Конспект мастер-класс для педагогов "Медитация на песке"
методическая разработка
проведение масстер-класса с элементами арт-терапии "Медитация на песке" (рисование мандалы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meditatsiya_na_peske.docx | 232.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №19»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект
Мастер-класса
«Медитация на песке»
Выполнил
педагог-психолог:
Суханова М.Ф.
г. Энгельс 2021
Мастер класс для педагогов
Медитация на песке
«Мандала – исцеляющий круг»
Ведущий: педагог-психолог Суханова Марина Фяритовна
Цель занятия:
раскрытие внутренних сил;
интеграция внутреннего мира;
создание внутренней структуры;
укрепление безопасности внутреннего "Я";
получение ресурса и удовольствия
Итог:
гармонизация чувств, ощущение подъема, успеха.
фотографии мандал.
План:
1.Теоретическая часть. Что такое мандала, кто ее придумал, в чем ее сила, как она работает. Виды мандал. Работа с детьми
2. Практическая часть. Выбор мандалы (уже заполненного круга, который необходимо раскрасить). Релаксирующая музыка.
3. Рефлексия. Обсуждение чувств, ощущений.
Оборудование:
Компьютер, песочницы (5 юнгианских + 1 световая), манка, рис окрашенный, песок цветной, тарелки одноразовые, круги разноцветные, клей ПВА, кисточки, влажные и сухие салфетки
Ход занятия:
Мотивационная часть
Добрый день, уважаемые участники!
Любая работа с психологом имеет свои правила. И вначале мы остановимся на том, как будет проходить наша встреча. Каждый из вас будет работать сам с собой, исследовать своё внутреннее состояние. Чтобы вам ничто не помешало встретиться с собой, прошу вас отключить звук телефонов и убрать все посторонние предметы. Занятие наше достаточно безопасно, у вас не будет необходимости рассказывать что-то о себе без вашего желания.
Рекомендовано:
всем без исключения (противопоказаний нет);
тем, кто готов узнать, что такое его истинный внутренний мир;
тем, кто готов почувствовать на себе исцеляющую силу работы Мандалы;
тем, кто готов освободиться от стереотипов повседневности.
Особенности работы:
арт-терапевтический подход;
недирективная техника, действенная методика (рисование образов в круге несет позитивное воздействие, даже если последующего анализа не предполагается).
исцеление происходит плавно и очень экологично;
работа всегда идёт через метафору;
меняется метафора — меняется физическое состояние — меняется вся жизнь;
Вы получаете мощный ресурс для жизни и развития;
работа с Мандалой органично встраивается в любую психотерапию;
гармонизируется и уравновешивает межполушарное взаимодействие головного мозга.
1Теоретическая часть. (презентация)
Среди множества методик арт-терапии почетное место занимают мандылы.
Мандала в переводе с санскрита «круг». Рисунок ее симметричен, обычно он представляет собой круг с выраженным центром.
Метод работы с мандалой заимствован современной психологией из древних религиозных и мистических традиций.
Одним из первых европейских учёных, кто очень внимательно изучал мандалы и познакомил с идеей западных исследователей-психоаналитиков был Карл Густав Юнг.
Целью использования песочных мандал в работе с дошкольниками является:
развитие способности к сосредоточению;
сенсорная стимуляция;
развитие образной памяти;
накопление кинестетического опыта;
эмоциональная гармонизация и релаксация.
В итоге становление творческой личности.
Основные правила работы
с ребенком при использовании песочной мандалы:
- На одном занятии можно работать только с одной мандалой.
- Допускается использование музыкального сопровождения (например, «Мандала» Китаро).
- Материалы для работы ребенок выбирает самостоятельно.
- Процесс создания мандалы ограничен по времени: для детей — по степени пресыщения работой.
- Затем проводится беседа с ребенком о процессе работы и результате: взрослый спрашивает о чувствах и переживаниях ребенка по поводу работы над мандалой и его отношения к результату;
- Ребенок должен дать название своей мандале;
- Если ребенку его работа не нравится, необходимо помочь ему осознать, что в данный момент его творческое самовыражение важнее, чем эстетика работы.
Этапы работы с песочной мандалой:
Подготовка.
Настройка.
Создание мандалы.
Описание мандалы.
Завершение работы.
Подготовка
Взрослый подготавливает необходимые материалы для работы: поднос с песком; различные формочки, лопаточки, трафареты из плотного плоского материала с уже готовыми формами мандал; различные предметы, оставляющие интересные следы на песке; кувшин с водой; предметы для украшения)
Настройка
Для создания настоящей мандалы необходимо настроиться. В этом нам помогут различные методы релаксации, длительной или краткосрочной.
Голос должен быть мягким, тихим и спокойным.
«Cжечь чувства и выбросить мысли, повернуть глаза и уши внутрь себя, чтобы даже пролетающий мимо дракон не заставил вас оглянуться, а падающая скала не отвлекла от упражнений»
Создание мандалы
Педагог предлагает построить на подносе или в песочнице песочный круг. Если дети маленькие, это делает сам педагог. Как вариант: круг в песочнице можно выложить при помощи нити (цвет контура круга выбирают сам ребенок. Затем педагог предлагает ребенку украсить «волшебный круг» различными предметами.
Описание мандалы.
По окончании работы педагог просит детей дать название своим волшебным кругам, рассказать о своих работах, поделиться чувствами.
Завершение работы
Создайте уютную, доброжелательную атмосферу.
Спросите, какое у ребенка было настроение в процессе создания мандалы? Менялись ли ощущения по ходу выполнения работы? Какое чувство мандала вызывает сейчас? Что бы ребенок хотел еще сказать.
Работа с песком не исключает и групповые
формы работы.
Большое удовольствие доставляет детям работа с окрашенным песком.
Условия организации работы с детьми в песочнице:
• Желание ребенка
• Чистый песок
• Отсутствие аллергии на
песочную пыль
• Отсутствие кожных
заболеваний и порезов на руках
• Вода для увлажнения песка должна быть теплой
• Рядом с песком должна быть емкость с водой или влажные салфетки
• Творческий подход взрослого к проведению занятий в песочнице.
Таким образом, процесс
создания песочной мандалы-
увлекательная игра для
ребёнка, которая способствует не только приобретению уверенности в себе, развитию творческих способностей, но и обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению желания снова и снова поиграть с
« магическим кругом ».
2.Практическая часть.
В этом приключении есть свои тонкости, важно во время работы соблюдать некоторые рекомендации:
во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить;
дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета;
не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий вашу внутреннюю жизнь. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите.
Включается релаксационная музыка .
Часто мы мечтам о том, что наша жизнь скоро изменится. Улучшатся финансовое положение, здоровье, отношения с близкими. Мы стараемся что-то делать, прилагаем усилия, а наши мечты так и остаются мечтами. Но есть очень простое и доступное средство помочь осуществлению мечты. Надо нарисовать ее! И проще всего использовать для этого образ мандалы.
Законы Вселенной таковы, что она очень точно реагирует на наши мысли, слова и образы. В итоге, мы получаем то, о чем чаще всего думаем, говорим и представляем. Так мы притягиваем в свою жизнь определенные энергии, которые сами же и излучаем. Любое желание, детально сформулированное и выраженное в рисунке, имеет в сотни раз больше шансов стать действительностью. Вся Вселенная помогает его осуществить.
При рисовании мандалы важно сконцентрироваться, отпустить все посторонние мысли, уединиться, а затем рисовать от внешней границы круга внутрь. Таким образом, мы постепенно движемся внутрь себя.
Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие. Сядьте удобнее и закройте глаза. Представьте себе, что Вы - в необычном (волшебном) месте. Оно будет таким, каким Вы захотите его сделать, потому что оно - только ваше: вы здесь самые главные. Сделайте глубокий вдох выдох, вдох выдох, посидите еще немного так расслабленно. Постарайтесь запомнить с закрытыми глазами, какие образы, какие цвета или картины у вас возникают. Запомните, что Вы видите перед собой. А когда вы будете готовы, предлагаю воспроизвести всё это на песке.
Предлагаю вам совершить это увлекательное путешествие-приключение в глубь себя, взяв в руки тот цвет для рисования, которым вам хочется рисовать сейчас.
Сфокусируйте внимание на нарисованной вами форме и подумайте, какое следующее действие она вам подсказывает. Важно получить от этой работы удовольствие.
Внешние границы круга не должны являться для вас непреодолимым препятствием. Если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать — это ваш круг.
Когда вы закончите рисовать, подпишите рисунок и поставьте дату, а также укажите, где находится верхняя часть изображения.
3. Рефлексия.
А для того чтобы нам вернуться из путешествия я вам предлагаю встать, в кругу под тихую музыку (еще лучше, если будет затемнение) психолог зажигает маленькую свечу и передает на ладошках участнику (делится теплом), тот - с другим и тд...при этом можно сказать - спасибо, был рад...и т.д.
Какими ощущениями вы бы могли поделиться сейчас. Как чувствовали себя во время работы? Что чувствуете сейчас? Ассоциируйте свои ощущения с цветом.
Фотографии мандал участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер класса с родителями "Рисуем песком"
Совершенствовать технику рисования песком,развивать навыки сотрудничества,логическое мышление,внимание; развивать мелкую моторику,синхронизировать движения обеих рук;формировать самостоятельность,акти...
Мастер-класс по изготовлению мешочков с песком (для метания)
Использование данного материала поможет изготовить меочки с песком своими руками....
Мастер-класс для педагогов-психологов "Рисование песком"
1.Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования.2.Преодолеть негативные эмоциональные состояния дошкольников.3.Развивать речь и мелкую моторику рук детей....
Мастер – класс с педагогами: «Чудеса из песка»
Цель – достижение участниками эффекта визуализации посредством спонтанного творческого выражения.Задачи: 1.Создать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации.2.Способствоват...
Мастер – класс для родителей «Играя с песком, развиваемся и познаём»
повышение психолого – педагогической компетентности родителей в развитии эмоционально – коммуникативной сферы детей посредством песочной терапии....
Схема конспекта мастер-класса: «Игры с песком»
Схема конспекта мастер-класса: «Игры с песком»...
Мастер-класс для педагогов "Метод рисования песком и на песке"
Один из популярных методов работы с песком в последние годы – это рисование песком и на песке на специальных столах с подсветкой - метод «Sand Art». Песок здесь используется ка...