Выступление из опыта работы «Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры»
учебно-методический материал

Кирилова Анастасия Александровна

фольклор является очень значимым материалом для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающее их социальное развитие и гармоничное формирование их личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_2021g_folklor.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Центр развития ребенка - детский сад № 188»

Тема: «Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры»

                                Музыкальный руководитель

                                                    Кирилова Анастасия Александровна

г. Хабаровск, 2021г.

Тема: «Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры»

«…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

К. Д. Ушинский

Актуальность: Народная мудрость гласит: настоящее, как некогда прошлое, творит традиции будущего. В настоящее время дети всё чаще подвержены влиянию иноязычных культур на русскую культуру.

 К сожалению традиции русской культуры отодвигается на второй план, это считается устаревшим прошлым. С экранов телевизора мы всё чаще видим героев для подражания персонажей иностранных мультиков и фильмов. И сразу задаётся вопрос, а куда делись наши сказочные герои из наших добрых мультиков и сказок?

     В дошкольном детстве идет активное накопление нравственного опыта. И от того что видит и слышит ребёнок с рождения, будет зависеть его мировоззрение, отношение к окружающему миру и к себе.

Здесь уместно вспомнить слова  академика Д.С. Лихачёва, который в свое время  сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи…»

 Наши национальное отличия сохраняется и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.

     Исходя из выше изложенного следует, что фольклор является очень значимым материалом для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающее их социальное развитие и гармоничное формирование их личности в целом.

     Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, рождающим личность.

     Актуальность данной проблемы побудила меня особенным образом начать  работу по формированию художественно-эстетических чувств дошкольников средствами фольклора.

Прежде всего, надо было найти ответы на вопросы:

  1. Как повысить детский интерес к фольклору?
  2. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?
  3. Как влияет развивающая среда на развитие художественных способностей средствами фольклора?
  4. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народным творчеством?

        Изучив опыт работы педагогов,  работающих в этом направлении:

         - О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, которые создали программу  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

       - Л.С. Куприной, Т.А. Будариной, которые создали сборник практических материалов для работы с дошкольниками «Знакомство детей с русским народным творчеством»;

      - педагогические исследования по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, О.П. Радынова, Т.А. Копцева.

      - прослушав вебенары по данной теме;

      - опыт работы педагогов г. Хабаровска по данной проблеме.

        На основе изученных материалов,  практических исследований определила цель:

        Цель: создание условий для художественно -эстетического развития старших дошкольников  в процессе использования интерактивных средств в ознакомлении с фольклором.

Для решения цели сформулировала следующие задачи:

           Задачи:

- продолжать  приобщать детей к миру народной культуры через детский музыкальный фольклор, народные игры, расширяя кругозор детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;

- повысить познавательный интерес к русскому народному творчеству;

- обеспечить художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка средствами фольклора;

- повысить  педагогическую культуру родителей;

- продолжать формировать целостное восприятие народной культуры.

        Свою деятельность поданной проблеме  построила следующим образом:

условно разделила свою работу на несколько направлений:

1) Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных. («Во кузнице», «А я по лугу»,  «На горе-то калина» и т.д)

2) Знакомство с музыкальными играми и хороводами. (Бабка-Ежка, «Золотые ворота», «Гори, горя ясно», «Плетень» и т.д.)

3) Знакомство с народными музыкальными инструментами.

4) Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

5) Использую музыкальные    интерактивные средства

6) Знакомство с играми коренных малочисленных народов.        

В своей работе использую разные жанры:

  • Русская  народная  песня
  •  сюжетно-ролевая игра,
  • игры и оркестровые композиции с детскими музыкальными инструментами

     Главной проблемой в моей деятельности стал  вопрос: «Как заинтересовать дошкольников, чтобы тема «Фольклор» стала для них особенно интересной?!

    Обратив внимание на то, что все внимание современных детей, в первую очередь привлекают компьютеры и все, что с ним связано.

Поэтому, в своей работе, по данной проблеме.  решила прибегнуть к возможностям ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения детей.

    Для реализации поставленных задач из ИКТ  использую компьютеры (в компьютерном классе), слайдопроектор, планшет.

С помощью которых провожу:

-  виртуальные экскурсии;

- презентации, видеопрезентации, игровые и интерактивные презентации;

- электронные энциклопедии.

     Для знакомства детей с миром фольклора ? Использую  ресурсы сети Интернет. Многие сайты (margo@d-seminar.ru, www.maam.ru, https://www.prodlenka.org, https://nsportal.ru) позволяют нам увидеть ценности русского фольклора, его красоту, величие, значимость…

     Заметила, что проводимые мною интерактивные экскурсии такие как «В музее народных музыкальных инструментов», «Русские узоры» и др.  активизирует дошкольников, формирует интерес к  миру фольклора и представление об изучаемой теме, стимулирует на поиски дополнительной информации.

