Знакомство с искусством гжельской росписи
план-конспект занятия (старшая группа)
Основы науки и естествознания, рисование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_gzhel_st.gr_.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему:
«Знакомство с искусством гжельской росписи».
Задачи:
Образовательная - познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.
Развивающая - развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.
Воспитательная - воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Материалы - изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), гуашь синяя и белая; кисти мягкие; штампы круглые (большие и маленькие); силуэт вазы размером А4 (на каждого ребенка), банка с водой, салфетка.
Ход НОД:
- Вступление.
Здравствуйте ребята и гости.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Как называется наша родина? (Россия).
Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:
“С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся”.
- Основная часть.
Сегодня мы отправляемся в гости к мастерам Гжельской росписи. В 60 километрах от Москвы на берегу реки Гжелки стоит село Гжель. Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель.
Вот Гжель – старинное село, на берегу реки стоит оно,
А речку – Гжелкою все называют,
и глину белую здесь люди добывают.
Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице козлика, да и вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
А в речку Гжелку окунулись небесные просторы,
и в этой синеве рождаются узоры!
То «капельки», то «сеточки»,
то «дуги», «завитки»…
Как будто волны синие
у Гжелочки – реки.
Воспитатель показывает детям простейшие элементы из которых состоит гжельская роспись, спрашивает детей, как по их мнению, тот или иной элемент можно нарисовать (дидактическая картинка изображающая элементы гжельской росписи).
А какие элементы росписи использует художник? (кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки). Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье.
Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся? Какие цвета присутствуют на гжельской росписи? Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.
А сейчас, ребята, я предлагаю всем нам стать Гжельскими мастерами, будем расписывать вазу. Мастера расписывают фарфоровые предметы мягкой кистью, кобальтовой (синей) краской. Но мы мастера начинающие, поэтому кое-где воспользуемся штампами.
Напомните мне, что нужно сделать, чтобы получить голубой цвет? (ответы детей). Сейчас мы на палитре смешаем белую краску с каплей синей (дети смешивают).
Теперь обмакнем в краску большой штамп и отпечатаем в центре нашей вазы три круга (показ, дети работают).
Возьмем маленький штамп, обмакнем в синюю краску и отпечатаем маленькие синие круги в центре больших голубых (показ, дети работают).
Маленькие синие круги можно отпечатать и по верху вазы (показ, дети работают).
И пока наши круги подсыхают для дальнейшей росписи, мы с вами тоже подготовимся к работе и сделаем небольшую разминку.
Физкультминутка.
Говорит цветку цветок: Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.) Выйди на дорожку, Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.) Да головкой покачай , Утром солнышко встречай. (Вращение головой.) Стебель наклони слегка — Вот зарядка для цветка. (Наклоны.) А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся. (Встряхивания кистями рук.) Наконец готовы все День встречать во всей красе.
Вот теперь мы можем продолжить наше занятие.
Возьмем кисточку, обмакнем в синюю краску так, что бы краска покрывала весь ворс и, прикладывая кисточку от синих кругов в центре голубых будем рисовать ромашку. Один раз приложили кисточку - получили один лепесток (показ, дети работают).
Цветы у нас получились красивые, надо нарисовать листики. Листочки тоже будем рисовать, прикладывая кисточку (показ, дети работают).
Дети по желанию дополняют узорами свой рисунок.
- Заключение.
Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий.
В конце занятия из детских работ оформляется выставка «Гжель». Дети рассматривают работы, сравнивают их с предметами гжельского промысла.
На фоне белоснежном
Узоры нежно – синие,
Как будто очи яркие
моей родной России!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с искусством городецкой росписи
На этой неделе дети познакомились с народно декоративно-прикладным искусством городецких мастеров, с их сложившимися традициями, передающихся от поколения к поколению. Дети узнали, что в нашей стране ...
«Знакомство с искусством гжельской росписи»
Формировать знания детей о местоположении зарождения народного промысла «Гжель». Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме....
Знакомство с искусством гжельской росписи
Знакомство с искусством гжельской росписиЦель: Познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Формировать умение передавать элементы росписи; умени...
"Знакомство с искусством гжельской росписи"
Развивающие: Развивать умение выделять специфику Гжельской росписи: цветовой строй,ритм и характер элементов. Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку,творчество.Образовательные: Познакомит...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с искусством гжельской росписи» для детей подготовительной группы
Тема: «Знакомство с искусством гжельской росписи»Цель: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение прост...
Рисование "Знакомство с искусством гжельской росписи".
Цель: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме.Задачи: развивать умение выделять её специфику - цветовой строй, ритм и характер элементов, воспитывать интерес к народному ...
Знакомство с искусством гжельской росписи
Познакомиться с русской народной росписью Гжель, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров....