Тренинг-тест по методике О. Н. Озерецкого и Н. И. Гуревича
материал

Елена Васильевна Крылова

Определение функциональной зрелости нервных процессов с заполнением карт сенсомоторного развития Методика для определения уровня развития мелкой моторики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич

Цельопределение уровня развития мелкой моторики рук.

Детям предлагаются следующие упражнения:

1. "Обведи кисти рук". Ребенок должен обвести кисть своей руки, после чего просим его положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. Затем предлагаем ребенку поднять указанный палец, при этом все остальные пальцы руки должны лежать на поверхности рисунка. При выполнении "нужного" движения указанного пальца, могут появляться "ненужные" движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.

Эти "лишние" движения называются синкинезиями. Синкинезиивозникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы.

2. "Ребро, кулак, ладонь". Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

На основе полученных результатов нами были выделены четыре уровня развития мелкой моторики рук:

Высокий - задания выполнены хорошо-4 балла;

Средний – присутствие «лишних» движений-3 балла;

Низкий – «лишние» движение присутствуют в большом количестве, во 2 задании не уловил суть - -2 балла,

низший – не справился с первым и со вторым заданием– 1 балл.

Приложение Б

Методика 2, диагностика графических навыков

«Рисование бус» (методика И. И. Аргинской)

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку.

У каждого ребёнка должно быть шесть разноцветных карандашей (синий обязателен)Работа состоит из двух частей:

1) выполнение задания (рисование бус);

2) самоконтроль и в случае необходимости перерисовывание бус.

Инструкция к 1-й части задания (повторяется два раза):

«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».

Инструкция ко 2-й части задания:

«Сейчас я ещё раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки – всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется ещё раз медленно, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка задания (оценивается лучший вариант)

4-й уровень: задание выполнено правильно,учтены все четыре условия: количество бусин (пять, их форма (круглая или близкая к круглой, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины;

3-й уровень: учтены три условия;

2-й уровень: учтены два условия;

1-й уровень: учтено одно условие.

Оценка самоконтроля

4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;

3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;

2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;

1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

Приложение В

Методика 3«Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г. Ф. Кумариной)

Назначение задания: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносит его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.

Организация работы. Узор-образец заранее выполняется на доске, расчерченной в клетку (или на большом листе бумаги, прикреплённом к доске).

Узор выполняется двумя цветами, например, красным и синим. Детям раздаются чистые листы в клетку. Перед каждым ребёнком лежит шесть цветных карандашей.

Работа состоит из двух частей:

1) срисовывание и продолжение трёх узоров;

2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание узора (узоров, в котором (в которых) допущены ошибки.

Инструкция к 1-й части задания состоит из трёх этапов:

а) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор – такой же, как на доске,- и продолжите его до конца строки».

б) «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и тоже продолжите до конца строки».

в) «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки»

Инструкция ко 2-й части задания:

«Теперь сверьте всю вашу работу с узорами,нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. (преподаватель показывает где следует рисовать исправленный вариант.) Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».

Оценка задания (оценивается лучший вариант)

4-й уровень: все три узора срисованы и продолжены правильно; соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередование цветов;

3-й уровень: срисованы правильно второй и третий варианты узора;

2-й уровень: срисован правильно третий вариант;

1-й уровень: все узоры срисованы неправильно.

Оценка самоконтроля

4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;

3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;

2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;

1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

Оценка развития графических навыков

4-3-й уровень: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;

2-1-й уровень: линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.

Ф

Приложении Г

Сводная таблица по итогам констатирующего эксперимента

№ п/п Фамилия, имя ребёнка Уровень развития Итоговый уровень развития графических навыков

(констатирующий эксперимент)

Среднее значение

по методике

Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич. Среднее значение

по методике методика И. И. Аргинской

Среднее значение по методике Г. Ф. Кумариной)

Среднее значение по трем методикам

«Обведи кисти рук» «Ребро, кулак, ладонь".

1 Ребенок. 3 3 2 3 2,75 Средний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методика для определения уровня развития мелкой моторики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич

Цельопределение уровня развития мелкой моторики рук.

Детям предлагаются следующие упражнения:

1. "Обведи кисти рук". Ребенок должен обвести кисть своей руки, после чего просим его положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. Затем предлагаем ребенку поднять указанный палец, при этом все остальные пальцы руки должны лежать на поверхности рисунка. При выполнении "нужного" движения указанного пальца, могут появляться "ненужные" движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.

