Мастер-класс для педагогов "Метод рисования песком и на песке"
учебно-методический материал по психологии
Один из популярных методов работы с песком в последние годы – это рисование песком и на песке на специальных столах с подсветкой - метод «Sand Art». Песок здесь используется как краска, только работает по принципу "Света и тени".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_peskom.pdf | 656.55 КБ |
risovanie_peskom.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогических работников
«Метод Sand-Art, рисование песком и на песке»
Песок уникальный природный материал, он приятен на ощупь, сыпуч и податлив. С самого раннего возраста дети стремятся к игре с песком. Игра с песком снимает напряжение, расслабляет, дарит уникальные сенсорные ощущения, активизирует воображение и мышление, способствует увлеченности и сосредоточению.
Один из популярных методов работы с песком в последние годы – это рисование песком и на песке на специальных столах с подсветкой - метод «Sand Art». Песок здесь используется как краска, только работает по принципу "Света и тени".
Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Ее работы распространились по всему миру. С виду простые движения превращались благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю. Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком.
Как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться сравнительно недавно. В 2007 Марина Соснина - художник, педагог студии «SandARTist», - проводила с детьми развивающие занятия, применяя рисование песком. Сначала - на подносах и тарелочках, а потом - на специальных столах со световой подсветкой, которые конструировала вместе со своим мужем, Александром Сосниным. И в течение двух лет успешно развивала данное направление на практике. Её знания и умения в области педагогики, психологии и искусства соединились в авторской методике, по которой она вела занятия живописью и рисованием песком. Анализируя результаты своей работы, Марина обратила внимание, что занятия песочным рисованием не только развивают детей, но и помогают им избавляться от психологических проблем. Дети, которых можно назвать стеснительными и тревожными становились более смелыми и активными, а дети, которые были слишком активными, неусидчивыми, шумными и не могли пяти минут усидеть на месте, с удовольствием занимались по 30 минут и потом родители отмечали, что и, в целом, дома они стали более спокойными. О своих наблюдениях Марина рассказала специалисту Ольге Никитиной, имеющей психологическое образование и опыт работы, предложив создать совместную программу, которая впоследствии была названа «Метод Sand-Art. Психотерапевтические ресурсы рисования песком» и уже в 2011 году были совместно разработаны основные технологии обучения песочному рисованию «Sand-Art» для детей и взрослых, которые помогают снимать психоэмоциональное напряжение, развивать художественные способности, формировать навыки саморегуляции.
Хотя искусство рисования песком очень молодое, однако художественное, медитативное, целительное и религиозное общение человека с песком уходит корнями в древность. Так тибетские монахи создают уникальные мандалы из мраморной крошки. Индейцы Навахо для создания мандал используют красный песок, желтую охру, муку, измельченные гипс и уголь, пыльцу, растертые лепестки цветов и кору. При этом создание мандал из природных материалов имеет целительное значение.
Метод рисования песком имеет преимущества перед другими формами арт-терапии:
- Процесс рисования прост и приятен, не требуется специальных умений и навыков, доступен практически каждому ребенку.
- Уникальное изобразительное средство. Песок, как материал в работе очень приятен, дает ощущение физического комфорта при взаимодействии с ним на световых столах, от которых идет теплый мягкий свет, создающий дополнительное приятное ощущение.
- Рисование песком дает возможность трансформации, рисунок можно мгновенно изменить без потери его красоты и не прибегая к полному изменению. Поэтому в процессе рисования происходит смещение ценности с результата на сам процесс, а именно такая направленность является залогом развития;
- Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. Задействуется несколько каналов восприятия: зрительный, кинестетический и слуховой, если рисование происходит под музыку, это способствует погружению в работу и сосредоточению;
- Песочное рисование – это еще и искусство. Игра света и тени завораживает и привлекает к себе внимание, как детей, так и взрослых. Ребята особенно охотно погружаются в мир волшебства и превращений. Под пальчиками рождаются герои удивительных историй и сказок.
- С помощью данного метода возможно решение многих психологических, развивающих, образовательных задач.
- Содержание занятий может быть ориентировано на индивидуальные возможности каждого ребенка, помогать решать актуальные задачи его развития.
Здесь необходимо отметить, что некоторые дети, имеют особенности сенсорного развития, тактильное восприятие песка для них не кажется приятным. Для вовлечения таких ребят в занятия нужен подготовительный период, в котором стол с песком будет находиться в доступе ребенка на определенных занятиях (например, индивидуальных). Ребенок сможет постепенно знакомиться с материалом, сначала едва дотрагиваясь, используя вспомогательные материалы, затем делая небольшие движения по поверхности песка, привыкая постепенно, до полного погружения рук в песок.
Противопоказаниями к занятиям песочным рисованием является аллергия на пыль, легочные заболевания, а также кожные заболевания, порезы на руках.
Рисование песком, как средство коррекции психологического состояния, позволяет
- преодолеть чувство страха, тревожность, замкнутость;
- вселяет уверенность в своих силах, улучшает самооценку;
- помогает налаживать взаимодействие с другими людьми;
- помогает формировать устойчивость эмоционально-волевой сферы, снижать проявления агрессивности, непослушания, повышенной активности.
На сегодняшний день, специалисты уже доказали на практике эффективность метода для работы по разрешению семейных конфликтов, гармонизации детско-родительских отношений, стабилизации эмоционального состояния.
Метод «Sand-Art» позволяет решать развивающие и образовательные задачи:
- способствует развитию мелкой моторики, тонких движений руки, сенсорных ощущений, зрительно-моторной координации;
- способствует развитию усидчивости, целенаправленности деятельности, умения ориентироваться на образец;
- рисование двумя руками одновременно позволяет активизировать и укреплять межполушарные связи (взаимодействие полушарий обеспечивает психике устойчивость, упорядоченность, предопределяет общее развитие и обучаемость, повышает эмоциональную стабильность, качество восприятия и обработки информации, улучшает внимание и память);
- занятия могут быть направлены на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- в занятии можно отразить любую лексическую тему, расширять кругозор и общую осведомленность.
Материалы и оборудование необходимые для песочного рисования:
- Песочный стол или планшет с подсветкой. Многие педагоги желающие освоить рисование песком, не имея оборудования, используют в качестве планшета поднос. Это позволяет при небольших затратах использовать данный метод в групповой и подгрупповой работе. Необходимо отметить, что песочные аниматоры обязательно используют антистатик, перед созданием песочной картины поверхность стола протирается и обрабатывается антистатиком. По собственному опыту – это действительно облегчает работу, улучшает качество картинки, песок не магнитится к столу и рукам, песчинки рассыпаются ровно, поверхность стола легче отчистить. Но при работе с детьми нужно стараться проводить обработку реже, и обязательно заранее (не менее чем за час до занятия), можно использовать антистатики на водной основе.
- Песок лучше использовать кварцевый, мелкой фракции, он приятный на ощупь, позволяет прорисовать мелкие детали (глазки, пуговки). Можно использовать крупный и цветной песок, он способствует активизации. Как правило, теплый песок стимулирует тактильное восприятие ребенка, делает его более раскованным. Он отлично подойдет для замкнутых детей. Холодный песок эффективно стимулирует сосредоточенную работу, он будет полезен легковозбудимым детям. Для детей младше 3 лет лучше использовать манную или кукурузную крупу.
- Вспомогательные материалы и игрушки. В зависимости от задач занятия и возраста участников могут использоваться: трафареты, кисти, ситечко, палочки, массажные мячики, небольшие игрушки, природные материалы (камушки, ракушки, фасоль) и прочее.
- Музыка в качестве фона (необязательна). Может быть музыка для релаксации, звуки природы, детские композиции, в зависимости от задач занятия.
Авторы метода «Sand-Art» предлагают нам следующую структуру занятий по песочному рисованию:
- Приветствие. Введение или повторение правил работы с песком. Настрой на работу. Сообщение темы занятия.
- Упражнения на контакт с песком, моторные упражнения.
- Рисование песком и на песке.
- Завершение занятия
На первом этапе занятия, после приветствия, необходимо повторять правила игры в песочнице:
- Нельзя выбрасывать песок из песочницы,
- Нельзя брать песок в рот и бросать его в других,
- Нельзя дуть на песок,
- Во время игры нельзя дотрагиваться до лица руками,
- После игры нужно обязательно помыть руки с мылом.
На втором этапе проводятся упражнения на контакт с песком и моторные упражнения. Многие упражнения пальчиковой гимнастики с небольшими изменениями переносятся в песочницу.
На третьем этапе проводится знакомство с элементарными техниками рисования на песочном столе и решение поставленных задач (обучающих, диагностических, коррекционно-развивающих).
Техники рисования на песочном столе условно можно разделить на:
- Техники «Насыпания»: из кулака или щепотью;
- Техники «Отсечения», когда на засыпанном столе пальцами, ребром ладони, ребром кулака мы отсекаем песок;
- Техники «Отпечатывания», когда оставляем на засыпанном столе отпечатки пальчиков, ладоней, различных вспомогательных предметов. Например, массажный мячик для рук оставляет следы, хорошо имитирующие падающий снег, широкой кистью легко имитировать волны на поверхности воды.
- Техники, используемые для засыпания песочного стола:
- «просеивание» - руки тыльной стороной к столу, песок из ладоней сквозь пальцы сыпется на стол, движения рук вдоль стола вправо-влево;
- «тучки и дождик» - песок в кулачках (тучка), песок «просеиваем» по поверхности песочницы (пошел дождик);
- «щепотка» - набираем песок в щепотку и «солим» поверхность песочницы.
- «Точечное» рисование:
- кончиком указательного пальца;
- ноготком - получаются тонкие элементы;
- «дождик» - дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
- Рисование линиями:
- «ливень» - поочередно кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем сверху вниз линии прямые или наклонные;
- «трава» - пальцы одной руки зажаты в щепотку, затем «щепотка раскрывается» снизу вверх, затем другой рукой, а затем одновременно двумя руками;
- «забор» - поочередно кончиком пальца одной руки, потом второй руки, затем двумя пальцами одновременно рисуем сверху вниз или снизу вверх прямые линии;
- «волна» - поочередно кончиками пальцев одной руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем волнистые линии (при быстром темпе - активизация, при медленном - успокоение, расслабление);
- «причесывание» - пальцы превращаются в «гребешок» и, как бы, «причесывают» поверхность песка в различных направлениях, меняется темп, нажим;
- «зебра» - ребром любого пальчика делаем четкие, ритмичные отпечатки на поверхности песка.
Теперь хотелось бы привести примеры упражнений, заданий, которые направлены на решение определенных развивающих или образовательных задач.
Для развития зрительного восприятия:
- узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета;
- соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке.
Для развития пространственной ориентации:
- расположить фигурки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу стола;
- нарисуй заданное изображение в указанном месте (домик в правом верхнем углу, рыбку в левом нижнем углу и т.д. между, справа, ниже);
Для развития внимания:
- нарисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой — квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками).
Для развития различных видов памяти:
- на световом столе разложены несколько предметов или картинок, затем один из них закапывается в песок в том месте, где он находился, в то время как ребенок отворачивается. Задача ребенка — вспомнить, какой предмет исчез и в каком месте он находился, а затем извлечь его из песка.
Для развития мыслительных процессов:
- на световом столе педагог рисует рубашку с оторванной пуговицей и рядом много пуговиц разных размеров. Ребенок должен понять по пуговицам на одежде, какая подходящая, и пальцем соединить ее с рубашкой;
- педагог рисует несколько простых изображений в определенной последовательности, ребенку нужно нарисовать, что будет следующим или найти недостающее;
- рисуем на столе 3 или 4 предмета, объединенных по одному признаку, и один предмет, отличный от остальных. Ребенок должен сказать, какой предмет отличается и почему;
- рисуем геометрическую фигуру, ребенок должен придумать во что можно её превратить, педагог помогает изобразить (например квадрат превращается на песочном столе в телевизор, стол, дом и т.д.)
В заключении хотелось бы отметить, что данная методика часто применяется нами, в том числе при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с ребятами, испытывающими сложности с эмоционально-волевой регуляцией, низким познавательным интересом, сниженной активностью. Заходя в кабинет специалиста и видя открытый песочный стол дети не могут пройти мимо, песок и теплая подсветка их притягивают, они стараются хотя бы кончиком пальчика дотронуться до песка и оставить какой-нибудь след.
Для педагога рисование песком - это доступное и действенное терапевтическое средство для преодоления эмоциональной нестабильности ребенка, способ понять чувства ребенка и широкий простор для развития его познавательных и творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов-психологов "Рисование песком"
1.Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования.2.Преодолеть негативные эмоциональные состояния дошкольников.3.Развивать речь и мелкую моторику рук детей....
Мастер-класс для родителей . «Игры и упражнения с кинетическим песком»
Кинетический песок помогает развитию моторики. Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения....
Мастер-класс "Пескотерапия в ДОУ. Игры и опыты с песком"
В данном мастер-классе представлен опыт работы в пескотерапии для дошкольников 3-4 лет....
Мастер-класс для педагогов по рисованию на песке "Подводный мир"
В практической деятельности показываются приемы рисования на пеке, которые могут быть использованы для работы с детьми....
Мастер-класс для педагогов «Песочное рисование или волшебные игры с песком»
Мастер- класс направлен на знакомство педагогов с методами и приемами для песочного рисования, а также педагогам предложены игры с песком....
Мастер-класс для родителей «Техника рисования песком»
Здравствуйте уважаемые родители!Сегодня мы с вами познакомимся с одним из нетрадиционных способов рисования – рисования песком. С чего началось мое увлечение рисованием песком?Я увидела в интерн...
Мастер-класс для педагогов «Песочное рисование или игры с песком»
Мастер-класс для педагогов «Песочное рисование или игры с песком» Цель: Способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.Задачи: Познако...