом укрепления уверенности ребенка в себе.

Рисуночная терапия 

Рисование – самый доступный вид деятельности для детей дошкольного возраста. Изучение детских рисунков позволяет лучше понять особенности темперамента детей, их переживания и внутренний мир.

Виды тематического рисования:

1. кого или чего я боюсь?

2. что мне снилось: хорошее или плохое?

3. ночные звуки

4. кляксы

5. как я победил свой страх.

Графическое изображение страза не приводит к его усилению, а, напротив , снимает напряжение от тревожного ожидания его реализации.

Каждый детский рисунок нужно убирать, например, в ящик стола, как бы избавляя ребенка от этого страха, приговаривая при этом «Я забираю твой страх, теперь я закрою его в ящик»

Психогимнастика

Цели: помочь преодолеть барьеры общения, развивать лучшее понимание себя и других, снять психическое напряжение, создать возможность для самовыражения.

Телесная терапия

Цель: способствовать быстрому снятию заблокированных эмоций (радости, хорошего настроения, удовольствия).

Для эмоциональной разрядки применяется легкий мышечный массаж, чтобы помочь сломать « броню характера» (Райх), то есть хронического мышечного напряжения, которое изолирует ребенка от неприятных эмоций.

Начинать нужно с верхнего круга « мышечной брони» и проходить вниз по телу, достигая последнего круга, расположенного на уровне таза. Похожие на массаж контакты между участниками помогают расслабить мышцы в области хронического напряжения и, кроме того, служат средством оказания поддержки и успокоения.

Разыгрывание ситуаций взаимодействия с предметом страха.

Используется прием привыкания к объекту страха, снижение его значимости. Этот прием означает уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту вследствие привыкания к нему. Ребенка как бы приучают к пугающему его явлению, предмету. Например, если ребенок боится собак, его приучают гладить сначала игрушку собаку, но после того, как ее погладили все участники группы и выразили восхищение. Затем принести живого щенка и разрешить ребенку не только погладить его, но и взять на руки, поиграть с ним.

Тем детям, которые боятся сказочный персонажей, доверятся изготовить шапочки для этих персонажей дома с родителями или в группе – элементы масок, нос, волосы- пакли Бабы Яги и т.д.

С теми детьми, кто боится темноты, можно договориться о какой-либо награде за то, что они посидят 5-10 секунд в темном кабинете сначала со всеми детьми, а потом по одному, или им предлагают пройти по темному коридору. Наградой служат фантики, наклейки, звездочки и пр. Обычно результат бывает положительным.

 

Сказкотерапия – как средство снятия тревожности

Есть в детской психотерапии один особенно приятный метод – метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. Сказкотерапия – один из самых древних, а возможно и древнейших методов воспитания, передачи социального опыта, традиций и менталитета. Сказка призвана помочь человеку раскрыть внутренние переживания, конфликты, преодолеть трудности, замкнутый характер, объяснить в яркой образной форме правила и нормы поведения. Обыгрывая определённую ситуацию, близкую к жизни, можно узнать о ребёнке много нового и неизвестного. Например, почему тигрёнок боится темноты, а старший зайчонок не хочет играть с младшим. Сказка позволяет  переживать эмоции. Персонажи, конечно выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То  есть сказка даёт возможность учиться на чужих ошибках!

Игра драматизация

Детям предлагается по желанию изобразить поведение тех или иных персонажей знакомых сказок. Даются, например, такие задания: «Покажите, как лиса скажет « Здравствуй» медведю, которого боится, лисе подружке, зайцу, которого хочет съесть» и др. Дети учатся  не только менять интонацию голоса, но и мимикой , движением передавать характер, повадки животных.

Не все дети сразу могут освободиться от излишнего напряжения, заторможенности. Помочь детям почувствовать себя увереннее и смелее можно, предложив им маски и шапочки персонажей.    

Экспресс-тест

Как вы думаете, что испытывала Сестрица из сказки «Гуси-лебеди», когда оставила братца и заигралась?

Сказка готовит к взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Это ничто иное, как истории превращения пупса во взрослого человека.

Полезно беседовать о сказках

Поговорить с ребёнком вы можете, задавая следующие вопросы:

1. О чём эта сказка?

2. Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?

3. Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?

4. Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью-либо помощь?

5. Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?

6. Какие чувства вызывает сказка, её отдельные эпизоды?

Вот один из приёмов, который можно использовать для создания своей сказки:

- сядьте удобно, расслабьтесь, выберите образ на тему, которая волнует вас, вашего ребёнка;

- закройте глаза и нарисуйте в своём воображении картинку, в которой присутствовал бы ваш образ в радужном свете, опишите его. Это-начало вашей сказки;

- теперь представьте, что могло бы нарушить вашу идиллию. Это будет конфликт вашей сказки;

- дальше разверните сказочные события по схеме, например, волшебной и приключенческой сказки. Рождение, жизнь в отчем доме, расставание, выбор пути, борьба и победа, путь домой, прибытие, счастливый конец.

Советы родителям – как помочь ребёнку преодолеть тревожность

1. Необходимо понять и принять тревогу ребёнка – он имеет на неё полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте  ситуации из жизни , вместе ищите выход. Ребёнок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьёзными, признавайте его право  на переживания, обязательно посочувствуйте («да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение, выход, увидеть положительные стороны.

2. Помогайте ребёнку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребёнок боится спросить дорогу у прохожих, купить что – то в магазине, то сделайте это вместе с ним, т.е вы покажите, как можно решить тревожащую ситуацию.

