Отчет о результатах самообследования педагогической деятельности 2019-2020 уч.г.
материал
Отчет о результатах самообследования педагогической деятельности за 2019-2020 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_2019-2020.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Мира ул., д. 18/4, г. Югорск, 628260
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,
Тюменская область,
Телефон / факс (834675) 2-15-91
Отчет
о результатах самообследования педагогической деятельности
за 2019 – 2020 учебный год
учителя-логопеда Велижаниной Натальи Михайловны
г. Югорск
2020
Цель коррекционно – педагогического воздействия на 2019 – 2020 учебный год - создание
оптимальных условий, способствующих полному раскрытию речевых возможностей детей дошкольного возраста, предупреждению у них вторичных нарушений и трудностей в подготовке к школьному обучению (речевая готовность).
Задачи:
1. Провести диагностику и анализ уровня развития речевой деятельности дошкольников
(подготовительной группы компенсирующей направленности и групп ДОУ общеразвивающей направленности) .
2. Обеспечить реализацию комплексного, профилактического и коррекционного воздействия на речевое развитие детей.
3. Повышать компетентность педагогов по вопросам теории и практики логопедической работы.
4. Определить наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями (законными
представителями) детей, имеющими нарушения развития речевой функции с целью комплексной и всесторонней помощи.
Анализ деятельности по направлениям:
I. Диагностическое:
Проведено логопедическое обследование детей с речевой патологией в начале года с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, заполнены речевые карты.
Составлены индивидуальные и подгрупповые планы коррекционно – развивающей работы по результатам логопедического заключения.
Сформированы подгруппы детей для коррекции нарушения речи с учётом возраста и речевого дефекта.
Проведено логопедическое обследование детей в середине и в конце года с целью выявления динамики в коррекционно – образовательном процессе (отражение его результатов отмечалось в речевых картах, при необходимости корректировались планы индивидуальной и подгрупповой работы с детьми).
Количество детей на начало учебного года- 12
ОНР II уровня – 1 человека (8,3%)
ОНР III уровня – 5 человек (42 %)
ОНР IV уровня - 4 человека (33,3%)
ФФНР – 3 человека (25%)
Коррекционно-логопедическая работа планировалась и проводилась с соблюдением требований коррекционных программ:
Адаптированная основная образовательная программа "Детский сад комбинированного вида "Радуга" определяет содержание и организацию образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Разработана на основе "Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет" Н.В.Нищевой, в соответствии ФГОС ДО.
Логопедические заключения по итогам обследования компонентов речевой системы на конец учебного года:
ОНР III уровня – 1 человек (8,3 %)
Речевое развитие соответствует возрасту – 11 человек (92%)
Положительная динамика составляет – 11 детей (92 %)
Волнообразная динамика– 1 ребенок (8,3 %) (ребенок редко посещал детский сад)
Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Почти все дети группы показали положительную динамику развития словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова и в развитии связной речи, перейдя с одного уровня развития на другой уровень.
II. Коррекционно – развивающее:
Коррекционно – педагогическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
-Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная
гимнастика и массаж, развитие речевого дыхания, постановка оставшихся звуков и их автоматизация)
- Развитие фонематического восприятия.
-Развитие слоговой структуры слова.
-Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков по всем лексическим темам.
-Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа) .
-Продолжать развитие связной речи.
-Продолжать развитие общей и мелкой моторики
-Подготовка к овладению грамотой.
Коррекционное воздействие по всем направлениям осуществлялось в течение всего дня: в
режимных моментах, НОД (фронтального, подгруппового, индивидуального вида).
Занятия с детьми в течение всего периода обучения строились с учетом принципов:
-Единое тематическое направление (согласно календарно – тематическому плану);
- «От простого к сложному»;
-Чередование разных видов деятельности;
-Опора на сохранные звенья речевой системы.
На протяжении всего года велась работа в обычных тетрадях в клетку и в дидактических тетрадях.
Фронтальные занятия проводились каждый день, но были разделены по видам:
1. Формирование фонетической стороны речи, подготовка к овладению грамотой:
- развитие артикуляционного аппарата;
- знакомство с буквой;
- формирование фонематических операций: представлений, восприятия, анализа, синтеза;
- работа над слоговой структурой слова.
2. Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи:
- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка:
- работа над словом и предложением;
- активизация словаря;
- формирование навыков составления рассказов, пересказов, заучивания стихотворений.
Широко использовались логоритмические упражнения по преодолению неловкости общей и мелкой моторики , фонационные упражнения, интонационные тексты для развития просодических компонентов речи.
