Отчет о результатах самообследования педагогической деятельности 2019-2020 уч.г.
материал

Велижанина Наталья Михайловна

Отчет о результатах самообследования педагогической деятельности за 2019-2020 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_2019-2020.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Мира ул., д. 18/4, г. Югорск, 628260

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Тюменская область,

Телефон / факс (834675) 2-15-91

Отчет

о результатах самообследования педагогической деятельности 

за 2019 – 2020 учебный год

учителя-логопеда Велижаниной Натальи Михайловны

г. Югорск

2020

Цель коррекционно – педагогического воздействия на 2019 – 2020 учебный год - создание

оптимальных условий, способствующих полному раскрытию речевых возможностей детей дошкольного возраста, предупреждению у них вторичных нарушений и трудностей в подготовке к школьному обучению (речевая готовность).

Задачи:

1. Провести диагностику и анализ уровня развития речевой деятельности дошкольников

(подготовительной группы компенсирующей направленности и групп ДОУ общеразвивающей направленности) .

2. Обеспечить реализацию комплексного, профилактического и коррекционного воздействия на речевое развитие детей.

3. Повышать компетентность педагогов по вопросам теории и практики логопедической работы.

4. Определить наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями (законными

представителями) детей, имеющими нарушения развития речевой функции с целью комплексной и всесторонней помощи.

Анализ деятельности по направлениям:

I. Диагностическое:

Проведено логопедическое обследование детей с речевой патологией в начале года с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, заполнены речевые карты.

Составлены индивидуальные и подгрупповые планы коррекционно – развивающей работы по результатам логопедического заключения.

Сформированы подгруппы детей для коррекции нарушения речи с учётом возраста и речевого дефекта.

Проведено логопедическое обследование детей в середине и в конце года с целью выявления динамики в коррекционно – образовательном процессе (отражение его результатов отмечалось в  речевых картах, при необходимости корректировались планы индивидуальной и подгрупповой работы с детьми).

Количество детей на начало учебного года- 12

ОНР II уровня – 1 человека (8,3%)

ОНР III уровня – 5 человек (42 %)

ОНР  IV уровня - 4 человека (33,3%)

ФФНР – 3 человека (25%)

Коррекционно-логопедическая работа планировалась и проводилась с соблюдением требований коррекционных программ:

Адаптированная основная образовательная программа  "Детский сад комбинированного вида "Радуга"  определяет содержание и организацию образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности  для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Разработана на основе "Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет" Н.В.Нищевой, в соответствии ФГОС ДО.

Логопедические заключения по итогам обследования компонентов речевой системы на конец учебного года:

ОНР III уровня – 1 человек (8,3 %)

Речевое развитие соответствует возрасту – 11 человек (92%)

Положительная динамика составляет – 11 детей (92 %)

Волнообразная динамика– 1 ребенок (8,3 %) (ребенок редко посещал детский сад)

Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Почти все дети группы показали положительную динамику развития словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова и в развитии связной речи, перейдя с одного уровня развития на другой уровень.  

II. Коррекционно – развивающее:

Коррекционно – педагогическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

-Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная

гимнастика и массаж, развитие речевого дыхания, постановка оставшихся звуков и их автоматизация)

- Развитие фонематического восприятия.

-Развитие слоговой структуры слова.

-Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков по всем лексическим темам.

-Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа) .

-Продолжать развитие связной речи.

-Продолжать развитие общей и мелкой моторики

-Подготовка к овладению грамотой.

Коррекционное воздействие по всем направлениям осуществлялось в течение всего дня: в

режимных моментах, НОД (фронтального, подгруппового, индивидуального вида).

Занятия с детьми в течение всего периода обучения строились с учетом принципов:

-Единое тематическое направление (согласно календарно – тематическому плану);

- «От простого к сложному»;

-Чередование разных видов деятельности;

-Опора на сохранные звенья речевой системы.

На протяжении всего года велась работа в обычных тетрадях в клетку и в дидактических тетрадях.

Фронтальные занятия проводились каждый день, но были разделены по видам:

1. Формирование фонетической стороны речи, подготовка к овладению грамотой:

- развитие артикуляционного аппарата;

- знакомство с буквой;

- формирование фонематических операций: представлений, восприятия, анализа, синтеза;

- работа над слоговой структурой слова.

2. Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи:

- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка:

- работа над словом и предложением;

- активизация словаря;

- формирование навыков составления рассказов, пересказов, заучивания стихотворений.

Широко использовались логоритмические упражнения по преодолению неловкости общей и мелкой моторики , фонационные упражнения, интонационные тексты для развития просодических компонентов речи.

