Речевая культура как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников
учебно-методический материал по логопедии на тему
В статье рассматриваются вопросы обучения дошкольников коммуникативным умениям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_kultura_kak_sredstvo_formirovaniya_kommunikativnykh_navykov_u_doshkolnikov.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Абраменко Елена Николаевна,
учитель-логопед
МБДОУ д/с №63
Персидский поэт, писатель и мыслитель Саади писал:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока ты
слова не сказал
Культура речи - распространенное в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также "умение использовать выразительные средства в разных условиях общения"..
Обладать культурой речи - значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.
Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Когда человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, его речь имеет черты разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями (научной, публицистической, поэтической, деловой речью).
В культуру речи, помимо нормативной стилистики, включается регулирование «тех речевых явлений и сфер, которые ещё не входят в канон литературной речи и систему литературных норм» — то есть всего повседневного письменного и устного общения, включая такие формы, как просторечие, различного рода жаргоны и т. п.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, которые направлены на развитие общения и культуры воспитанников.
Важнейшим средством общения людей является наша речь. Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей.
Уже поэтому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, как ест, как держит руки - судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью манер определяет такое важное качество ребенка, как коммуникативность. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
В программе "Детство" выделены основные задачи развития речи:
- воспитание звуковой культуры речи;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- обучение связным высказываниям
Задачи формирования у воспитанников навыков речевого общения:
II младшая группа – учить употреблять речевые формы вежливого общения
Средняя группа – учить говорить по очереди, не перебивая говорящего; знать формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам, уметь обратиться с просьбой, жалобой, выразить благодарность, обиду
Старший возраст – учить использовать принятые нормы вежливого речевого общения; знать способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми
Требования к речи педагога
(Е.И.Тихеева):
- По форме и тону речь педагога должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
- Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.
- Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.
- Речь педагога должна быть абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, учитывать ошибки и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
- Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи.
- Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.
- Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
Условия, способствующие воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста:
- обеспечение детей знаниями в области коммуникативной компетенции, соблюдение педагогом требований речевого этикета;
- обеспечение постоянного диалогического взаимодействия в повседневной жизни на разных уровнях(педагог-ребенок, ребенок-сверстник, ребенок-старший по возрасту);
- целенаправленное использование специальных игр, упражнений, бесед для развития вербальных навыков;
- обеспечение содержательной жизни ребенка в ДОУ, которая будет находить отражение в его общении;
- единство подходов детского сада и семьи к воспитанию культуры речевого общения, педагогическая пропаганда знаний по культуре общения среди родителей
Формы и методы организации работы с воспитанниками по развитию коммуникативных навыков:
- беседы;
- дидактические игры;
- сюжетные игры;
- театрализованные игры;
- игры с правилами;
- подвижные игры
- коммуникативные тренинги;
- чтение художественной литературы
Таким образом:
- Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования;
- Умение «говорить» и не просто «говорить», а «общаться грамотно и приятно», необходимо для каждого человека. От культуры общения зависит культура всего общества
Список литературы:
- Смирнова Е.О., Витюк М.Т. О формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание – 1994,№3
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М.,1972
- Формановская Н.И.Вы сказали: «Здравствуйте!»-М.,1989
- Шипицына Л.М., Защиринская У.В., Воронова А.Н.,Нилова Т.А.Азбука общения- СПб: 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.
Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...
Речевое творчество как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников
Развитие коммуникативных навыков посредством речевого творчества...
Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков младших дошкольников.
Сюжетная и несюжетная подвижная игра младших дошкольников.Особенности приемов ее проведения,оптимальные механизмы организации и руководства педагогического воздействия на их развитие....
«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Понятие «кейс-технология» определяется специалистами как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, ...
«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Выступление на педагогическом совете...