Здоровьесберегающие технологии как средство охраны и укрепления голоса детей дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)
Здоровьесберегающие технологии как средство охраны и укрепления голоса детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии как средство охраны и укрепления голоса детей дошкольного возраста.
В должности музыкального руководителя я работаю более 20 лет. За это время в сфере системы образования происходили изменения, продиктованные требованиями меняющейся действительности. Итогом, 17.10.2013 года Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 был утвержден ФГОС ДО, направленный на систематизацию содержания образовательного процесса.
Дошкольное образование — первый и, пожалуй, один из важнейших уровней образовательной системы. Это фундаментальная база для дальнейшего обучения и развития ребенка. Поэтому уделять особое внимание правильной организации образовательного процесса необходимо именно здесь. Детский сад, по современным требованиям, сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования. Должны меняться формы и направления работы детского сада, а образовательный процесс строиться в соответствии с основными принципами ФГОС ДО - поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, реализация Программы в специфических для дошкольников формах - в игре, познавательной и исследовательской деятельности.
ФГОС ДО направлен на решение ряда задач, и задача «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» является одной из приоритетных для ДОУ.
Следует отметить, что в современном мире изменилось отношение к культурным традициям прошлого. Если раньше художественно-эстетическому воспитанию ребёнка, а в частности и классическому музыкальному, уделялось значительное внимание, то теперь происходит засилье низкопробной поп- и рок-культуры. Часто можно наблюдать такую ситуацию: родители вместе с детьми поют под караоке какой-нибудь низкопробный шлягер, состоящий из непонятных слов и пения, переходящего на крик. Это вопиющие случаи не только подмены художественных ценностей, но и угроза здоровью. Голос y дошкольников ещё не сформирован и слаб. Поэтому в этот период нужно особенно бережно к нему относиться.
К сожалению, многие педагоги, в угоду моде и амбициям, берут заведомо сложный вокальный репертуар, не подготовив к нему предварительно голосовой аппарат ребёнка. Вследствие этого у детей наблюдается дисфония-нарушение голосовой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью. Отчасти я тоже столкнулась с этой проблемой в своей работе: очень понравились песни, диапазон которых был больше октавы, что не совсем соответствует с нормой. В результате, у некоторых детей появилась сипота в голосе.
Красота – это здоровье, и только здоровый голос звучит красиво. И наша главная задача сохранить этот бесценный дар природы, формируя у дошкольников правильные вокально-хоровые навыки.
Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны низкопробной развлекательной культуры, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Обращение воспитателей и специалистов к ним с целью повышения уровня мотивации дошкольников бережного отношения к голосу обусловливает актуальность данной темы.
Вокальная деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий замечательно вписывается в эту концепцию, становится отличной возможностью для педагога, детей и родителей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. В последние годы эти технологии вызывают интерес в среде специалистов вокального образования. Имеются данные о применении данных технологий для решения задач ЗОЖ и профессиональной деятельности.
В своей деятельности я неоднократно использовала здоровьесберегающие технологии при работе со старшими дошкольниками: разрабатывала конспекты, готовила необходимое оборудование, оформляла пособия. Был очевиден тот факт, что использование их в совместной деятельности решает многие образовательные задачи по вокальному развитию детей. К тому же, голосовые игры и фонопедические упражнения очень нравятся детям.
Кроме того, в своей работе я использовала разнообразные виды занятий по музыкальному воспитанию: сюжетные, доминантные занятия, тематические; занятия в процессе совместной музыкальной деятельности воспитателя и ребёнка в группе, родителей и детей в семье. Все это помогало накапливать детям определенный опыт, что в дальнейшем обеспечивало использование более сложного песенного репертуара на праздниках и досугах.
НОД – были итогом работы за месяц и позволяли ребенку не просто закрепить полученные навыки и умения, но и продемонстрировать их качественное исполнение. При организации НОД, я старалась подбирать задания, которые были бы направлены не только на певческую деятельность, но и на развитие психических процессов, например, мышление, речь, память или внимание. Обязательным аспектом заинтересованности дошкольников была мотивация на деятельность, понятная и доступная детям.
Проводимые в ДОУ НОД с использованием здоровьесберегательных технологий всегда находили отражение в групповом информационном стенде. Это позволило сделать образовательным процесс доступным и наглядным для родителей. Их заинтересовала такая форма работы, тем более, что дети получали от нее огромное удовольствие и расширяли свой кругозор. Постепенно родители стали принимать в ней участие: положительно отзывались о проводимой с дошкольниками работе, помогали в изготовлении атрибутов к праздникам, желали принять участие в тренингах по использованию здоровьесберегающих технологий. Постепенно, количество родителей увеличилось. Они стали более заинтересованы жизнью ребенка в ДОУ. Кроме того, каждый родитель мог увидеть, как ребенок справляется с тем или иным заданием, как взаимодействует в коллективе. Многих родителей это подвигло на то, чтобы уделить больше внимания музыкальному развитию своего ребенка. Некоторые родители решили записать ребенка в музыкальные кружки и школы.
В итоге, как показала практика, беседы о музыке, пении вызывали у детей познавательный интерес к вокальной культуре, а использование здоровьесберегательных технологий способствовало формированию ценностного отношения к здоровью.
Список используемой литературы:
1.Горохова Л.С. Вокально-артикуляционные упражнения в детском саду. - Архангельск: ГОУ СПО «Арх. пед. колледж», 2009.
2. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / Авт.-сост. Т. Ю. Амосова. – М.: РИПОЛ-классик, 2005
3. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань, 1997.
4. Емельянов В.В., Трифонова И.А. Фонопедический метод развития голоса: I уровень: Развивающие голосовые игры. – СПб., 1999.
5. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2010.
6. 1000 загадок, скороговорок, считалок для самых умных малышей / Сост. Н. Паникоровская. _ М.: Астрель; СПб.: Сова.2008.
7. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007 - 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Охрана и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в Республики Казахстан
Здоровье ребенка – дошкольника в основном зависит от условий общества, жизни семьи, гигиенической культуры, статуса здравоохранение и образования, социальной и педагогический проблемы в республике, ми...
Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Статья расскрывает используемые технологии здоровьясбережения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста...
Проект "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечи...
Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей. (консультация для педагогов)
Здоровье - это одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прощли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психиче...
Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных напра...
Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Современный детский сад – это место где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный воз...