Знакомство с искусством гжельской росписи
план-конспект занятия (старшая группа)

Лукашенко Людмила Викторовна

Основы науки и естествознания, рисование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_gzhel_st.gr_.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему:

 «Знакомство с искусством гжельской росписи».

Задачи:

Образовательная - познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.

Развивающая - развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.

Воспитательная - воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы - изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), гуашь синяя и белая; кисти мягкие; штампы круглые (большие и маленькие); силуэт вазы размером А4 (на каждого ребенка), банка с водой, салфетка.

Ход НОД:

  1. Вступление.

Здравствуйте ребята и гости.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край – Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

 Как называется наша родина? (Россия).

Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся”.

 

  1. Основная часть.

Сегодня мы отправляемся в гости к мастерам Гжельской росписи. В 60 километрах от Москвы на берегу реки Гжелки стоит село Гжель. Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

       Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. 

Вот Гжель – старинное село, на берегу реки стоит оно,

А речку – Гжелкою все называют,

и глину белую здесь люди добывают.

     Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.                                                                                                              Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице козлика, да и вылепил его.                                                             Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.     И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

А в речку Гжелку окунулись небесные просторы,

и в этой синеве рождаются узоры!

То «капельки», то «сеточки»,

то «дуги», «завитки»…

Как будто волны синие

у Гжелочки – реки.

Воспитатель показывает детям простейшие элементы из которых состоит гжельская роспись, спрашивает детей, как по их мнению, тот или иной элемент можно нарисовать (дидактическая картинка изображающая элементы гжельской росписи).

А какие элементы росписи использует художник? (кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки). Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье.

Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся? Какие цвета присутствуют на гжельской росписи? Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.

А сейчас, ребята, я предлагаю всем нам стать Гжельскими мастерами, будем расписывать вазу. Мастера расписывают фарфоровые предметы мягкой кистью, кобальтовой (синей) краской. Но мы мастера начинающие, поэтому кое-где воспользуемся штампами.

Напомните мне, что нужно сделать, чтобы получить голубой цвет? (ответы детей). Сейчас мы на палитре смешаем белую краску с каплей синей (дети смешивают).

Теперь обмакнем в краску большой штамп и отпечатаем в центре нашей вазы три круга (показ, дети работают).

Возьмем маленький штамп, обмакнем в синюю краску и отпечатаем маленькие синие круги в центре больших голубых (показ, дети работают).

Маленькие синие круги можно отпечатать и по верху вазы (показ, дети работают).

И пока наши круги подсыхают для дальнейшей росписи, мы с вами тоже подготовимся к работе и сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка.

Говорит цветку цветок:                                                                               Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)                 Выйди на дорожку,                                                                                                Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)      Да головкой покачай ,                                                                                     Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)                                      Стебель наклони слегка — Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)                        А теперь росой умойся,                                                                                 Отряхнись и успокойся. (Встряхивания кистями рук.)                                Наконец готовы все                                                                                            День встречать во всей красе.

Вот теперь мы можем продолжить наше занятие.

Возьмем кисточку, обмакнем в синюю краску так, что бы краска покрывала весь ворс и, прикладывая кисточку от синих кругов в центре голубых будем рисовать ромашку. Один раз приложили кисточку - получили один лепесток (показ, дети работают).

Цветы у нас получились красивые, надо нарисовать листики. Листочки тоже будем рисовать, прикладывая кисточку (показ, дети работают).

Дети по желанию дополняют узорами свой рисунок.

  1. Заключение.

Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий.

В конце занятия из детских работ оформляется выставка «Гжель». Дети рассматривают работы, сравнивают их с предметами гжельского промысла.

На фоне белоснежном

Узоры нежно – синие,

Как будто очи яркие

моей родной России! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с искусством городецкой росписи

На этой неделе дети познакомились с народно декоративно-прикладным искусством городецких мастеров, с их сложившимися традициями, передающихся от поколения к поколению. Дети узнали, что в нашей стране ...

«Знакомство с искусством гжельской росписи»

Формировать знания детей о местоположении зарождения народного промысла «Гжель». Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме....

Знакомство с искусством гжельской росписи

Знакомство с искусством гжельской росписиЦель: Познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Формировать умение передавать элементы росписи; умени...

"Знакомство с искусством гжельской росписи"

Развивающие: Развивать умение выделять специфику Гжельской росписи: цветовой строй,ритм и характер элементов. Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку,творчество.Образовательные: Познакомит...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с искусством гжельской росписи» для детей подготовительной группы

Тема: «Знакомство с искусством гжельской росписи»Цель: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение прост...

Рисование "Знакомство с искусством гжельской росписи".

Цель: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме.Задачи: развивать умение выделять её специфику - цветовой строй, ритм и характер элементов, воспитывать интерес к народному ...

Знакомство с искусством гжельской росписи

Познакомиться с русской народной росписью Гжель, с ее  характерными особенностями и техникой гжельских мастеров....