Проектная деятельность педагогов с семьями дошкольников с задержкой психического развития
консультация

В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогическим коллективом встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность педагогов с семьями дошкольников с задержкой психического развития 

В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогическим коллективом встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Среди родителей детей с ЗПР довольно много родителей с пониженной социальной ответственностью. Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.  Одним из важнейших направлений деятельности  является сотрудничество с семьей. Оно включает в себя многие направления:

  • консультативное (групповые индивидуальные консультации по вопросам и проблемам развития детей, трудностями овладения знаниями, навыками и умениями).
  • просветительское (ознакомление с  особенностями педагогического процесса, программой обучения), беседы с медиками и специалистами.
  • профилактическая: выступления на родительских собраниях, беседы, выставки литературы, пособий, детских работ и др.
  • обратная связь: занятия на дом (игры, упражнения)-рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков 

При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогов и крайняя корректность при общении с семьей.  

 

  

  

Формы организации психолого-педагогической помощи семье

1. Коллективные форм взаимодействия:               

-  Общие родительские собрания. 

Проводятся администрацией ДОО 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.  

Задачи:  

  • информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно - образовательной работы;  
  • решение организационных вопросов;  
  • информирование  родителей  по  вопросам  взаимодействия  ДОО  с  другими организациями, в том числе и социальными службами.  

-  Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.  Задачи:  

  • обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;  
  • сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье; - решение текущих организационных вопросов.  

- «День открытых дверей». Проводится администрацией ДОО в апреле для родителей детей, поступающих в ДОО в следующем учебном году.  

Задача: знакомство с ДОО, направлениями и условиями его работы.  

- Тематические занятия «Семейного клуба». Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами ДОО один раз в два месяца.  

Формы проведения:  тематические доклады; плановые консультации; семинары; тренинги; «Круглые столы» и др.  Задачи:  

  • знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;  
  • ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.  

-  Проведение детских праздников и «Досугов». Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОО с привлечением родителей.  

Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.  

2. Индивидуальные формы работы

-  Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.  

Задачи:

  • сбор необходимой информации о ребенке и его семье;  
  • определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;  
  • определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей; - определение оценки родителями работы ДОО.  

-  Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.  Задачи:  

  • оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции,

образования и воспитания;  

  • оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.  

- «Служба доверия». Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.  

Задача: оперативное реагирование администрации ДОО на различные ситуации и предложения.  

- Родительский час. Проводится учителями-логопедами один раз в неделю во второй половине дня с 17 до 18 часов.  

Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в домашних условиях, помощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на определенном этапе развития ребенка.  

3. Формы наглядного информационного обеспечения

Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, «Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как выбрать игрушку», «Какие книги прочитать ребенку», «Как развивать способности ребенка дома»).  

Задачи:  

  • информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в  ДОО;  
  • информация о графиках работы администрации и специалистов.  

 Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.  

Задачи:  

  • ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;  
  • привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.  

Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся 2-3 раза в год.  

Задачи:  

  • создание условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих детей;  
  • наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.  

В реализации задач социально-педагогического блока принимают все специалисты и воспитатели специального детского сада. Сфера их компетентности определена должностными инструкциями.  

Совместные и семейные проекты различной направленности. Создание совместных детско-родительских проектов (несколько проектов в год).  

Задачи:  активная совместная экспериментально-исследовательская деятельность родителей и детей.  

Опосредованное интернет-общение. Создание интернет-пространства групп, электронной почты для родителей.  

Задачи: позволяет родителям быть в курсе содержания деятельности группы, даже если ребенок по разным причинам не посещает детский сад. Родители могут своевременно и быстро получить различную информацию: презентации, методическую литературу, задания, получить ответы по интересующим вопросам. Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.  

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Семья является первой школой растущего человека. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.

Основанием для определения форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников являются нормативные документы, которые закрепляют  основу взаимодействия (основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного уровня), а также современные исследования основных направлений взаимодействия ДОУ и семьи (психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей, защита прав ребенка, работа с семьями, требующими повышенного внимания и нуждающимися в особой помощи и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития в проектной деятельности

Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР является наиболее актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению дошкольников в ис...

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....

Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития».

Одним из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ЗПР, является формирование коммуникативных умений....

«Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре.

В процессе формирования познавательной деятельности детей с задержкой психического развития следует учитывать, что для развития познавательного интереса особенно важным возрастным этапом является дошк...