В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также

мультимедийное оборудование.

Закреплению приобретаемых речевых навыков в процессе логопедических занятий

способствовала преемственность в работе с воспитателями группы компенсирующей направленности (через беседы, тетради взаимосвязи, консультации, круглый стол, а также с родителями путём личного контакта, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми (задания по индивидуальным тетрадям).

В январе 2020 г. была проведена промежуточная логопедическая диагностика с целью выявления динамики развития речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности. На основе итогов мониторинга был определен дальнейший образовательный маршрут коррекционно- педагогического воздействия.

-Участие воспитанников в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках творческих работ разных уровней, рейтинг успешности.

Мероприятие

Уровень

Количество участников

Доля победителей и призёров от числа участников (%)

Городской конкурс художественного чтения на родном языке  ДЮЦ «Прометей»

муниципальный

>100

1 человек (Провоторова Надежда)

III. Консультативное направление:

1. Работа с педагогическим коллективом.

В связи с наличием в ДОУ детей, имеющих те или иные проблемы в развитии речи, была

разработана система консультативной поддержки педагогам ДОУ. Консультативный пункт функционирует с сентября по май. За это время для педагогов ДОУ были подготовлены следующие консультации: «Специфика логопедической группы», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Артикуляционная гимнастика в стихах», «Артикуляционная гимнастика-эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи», «Су-джок терапия, как один из способов развития мелкой моторики у детей»

Кроме этого, по необходимости оказывалась консультативная помощь по вопросам речевого развития и коррекции дефектов речи в индивидуальном порядке.

Особую роль уделяю совместной (преемственной) работе логопеда с воспитателями логопедической группы. Взаимодействие с воспитателями осуществляю в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

• логопедические пятиминутки;

• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

• индивидуальная работа;

• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

При подготовке к занятиям по развитию речи, мы совместно подбирали наглядный материал и карточки-схемы, по уровню восприятия детей.

Также, в нашей группе, согласно лексической теме, прописывалось задание для закрепления знаний в вечернее время. «Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей» (Лексический материал, на котором отрабатывается произношение (слоги, слова, чистоговорки, стихи, скороговорки, загадки, рассказы, грамматические категории речи, словарь, там же даются упражнения, развивающие мелкую моторику, и т. д.)

 

2.Работа с родителями.

Работа с родителями играет существенную роль в коррекционно-логопедической работе с детьми, происходит истинное единение детей и взрослых. Проявляется заинтересованность родителей, повышается их активность. На протяжении учебного года проведены следующие консультативно-практические мероприятия для родителей (темы согласно перспективному плану):

-консультации (фронтальные, индивидуальные) и беседы-26;

-практические занятия- 5;

-родительские собрания-3;

-дни открытых дверей-2;

-тематические выставки;

-индивидуальные тетради с заданиями;

-семинар-практикум-3;

-заседания ППк ДОУ.

В рабочем порядке проходили консультации для тех, чьи дети испытывают трудности в усвоении программы. Для родителей были организованы открытые индивидуальные (подгрупповые) и фронтальные занятия. Родители знакомились с приемами работы, делились опытом взаимодействия и речевого развития с детьми дома.

Если в начале года родителей приходится убеждать в том, что их помощь необходима, то теперь картина меняется: они сами идут на контакт с вопросами, с наблюдениями, с сомнениями, проявляют активность и заинтересованность.

Профилактическая работа

Проводилось индивидуальное логопедическое обследование и консультирование средних групп. При наблюдении   средних групп    обозначились дети группы риска. Отягощенный анамнез имеют 82% детей.

  3. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

- Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР для фронтальных и  индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию грамматического  строя  речи и  фразовой речи.

-  Оформлена картотека артикуляционных гимнастик по лексическим темам.

- Пополнена картотека методических рекомендаций для родителей.

В своей работе широко использую информационно-коммуникативные технологии, современные образовательные лицензионные программы на CD :

«ЛОГОМЕР» (Программно-дидактический комплекс; изд. «Мерсибо»);

«Научите меня правильно говорить» (авторы Шевченко, Аствацатуров);

 «Скоро в школу. Развитие речи» (изд. «Новый диск»);

«Игровая карусель» (интерактивные игры для развивающих занятий и подготовки к школе; изд. «Мерсибо»);

«Логопедические упражнения», выпуски 1, 2 (изд. «Учитель»).