Родители и педагоги не всегда имеют возможность сходить с детьми в  музей. На помощь снова приходят виртуальное посещение музея. Благодаря чему, дети  видят весь процесс в динамике, виртуально занимают место в выставочном зале. Они имеют возможность разглядеть предметы фольклора в деталях, наблюдают за их формами, красками.

Если возникает трудность, как рассказать детям о русских народных инструментах и истории их возникновения и главное не имея возможности их показать? Виртуальная экскурсия для нас снова находка.

Например, в ходе одной из НОД вместе с воспитанниками виртуально посетили выставку народных музыкальных инструментов, смогли заглянуть внутрь каждого музыкального инструмента, рассмотрели как и из чего его изготавливают? И т.д.

После виртуальной экскурсии в музей, стараюсь закрепить пройденный материал в процессе интерактивных игр  в компьютерном классе.  Где на индивидуальном  компьютере дети могут остановиться на понравившейся им эпизоде, картине, увеличить изображение и детально его рассмотреть.

     Чтобы познакомить дошкольников с народными костюмами, использую видео-презентации работ мастеров. Например, показываю детям видеофрагмент, где мастер поэтапно изготавливает элемент народного костюма. Обратила внимание, что во время видео-презентации дети с особенным интересом и вниманием наблюдают за процессом изготовления народного костюма.

     Особенный интерес  у детей вызывают видеообращения с экрана сказочных персонажей. Они создают высокую мотивацию и переносят детей в мир сказки.

     Чтобы расширить представления дошкольников о предметах, событиях, явлениях, использую игровые презентации. Так, например, на занятии по ознакомлению с музыкальными инструментами включаю презентацию со звучанием отдельных инструментов. Это помогает отрабатывать приемы коллективной согласованной игры (например, на ударных инструментах).     Кроме того, видеофрагменты помогают познакомить детей с редкими музыкальными народными инструментами, которых нет у нас в наличии (арфой, органом, волынкой). Дети имеют возможность увидеть, как выглядит инструмент, как извлекается звук и др.

     Помимо этого представляю интерактивные презентации-задания, авторы которых — специалисты по дошкольному образованию. Данные задания помогают развивать у детей логическое и абстрактное мышление, помогают сформировать навыки, необходимые для обучения в школе: принимать самостоятельные решения, быстро переключаться с одной деятельности на другую и т. д. Познакомиться с ними можно в Интернете, выбрать с учетом возраста воспитанников группы и использовать для решения текущих задач.

         Для того чтобы вызвать интерес у детей к игре на музыкальных инструментах разрабатываю сама или нахожу в интернете  русский народный оркестр, который показываю детям  на экране проектора. Дети имеют возможность перед игрой на русских народных  инструментах увидеть, какие инструменты участвуют в оркестре, посмотреть и прохлопать ритм. На верху изображен ритм, под ним музыкальный инструмент.

 

Далее, звучит русская народная мелодия и на экране, кружочками изображен ритм те  музыкальные инструменты, которые должны играть в данный момент.

Это все вызывает  особенный интерес у детей. Они сосредотачиваются, концентрируют свое внимание. В дальнейшем дети самостоятельно  смотрят на экран и играют оркестр. Так дети быстрей запоминают ритм, который они должны играть, запоминают последовательность игры на музыкальных инструментах.

        В своей работе использую презентации, видео для знакомства детей с  культурой коренных малочисленных народов Дальнего Востока.

Дети с большим интересам смотрят видео с их традиционными танцами (выполняем элементы их танцев). С детьми на экране рассматриваем традиционные музыкальные инструменты, слушаем их звучание. Дети с удовольствием играют в нанайские игры, такие как «Хейро» (Солнце), «Ручейки и озёра», «Полярная сова и евражки» и т.д., для игры использую настоящий нанайский бубен, который у меня есть. У детей вызывает еще больший интерес, когда они сначала видят тот же бубен на экране, а потом и на яву.

         Для знакомства детей с русскими народными  песнями и играми, для лучшего их понимания нахожу или записываю сама видео и показываю их детям на экране. Так например показываю детям р.н.игру «Купила бабка с дедкой», где  на экране появляется ростовая кукла Бабушка-Забавушка и отбивает на  ложках ритм. Дети вместе с ней простукивают ритм. Потом эта Бабушка – Забавушка приходит на посиделки, развлечения, что вызывает еще больший познавательный интерес у детей, желание быть участниками всех мероприятий.

Для того, чтобы был результат, работа должна быть систематичной и последовательной, должна быть непринужденная обстановка.

В работе по приобщению детей к русской народной культуре я использую следующие методы:

- словесный метод (словесные пояснения, чтение стихов, загадки, пословицы, поговорки и т. д.);

- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, презентаций, видео, выразительный показ движений);

- игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, игры-хороводы).

- практический метод (упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий).

