«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС»
презентация
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Педагогическая деятельность часто связана с разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Это могут быть конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ; трудности во взаимодействии с родителями ребенка; непонимание, непослушание, игнорирование воспитателя со стороны детей. Их неблагоприятное воздействие может вызывать у педагогов сильные стрессы, что может привести к возникновению неврозов.
Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, подавленное настроение, бессонница; процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. П едагогическая деятельность часто связана с раз ного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоро вье педагогов. Это могут быть конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ; трудности во взаимодействии с родителями ре бенка; непонимание, непослушание, игнорирование воспитателя со стороны детей. Их неблагоприятное воздействие может вызывать у педагогов сильные стрессы, что может привести к возникновению неврозов. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, подавленное настроение, бессонница; процветает самоцензура , ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.
Любой из нас может улучшить свое физическое и эмоциональное состояние, т.е. снять хроническую усталость и эмоциональную опустошённость, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии. Каждый чело век может в довольно короткий срок самостоятельно овладеть искусством саморегулирования, управления про цессами, происходящими в организме . Способы саморегуляции : 1. Для этого нужно научиться подавлять заглушать в себе отрицательные эмоции, вызванные неприятными физичес кими ощущениями, найти в себе силы для того, чтобы «переделать» свое мышление попытаться внушить себе другое состояние и ярко представить себя здоровым человеком, спокойным уверенным, твердым, способным пре возмочь любой недуг. 2. Хороший эффект дают всяко го рода переключения: смена вида труда, объекта общения, формы досуга. Людям склонным к фиксации на болезненных переживаниях, показаны периодичес кие эмоциональные взрывы, потрясение от увиденного произведения искус ства, прочитанной книги и т. д. Но и са мому человеку надо уметь справляться со своим состоянием. Ни в коем случае нельзя уходить в болезнь, отравляя жизнь и себе, и окружающим.
3. Одним из важных средств восстановления тр удоспособности человека явля ется физическая культура. Недостаток физической активности в профессио нальной деятельности работников дет ских садов неблагоприятно действует на состояние их здоровья. При уменьше нии двигательной активности снижает ся общая работоспособность, сопротивляемость организма к раз личным инфекционным заболеваниям и факторам внешней среды. 4. Из водных процедур используют на ружное применение воды, при которых она оказывает равномерное раздражаю щее действие на всю поверхность тела (души, бассейн). 5. Единодушны практические врачи в оценке профилактической и лечебной эффективности при длительной напряженной деятельности самых различных витаминов, в частности витамина С. Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами. В домашних условиях можно приготовить различные соки и витаминизированные настои.
6. Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните : хорошо работает лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать. Иссле дования показывают, что луч шим отдыхом для нервной сис темы человека является сон, в том числе и сои кратковремен ный (от 5 до 30 мин). 7. Успокаивающая (восстанавливающая) музыка используется как в процес се деятельности (в паузах), так и по ее окончании. Она способствует уменьше нию психоэмоциональной напряженности, переключает внимание. Одновре менно целесообразно использовать различные дыхательные и расслабляющие упражнения.
Способы избавления от отри цательных эмоций: – смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках; – набрать в стакан воды и мед ленно, сосредоточенно ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях; – провести дыхательное упраж нение: 3—4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться); – посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны; – слегка помассировать кончик мизинца; – делая вдох, спокойно, не то ропясь, сжать с усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; за тем, ослабляя сжатие, сде лать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение с закрытыми глазами – это удвоит эф фект; – применить формулы само убеждения («сегодня я не об ращаю внимания на пустя ки», «я совершенно спокой на», «я раскованна », «мое тело легкое», «я уверена в себе!»), самовнушения («я хочу...», «я могу...», «я буду...»); -контрастный душ (заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ для снятия психического напряжения); -созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плыву щие по небу облака)
Психологическую безопасность человек ощущает когда в коллективе создан эмоциональный комфорт. С переживанием психологического комфорта или дискомфорта соотносится уровень психологического здоровья. Уровень психологического здоровья определяет меру творческой активности личности, отношение к труду, пассивность или активность воспитателя в педагогической деятельности. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, его системе отношений (к себе, к окружающему миру, к работе, коллегам и т.п.) Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС
Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....
Статья по теме: Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС
«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС» Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогическо...
Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС
Успех педагогов в профессионально й деятельности предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам, но и к уровню их психологическог о здоровья. Здоровый и эмоционально б...
Консультация для педагогов ДОУ «Введение новой формы планирования психолого-педагогической работы с воспитанниками, в соответствии с ФГОС»
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы планирования психолого- педагогической...
"Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО"
Выступление на РМО...
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...
Психолого-педагогического сопровождение воспитанников в ДОУ в рамках работы психолого-педагогического консилиума.
Психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников, объединяющихся для оказания диагностической, консультати...