Работая с данными дисками, я вариативно и дифференцированно подхожу к подбору материала, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

Кроме этого, активно использую интернет-ресурсы для поиска интересного и полезного материала для занятий – игр, презентаций, видео и аудиоматериалов. В моей медиатеке имеется множество красочных, интересных, озвученных презентаций по различным темам – работа над звукопроизношением (материалы для автоматизации и закрепления звуков на разных этапах), над расширением и активизацией словаря, над коррекцией грамматического строя, и, конечно над обучением грамоте (чтению, звуковому анализу и синтезу). Работа с презентациями вызывает у детей живой интерес, активность, способствует развитию зрительного и слухового внимания и памяти, ненавязчиво и не утомительно протекает процесс закрепления правильного произношения звуков.

Закрепление навыков, полученных на занятии, проводится дома с родителями по рекомендациям и заданиям логопеда в тетради, а также с воспитателями во время режимных моментов.

Основной задачей на следующий учебный год считаю коррекционно-профилактическую работу в младших группах, налаживание просветительской работы с родителями, разработка четкого взаимодействия между логопедом и специалистами ДОУ для успешной работы по преодолению речевых нарушений наших воспитанников.

4. Самообразование

Продолжаю работу по самообразованию по теме ««Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

При работе придерживаемся следующих аспектов:

  • В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, на НОД  логопеда и воспитателей, а также в режимные моменты, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
  • Продолжительность видов деятельности в режимные моменты или так называемые  « пятиминутки»:
  • 1 минута – развитие мелкой моторики;
  • 1 минута – развитие дыхания и голоса;
  • 1 минута – развитие мимики;
  • 2 минуты – развитие артикуляции;
  • Артикуляционная гимнастика проводится в группе в течении дня 2-3  раза,  сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  • Комплекс упражнений сочетает в себе статические и динамические упражнения.
  • При выполнении новых упражнений обязательно закрепляются старые.
  • Перед артикуляционными упражнениями используются дыхательные, голосовые, мимические.

Комплексы артикуляционной гимнастики, для сохранения интереса и поддержания мотивации ребёнка к НОД соответствуют годовому тематическому планированию.  А также используется язычок в форме варежки, которая надевается на ведущую руку взрослого и ребенка; при этом рука и язык выполняют синхронные движения. То есть рука (варежка) помогает движению языка и проведению артикуляционной гимнастики – метод биоэнергопластики.

№п/п

Содержание

Сроки

Отчет о выполнении

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

Изучение методической литературы:

Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.

Воробьёва Т.А, Крупенчук О.И. Логопедические упражнения.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.

Куликовская Т.А.  Артикуляционная гимнастика в считалках.

Косинова Е. Гимнастика для развития речи.

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.

Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. и др.

 Проведение семинара – практикума для родителей:

«Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения».

Изготовление памятки - буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика – для чего она нужна? Правила выполнения»

Оформление папки – передвижки:

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Изготовление памятки-буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика в стихах»

Разработать комплексы артикуляционной гимнастики для младших групп.

Систематизировать опыт работы по теме: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи».

Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме:

- картинки для проведения артикуляционной гимнастики;

- стихи, считалки, сказки для проведения арт. гимнастики

- индивидуальные зеркала 9/12

Оформление картотеки артикуляционных упражнений по лексическим темам.

Семинар для родителей: «Учимся говорить правильно. Как автоматизировать поставленные звуки дома»

Презентация для родителей «Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста»

Систематизирование игровых приемов для развития артикуляционной моторики, составление сборника «Истории Язычка».

Отчет по теме самообразования.

в теч.года

февраль

февраль

ноябрь

декабрь

декабрь

в теч.года

ноябрь

февраль

март

апрель

май

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

Вывод: Подводя итоги теоретико-практического исследования коррекционно-логопедической работы за 2019 – 2020 учебный год, можно убедиться в том, что организация коррекционно-логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида, проводится комплексно, системно, целенаправленно и поставленные цели и задачи, в течении учебного года - реализованы, а принцип интеграции обеспечивает положительную динамику, и способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики 2019-2020 учебный год.

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики 2019-2020 учебный год.                            ...

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики 2019-2020 уч.г.

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики 2019-2020 уч.г....

Аналитический отчет педагогической деятельности 2019 -2020 гг

Аналитический отчет  педагогической деятельности 2019 -2020 гг...

Справка по результатам педагогического мониторинга 2019-2020 уч.год

Справка по результатам педагогического мониторинга 2019-2020 уч.год...

Отчет о результатах самообследования педагогической деятельности 20-21

Фактическое подведение итогов проведенной работы за весь учебный год....

Отчет старшего воспитателя о педагогической работе 2019-2020 учебного года

Отчет старшего воспитателя о педагогической работе  2019-2020 учебного года...

Самоанализ педагогической деятельности 2019 -2020 г.

Самоанализ педагогической деятельности 2019 -2020 г....