"Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО"
консультация по коррекционной педагогике
Выступление на РМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz_v_ramkah_realizatsii_fgos_do.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область, г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2 тел.: 8(49624)2-35-95 fediukina.nadejda2012@yandex.ru |
Выступление на районно-методическом объединении
на тему:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО
Составители:
Мартынова М.А.
Пименова Т.Н.
Трифонова О.А.
Уткина Е.И.
г. Клин
Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко считают, что система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях специального и общего образования является необходимым условием интеграции, которая призвана помочь таким детям адаптироваться к современным социальным условиям и сформировать в обществе толерантное отношение к ним.
Важнейшим условием эффективности интеграции является наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения, заключается в обеспечении психологического и социального благополучия воспитанников с ОВЗ, охраны прав личности, в том числе и в процессе проведения оценочных процедур. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями, в связи с этим, становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют все участники образовательного процесса. По отношению к детям с ОВЗ в дошкольной образовательной организации осуществляется специально организованный образовательный процесс, который предполагает осуществление психологического сопровождения и психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ.
Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:
1. Сбор информации и составление банка данных о детях с ОВЗ.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.
3. Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ.
4. Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия.
5. Психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
6. Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка.
7. Информирование родителей о результатах работы с детьми.
8. Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения
9. Проектирование последующей работы с детьми.
Прогнозируемые результаты для каждой категории участников:
Дошкольники: позитивная адаптация к условиям ДОО; динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу; эффективное формирование нарушенных функций; развитие личности ребенка, развитие навыков общения; приобретение социального опыта.
Педагоги: развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ; профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования; приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.
Родители: получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; адекватность установок в отношении перспектив ребенка; информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в т.ч. в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОО; приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ; получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
Список литературы
- https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-modeli-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v
- Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. 2008. № 2. С. 86-94.
- https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-postroeniya-modeli-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Встреча мышления и речи составляет крупнейшее событие в развитии индивида, и именно эта связь ставит мышление человека на небывалую высоту.
Л.С. Выготский, А.Р. Лурия
В настоящее время в системе образования детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста происходят существенные изменения. Совершенствуется нормативно-правовое обеспечение, подходы к организационным и содержательным аспектам процессов обучения детей.
Ухудшение физического, психоневрологического, нравственного, эмоционального здоровья детей стало предметом тревоги общества. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с тяжелыми нарушениями речи и нуждаются не только в коррекционном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям, но и в обязательном психолого-медико-педагогическом сопровождении.
Вопросы логопедического сопровождения становятся основополагающими в жизни этих детей, и эти дети должны находиться в поле зрения логопедического сопровождения, в котором учитываются их психологические и физиологические особенности и возможности.
Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи включает пять направлений: диагностическое, психологическое, социально-реабилитационное, педагогическое, медицинское.
Положительная динамика коррекционно-воспитательной работы определяется четкой системой. В данном процессе учитель-логопед, выступает, как организатор и координатор коррекционной работы, оказывает необходимую логопедическую помощь, а также оптимальное распределение нагрузки в течение дня.
Целью сопровождения является создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию познавательных процессов детей с тяжелыми нарушениями речи.
Этапы логопедического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи:
I этап логопедического сопровождения – налаживание первоначального контакта. Установить контакт в сфере его собственных интересов, приятных и доступных ему действий.
II этап логопедического сопровождения – всестороннее обследование речи ребенка. Полученные результаты обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте.
Анализ результата обследования позволяет сделать заключение и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.
III этап логопедического сопровождения – коррекционная работа которая осуществляется на индивидуальных занятиях.
IV этап логопедического сопровождения – отслеживание динамики речевого развития детей. Промежуточная диагностика речевого развития, проводится по той же методике, которая была использована на втором этапе логопедического сопровождения.
Результатом проделанной работы является переход дошкольников с тяжелым нарушением речи на более высокий уровень развития речи и познавательных процессов.
Важным направлением работы учителя-логопеда в логопедическом сопровождение ребенка с тяжелым нарушение речи, является взаимодействие с родителями. Работа учителя-логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних рекомендаций, даваемых логопедом. Организуя выставки, матер-классы, практикумы для родителей, различные развлечения, консультации, открытые занятия, происходит включение родителей в коррекционную программу в соответствии с лексической тематикой.
Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами. Педагоги в своей работе используют такие средства, как учебно-методические пособия, методические рекомендации, электронные издания, плакаты, буклеты, презентации, аудио и видеоматериалы, глобальная сеть Интернет
Таким образом, процесс логопедического сопровождения ребенка с тяжелым нарушением речи – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка.
Список литературы
- Басангова Б. М., Танцюра С. Ю., Мартыненко С. М. – М.: Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ. Методические рекомендации.
Издательство: Сфера, 2017 г.
- Рогова, А.А. Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи. Материалы всероссийской студенческой научно-практической
конференции «Актуальные проблемы образования: позиция молодых» - Челябинск 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
"Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО"
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Особо значимым явлением можно считать разработку федерального образовательного стандарта дошкольного образо...
«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»
ЧОУ ДПО «Институт новых технологий и образовании»...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
Консультация для педагогов «Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС».
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области ...