«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС»
презентация

Соловьёва Наталия Васильевна

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

   Педагогическая деятельность часто связана с раз­ного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоро­вье педагогов. Это могут быть конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ; трудности во взаимодействии с родителями ре­бенка; непонимание, непослушание, игнорирование воспитателя со стороны детей. Их неблагоприятное воздействие может вызывать у педагогов сильные стрессы, что может привести к возникновению неврозов.

Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как  «синдром эмоционального выгорания». Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, подавленное настроение, бессонница; процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС» Соловьёва Н.В. педагог- психолог ГБДОУ №98

Слайд 2

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. П едагогическая деятельность часто связана с раз­ ного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоро­ вье педагогов. Это могут быть конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ; трудности во взаимодействии с родителями ре­ бенка; непонимание, непослушание, игнорирование воспитателя со стороны детей. Их неблагоприятное воздействие может вызывать у педагогов сильные стрессы, что может привести к возникновению неврозов. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, подавленное настроение, бессонница; процветает самоцензура , ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.

Слайд 3

Любой из нас может улучшить свое физическое и эмоциональное состояние, т.е. снять хроническую усталость и эмоциональную опустошённость, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии. Каждый чело­ век может в довольно короткий срок самостоятельно овладеть искусством саморегулирования, управления про­ цессами, происходящими в организме . Способы саморегуляции : 1. Для этого нужно научиться подавлять заглушать в себе отрицательные эмо­ции, вызванные неприятными физичес­ кими ощущениями, найти в себе силы для того, чтобы «переделать» свое мышление попытаться внушить себе другое состояние и ярко представить себя здоровым человеком, спокойным уверенным, твердым, способным пре­ возмочь любой недуг. 2. Хороший эффект дают всяко го рода переключения: смена вида труда, объ­екта общения, формы досуга. Людям склонным к фиксации на болезненных переживаниях, показаны периодичес­ кие эмоциональные взрывы, потрясе­ние от увиденного произведения искус­ ства, прочитанной книги и т. д. Но и са­ мому человеку надо уметь справляться со своим состоянием. Ни в коем случае нельзя уходить в болезнь, отравляя жизнь и себе, и окружающим.

Слайд 4

3. Одним из важных средств восстановления тр удоспособности человека явля­ ется физическая культура. Недостаток физической активности в профессио­ нальной деятельности работников дет­ ских садов неблагоприятно действует на состояние их здоровья. При уменьше­ нии двигательной активности снижает­ ся общая работоспособность, сопротивляемость организма к раз­ личным инфекционным заболеваниям и факторам внешней среды. 4. Из водных процедур используют на­ ружное применение воды, при которых она оказывает равномерное раздражаю­ щее действие на всю поверхность тела (души, бассейн). 5. Единодушны практические врачи в оценке профилактической и лечебной эффективности при длительной напряженной деятельности самых различных витаминов, в частности витамина С. Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами. В домашних условиях можно приготовить различные соки и витаминизированные настои.

Слайд 5

6. Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните : хорошо работает лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать. Иссле­ дования показывают, что луч шим отдыхом для нервной сис­ темы человека является сон, в том числе и сои кратковремен­ ный (от 5 до 30 мин). 7. Успокаивающая (восстанавливающая) музыка используется как в процес­ се деятельности (в паузах), так и по ее окончании. Она способствует уменьше­ нию психоэмоциональной напряженности, переключает внимание. Одновре­ менно целесообразно использовать различные дыхательные и расслабляющие упражнения.

Слайд 6

Способы избавления от отри­ цательных эмоций: – смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках; – набрать в стакан воды и мед­ ленно, сосредоточенно ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях; – провести дыхательное упраж­ нение: 3—4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться); – посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны; – слегка помассировать кончик мизинца; – делая вдох, спокойно, не то­ ропясь, сжать с усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; за­ тем, ослабляя сжатие, сде лать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение с закрытыми глазами – это удвоит эф­ фект; – применить формулы само­ убеждения («сегодня я не об ращаю внимания на пустя­ ки», «я совершенно спокой на», «я раскованна », «мое тело легкое», «я уверена в себе!»), самовнушения («я хочу...», «я могу...», «я буду...»); -контрастный душ (заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ для снятия психического напряжения); -созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плыву­ щие по небу облака)

Слайд 7

Психологическую безопасность человек ощущает когда в коллективе создан эмоциональный комфорт. С переживанием психологического комфорта или дискомфорта соотносится уровень психологического здоровья. Уровень психологического здоровья определяет меру творческой активности личности, отношение к труду, пассивность или активность воспитателя в педагогической деятельности. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, его системе отношений (к себе, к окружающему миру, к работе, коллегам и т.п.) Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС

Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....

Статья по теме: Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС

«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС» Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогическо...

Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС

Успех педагогов в профессионально й деятельности предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам, но и к уровню их психологическог о здоровья. Здоровый и эмоционально б...

Консультация для педагогов ДОУ «Введение новой формы планирования психолого-педагогической работы с воспитанниками, в соответствии с ФГОС»

Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы планирования психолого- педагогической...

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...

Психолого-педагогического сопровождение воспитанников в ДОУ в рамках работы психолого-педагогического консилиума.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм  взаимодействия руководящих и педагогических    работников, объединяющихся для оказания диагностической, консультати...