Выступление из опыта работы по теме: «Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение детей к истокам русской народной культуры», ноябрь 2020 г.
методическая разработка
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину; узнав её, стать подлинным патриотом…»
(С. Михалков)
Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_arhangelskie_chteniya.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи
V Межмуниципальные Михаило-Архангельские образовательные чтения
Секция № 2 «Богатыри земли Русской: патриотическое воспитание дошкольников на примерах защитников Отечества»
Выступление из опыта работы:
«Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Воспитатели:
Алексеева М.В., Макрушина Т.В.
Ноябрь 2020 г.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину; узнав её, стать подлинным патриотом…»
(С. Михалков)
Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека.
Считаем, что воспитывать патриота нужно на конкретных героических примерах, подвигах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.
Мы знаем, что патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Задача каждого родителя, педагога и окружающего взрослого ребёнка – развивать нравственно-патриотическое воспитание.
Работая по парциальной программе О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», которая является вариативной частью основной образовательной программы, на доступном детям уровне дошкольники знакомятся с истоками русской народной культуры через русские народные подвижные игры, художественный фольклор и народную музыку. Систематизируются, расширяются и обобщаются знания об истории Руси, о подвигах русских богатырей.
Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, формирование высокой нравственности, воспитание любви к Отечеству, уважению к предкам, защищавшим Русь от врагов. Она основана на формировании эмоционально-окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
На основе перспективного планирования по парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» дошкольники знакомятся:
- с традициями русской народной культуры;
- местами проживания наших предков;
- с бытом и основными занятиями русских людей;
- с русскими народными, художественными промыслами;
- с русскими народными праздниками, картинами;
- со сказками, былинами и приданиями («Предание о граде Китеже», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»).
Все дети с увлечением рассматривали иллюстрации о богатырях, с большим интересом слушали былины о битвах богатырских. Активно и с интересом ребята участвовали в инсценировке битв, что способствовало развитию памяти, совершенствованию художественно-речевых и исполнительских умений детей и воспитанию любви к художественной литературе.
Читая детям былины и придания, оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в былинах занимают уважительное отношение к труду, восхищению мастерством человеческих рук. Благодаря этому былины являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Изучая вышеперечисленные былины и придания по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», дети настолько заинтересовались подвигами былинных богатырей, что у них возникло множество вопросов: Какими были первые защитники земли русской? Что такое былины? Как они возникли? Недостаточная информированность детей о первых защитниках русской земли привела нас к большой творческой работе.
Для того чтобы ответить на все возникшие вопросы в нашей группе мы создали все необходимые условия для ознакомления детей с русскими былинными богатырями. Оформили уголок, в котором находятся портреты, краткая биография богатырей, описание подвига, историческая литература, произведения русского народного творчества, наглядный материал (иллюстрации, фотографии, картинки и др.); изобразительный материал для продуктивной деятельности, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевой игры (сделанные своими руками). Созданы настольно-печатные, дидактические, развивающие игры «Ходилка», «Составь слово», «Снаряди богатыря», «Узнай по описанию богатыря».
Предметно-развивающая среда способствует накоплению информации, с этой целью совместно с родителями был создан мини-музей «Богатыри – путешествие в прошлое». Для родителей организована папка-передвижка «Русские богатыри и их подвиги», «Зачем детям читать былины?».
В ходе совместной образовательной деятельности с детьми:
- проведены беседы с использованием ИКТ: «Богатыри русской Земли», «Одежда воинов Древней Руси», «Доспехи и оружие богатырей»;
- организован просмотр мультфильмов «Три богатыря», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей Разбойник.
- посредством виртуальной экскурсии в Третьяковскую галерею произошло знакомство и рассматривание картин Васнецова В.М. «Витязь на распутье», «Богатырь», «Богатырская застава», «Бой Добрыни Никитича с трёхголовым драконом».
- разучивали пословицы о доблести и любви к Родине,
- проводили словесные игры «Дополни предложение», «Закончи пословицу».
В ходе режимных моментов:
- познакомили детей с преданиями и былинами: «Предание о граде Китеже», «Исцеление Ильи Муромца», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» и т.д.
- конструировали «Крепость» из лего-конструктора,
- рисовали по теме: «Каким я вижу богатыря».
На выбор детям было предложено изготовить «Щит и меч» для богатырей с использованием пластилинографии или выполнить аппликацию из цветной бумаги.
Организованы спортивные игры - эстафеты: «Перетягивание каната», «Кто быстрее».
Была организована игра – викторина «Русские богатыри».
На непосредственно-образовательной деятельности по теме «Злое истребление» детям было рассказано о монголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже. На занятие дети познакомились со старинным оружием, одеждой русских и татарских воинов.
В ходе работы по данному направлению мы ответили на все возникшие вопросы детей, и мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями.
Развивающая среда, созданная в группе, позволяет осуществить основные направления данной программы, знакомит с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, бытом богатырей на Руси. Воспитывает патриотизм, развивает речь, формирует представление об историческом времени, связи со своими предками.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами познания исторического прошлого родной страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
В данном материале обобщается опыт работы ДОУ № 435 г.Новосибирска по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Консультация для родителей...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Выступление на педсовете...
«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувств...
Выступление из опыта работы «Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры»
фольклор является очень значимым материалом для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающее их социальное развитие и гармоничное формирование их личности в целом....