3. Если ребёнок пропустил много дней из-за болезни, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, прийти в любое свободное время в детский сад, пусть разговаривает со сверстниками.

4. В сложных ситуациях не стремитесь всё сделать за ребёнка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда просто достаточно Вашего присутствия.

5. Если ребёнок не говорит открыто о трудностях, то у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребёнок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

6. Заранее готовьте ребёнка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

7.Делиться своей тревогой с ребёнком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то…, но потом произошло то-то и мне удалось…».

8. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»).

9. Важно научить ребёнка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

10. Сравнивайте результаты ребёнка только с его предыдущими достижениями, неудачами.

11. Учите ребёнка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

12. Помочь ребёнку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.

13. Откажитесь от таких слов, которые унижают достоинство ребёнка («осёл», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

14. Никогда  не угрожайте ребёнку такими наказаниями: «Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя! Отдам тебя дядьке!».

Моделирование

I.Решение проблемной ситуации

Правила работы с тревожными детьми для педагогов

- избегать публичных порицаний и замечаний;

- избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше);

- обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой;

- хвалить ребёнка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения;

- не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы;

- приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки;

- стараться, как можно меньше делать замечаний ребёнку;

- использовать наказание лишь в крайних случаях;

- не унижать ребёнка, наказывая его;

- эмоциональная поддержка (ничего страшного, бывают люди ошибаются, боятся; ну ничего, в следующий раз получится) – уменьшение состояния страха, тревожности, напряжённости;

- стимулирующая помощь – аванансирование (у тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю);

- персональная исключительность (только у тебя и может получиться; а мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т.д.):

- усиление мотивации (сделай это для меня, мне будет очень приятно; нам это так нужно для…);

- высокая оценка детали (вот эта часть у тебя замечательно получилась.);

- не торопить, давать время сообразить;

- когда торопится, останавливать, успокаивать;

- при необходимости повторить и уточнить инструкцию;

- избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость;

- чаще используйте телесный контакт;

- упражнения на релаксацию;

- способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

II.1. Игра «Карусель» 

Участники {воспитатели, специалисты), образуя два круга - внешний и внутренний, встают парами, левым Плечом друг к другу. По сигналу психолога оба круга начинают двигаться в противоположные стороны. По следующему сигналу останавливаются и поворачиваются лицом в круг, образуя пары, протягивая друг другу правую руку, пожимают ее и называют свое имя, произносят любую приветственную фразу, комплименты и т. д.

2.«Клеевой дождик»

Детям предлагают встать друг за другом и положить руку на плечо впереди стоящего. Затем педагог говорит, что прошел клеевой дождик, дети приклеились и им нельзя расклеиваться. После чего он дает команду, и все дети начинают двигаться. При условии усвоения детьми способа движения можно усложнить игру. Например, подняться и сойти со стула, пройти под столом, обойти вокруг обруча, пройти «гусиным шагом» и т. д.

Педагог может использовать игровую ситуацию, предлагая детям для выполнения не просто задания, а связанный рассказ.

3.Игровое упражнение «Ласковый платок». 

Участники сидят друг за другом, воспитатель с платком сзади. Он укрывает платком плечи сидящего впереди ребенка, ласково прикасаясь к нему, и шепчет «пожелание» платка, например: «Погладь по плечам, по спине, по голове». Ребенок должен накинуть платок сидящему впереди и выполнить «пожелание» платка — погладить по плечам. Когда платок доходит до конца ряда и возвращается к воспитателю, вид пожелания меняется.

4.Игра «Где мой паучок?» 

Ищем паучка. Лягушка потеряла паука и отправилась его искать. Ребенок, изображающий лягушку, выходит за дверь, другой ребенок в руках прячет игрушку. Дети стоят в кругу, руки за спиной, лягушка внутри круга идет и поет:

Ах, мой паучок потерялся,

Где мой паучок, у кого остался?

Может быть, у ... (имя ребенка)?

Ребенок, играющий роль лягушку, заглядывает детям в глаза и угадывает, у кого паучок. Тот, в чьих руках паук, «смеется глазами» или подмигивает.

5. Игровое упражнение «Спрятанные проблемы»

Большинство тревожных детей склонны держать в себе тревожные переживания. Эта игра позволит ребенку проявить свои чувства, снизить уровень тревожности и подготовиться к играм второго цикла.

Для проведения игры понадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага. Педагог проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он предлагает ребенку нарисовать, что или кто его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т. е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».

Затем можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затрудняется с ответом педагогу можно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т. д.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Социально-неуверенные дети: их проблемы и их возможности решения"

Программа нацелена на укрепления уверенности ребенка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в обшении со сверстниками....

Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...

Консультация для педагогов «Методы и приёмы знакомства детей с художественной литературой как средством развития театрализованной игры»

Консультация для педагогов «Методы и приёмы знакомства детей с художественной литературой как средством развития театрализованной игры»Цель формирующего эксперимента - определить содержание педагогиче...

Консультация педагога-психолога о проблемах и возможностях решения проблем социально неуверенных детей.

   В своей консультации я говорю о детях социально неуверенных в себе о том, что они не умеют гармонично взаимодействовать с самим собой. Социальные проблемы порождаются личностными п...

Консультация психолога для родителей. «Социально неуверенные дети: Их проблемы и возможности решения»

Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.         Чаще всего в педагогичес...

Консультация для воспитателей "Социально неуверенные дети: их проблемы и возможности решения".

В данной консультации раскрываюся проблемы социально неуверенных детей и возможности их решения....

Социально неуверенные дети: их проблемы и возможности решения.

Одна из важнейших задач педагогов и родителей– формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру....