Речевая культура как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников
учебно-методический материал по логопедии на тему

Абраменко Елена Николаевна

В статье рассматриваются вопросы обучения дошкольников коммуникативным умениям

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Абраменко Елена Николаевна,

учитель-логопед

МБДОУ д/с №63

        Персидский поэт, писатель и мыслитель Саади писал:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока ты

слова не сказал

        Культура речи - распространенное в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также "умение использовать выразительные средства в разных условиях общения"..

        Обладать культурой речи - значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

        Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Когда человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, его речь имеет черты разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями (научной, публицистической, поэтической, деловой речью).

        В культуру речи, помимо нормативной стилистики, включается регулирование «тех речевых явлений и сфер, которые ещё не входят в канон литературной речи и систему литературных норм» — то есть всего повседневного письменного и устного общения, включая такие формы, как просторечие, различного рода жаргоны и т. п.

         В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, которые направлены на развитие общения и культуры воспитанников.

        Важнейшим средством общения людей является наша речь. Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей.

         Уже поэтому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, как ест, как держит руки - судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах.         Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью манер определяет такое важное качество ребенка, как коммуникативность. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

         В программе "Детство" выделены основные задачи развития речи:

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • обогащение и активизация словарного запаса;
  • формирование грамматического строя речи;
  • обучение связным высказываниям

Задачи  формирования у воспитанников навыков речевого общения:

II младшая группа –  учить употреблять речевые формы вежливого общения

Средняя группа учить говорить по очереди, не перебивая говорящего; знать формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам, уметь обратиться с просьбой, жалобой, выразить благодарность, обиду

Старший возраст – учить использовать принятые нормы вежливого речевого общения; знать способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми

Требования к речи педагога

(Е.И.Тихеева):

  1. По форме и тону речь педагога должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
  2. Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.
  3. Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.
  4. Речь педагога должна быть абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, учитывать ошибки и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
  5. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи.
  6. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.
  7. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

Условия, способствующие воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста:

  • обеспечение детей знаниями в области коммуникативной компетенции, соблюдение педагогом требований речевого этикета;
  • обеспечение постоянного диалогического взаимодействия в повседневной жизни на разных уровнях(педагог-ребенок, ребенок-сверстник, ребенок-старший по возрасту);
  • целенаправленное использование специальных игр, упражнений, бесед для развития вербальных навыков;
  • обеспечение содержательной жизни ребенка в ДОУ, которая будет находить отражение  в его общении;
  • единство подходов детского сада и семьи к воспитанию культуры речевого общения, педагогическая пропаганда знаний по культуре общения среди родителей

Формы и методы организации работы с воспитанниками по развитию коммуникативных навыков:

  • беседы;
  • дидактические игры;
  • сюжетные игры;
  • театрализованные игры;
  • игры с правилами;
  • подвижные игры
  • коммуникативные тренинги;
  • чтение художественной литературы

Таким образом:

  • Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования;
  • Умение «говорить» и не просто «говорить», а «общаться грамотно и приятно», необходимо для каждого человека. От культуры общения зависит культура всего общества

Список литературы:

  1. Смирнова Е.О., Витюк М.Т. О формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание – 1994,№3
  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М.,1972
  3. Формановская Н.И.Вы сказали: «Здравствуйте!»-М.,1989
  4. Шипицына Л.М., Защиринская У.В., Воронова А.Н.,Нилова Т.А.Азбука общения- СПб: 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...

Речевое творчество как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников

Развитие коммуникативных навыков посредством речевого творчества...

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков младших дошкольников.

Сюжетная и несюжетная подвижная игра младших дошкольников.Особенности приемов ее проведения,оптимальные механизмы организации и руководства педагогического воздействия на их развитие....

«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Понятие «кейс-технология» определяется специалистами как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, ...