     По мнению исследователя и педагога Е.П.Кашиной, только в соприкосновении с народным творчеством, дети могут получить возможность сменить пассивное восприятие искусства на активную эстетическую деятельность, реализовать свои возможности в самостоятельных художественных формах (пение, танцы, игры и т.д.) не только в ДОУ, но и дома. 

Поэтому, одной из задач  образовательной работы по приобщению детей к народной культуре  является повышение  педагогической  просвещенности  родителей  в художественно-эстетическом воспитании и развитии детей.

  Очень  эффективным  воздействием  на  сознание  родителей  считаю  проведение  консультаций – практикумов «Палитра народной музыки», «Муза в доме» и др. в  результате которых  родители  не  только  знакомятся  с  теорией  того  или  иного  вопроса,  но   и имеют возможность  совместно  со  своими  детьми  на практике апробировать  всевозможные  народные танцы, песни,  поиграть  в народные  игры, познакомиться как можно их использовать с детьми дома, в повседневной жизни, на домашних праздниках  и  т.д.

  В  результате  проведения  таких  консультаций – практикумов,  родители,  заметно стали активнее  участвовать  в  групповых мероприятиях,  принимать участие  в  различных  конкурсах  на  лучший народный инструмент,  поделку и т.д.

 Также систематически рекомендую родителям совместно  с детьми посещать тематические  выставки народных умельцев, изготавливать нетрадиционные музыкальные инструменты, народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об инструментах, игрушках – кто их делал и как.

       Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам приобщения детей к народной культуре происходит особенно активно при проведении совместных фольклорных праздников и досугов

(«У гармошки  день рождение»,  досуг «Диво дивное, чудо чудное» и др.).

      При подготовке к данным праздникам  родители активно вовлекаются в жизнь группы (оформляют костюмы, принимают участие в выставках изделий народного искусства и др.).

 Таким образом,  данные формы взаимодействия с родителями  позволят повысить родительскую компетентность  о роли народного фольклора в художественно-эстетическом воспитании и развитии детей.

     Все это вместе взятое позволило значительно расширить познавательный интерес детей к народной родной  культуре

Таким образом, применение интерактивных музыкальных средств в ДОО возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса детей  и их родителей к изучению народного творчества – фольклору.

За время работы  по данной проблеме (2019-2021 гг  - 2 года) изменились показатели уровня умений и навыков воспитанников в музыкальной деятельности  по фольклору.

Показатель  количества детей, имеющих высокий уровень развития:

Восприятие   с 25% до 50%,

Пение с 35% до 53%

Муз. ритм. деят. с 15% до55%

Игра на ДИМ с 11% до 50%

Песенное тв. с 15% до 48%

Танцевальное тв. 8% до 44%

Средний уровень музыкального развития детей изменился   в пользу высокого уровня:

Восприятие   с 55% до 40%,

Пение с 52% до 39%

Муз. ритм. деят. с 60% до 40%

Игра на ДИМ с 50% до 37%

Песенное тв. с 45% до 31%

Танцевальное тв. 65% до 39%

Значительно снизился процентный показатель количества детей, имеющих низкий уровень:

Восприятие   с 20% до 10%,

Пение с 23% до 8%

Муз. ритм. деят. с 15% до5%

Игра на ДИМ с 39% до 13%

Песенное тв. с 40% до 21%

Танцевальное тв. 27% до 17%

Так же повысился уровень музыкальной культуры, а также общий уровень развития детей…

Результаты диагностики музыкального развития детей по фольклору за 2019-2020 учебный год

 

Результаты диагностики музыкального развития детей по фольклору за 2020-2021 учебный год

 

Таким образом, результатом систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития и музыкального творчества у выделенной группы дошкольников посредством использования фольклора, как одного из средств развития творческой активности и творческих способностей детей.

Результативность:

Свои опытом я делюсь  на выступлении  на педсоветах, публикуюсь в интернете : www.maam.ru, https://nsportal.ru, https://PRO-PEDAGOGA.RU.

Мои дети участвуют в конкурсах  Фестиваль-конкурс «Оранжевое небо – 2021» - диплом лауреата 2 степени, II международного конкурса «Маленькие звездочки» 2021 диплом лауреата 2 степени, «Амурские зори»

Итог: Проделанная мною работа по данной проблеме  результативна, многогранна, интересна. Сделан анализ, выявлены ошибки.

Много новых  мыслей, задумок,  работу по данной проблеме будем продолжать, совершенствовать, доводить до логического завершения…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

В данном материале обобщается опыт работы  ДОУ № 435 г.Новосибирска по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре....

Практико-значимая работа творческого проекта на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное....

Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры...

Из опыта работы по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

МБДОУ « Большеберезниковский детский сад «Теремок»     « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...

Выступление из опыта работы по теме: «Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение детей к истокам русской народной культуры», ноябрь 2020 г.

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину; узнав её, стать подлинным патриотом…»(С. Михалков)Что может заинтер...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

- расширить представление о жанрах устного народного творчества;- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:- воспитывать у де...