В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также
мультимедийное оборудование.
Закреплению приобретаемых речевых навыков в процессе логопедических занятий
способствовала преемственность в работе с воспитателями группы компенсирующей направленности (через беседы, тетради взаимосвязи, консультации, круглый стол, а также с родителями путём личного контакта, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми (задания по индивидуальным тетрадям).
В январе 2020 г. была проведена промежуточная логопедическая диагностика с целью выявления динамики развития речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности. На основе итогов мониторинга был определен дальнейший образовательный маршрут коррекционно- педагогического воздействия.
-Участие воспитанников в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках творческих работ разных уровней, рейтинг успешности.
Мероприятие | Уровень | Количество участников | Доля победителей и призёров от числа участников (%) |
Городской конкурс художественного чтения на родном языке ДЮЦ «Прометей» | муниципальный | >100 | 1 человек (Провоторова Надежда) |
III. Консультативное направление:
1. Работа с педагогическим коллективом.
В связи с наличием в ДОУ детей, имеющих те или иные проблемы в развитии речи, была
разработана система консультативной поддержки педагогам ДОУ. Консультативный пункт функционирует с сентября по май. За это время для педагогов ДОУ были подготовлены следующие консультации: «Специфика логопедической группы», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Артикуляционная гимнастика в стихах», «Артикуляционная гимнастика-эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи», «Су-джок терапия, как один из способов развития мелкой моторики у детей»
Кроме этого, по необходимости оказывалась консультативная помощь по вопросам речевого развития и коррекции дефектов речи в индивидуальном порядке.
Особую роль уделяю совместной (преемственной) работе логопеда с воспитателями логопедической группы. Взаимодействие с воспитателями осуществляю в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• индивидуальная работа;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
При подготовке к занятиям по развитию речи, мы совместно подбирали наглядный материал и карточки-схемы, по уровню восприятия детей.
Также, в нашей группе, согласно лексической теме, прописывалось задание для закрепления знаний в вечернее время. «Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей» (Лексический материал, на котором отрабатывается произношение (слоги, слова, чистоговорки, стихи, скороговорки, загадки, рассказы, грамматические категории речи, словарь, там же даются упражнения, развивающие мелкую моторику, и т. д.)
2.Работа с родителями.
Работа с родителями играет существенную роль в коррекционно-логопедической работе с детьми, происходит истинное единение детей и взрослых. Проявляется заинтересованность родителей, повышается их активность. На протяжении учебного года проведены следующие консультативно-практические мероприятия для родителей (темы согласно перспективному плану):
-консультации (фронтальные, индивидуальные) и беседы-26;
-практические занятия- 5;
-родительские собрания-3;
-дни открытых дверей-2;
-тематические выставки;
-индивидуальные тетради с заданиями;
-семинар-практикум-3;
-заседания ППк ДОУ.
В рабочем порядке проходили консультации для тех, чьи дети испытывают трудности в усвоении программы. Для родителей были организованы открытые индивидуальные (подгрупповые) и фронтальные занятия. Родители знакомились с приемами работы, делились опытом взаимодействия и речевого развития с детьми дома.
Если в начале года родителей приходится убеждать в том, что их помощь необходима, то теперь картина меняется: они сами идут на контакт с вопросами, с наблюдениями, с сомнениями, проявляют активность и заинтересованность.
Профилактическая работа
Проводилось индивидуальное логопедическое обследование и консультирование средних групп. При наблюдении средних групп обозначились дети группы риска. Отягощенный анамнез имеют 82% детей.
3. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
- Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР для фронтальных и индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию грамматического строя речи и фразовой речи.
- Оформлена картотека артикуляционных гимнастик по лексическим темам.
- Пополнена картотека методических рекомендаций для родителей.
В своей работе широко использую информационно-коммуникативные технологии, современные образовательные лицензионные программы на CD :
«ЛОГОМЕР» (Программно-дидактический комплекс; изд. «Мерсибо»);
«Научите меня правильно говорить» (авторы Шевченко, Аствацатуров);
«Скоро в школу. Развитие речи» (изд. «Новый диск»);
«Игровая карусель» (интерактивные игры для развивающих занятий и подготовки к школе; изд. «Мерсибо»);
«Логопедические упражнения», выпуски 1, 2 (изд. «Учитель»).
Работая с данными дисками, я вариативно и дифференцированно подхожу к подбору материала, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
Кроме этого, активно использую интернет-ресурсы для поиска интересного и полезного материала для занятий – игр, презентаций, видео и аудиоматериалов. В моей медиатеке имеется множество красочных, интересных, озвученных презентаций по различным темам – работа над звукопроизношением (материалы для автоматизации и закрепления звуков на разных этапах), над расширением и активизацией словаря, над коррекцией грамматического строя, и, конечно над обучением грамоте (чтению, звуковому анализу и синтезу). Работа с презентациями вызывает у детей живой интерес, активность, способствует развитию зрительного и слухового внимания и памяти, ненавязчиво и не утомительно протекает процесс закрепления правильного произношения звуков.
Закрепление навыков, полученных на занятии, проводится дома с родителями по рекомендациям и заданиям логопеда в тетради, а также с воспитателями во время режимных моментов.
Основной задачей на следующий учебный год считаю коррекционно-профилактическую работу в младших группах, налаживание просветительской работы с родителями, разработка четкого взаимодействия между логопедом и специалистами ДОУ для успешной работы по преодолению речевых нарушений наших воспитанников.
4. Самообразование
Продолжаю работу по самообразованию по теме ««Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
При работе придерживаемся следующих аспектов:
- В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, на НОД логопеда и воспитателей, а также в режимные моменты, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
- Продолжительность видов деятельности в режимные моменты или так называемые « пятиминутки»:
- 1 минута – развитие мелкой моторики;
- 1 минута – развитие дыхания и голоса;
- 1 минута – развитие мимики;
- 2 минуты – развитие артикуляции;
- Артикуляционная гимнастика проводится в группе в течении дня 2-3 раза, сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
- Комплекс упражнений сочетает в себе статические и динамические упражнения.
- При выполнении новых упражнений обязательно закрепляются старые.
- Перед артикуляционными упражнениями используются дыхательные, голосовые, мимические.
Комплексы артикуляционной гимнастики, для сохранения интереса и поддержания мотивации ребёнка к НОД соответствуют годовому тематическому планированию. А также используется язычок в форме варежки, которая надевается на ведущую руку взрослого и ребенка; при этом рука и язык выполняют синхронные движения. То есть рука (варежка) помогает движению языка и проведению артикуляционной гимнастики – метод биоэнергопластики.
№п/п | Содержание | Сроки | Отчет о выполнении |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 | Изучение методической литературы: Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка. Воробьёва Т.А, Крупенчук О.И. Логопедические упражнения. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. Косинова Е. Гимнастика для развития речи. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. и др. Проведение семинара – практикума для родителей: «Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения». Изготовление памятки - буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика – для чего она нужна? Правила выполнения» Оформление папки – передвижки: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях». Изготовление памятки-буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика в стихах» Разработать комплексы артикуляционной гимнастики для младших групп. Систематизировать опыт работы по теме: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи». Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме: - картинки для проведения артикуляционной гимнастики; - стихи, считалки, сказки для проведения арт. гимнастики - индивидуальные зеркала 9/12 Оформление картотеки артикуляционных упражнений по лексическим темам. Семинар для родителей: «Учимся говорить правильно. Как автоматизировать поставленные звуки дома» Презентация для родителей «Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста» Систематизирование игровых приемов для развития артикуляционной моторики, составление сборника «Истории Язычка». Отчет по теме самообразования. | в теч.года февраль февраль ноябрь декабрь декабрь в теч.года ноябрь февраль март апрель май | выполнено выполнено выполнено выполнено выполнено выполнено выполнено выполнено выполнено выполнено выполнено |
Вывод: Подводя итоги теоретико-практического исследования коррекционно-логопедической работы за 2019 – 2020 учебный год, можно убедиться в том, что организация коррекционно-логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида, проводится комплексно, системно, целенаправленно и поставленные цели и задачи, в течении учебного года - реализованы, а принцип интеграции обеспечивает положительную динамику, и способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики 2019-2020 учебный год.
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики 2019-2020 учебный год. ...
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики 2019-2020 уч.г.
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики 2019-2020 уч.г....
Аналитический отчет педагогической деятельности 2019 -2020 гг
Аналитический отчет педагогической деятельности 2019 -2020 гг...
Справка по результатам педагогического мониторинга 2019-2020 уч.год
Справка по результатам педагогического мониторинга 2019-2020 уч.год...
Отчет о результатах самообследования педагогической деятельности 20-21
Фактическое подведение итогов проведенной работы за весь учебный год....
Отчет старшего воспитателя о педагогической работе 2019-2020 учебного года
Отчет старшего воспитателя о педагогической работе 2019-2020 учебного года...
Самоанализ педагогической деятельности 2019 -2020 г.
Самоанализ педагогической деятельности 2019 -2020 г....