Эти "лишние" движения называются синкинезиями. Синкинезиивозникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы.

2. "Ребро, кулак, ладонь". Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

На основе полученных результатов нами были выделены четыре уровня развития мелкой моторики рук:

Высокий - задания выполнены хорошо-4 балла;

Средний – присутствие «лишних» движений-3 балла;

Низкий – «лишние» движение присутствуют в большом количестве, во 2 задании не уловил суть - -2 балла,

низший – не справился с первым и со вторым заданием– 1 балл.

Приложение Б

Методика 2, диагностика графических навыков

«Рисование бус» (методика И. И. Аргинской)

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку.

У каждого ребёнка должно быть шесть разноцветных карандашей (синий обязателен)Работа состоит из двух частей:

1) выполнение задания (рисование бус);

2) самоконтроль и в случае необходимости перерисовывание бус.

Инструкция к 1-й части задания (повторяется два раза):

«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».

Инструкция ко 2-й части задания:

«Сейчас я ещё раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки – всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется ещё раз медленно, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка задания (оценивается лучший вариант)

4-й уровень: задание выполнено правильно,учтены все четыре условия: количество бусин (пять, их форма (круглая или близкая к круглой, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины;

3-й уровень: учтены три условия;

2-й уровень: учтены два условия;

1-й уровень: учтено одно условие.

Оценка самоконтроля

4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;

3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;

2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;

1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

Приложение В

Методика 3«Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г. Ф. Кумариной)

Назначение задания: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносит его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.

Организация работы. Узор-образец заранее выполняется на доске, расчерченной в клетку (или на большом листе бумаги, прикреплённом к доске).

Узор выполняется двумя цветами, например, красным и синим. Детям раздаются чистые листы в клетку. Перед каждым ребёнком лежит шесть цветных карандашей.

Работа состоит из двух частей:

1) срисовывание и продолжение трёх узоров;

2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание узора (узоров, в котором (в которых) допущены ошибки.

Инструкция к 1-й части задания состоит из трёх этапов:

а) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор – такой же, как на доске,- и продолжите его до конца строки».

б) «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и тоже продолжите до конца строки».

в) «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки»

Инструкция ко 2-й части задания:

«Теперь сверьте всю вашу работу с узорами,нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. (преподаватель показывает где следует рисовать исправленный вариант.) Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».

Оценка задания (оценивается лучший вариант)

4-й уровень: все три узора срисованы и продолжены правильно; соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередование цветов;

3-й уровень: срисованы правильно второй и третий варианты узора;

2-й уровень: срисован правильно третий вариант;

1-й уровень: все узоры срисованы неправильно.

Оценка самоконтроля

4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;

3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;

2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;

1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

Оценка развития графических навыков

4-3-й уровень: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;

2-1-й уровень: линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.

Ф

Приложении Г

Сводная таблица по итогам констатирующего эксперимента

№ п/п Фамилия, имя ребёнка Уровень развития Итоговый уровень развития графических навыков

(констатирующий эксперимент)

Среднее значение

по методике

Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич. Среднее значение

по методике методика И. И. Аргинской

Среднее значение по методике Г. Ф. Кумариной)

Среднее значение по трем методикам

«Обведи кисти рук» «Ребро, кулак, ладонь".

1 Ребенок. 3 3 2 3 2,75 Средний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Шкала Бенэ, ее модификация, тесты Россолимо, М.И.Озерецкого, Выготского, Л.С.Сахарова

Презентация  Шкала Бенэ, ее модификация, тесты Россолимо, М.И.Озерецкого, Выготского, Л.С.Сахарова...

Методический инструментарий развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста по методике Озерецкого и Гуревича

Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич)1.     тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук  (средний показатель 20 ...

Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плос­кости стола, распрямленная ладонь на ...

Диагностика педагогического процесса по методике Верищагиной Н.В. и индивидуальный образовательный маршрут к данной методике

Карты диагностики педагогического процесса по методике Верещагиной Н.В. и разработанные к данной методике ИОМ...

Подготовка к школе. Пробы Озерецкого.

Материал для родителей, чтобы узнать насколько развита моторика вашего ребенка....